Статья «Ключевые компетенции как новая парадигма результата образования»
статья на тему

Курочкина Наталья Васильевна

В последнее время происходит резкая  переориентация оценка результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», на понятия «компетенция» и «компетентность». Соответственно культивируется компетентностный подход в образовании, которой в современных условиях развития отрасли рассматривается как основной.

Европейский фонд образования (ЕФО,1997) « компетенцию» определяет как:

- способность (умение) делать что-либо хорошо или эффективно;

- соответствие требованиям, предъявляемых при устройстве на работу;

- способность выполнять особые трудовые функции.

«Компетентность» обозначает характеристику человека (обладающий  компетенцией, знающий , сведующий, полноправный  и т.п.).

 При этом интересно отметить, что наряду с понятием «компетентность», а иногда и как его синоним выступает «базовый навык».

Что такое «ключевые компетенции» ?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_pedsovet_31.10.12_klyuchevye_kompentecii.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете №2

от 31.10.2012 г

«Ключевые компетенции как новая парадигма результата образования»

В последнее время происходит резкая  переориентация оценка результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», на понятия «компетенция» и «компетентность». Соответственно культивируется компетентностный подход в образовании, которой в современных условиях развития отрасли рассматривается как основной.

Европейский фонд образования (ЕФО,1997) « компетенцию» определяет как:

- способность (умение) делать что-либо хорошо или эффективно;

- соответствие требованиям, предъявляемых при устройстве на работу;

- способность выполнять особые трудовые функции.

«Компетентность» обозначает характеристику человека (обладающий  компетенцией, знающий , сведующий, полноправный  и т.п.).

 При этом интересно отметить, что наряду с понятием «компетентность», а иногда и как его синоним выступает «базовый навык».

Что такое «ключевые компетенции» ?

 Сам термин указывает на то, что они являются «ключом», универсальным основанием для самых различных сфер профессиональной деятельности, так и для жизни людей.    

 Ключевые компетенции для Европы:

-политические и социальные;

-касающиеся жизни в многокультурном обществе;

-связанные с устной и письменной коммуникацией;

-обусловленные возникновением информационого общества;

-способность учиться всю жизнь.

Стратегия модернизации образования в РФ также предполагает, что в основу обновления общего образования будут положены «ключевые компетенции».

В новом государственном образовательном  стандарте среднего (полного) общего образования 2010 года зафиксирован перечень метапредметных умений.

К наиболее важным умениям, с точки зрения авторов Стандарта, относятся:

умение самостоятельно определять цели своего обучения;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

умение  оценивать правильность выполнения учебной задачи;

владене основами самоконтроля, самооценки, принятие решения и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

уметь определять понятия. создавать обобщения, устанавливать аналогии. классифицировать, строить логические заключения, умозаключения, делать выводы;

смысловое чтение;

умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и  сверстниками; работать индивидуально и в группах.

Сказанное позволяет охарактеризовать ключевые компетенции как наиболее общие способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигнуть результатов в личной и профессиональной жизни

      Стратегической целью современного образования является повышение качества образования. Качество образования – совокупность образовательных результатов, обеспеченных возможностью самостоятельного решения обучающимися значимых для него проблем (коммуникационных, информационных, познавательных, социальных

       Условия достижения нового качества образования

 Необходимы:

1. стандарты общего образования, ориентированные на компетентности;

2. разработка учебных материалов и технологий обучения (на базе стандартов нового поколения);

3. систематическая оценка уровня компетентности учащихся;

4. мониторинг реальных результатов и долгосрочных социальных эффектов образования;

5. изменение концепций педагогического образования;

6. самостоятельность школы в принятии решений и реализации стратегии.

     Одним из условий повышения качества образования является формирование ключевых компетенций школьника

       Что значит «быть компетентным?»

     «Быть компетентным – означает способность (умение) мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт» (М.В. Рыжаков).

   "Компетентность – это способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности для решения актуальных для них проблем". (О.Е. Лебедев)

     Компетенция - отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке учащихся, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере. Можно соотнести «академические» знания как формулу «знаю что» и формулу компетентности - «знаю как.

      «Знаниевый» подход ориентирован на накопление "строительных материалов". В результате мы получим склад таких материалов и кладовщиков, способных отпустить нужные материалы по требованию. "Компетентностный" подход ориентирован на "строительство дома". (О.Е.Лебедев)

      Иерархия компетенций, формирующихся в общем образовании:

ключевые - наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости, относятся к общему (метапредметному, или надпредметному) содержанию образования (социальная, коммуникативная, информационная, учебно-познавательная);

общепредметные - относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей (здоровьесберегающая, природоохранительная);

предметные - формируются в рамках учебных предметов.

        Компетентности формируются в образовательном процессе под влиянием:

содержания образования;

технологий образования;

стиля жизни образовательного учреждения;

типа взаимоотношений между преподавателями и обучающимися;

типа взаимодействия между обучаемыми.

Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. (О.Е. Лебедев).

       Система оценивания компетентностей

1. Проявить и проверить сформированность компетентности можно только в конкретной ситуации.

2. Для формирования и оценки компетентностей необходимо разработать систему заданий особого типа – проблемно-ситуационные задания.

3. Подобные задания составляют основу тестов, использованных в международных исследованиях.

В результате исследований нашими учеными были сделаны следующие выводы:

1.Наметилась тенденция к снижению уровня образовательных достижений учащихся основной школы.

2.При том, что уровень овладения специальными предметными знаниями и умениями остается высоким, но падает качество образования. Снижается уровень функциональной грамотности:

- школьники не умеют эффективно и грамотно решать практические, социально и личностно-значимые проблемы;

- не умеют «увязывать» приобретенные знания с жизненным опытом;

- не умеют работать с информацией, читать и анализировать тексты, анализировать данные, представлять в нетекстовой форме (графики, таблицы, диаграммы);

- не умеют проводить наблюдения, строить гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения.

3. Высокий уровень грамотности достигает малое число учащихся и оно постоянно падает.

4. Основные школы – самое слабое звено.

   Причины таких результатов:

1)Учащиеся не встречаются с заданиями междисциплинарного характера.

2)Не встречаются с жизненными ситуациями, в которых чтение им необходимо для решения общественных и частных задач, за исключением чтения художественной литературы.

3)Задания далеки от жизненных интересов и социального опыта обучающихся.

4)Не встречаются с заданиями, требующими выбора ответов, которые требуют специальной подготовки.

5)Не умеют работать в напряженном графике.

6)Повлияли различия в социальной жизни стран – участниц.

7)Нестандартная формулировка вопросов (таблицы, диаграммы, рисунки, схемы).

8)Отсутствуют коммуникативные способности (пропускали задания, где требуется ответ в свободной форме).

        Анализируя результаты, можно выделись следующие тенденции:

- низкий уровень  сформированности умений работать с различными источниками информации.

- низкий уровень в сформированности коммуникативных и общеучебных умений.

       Ведущие педагоги считают, что такие результаты - следствие чрезмерной академичности и узкой предметности российского образования. Преодолеть их - перспективная задача развития системы образования.

        Проблемы в российском образовании

несоответствие содержания и технологий образования требованиям современного общества и экономики;

отставание образования от требований социально-экономического развития;

дефицит преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации;

отсутствие инвестиционной привлекательности в образовательной сфере.

Проблемы начального звена:

-разный уровень подготовки к школе (неравенство стартовых возможностей);

-недостаточно развитые компетенции.

Основное образование:

-незавершенность основных содержательных линий в материале обучения, делающая основу образования неполноценным без получения среднего;

-перегруженность содержания образования;

-неразвитость современных методов работы с информацией;

-подавляющее использование репродуктивных методов обучения;

-недостаточно развивающий потенциал образования;

-формирование отрицательной учебной мотивации и комплексов неполноценности.

Общее среднее образование:

-неэффективность концентрической системы;

-ориентация на высшее образование, приводимая к отсеву учащихся;

-недостаточность времени на углубленное изучение материала предвузовской подготовки.

Начальное профессиональное образование:

недостаточность общеобразовательной подготовки;

архаичный уровень освоения ряда профессий.

Высшее образование:

слабая связь с рынком труда;

резкий разброс в уровне профессиональной подготовки между вузами.

Пути решения данных проблем

      Предложения и рекомендации

1) Ориентироваться не на большой объем знаний, а на способность применять полученные знания (компетентностный подход):

решать проблемы научными методами;

работать с различными источниками информации;

критически оценивать полученную информацию;

выдвигать гипотезы и проводить исследования;

аргументированно обосновать высказанную точку зрения.

2) Развивать умения, способствующие критическому анализу предложенных ситуаций.

3) Формировать умения ясно и логично излагать свои мысли.

4) Формировать коммуникативные умения.

5) Разработать методики выполнения заданий с развернутым ответом.

Одно из условий достижения нового качества образования - внедрение новых технологий обучения

        Технологии компетентностного образования

развитие критического мышления;

проектное обучение;

дебаты;

«портфолио».

       Перед нами поставлена  цель: изучать и апробировать новые технологии обучения. Необходимо разработал основные положения проекта внедрения технологий. выполнить определенные задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Новая образовательная реальность и новая парадигма школьного историко-обществоведческого образования в контексте Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг."

Изменения в содержании и преподавании курсов истории и обществознания в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 гг....

Необходимость разработки новой парадигмы школьного образования сельских территорий

Концептуальные идеи развития сельской школы как факторы социально-экономического и духовно-нравственного развития села....

Экологическая компетенция как новый планируемый результат экологического образования

В соответствии с международными обязательствами России в области образования для устойчивого развития (УР) и российским законодательством, в условиях повышения требований общества к качеству образован...

статья "Ориентация на личность как парадигма современного образования"

В данной статье представлена технология личностно ориентированного обучения. В последние годы этот подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Сменились ценностные ориентации,...

Формирование ключевых компетенций и повышение качества географического образования с помощью инновационных технологий обучения.

Учитывая современный социальный заказ школе на формирование активной творческой личности, на повышение качества образования сформулирована концепция....

Компетентностный подход в образовании – новая парадигма в образовании

Презентация, посвящённая обзору компетентностного подхода в образовании - сущность, основные принципы, как применятся в образовании. Материал пригодится для учителей-методистов или студентов педа...

«Современные образовательные технологии: формирование ключевых компетенций и новой грамотности»

Использование современных образовательных технологий на основе деятельностного подхода позволяет   создать условия, в которых учащийся сам определяет проблему, ставит цель и достигает ее, са...