Статья «Ключевые компетенции как новая парадигма результата образования»
статья на тему
В последнее время происходит резкая переориентация оценка результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», на понятия «компетенция» и «компетентность». Соответственно культивируется компетентностный подход в образовании, которой в современных условиях развития отрасли рассматривается как основной.
Европейский фонд образования (ЕФО,1997) « компетенцию» определяет как:
- способность (умение) делать что-либо хорошо или эффективно;
- соответствие требованиям, предъявляемых при устройстве на работу;
- способность выполнять особые трудовые функции.
«Компетентность» обозначает характеристику человека (обладающий компетенцией, знающий , сведующий, полноправный и т.п.).
При этом интересно отметить, что наряду с понятием «компетентность», а иногда и как его синоним выступает «базовый навык».
Что такое «ключевые компетенции» ?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_pedsovet_31.10.12_klyuchevye_kompentecii.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете №2
от 31.10.2012 г
«Ключевые компетенции как новая парадигма результата образования»
В последнее время происходит резкая переориентация оценка результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», на понятия «компетенция» и «компетентность». Соответственно культивируется компетентностный подход в образовании, которой в современных условиях развития отрасли рассматривается как основной.
Европейский фонд образования (ЕФО,1997) « компетенцию» определяет как:
- способность (умение) делать что-либо хорошо или эффективно;
- соответствие требованиям, предъявляемых при устройстве на работу;
- способность выполнять особые трудовые функции.
«Компетентность» обозначает характеристику человека (обладающий компетенцией, знающий , сведующий, полноправный и т.п.).
При этом интересно отметить, что наряду с понятием «компетентность», а иногда и как его синоним выступает «базовый навык».
Что такое «ключевые компетенции» ?
Сам термин указывает на то, что они являются «ключом», универсальным основанием для самых различных сфер профессиональной деятельности, так и для жизни людей.
Ключевые компетенции для Европы:
-политические и социальные;
-касающиеся жизни в многокультурном обществе;
-связанные с устной и письменной коммуникацией;
-обусловленные возникновением информационого общества;
-способность учиться всю жизнь.
Стратегия модернизации образования в РФ также предполагает, что в основу обновления общего образования будут положены «ключевые компетенции».
В новом государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования 2010 года зафиксирован перечень метапредметных умений.
К наиболее важным умениям, с точки зрения авторов Стандарта, относятся:
умение самостоятельно определять цели своего обучения;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владене основами самоконтроля, самооценки, принятие решения и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
уметь определять понятия. создавать обобщения, устанавливать аналогии. классифицировать, строить логические заключения, умозаключения, делать выводы;
смысловое чтение;
умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах.
Сказанное позволяет охарактеризовать ключевые компетенции как наиболее общие способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигнуть результатов в личной и профессиональной жизни
Стратегической целью современного образования является повышение качества образования. Качество образования – совокупность образовательных результатов, обеспеченных возможностью самостоятельного решения обучающимися значимых для него проблем (коммуникационных, информационных, познавательных, социальных
Условия достижения нового качества образования
Необходимы:
1. стандарты общего образования, ориентированные на компетентности;
2. разработка учебных материалов и технологий обучения (на базе стандартов нового поколения);
3. систематическая оценка уровня компетентности учащихся;
4. мониторинг реальных результатов и долгосрочных социальных эффектов образования;
5. изменение концепций педагогического образования;
6. самостоятельность школы в принятии решений и реализации стратегии.
Одним из условий повышения качества образования является формирование ключевых компетенций школьника
Что значит «быть компетентным?»
«Быть компетентным – означает способность (умение) мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт» (М.В. Рыжаков).
"Компетентность – это способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности для решения актуальных для них проблем". (О.Е. Лебедев)
Компетенция - отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке учащихся, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере. Можно соотнести «академические» знания как формулу «знаю что» и формулу компетентности - «знаю как.
«Знаниевый» подход ориентирован на накопление "строительных материалов". В результате мы получим склад таких материалов и кладовщиков, способных отпустить нужные материалы по требованию. "Компетентностный" подход ориентирован на "строительство дома". (О.Е.Лебедев)
Иерархия компетенций, формирующихся в общем образовании:
ключевые - наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости, относятся к общему (метапредметному, или надпредметному) содержанию образования (социальная, коммуникативная, информационная, учебно-познавательная);
общепредметные - относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей (здоровьесберегающая, природоохранительная);
предметные - формируются в рамках учебных предметов.
Компетентности формируются в образовательном процессе под влиянием:
содержания образования;
технологий образования;
стиля жизни образовательного учреждения;
типа взаимоотношений между преподавателями и обучающимися;
типа взаимодействия между обучаемыми.
Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. (О.Е. Лебедев).
Система оценивания компетентностей
1. Проявить и проверить сформированность компетентности можно только в конкретной ситуации.
2. Для формирования и оценки компетентностей необходимо разработать систему заданий особого типа – проблемно-ситуационные задания.
3. Подобные задания составляют основу тестов, использованных в международных исследованиях.
В результате исследований нашими учеными были сделаны следующие выводы:
1.Наметилась тенденция к снижению уровня образовательных достижений учащихся основной школы.
2.При том, что уровень овладения специальными предметными знаниями и умениями остается высоким, но падает качество образования. Снижается уровень функциональной грамотности:
- школьники не умеют эффективно и грамотно решать практические, социально и личностно-значимые проблемы;
- не умеют «увязывать» приобретенные знания с жизненным опытом;
- не умеют работать с информацией, читать и анализировать тексты, анализировать данные, представлять в нетекстовой форме (графики, таблицы, диаграммы);
- не умеют проводить наблюдения, строить гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения.
3. Высокий уровень грамотности достигает малое число учащихся и оно постоянно падает.
4. Основные школы – самое слабое звено.
Причины таких результатов:
1)Учащиеся не встречаются с заданиями междисциплинарного характера.
2)Не встречаются с жизненными ситуациями, в которых чтение им необходимо для решения общественных и частных задач, за исключением чтения художественной литературы.
3)Задания далеки от жизненных интересов и социального опыта обучающихся.
4)Не встречаются с заданиями, требующими выбора ответов, которые требуют специальной подготовки.
5)Не умеют работать в напряженном графике.
6)Повлияли различия в социальной жизни стран – участниц.
7)Нестандартная формулировка вопросов (таблицы, диаграммы, рисунки, схемы).
8)Отсутствуют коммуникативные способности (пропускали задания, где требуется ответ в свободной форме).
Анализируя результаты, можно выделись следующие тенденции:
- низкий уровень сформированности умений работать с различными источниками информации.
- низкий уровень в сформированности коммуникативных и общеучебных умений.
Ведущие педагоги считают, что такие результаты - следствие чрезмерной академичности и узкой предметности российского образования. Преодолеть их - перспективная задача развития системы образования.
Проблемы в российском образовании
несоответствие содержания и технологий образования требованиям современного общества и экономики;
отставание образования от требований социально-экономического развития;
дефицит преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации;
отсутствие инвестиционной привлекательности в образовательной сфере.
Проблемы начального звена:
-разный уровень подготовки к школе (неравенство стартовых возможностей);
-недостаточно развитые компетенции.
Основное образование:
-незавершенность основных содержательных линий в материале обучения, делающая основу образования неполноценным без получения среднего;
-перегруженность содержания образования;
-неразвитость современных методов работы с информацией;
-подавляющее использование репродуктивных методов обучения;
-недостаточно развивающий потенциал образования;
-формирование отрицательной учебной мотивации и комплексов неполноценности.
Общее среднее образование:
-неэффективность концентрической системы;
-ориентация на высшее образование, приводимая к отсеву учащихся;
-недостаточность времени на углубленное изучение материала предвузовской подготовки.
Начальное профессиональное образование:
недостаточность общеобразовательной подготовки;
архаичный уровень освоения ряда профессий.
Высшее образование:
слабая связь с рынком труда;
резкий разброс в уровне профессиональной подготовки между вузами.
Пути решения данных проблем
Предложения и рекомендации
1) Ориентироваться не на большой объем знаний, а на способность применять полученные знания (компетентностный подход):
решать проблемы научными методами;
работать с различными источниками информации;
критически оценивать полученную информацию;
выдвигать гипотезы и проводить исследования;
аргументированно обосновать высказанную точку зрения.
2) Развивать умения, способствующие критическому анализу предложенных ситуаций.
3) Формировать умения ясно и логично излагать свои мысли.
4) Формировать коммуникативные умения.
5) Разработать методики выполнения заданий с развернутым ответом.
Одно из условий достижения нового качества образования - внедрение новых технологий обучения
Технологии компетентностного образования
развитие критического мышления;
проектное обучение;
дебаты;
«портфолио».
Перед нами поставлена цель: изучать и апробировать новые технологии обучения. Необходимо разработал основные положения проекта внедрения технологий. выполнить определенные задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Новая образовательная реальность и новая парадигма школьного историко-обществоведческого образования в контексте Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг."
Изменения в содержании и преподавании курсов истории и обществознания в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 гг....
Необходимость разработки новой парадигмы школьного образования сельских территорий
Концептуальные идеи развития сельской школы как факторы социально-экономического и духовно-нравственного развития села....
Экологическая компетенция как новый планируемый результат экологического образования
В соответствии с международными обязательствами России в области образования для устойчивого развития (УР) и российским законодательством, в условиях повышения требований общества к качеству образован...
статья "Ориентация на личность как парадигма современного образования"
В данной статье представлена технология личностно ориентированного обучения. В последние годы этот подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Сменились ценностные ориентации,...
Формирование ключевых компетенций и повышение качества географического образования с помощью инновационных технологий обучения.
Учитывая современный социальный заказ школе на формирование активной творческой личности, на повышение качества образования сформулирована концепция....
Компетентностный подход в образовании – новая парадигма в образовании
Презентация, посвящённая обзору компетентностного подхода в образовании - сущность, основные принципы, как применятся в образовании. Материал пригодится для учителей-методистов или студентов педа...
«Современные образовательные технологии: формирование ключевых компетенций и новой грамотности»
Использование современных образовательных технологий на основе деятельностного подхода позволяет создать условия, в которых учащийся сам определяет проблему, ставит цель и достигает ее, са...