Методическая разработка урока литературы в 6 классе на тему «Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг (уровневая дифференцифция).
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему
Методическая разработка урока литературы в 6 классе на тему «Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг (уровневая дифференцифция).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biryuk_1.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 7 классе на тему
«Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг (уровневая дифференцифция).
Цель: Продолжить приобщение детей к литературе на основе обучения внимательному отношению к слову; помочь учащимся «увидеть» героя, опираясь на различные приемы, используемые автором;
Задачи: развивать познавательную деятельность; умение сравнивать факты, явления; обобщать; делать выводы; пользоваться справочной литературой, словарями; устанавливать причинно-следственные связи; выделять логически законченные части в прочитанном; выразительно читать; воспитание личности с активной жизненной позицией;
Оборудование: мульти-медиа; художественные тексты; рабочие карты; литературоведческие словари.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя.
Вся жизнь и творчество известного русского писателя И.С.Тургенева были пронизаны любовью и сочувствием к русскому народу. Писателя восхищало, что несмотря на горе и страдания, унижения и обиды, в русском характере сумели сохраниться такие удивительные черты, как терпение и милосердие, огромная внутренняя сила и трудолюбие. Об этом говорит И.С.Тургенев и в своем рассказе «Бирюк».
Тема сегодняшнего урока:
СЛАЙД №1
СЛАЙД №2
Ребята! Давайте обратимся к эпиграфу. Известный критик к.XIX-н.XX столетия Кропоткин Петр Алексеевич в воспоминаниях об И.С.Тургеневе писал: (внимание на доску)
В крепостном крестьянине Тургенев показал человека,
который так же, как и все люди имеет человеческие права.
П.А.Кропоткин
Вот сегодня мы и рассмотрим, как это удалось великому писателю.
Мне удалось найти и представить вам первую страницу раннего издания рассказа «Бирюк».Посмотрите на слайд, на котором показана эта страница.
СЛАЙД №3
Вы прочитали дома рассказ.
? Понравилось ли вам это произведение? Кто из героев вызвал сочувствие, кто осуждение?
? Какова главная мысль произведения?
? Как эпиграф соотносится с главной мыслью очерка?
??????? работал с «Толковым словарем» Ожегова Сергея Ивановича и сейчас он даст толкование слова «бирюк»
Бирюк – 1. Волк-одиночка (обл). 2. Перен. Нелюдимый человек (разг). (с.43)
? Что вас удивило в этом образе? Соответствуют ли внутренние качества внешнему обличью?
Так какой же он на самом деле? Почему хороший человек назван бирюком? На этот вопрос мы ответим вместе с вами.
С чего мы начнем? Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Для работы нам понадобятся художественные тексты, рабочие карты.
В рабочих картах вы будете заполнять таблицу.
Внешние проявления героя | Внутренние качества героя |
Сегодня на уроке мы будем работать в группах. 1-я группа работает по теме «Портрет», 2-я – по теме «Интерьер», 3-я рассмотрит речь и поведение героя, а 4-я- пейзаж.
Каждой группе предложены задания разного уровня. Вам предоставляется возможность выбрать каждому по одному вопросу, приготовить ответ и защитить его. Вопросы записаны в рабочих картах. Уровень сложности отмечен в скобках( А – простой уровень, В- средний уровень, С – повышенный уровень сложности). Время работы в группах – 5 минут.
(Запись на доске: А – простой уровень
В – средний уровень
С – повышенный уровень сложности)
Первой начинает защищает свои ответы группа, отвечающая за портрет.
1 группа. Портрет. Во время защиты своих ответов используйте слайд №4 СЛАЙД№ 4
- Что такое портрет? Какую роль он играет в художественном произведении?(А)
- Найдите в тексте и прочитайте выразительно, что автор выделяет во внешности Бирюка? (В)
- Что узнали о характере главного героя благодаря портрету?(С)
Группа 2. Интерьер Продолжит работу 2-я группа, которая расскажет об интерьере. Во время защиты использовать слайд №5
- Что такое интерьер? Какую роль он играет в художественном произведении?(А)
- Найдите в тексте и выразительно прочитайте описание избы Бирюка. (В)
- Устно нарисуйте картину быта, которая вам представилась во время чтения.(С)
СЛАЙД №5
Группа 3. Речь и поведение героя.
- Что говорят в деревне о Бирюке?(В)
- Что такое диалог? Какую роль он играет в художественном произведении?(А)
- Какие поступки совершает Бирюк? Как в этом сказывается его характер?(С)
Особо нужно обратить внимание на речь героя. Над вопросом «что можно узнать о герое по его речи» индивидуально работала???????
Пейзаж помогает раскрыть характер героя. Как природные явления (ливень, гроза) соотносятся с образом главного героя и сюжетом рассказа, исследует 4-я группа. А в это время у доски работает ??????????. (составляет таблицу для проверки из отдельных табличек со словами)
Группа 4. Пейзаж
СЛАЙД№6
- Что такое пейзаж? Какое значение он имеет в художественном произведении?(А)
- Найдите и выразительно прочитайте описание природы.(В)
- Как пейзаж соотносится с образом главного героя?(С)
Проверка таблицы. Сравните свои записи с таблицей на доске.
3.ИТОГ УРОКА Итак, образ главного героя перед нами. Возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока:
СЛАЙД №7
- Заслушать 2-3 ответа
- Соотнести эпиграф с темой урока.
Мы завершаем разговор об этом человеке. Изменилось ли у вас мнение о нем на уроке?
- Оценки за урок.
Д/З. ( Записано на рабочей карте)В:
- Продолжить судьбу Бирюка в рассказе собственного сочинения, основываясь на внешних и внутренних проявлениях героя.(С)
- Написать стихотворение о главном герое очерка И.С.Тургенева.(В)
- Ответить на вопрос: «Почему хороший человек назван бирюком?»(А)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы. 5 класс.
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...
Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".
Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ...
Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Анализ рассказа И.С. Тургенева «Бирюк» на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Тип урока: изучение нового материалаФорма проведения: анализ с остановкамиТехнология: развитие критического мышления через чтение и письмоФорма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая...
Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Становление характера главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро"
Разработка урока литературы в 5 классе по теме: «Становление характера главного героя рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» УМК: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательн...
Методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме " Правда в рассказе А.П.Платонова " В прекрасном и яростном мире".
Я хотела на данном уроке показать один из способов идейно-художественного анализа произведения, а именно: как стил...
Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"
Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....
Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"
Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам еще не под силу понять...