Методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме " Правда в рассказе А.П.Платонова " В прекрасном и яростном мире".
методическая разработка (6 класс) на тему

Яковлева Надежда  Владимировна

Я  хотела  на  данном  уроке  показать   один  из  способов  идейно-художественного анализа  произведения,  а  именно:  как   стиль и язык  писателя  помогают  понять  идею   произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon platonov_urok.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Правда в рассказе А.П. Платонова

"В прекрасном и яростном мире"

Яковлева Надежда Владимировна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

1. Раскрыть художественное выражение мысли писателя, за которой стоит философская, природная правда;

2. показать учащимся своеобразие стиля писателя как один из приёмов выражения идеи художественного произведения;

3. развитие творческих способностей учащихся в результате личностного восприятия произведения.

Оборудование:   выставка творческих работ учащихся, портрет А.П. Платонова,

оформление доски косвенно связано с основной мыслью всего урока.

На доске (основная доска):

1. Правда – то, что соответствует действительности,

истина, то, чему следует быть, справедливость.

2. Афоризм – краткое мудрое изречение.

3. Символ – то, что служит условным знаком

какого-либо понятия, идеи.

4. Прекрасный (красивый, красный)

Яростный (сердитый, неистовый)

Человечество – одно дыхание,

одно живое тёплое существо.

Больно одному – больно всем.

Умирает один – мертвеют все.

А. Платонов

Я буду делать хорошие души

из рассыпанных потерянных слов.

А. Платонов

Ход урока.

Вступи-тельное

слово

учителя

Учитель формулирует цели урока.

Ученик читает стихотворение.

Учитель

Пересказ учащегося

Учитель

Учитель наизусть

Учитель

Учитель

Учащиеся

на доске выписывают несколько предложений, чтобы проанали-зировать синтаксис.

4-5 человек защищают свои эмблемы-символы.

Учащиеся читают записанные

на листочках открытия.

Имя писателя Андрея Платоновича Платонова вам уже знакомо. Мы познакомились с рассказом "Корова", со сказкой-былью "Неизвестный цветок". Но, конечно же, для настоящего знакомства с таким интересным и неповторимым писателем, который уже после классики XIX века снова удивил мир,  заставил мир вздрогнуть, даже растеряться перед лицом все той же русской литературы, этого недостаточно.

И сегодня на уроке мы вновь встретимся с необычными героями ещё одного рассказа А. Платонова, с героями рассказа "В прекрасном и яростном мире". Тема сегодняшнего урока: Правда в рассказе А. Платонова "В прекрасном и яростном мире".

Наша задача на уроке постараться найти ту правду, о  которой говорит А. Платонов в рассказе, постараемся уяснить философский смысл или, как мы уже говорили на предыдущем уроке, природную мудрость рассказа; попробуем услышать голос писателя, которому очень хотелось быть понятным, но, к сожалению, при  жизни он этим не был награжден. И ещё попытаемся увидеть, как язык произведения, своеобразие стиля писателя помогает понять нам идею рассказа и связанную с ней философскую, природную правду, о которой речь пойдёт на уроке. Рассказ вами прочитан дома, групповые задания вы готовили дома.

Перед  вами небольшие листочки, на которых вы должны в течение урока записать маленькие открытия, которые вы сделали на уроке или когда готовились дома. Это будет 1 или 2 предложений, так, чтобы была понятна ваша мысль.

Ах ты, гой еси, правда-матушка!

Велика ты, правда, широка стоишь!

Ты горами поднялась до поднебесья,

Ты степями, государыня, раскинулась,

Ты морями разлилася синими,

Городами изукрасилась людными,

Разрослася лесами дремучими!

Не объехать кругом тебя во сто лет,

Посмотреть на тебя- шапка валится!

Выезжало семеро добрых молодцев,

Посмотреть выезжали молодцы,

Какова она, правда, на свете живёт?

А и много про нее говорено,

А и много про нее писано,

А и много про нее

Поскакали, добры молодцы,

Все семеро братьев удалых,

И подъехали к правде со семи концов,

И увидели правду со семи сторон.

Посмотрели, добры молодцы,

Покачали головами удалыми

И вернулись на свою родину;

А вернувшись на свою родину;

Всяк рассказывал правду по-своему;

Кто горой называл ее высокою,

Кто городом людным торговым,

Кто морем, кто лесом, кто степию.

И посмотрели братья промеж собой,

И вымали мечи булатные,

И рубили друг друга до смерти,

И рубяся, корились, ругалися,

И брат брата звал обманщиком.

Наконец полегли до единого

Все семеро братьев удалых;

Умирая ж, каждый сыну наказывал,

Рубитися наказывал до смерти,

Полегти за правду за истину;

То ж и сын сыну наказывал,

И доселе их внуки рубятся,

Все рубятся за правду за истину,

На великое себе разорение.

А сказана притча не в суждение,

Не в укор сказана - в поучение,

Людям добрым в уразумление.

Мы не случайно начали наш урок с чтения стихотворения

А.К. Толстого, которое так и называется "Правда". Испокон веков ищут люди правду-матушку. Какова она, правда, на свете живёт? Всяк ее видит по-своему, всяк ее понимает по-своему.

Давайте обратимся к рассказу Платонова (который вы прочитали дома, и вам были даны задания по группам). Как герои рассказа "В прекрасном и яростном мире" отвечают на вопрос: "Что такое, правда?" и какой её увидел сам автор.

- От чьего лица мы узнаем историю машиниста Мальцева? (от лица рассказчика, который является помощником машиниста (Кости).

- Почему в первых строках рассказа Александр Васильевич Мальцев назван лучшим паровозным машинистом?

- Чем заслужил он столь высокое звание? (зачитывать текст от слов: "... он вёл состав с отважной уверенностью..."

- Что случилось 5 июля, почему эта поездка для Мальцева была последней? (он ослеп от близкого электрического разряда от удара молнии, прошел мимо желтого светофора, сигналов путевых обходчиков, из-за него взорвались петарды- круглые металлические коробки, начиненные взрывчатым веществом)

Началось следствие по делу Мальцева.

- Как объясняет Костя причину произошедшего? (он ослеп от близкого электрического разряда от удара молнии)

- Какова позиция следователя? - Верна ли она? ( "Меня больше интересует жизнь  сотен людей", чем жизнь одного человека. Может быть, у него были свои причины погибнуть?) Это его правда.

Конечно, могли бы погибнуть сотни людей в результате столкновения поездов. И как любой следователь, он должен найти виновного. Но в тексте есть слова писателя, которые настораживают ("стал равнодушен", "заскучал от меня, как от глупца") И правда следователя настораживает. ( Но в ходе повествования настороженность исчезает: следователь помогает получить разрешение на эксперимент с искусственной молнией у областного прокурора и искренне сожалеет о той дорогой цене, которую заплатил человек, чтобы восторжествовала правда.)

- А правда Мальцева, в чем она?

(он ослеп, но продолжал вести поезд, видя мир только в своем воображении. "И я тоже прав, а не виноват")

Мальцева осудили.

- А Костя? Что с ним? Есть ли у него своя правда?

( от слов: "Я не был другом Мальцева... до слов ...я чувствовал свою особенность человека.")

- Как вы понимаете "особенность человека", в чем эта особенность?

( В мире, в яростном мире, всегда действуют внешние обстоятельства, порой гибельные для человека, но человек находит силы, чтобы бороться с ними. Но это могут не все, а только "особенные" люди. Но те, кто решаются на борьбу - заслуживают уважения и даже восхищения. Костя еще не знал, как это сделать, но он почувствовал свою особенность.)

- Как складывается дальнейшая судьба Мальцева?

( Невиновность его была доказана, но он заплатил дорогую цену. Привлечь текст"...он постарел, похудел...)

- Зачем Костя, став машинистом, взял Мальцева на паровоз? Как передает автор ощущения слепого Мальцева, вернувшегося к привычной работе? ( "Забыл свое горе слепца...)

"Я вижу желтый свет,- сказал Мальцев, - и приказал закрыть пар"

" Веди машину до конца, Александр Васильевич, ты видишь теперь весь свет)

- Какой смысл вложен в эти слова?

( Новыми прозревшими глазами глядит Мальцев на мир. Он понимает, что один бы он не смог, нужно, чтобы рядом был человек, который верит тебе, верит в тебя. Это так важно. Только человеческое родство и братство помогло Мальцеву вернуть утраченное зрение.) автор пишет о том, что прямо не связано с ч

- А Костя понимает эту правду? (Да, понимает, иначе бы он не сказал: "Я боялся оставить...")

У каждого героя рассказа своя, правда, но им удалось понять общую правду, которую сам Платонов определил как (эпиграф)

В этом философский смысл рассказа, в этом его природная мудрость!

- Давайте посмотрим, а как язык рассказа, своеобразие стиля писателя, помогает понять идейное содержание? (Первая группа дома и исследовала язык рассказа. Каков он, что в нем поражает?)

В языке рассказа много необычных метафор, лексически несочетаемых понятий, слов, есть слова с непродуктивными суффиксами.

Сначала читать рассказ трудно, а затем язык увлекает, становится интересно. Язык его предложений как будто рождается на наших глазах, он - живой. И даже лексически несочетаемые понятия живут в языке, и становится всем понятными. И писатель еще раз с помощью языка помогает понять ( через язык приводит читателя к линии ) одну общую правду, правду, которую смог увидеть сам писатель: в этом мире как в языке должна быть гармония, целесообразность, красота. Это будет, когда каждый поймет, что человечество - одно дыхание, одно живое теплое существо. Больно одному - больно всем. Умирает один - мертвеют все."

А сам Платонов своим писательским трудом старался делать "хорошие души из рассыпанных потерянных слов". (См эпиграф) Поэтому язык его предложений такой же прекрасный и яростный.

А как связан синтаксис рассказа с авторским видением мира, с правдой А. Платонова?

В рассказе больше сложных по структуре предложений, сложноподчинённых предложений. Когда автор пишет о том, что прямо не связано с человеком – предложения в основном сложносочинённую структуру имеют. Когда речь заходит о человеке, предложения становятся длиннее, структура их усложняется, чаще сложноподчиненными или комбинированные. Создаётся тем самым ощущение, что писатель постоянно что-то ищет и не находит, потому что, до конца понять все в этом мире не хватит одной жизни. Человечество вечно будет думать: Что оно? Как понять себя? Как объяснить все сплетающиеся, порой неуловимые нити мироздания?

- Группа учащихся, прочитав и осмыслив рассказ, создавала эмблемы-символы, которые, на их взгляд, отражали бы главную мысль, или идею, рассказа Платонова.

Дополнительный вариант задания:

- На партах у вас листочки, на которых написаны афоризмы великих людей. Постарайтесь выбрать один из них, который бы вы смогли употреблять в своем сочинении в качестве цитаты, если бы я вам предложила написать на тему: «Какой я увидел правду, когда прочитал рассказ А. Платонова?»

- Следующая группа готовила рассуждения, касающиеся смысла названия рассказа.

Учитель: Хотелось бы узнать, что смогли открыть вы в течение урока. Кто из вас какое открытие сделал?

Я думаю, что встреча в 6 классе с Андреем Платоновичем Платоновым, с его неповторимым талантом, с его правдой оставит в ваших сердцах заметный след. Вы запомните Васю Рубцова из рассказа, Костю, Александра Васильевича Мальцева. И где-то в глубине души я верю, что правда А. Платонова станет и вашей правдой.

А мне хотелось бы сказать:

Что бы в жизни не ждало вас, дети

В жизни много есть горя и зла,

Есть соблазна коварные сети,

И раскаянья жгучего мгла.

Все же вы не слабейте душою,

Как придет испытаний пора –

Человечество живо одною

Круговою порукой добра!

Где бы сердце вам жить не велело,

В шумном свете иль сельской тиши,

Расточайте без счета и смело

Вы сокровища вашей души!

Не ищите, не ждите возврата,

Не смущайтесь насмешкою злой,

Человечество все же богато

Лишь порукой добра круговой.

Много было на Руси правдоискателей, иные полегли за нее, за правдоискателями земли русской в курсе литературы более старших классов. И если Платонов увидел правду как человечество – единое существо, какой бы ее не увидели другие: одно остается – во все времена мы, люди, одинаково нуждаемся в человеческом тепле, ласке, понимании, доброте и любви. И когда мы находим это в жизни, нам становится понятна и так дорога прекрасная ярость нашего удивительного мира.

А Андрей Платонов еще позовёт нас с вами не раз за собой, вы будете делать и еще раз свои открытия, а помогать вам будут его герои, увлекая и маня за собой. И поэтому я с удовольствием порекомендовала бы вам прочитать еще рассказы Платонова

«Возвращение»

«На заре туманной юности»

«Ещё мама»

«Юшка»

Ученица читает

стихо-творение.

- Какое впечатление производит?

- Какие чувства возникли после прочтения?

Ученик отвечает у доски, записывает интерес. сл/сочетания, отдельно слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по повести А.Платонова «Юшка». Любить «всем теплом и светом свое

Урок  по повести А.Платонова «Юшка».  тема: " Любить  «всем теплом и светом своего сердца».Воспитанию человека, добрых чувств в нем   посвящен урок по рассказу А.Платонова «Юш...

«В сердце все человеческое богатство» Урок – мастерская по рассказу А.П.Платонова «Корова»

Цель «Мастерских» - научить людей мыслить творчески и раскованно и самостоятельно выстраивать свое знание. Первый этап работы «Мастерской» - «индуктор» - мотивирует творческую деятельность каждого уч...

"Тема человеческого труда в рассказе А. Платонова "Никита"

В данной презентации представлена разработка урока, на котором отрабатываются различные умения и навыки работ с текстом. Умение находить авторскую характеристику образов и предметов. Прививается интер...

урок литературы по творчеству А.П.Платонова

лингвистический анализ прочитанных рассказов Платонова ("3сын", "Возвращение"), связь с жизнью....

Учимся читать и понимать А. Платонова. Анализ рассказа "Юшка".

Анализ рассказа " Юшка".   Размышления над страницами рассказа А. Платонова....

Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок». Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок».

Тип: урок- исследование  Цели:  1) познакомить с фактами биографии            А.Платонова; ...

Тема урока: Труд – нравственная основа жизни героев Платонова (по рассказу А.П.Платонова «Песчаная учительница»).

Лабораторная работа «Как изменилась жизнь в пустыне» Найдите в главе II яркие слова, рисующие враждебный человеку облик пустыни, где затерялось село Хошутово. Каким увидела Хошутово Мария Никифоровн...