Романтическая баллада "Светлана"
презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему

Кузнецова Светлана Николаевна

Презентация к уроку литературы в 6 классе "В.А. Жуковский. Слово о поэте. Романтическая баллада "Светлана"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vasiliy_andreevich.pptx1.41 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Василий Андреевич Жуковский Слово о поэте Романтическая баллада «Светлана» Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 11 Кузнецова Светлана Николаевна

Слайд 2

Цели урока: познакомиться с личностью поэта, с его ролью в развитии русской литературы; определить особенности романтической баллады на примере произведения Жуковского «Светлана»; выяснить, каков авторский идеал, воплощенный в балладе.

Слайд 3

Василий Андреевич Жуковский Человек, переводчик, государственный деятель, поэт. (1783 – 1852)

Слайд 4

Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль, И, внемля им, вздохнет о славе младость, Утешится безмолвная печаль И резвая задумается радость. А.С. Пушкин «К портрету Жуковского» Портрет В.А. Жуковского. Художник О. Кипренский. 1816 г.

Слайд 5

Белёв 29 января 1783 года Афанасий Иванович Бунин, турчанка Сальха Работа с опорными словами

Слайд 6

А.С. Пушкин И.В. Гете Мария Протасова

Слайд 7

«Вестник Европы» педагогическая деятельность 1812 год

Слайд 8

Примерная запись в тетради: Белёв – старинный город на высоком берегу Оки, родина Жуковского. Поэт родился 29 января 1783 года. Отец его, Афанасий Иванович Бунин, был богатым тульским помещиком, а мать – пленная турчанка Сальха. Добрые, творческие отношения связывали В.А. Жуковского с гениальным немецким поэтом И.В. Гёте. Известный поэт, редактор одного из лучших русских журналов подарил юному А.С. Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила». Сильнейшее чувство любви испытал Жуковский к своей племяннице Маше Протасовой. Ей он посвятил большинство своих произведений. Поэтическое творчество Жуковский успешно сочетал с редакторской (редактировал журнал «Вестник Европы») и педагогической деятельностью (являлся воспитателем детей при русском императорском дворе, его воспитанником был будущий русский император Александр II ). В.А. Жуковский участвовал в Отечественной войне 1812 года, однако к этому факту своей биографии относился очень скромно.

Слайд 9

По словам Белинского, Жуковский вдохнул душу в русскую поэзию. Поэзия Жуковского богата лирическими произведениями разных жанров: элегиями , песнями, романсами, посланиями. В то же время в ней широко представлены жанры лироэпические и эпические: баллады , поэмы, повести в стихах. Баллады Жуковского: русские – «Людмила», «Светлана», «Двенадцать спящих дев» и др.; рыцарские – «Эолова арфа», «Кубок», «Рыцарь Тогенбург » и др.; античные – «Ахилл», « Ивиковы журавли» и др. Поэзия Жуковского открыла русскому читателю романтический мир таинственных преданий, она проникнута гуманизмом и стремлением к нравственному совершенству.

Слайд 10

Родина баллады – Прованс (историческая область на юго-востоке Франции, на побережье Средизем-ного моря, большей частью во Французских Альпах). В лирике трубадуров (поэтов-певцов) она представляла собой плясовую песню любовного характера с рефреном.

Слайд 11

Как вы понимаете выражение «романтический мир»? Запишите ассоциации, возникшие у вас при этих словах.

Слайд 12

Баллада «Светлана» Свободное переложение баллады « Lenore » (« Ленора ») немецкого поэта Готфрида Августа Бюргера (1747 – 1794). «Светлана» – одна из немногих оригинальных баллад Жуковского как по своему народному колориту, так и по оптимистическому настроению, нарушающему балладную традицию: счастливый конец, устранение фантастики реальной мотивировкой. В первой публикации баллада печаталась с подзаголовком: «Ал. Ан. Пр..вой» (то есть Александре Андреевне Протасовой). Жуковский предназначал балладу в качестве свадебного подарка своей племяннице, выходившей замуж за А.Ф. Воейкова . С его легкой руки за ней сохранилось поэтическое имя Светлана.

Слайд 13

Раз в крещенский вечерок девушки гадали…

Слайд 14

«Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы Кто…? Что…? Когда…? К кому…? Объясните, почему…? Как характеризует…? Как вы понимаете…?

Слайд 15

Расположите события баллады В.А. Жуковского «Светлана» в правильном порядке. Светлана пробуждается от страшного сна, и милый возвращается к ней. Девушки гадают в крещенский вечер. Подруги просят Светлану спеть, но девушка отказывается. Она опечалена долгой разлукой с милым. В избушке Светлана видит своего жениха в гробу. Неожиданно жених, кони, сани исчезают, и Светлана оказывается одна у незнакомой избушки. Светлана гадает на милого, глядясь в зеркало. Светлане является жених и увозит ее венчаться.

Слайд 16

«Светлана» В балладе «Светлана» Жуковский предпринял попытку создать самостоятельное произведение, опирающееся в своем сюжете на национальные обычаи народа – в отличие от баллады «Людмила», являвшейся вольным переводом баллады немецкого поэта Бюргера « Ленора ». Наша задача – найти связь баллады с устным народным творчеством . Для её решения используйте опорные задания и вопросы.

Слайд 17

Вопросы классу: О чем говориться в самом начале баллады? На каком русском обряде строится балладная интрига? Что вы знаете о гаданиях? Какие способы гадания приводит В.А. Жуковский в балладе?

Слайд 18

Вопросы классу: Как совмещается реальное и фантастическое в балладе? Какими приемами это достигается? Найдите строки, с которых начинается сон Светланы. Каков смысл сна как вставного эпизода? Как содержание сна распространяется на дальнейшее развитие сюжета баллады? Чем заканчивается баллада и в чем смысл такого финала?

Слайд 19

Как вы считаете, случайно ли появление голубя?

Слайд 20

Как автор относится к своей героине?

Слайд 21

Новаторство В.А. Жуковского в развитии жанра баллады. Жуковский, как правило, брал чужие сюжеты. Но, «присваивая» вошедшие в литературный обиход сюжеты, поэт их преобразовывал на свой лад. Жуковский в балладах не дает развернутых сюжетов, он сосредотачивается на наиболее важных событиях. В балладах Жуковского высокие нравственные чувства почти всегда торжествуют над низменными. Но победа их наступает лишь в том случае, если сам человек остается верен своим убеждениям и привязанностям. Для баллад Жуковского естественна устремленность к национальной характерности. Поэт положил начало традиции, преследующей постижение строя мыслей, чувств, переживаний.

Слайд 22

Подведем итог… Что нового вы узнали? Как вы оцениваете нашу работу на уроке? Что удалось, а что нет?

Слайд 23

Алгоритм написания синквейна В основу положена главная мысль, тема, выраженная одним словом. 1 строка (одно слово) – существительное, главная тема, мысль. 2 строка (два слова) – прилагательные, качества первого слова. 3 строка (три слова) – глаголы, действия первого слова. 4 строка – суждение из четырех слов по теме первого слова, мысль. 5 строка (одно слово) – существительное, синоним первому слову. Вывод, заключение.

Слайд 24

Домашнее задание Сделать иллюстрацию к балладе «Светлана». Подготовить выразительное чтение любой баллады Жуковского. Ответить письменно на вопрос: «Заслужила ли героиня баллады В.А. Жуковского «Светлана» свое счастье?»

Слайд 25

Спасибо за внимание и хорошую работу! Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 11 Кузнецова Светлана Николаевна

Слайд 26

Словарь литературоведческих терминов Элегия – один из жанров лирики. В элегических стихах преобладают мотивы личных переживаний, одиночества, тоски, отвергнутой любви, разочарования, боли, страдания. В русской литературе элегии писали Н.М. Карамзин, К.Н. Батюшков, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и другие поэты.

Слайд 27

Словарь литературоведческих терминов БАЛЛАДА - (от франц. ballade - танцевальная песня) - один из жанров лиро-эпической поэзии, повествовательная песня (или стихотворение) с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. Для Б. характерен относительно небольшой объем, выраженная сюжетность, особая напевность, музыкальность. Часто в Б. присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, недоговоренного, даже трагически неразрешимого. По происхождению Б. связаны с преданиями, народными легендами, соединяют черты рассказа и песни. Б. - один из главных жанров в поэзии сентиментализма и романтизма. www.gramma.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11 классе по теме «Романтические тенденции в повести А. И. Куприна “Олеся”

Урок в 11 классе по повести А.И.Киприна "Олеся" Учащиеся познакомятся со своеобразием романтического мироощущения в повести,  проведут параллель между повестью "Олеся" и "гранатовый браслет"...

Урок по теме: Романтические бунтари М. Горького (по рассказу «Старуха Изергиль»)

Урок в 11 классе по теме: Романтические бунтари М. Горького (по рассказу «Старуха Изергиль»)...

«Герои ранних романтических рассказов Горького. Романтический пафос и суровая правда жизни в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»»

Цель урока:выявить особенности ранней прозы М. Горького на примере рассказа «Старуха Изергиль».Задачи урока: Образовательные:-рассмотреть проблему героя в ранних рассказах Горького;- отметить особенно...

Проектно - исследовательская деятельность на уроке литературы. Тема:"Конфликт романтической личности с укладом жизни".

Урок предлагается учителям литературы общеобразовательных учреждений. Проектная деятельность дает возможность реализовать творческие способности ребят, проводить исследования, создавать мини пректы, т...

Человек в горниле времени. Раннее романтическое творчество М.Горького. 11 класс. План-конспект урока и презентация.

Предложенные материалы входят в состав проекта "Золотые уроки учителей Петербурга".Ознакомиться с видео-уроком можно в разделе Видео или на сайте школы №27....