«Старуха Изергиль» как одно из ранних произведений А.М.Горького. «Легенда о Данко» - утверждение подвига во имя людей.Романтический сюжет и романтический образ Данко»
учебно-методический материал по литературе (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа»
Открытый урок
по литературе
в 7 классе
«Старуха Изергиль» как одно из ранних
произведений А.М.Горького. «Легенда о Данко» -
утверждение подвига во имя людей.
Романтический сюжет и романтический образ Данко»
Учитель Мирошниченко О.Н.
2010 год
Цели урока:
- Знакомство школьников с легендой о Данко и Ларе;
- Повторение, углубление знаний учащихся по таким понятиям, как «романтизм», «романтический герой»
- Развитие навыков сопоставительного анализа
- Воспитание чувства ответственности, гуманности
Задачи:
- Развитие навыков анализа текста
- Развитие художественного мышления
- Развитие художественного вкуса
- Развитие логически связанной монологической речи
- Формирование читательской позиции
Оборудование:
Рассказ М.Горького «Старуха Изергиль», потрет писателя, иллюстрации к произведению, мультимедиапроектор
Тип урока: изучение новой темы
Форма урока: анализ текста
Ход урока:
Эпиграф «В жизни всегда есть место подвигу»
- Существует древняя легенда. Одного философа спросили: «Диоген, что ты ищешь днем с огнем?»
- Я ищу человека.
- Кого? Днем с огнем?
- Да, я ищу человека.
- Как вы думаете, что имел в виду Диаген? ( человек сложен, загадочен, часто его душа скрыта даже от него самого).
-Обращение к эпиграфу урока. В конце не стоит никакого знака. Давайте проследим , как будет меняться значение фразы в зависимости от знака препинания: .- законченная мысль; ? – сомнение; !- утверждение; ,- обязательное продолжение мысли; … - незаконченная мысль.
- В 1895 году в «Самарской газете» был впервые напечатан рассказ А. М. Горького «Старуха Изергиль».
- Жанр произведения ( рассказ, легенда, сказка). Использовал жанр легенды, потому что подходил для замысла писателя: кратко, взволнованно. Ярко воспеть все лучшее, что может быть в человеке.
- Работа с текстом. Определите время действия легенд. Как легенды связаны с настоящим временем? ( тень Лары, голубые искры, старуха Изергиль)
- Произведение Горького называют романтическим произведением. Как вы думаете, почему
-Романтизм. Романтический характер ранних рассказов Горького – выражение стремлений молодого писателя «возвыситься над действительностью, взглянуть на дело текущего дня с высоты …прекрасных целей». Принципы романтизма Горького явно обозначены им самим: « Настало время нужды в героическом: все хотят возбуждающего, яркого, такого, чтобы не было похоже на жизнь, а было выше ее, лучше, красивее».
- Легенда о Ларе.
- Попробуем охарактеризовать главного героя. Кто он? Какой? Что можно сказать о его характере? ( гордый, жестокий, корыстолюбивый, одинокий, самовлюбленный, эгоистичный).
Гордость и презрение к людям – вот два начала, которые несет в себе образ Лары. Герой в гордом одиночестве противостоит людям и не боится их суда, потому что презирает людей.
Его хотели приговорить к смерти, а приговорили к бессмертию.
- Чтение отрывка : «И ушли, оставив его… до слов «Вот как был поражен человек за гордость».
- Кого из героев «Ветхого Завета напоминает Лара? ( Каин и Авель).
- Какую еще легенду рассказывает Изергиль?
-Какое впечатление произвел на вас рассказ о Данко? ( Большое, ясный и красивый язык, захватывающий сюжет, заставляет нас задуматься над смыслом жизни).
- Какой композиционный прием лежит в основе сюжета? (антитеза).
-Что общего в этих легендах? (история отношений человека к жизни и его роли в ней).
Некоторых героев Горького называют «людьми с солнцем в крови».
-Как вы понимаете аллегорический смысл метафоры? (Солнце несет людям тепло, свет, день, все, что связано с радостью, счастьем. Герои «с солнцем в крови» живут не для себя, а для людей, приносят в жизнь радость, добро, надежду, красоту. У Горького много таких героев: бабушка Акулина Ивановна, Сокол и др. Кого из героев рассказа назовете?)
-А почему не Лара? (он жил только для себя, противопоставив себя другим людям, за это он был обречен на одиночество и бессмертие).
- Нарисуем словесный портрет Данко, включая в него слова, которыми характеризует героя автор.
-Какую роль в рассказе играет портрет? (Красота Данко – отражение его благородства).
- В чем особенность пейзажа? ( Зловещий образ дремучего леса. Мастерское использование языковых средств: гипербола «в лесу стало так темно, точно в нем собрались сразу все ночи; олицетворение «великаны – деревья, гудели сердито песни, болото разевало свою жадную гнилую пасть; яркие эпитеты « холодный огонь, ядовитый смрад»).
Пейзаж лишен полутонов, основан на ярких красках, выражает неукротимую сущность стихии, ее красоту и исключительность. Пейзаж таким образом одушевляется и как бы выражает неординарность характера героя. Пейзажу отводится большое значение в романтических произведениях.
В тексте много восклицательных предложений, риторических вопросов, многоточий, т. Е. умолчаний. Все это передает напряженный, взволнованный тон повествования.
- Каковы отношения Данко и остальных людей? ( Данко вступает в противостояние с миром людей, этот герой жертвует собой из любви к другим, попадает в положение отверженного.
- Чтение текста «Данко смотрел на тех…»
- Какой подвиг совершает Данко во имя людей? С чем сравнивается сердце Данко?
-Как изменилась природа, когда герой совершил свой подвиг?
У природы свой характер, свое отношение к людям. ( «Тьма разлетелась и пала в гнилой зев болота» ). Писателю важно показать, что лес торжествует победу сил зла над людьми, которые стали похожи на зверей. Когда же Данко осветил дорогу людям, « лес замолчал…, а тьма разлетелась от света его и пала в гнилой зев болота».
- Что произошло дальше?
- Закономерен ли финал легенды?
- Чтение.
-Данко освещал своим сердцем дорогу людям, не думая об их благодарности, ему важно было помочь этим людям.
-Чего испугался осторожный человек, наступивший на гордое сердце Данко
Он испугался того, что кто-нибудь увидит это пылающее сердце, и вдруг из этого что-нибудь выйдет.
- Подвиг какого античного героя, похожий на подвиг Данко вы можете назвать?
- Разумен ли поступок Данко?
- Что произошло с людьми? ( Люди меняются, увлеченные чудом, они вновь становятся, как раньше, сильными и смелыми. « Радостные и полные надежд», но и безжалостные, равнодушные. Они не заметили смерти героя, а один даже наступил « на гордое сердце ногой».
- Легенда о Данко заканчивается словами: « вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой».
- Какие искры имел в виду писатель?
- В каких пределах разумен подвиг и когда человеку необходимо его совершать?
- Назовите примеры героизма людей в годы Великой Отечественной войны.
- Требует ли писатель в легенде о Данко героизма от людей? (Наверное, нет, но он учит уважать подвиг других).
- В чем смысл легенды о Данко – в прославлении героизма или в стремлении людей научить уважать героизм? Или в чем-то другом?
- Обращение к легенде о Диагене. Какого человека искал Диаген?
- Обращение к эпиграфу урока. Какой знак препинания поставите в конце предложения?
- А. М. Горький: « Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую, каждому, кто любит красоту, ясно, где величественное».
- Обобщение по уроку, выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы "М.Горький. "Легенда о Данко"
Данный урок является заключительным при изучении творчества М.Горького в 7 классе....
Конспект урока Литература 7 класс М.Горький «Легенда о Данко»
Конспект урока по литературе (7 класс) М.Горький «Легенда о Данко»(Урок с использованием технологии разви...
Презентация к уроку литературы в 7 классе. М.Горький "Легенда о Данко"
На примере этой легенды воспитывать мужество и патриотизм. Углубить интерес к чтению серьёзных произведений. повысить общую культуру....
М.Горький "Легенда о Данко".Анализ произведения.
Анализ "Легенды о Данко" М.Горького и Презентация к нему.По умебнику В.Коровиной....
М.Горький "Легенда о Данко"
Презентация помогает наглядно представить материал при дистанционном обучении....
" Во имя жизни" ( по произведению М.Горького "Легенда о Данко")
Урок можно использовать как при изучении творчества М.Горького,так и на классном часу....
Конспект урока литературы в 7 классе по теме М. Горький "Легенда о Данко"
Цели:· показать особенности раннего творчества М. Горького на примере рассказа «Старуха Изергиль»;· проанализировать легенду о Данко с точки зрения её идейного...