Человек в горниле времени. Раннее романтическое творчество М.Горького. 11 класс. План-конспект урока и презентация.
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Предложенные материалы входят в состав проекта "Золотые уроки учителей Петербурга".
Ознакомиться с видео-уроком можно в разделе Видео или на сайте школы №27.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_v_gornile_vremeni.zip | 874.15 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
Класс: 11
Тема: Рождение нового героя в литературе. (На примере рассказа М. Горькго «Старуха Изергиль».)
Начало урока.
На слайде крупно: 1895 го.
Учитель: Дома я просила вас посмотреть события, которые происходили в культурной жизни страны в 1895 году. И составить таблицу. Посмотрим, что вы нашли.
Проговорили (все это выходит на слайде)
Литература, театр | ИЗО, архитектура, музыка | Открытия, философия |
Учитель: В том же году Горький пишет рассказ «Старуха Изергиль».
Чем необычно название?
Проговорили: 1. Необычное имя. 2. Старуха (режет слух, содержит авторскую оценку по возрасту)
Учитель: А много ли старух (и стариков) в русской литературе вы знаете?
Дети вспоминают персонажи. Выводим на слайд (сначала появляется первая часть слайда, после комментариев вторая)
Старухи и старики в русской литературе | Старуха Изергиль |
Родители Базарова Старуха-процентщица Фирс Графиня из «Пиковой дамы» Герои русских сказок Герои пушкинских сказок | «дрожащая рука с кривыми пальцами» «время согнуло ее пополам» «глаза были тусклы и слезились» «сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями» |
Учитель: Что отличает Изергиль от остальных персонажей?
Проговариваем: 1. Упоминание возраста.
Обратим внимание, что в горьковском персонаже не условная немощь, как в других, а всячески подчеркиваемая немощь.
2. Русская литература не любит стариков. И всех перечисленных персонажей никак нельзя назвать положительными. И все они не являются героями первого плана. В отличие о Изергиль. Автор дает ей роль героя-повествователя.
Учитель: Итак, можно сказать, что уже в названии проявляется особость персонажа и особость взгляда автора. Что-то новое прозвучало, чего еще не было. Название рассказа, конечно же, модернистская черта – сознательное эпатирование читателя. Это как декоративный костюм самого Горького (можно показать на слайде).
Учитель: Как вы думаете, о ком должно рассказываться в тексте с таким названием? Обычно главным героем становится персонаж, имя которого вынесено в заголовок (Онегин, Обломов, Рудин, Анна Каренина). А как здесь?
Проговариваем: оказывается, Ларра и Данко – тоже полноценные участники текста. Образ главного героя троится.
Учитель: Перейдем непосредственно к анализу текста.
С чего начинается рассказ?
Чтение фрагмента текста – описание мужчин и женщин и окружающего их мира.
Читает профессиональный чтец (использование фрагментов аудиокниги). Сразу без паузы прослушиваем и смотрим одноминутный ролик из кинофильма «Табор уходит в небо».
Обсуждаем текст, выделяем особенности, обращаем внимание на детали.
Текст начинается с упоения красотой человеческого тела: «Они шли, пели и смеялись; мужчины – бронзовые, с пышными черными усами и густыми кудрями до плеч… женщины и девушки – веселые и гибкие, с темно-синими глазами, тоже бронзовые»… и т.д.
Интертекст (двум ученикам до урока было дано задание – подготовить работу по интертексту в рассказе – их выступление планируется на разных этапах урока)
Описание волос – «фантастические гривы», повторы («странные», «сказочные», «странные очертания и краски». Описание природы перекликается с описанием людей. Темно-синие глаза – синие облака. Волосы как гривы – клубы облаков и т.д.
Читатель погружается в атмосферу сказки.
Учитель: зачем нужна автору эта параллель в описании природы и человека?
Обсуждаем: рассказ начинается с антитезы названия и описания.
Можно говорить об эстетизации текста.
Учитель: у вас было задание по группам - «Некрасивые герои русской литературы»
Ученики в виде таблицы представляют задание (имена героев и краткие описания их внешности)
Слайд
Некрасивые герои русской литературы | Старуха Изергиль, Ларра, Данко |
Вывод: очевидно противопоставление.
Учитель: что же привлекает в них автора и читателей?
Ученики: Все эти некрасивые герои являются носителями этического, нравственного начала.
Учитель: русская литература всегда стояла на стороне этики и не эстетизировала жизнь. Если герои 19 века являются носителями нравственных ценностей, то можно ли говорить об этом применительно к героям Горького?
Нет
Горький выходит из русской классической традиции. Его нового человека не очень заботят вопросы нравственности, и Лару, и Изергиль, и Данко.
Учитель: у какого героя это наиболее очевидно?
У Ларры
Обратимся к анализу текста. Анализ эпизода суда
Лару не очень заботят вопросы нравственности, да и людей, которые его судят.
Учащиеся (2 группы) представляют инсценированное чтение сцены суда. Заранее перед ними поставлена задача выступить так, чтобы склонить слушателей на сторону Ларры или народа.
Обсуждение.
В чем вина Ларры? Он заявляет о своей исключительности.
Людям же мало расправиться с ним. Им важно получить удовольствие. В этом смысле они абсолютно равны, только их много, а он один.
Ларра отказывается подчиняться старейшинам и отказывается говорить с ними, будучи связанным? Какое качество Ларра ценит больше всего? – Свободу.
А на что обрекает человека желание быть свободным? – на одиночество. Чем оборачивается свобода? – наказанием.
В лирическом герое какого русского поэт воплощается образ одиночества?
Выступление по интертекстуальности (на слайде – текст стихотворения М.Ю. Лермонтова «Тучки»)
Учитель: итак, Ларра, противопоставивший себя людям, отказавшийся о морали, одинок, но и люди живут вне морали. Вы можете вспомнить в русской литературе 19 века героев, которые получали бы удовольствие, от созерцания того, как другие мучаются?
Итак, этической составляющей нет. Горький заявляет новый тип отношений с людьми, с миром в русской литературе.
Учитель: а теперь посмотрим на другого сказочного героя – Данко.
Как описывает Данко Изергиль? Дополните текст
На слайде выведены характеристики Данко с пропусками слов: «Данко – один из тех людей, молодой (красавец)» (опять на первый план в описании выходит Эстетическое). «Посмотрели на него и увидали, что он (лучший из всех), потому что в очах его светилось много (силы и живого огня)».
Наверное, и у Горького были варианты ответов.
Учитель: так кто же становится первым? Что же все-таки отличает его от остальных и делает исключительным?
Обсуждение. Первым становится не тот, кто умней и обладает знанием (Данко знает куда идти?), а тот, кто сильный.
А люди? Чем они занимаются? – Они сидели и думали. «И ослабли люди от дум». Впоследствии герой, ослабший от дум, появится у Платонова.
Учитель: Вспоминая Тургенева, можно сказать, что русская классическая литература – литература рефлексирующая, литература дум и раздумий, а не действий.
Новым героем Горького становится не тот, кто думает, а тот, кто способен на поступок.
Учитель: как продвигаются люди с Данко? Чтение текста. Выписываем на слух ключевые слова и комментируем.
Со слов «Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо и грозно» до слов «И стали они упрекать его в неумении управлять ими,– вот как!»
На слайде ключевые слова: «шли маленькие люди» (тема маленького человека), «между больших деревьев» (оппозиция – нет слияния с природой, как в начале рассказа), «смотрело что-то страшное, темное и холодное», «пали духом», «стыдно ыло сознаться в бессилии», «в злобе и гневе», «стали упрекать».
Посмотрим, как изменятся чувства людей по отношению в Данко (слайд):
Страх – стыд – злоба – упрек
Беседа
В чем же упрекают люди Данко? – в неумении управлять ими
А он разве управлял ими? – он им предложил
Учитель: происходит суд над Данко. Как называется такой принцип построения композиции? – принцип зеркальности.
Инсценирование двумя учениками диалога Данко и людей.
- Ты ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!
- Вы сказали: «Веди!» - и я повел! Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!
- Ты умрешь! Ты умрешь!
Обсуждение: в чем обвинят люди Данко, а он их? – в усталости и, соответственно в бессилии. Происходит подмена понятий.
Зачем в речи персонажей такое количество повторов местоимений?
Вот она, оппозиция ТЫ – ВЫ
Здесь типичный романтический конфликт Героя и Общества, герой Один против Всех.
Учитель: А в чем проявляется позиция рассказчика? – в ремарках. Озвучим
Слайд: остановились они, сказали они, ревели они, они- как звери
Как меняется отношение автора в людям?
Они – как звери.
Есть ли место милосердию в их сердцах? – нет, как и в легенде о Ларре.
Интертекстуальность (выступление ученика по рассказу И.Бунина «Легкое дыхание» 1916). Прием повтора, состояние природы и эсхатологическая тема. «Ты умрешь! Ты умрешь! – ревели они. А лес все гудел и гудел» и «И холодный ветер все звенит и звенит фарфоровым венком у подножия креста») – на слайд. Стоит отметить, что весь текст построен на многочисленных повторах.
Учитель: как же реагирует Данко? Любопытно, что он уже не словами реагирует, а через авторскую речь? О чем это свидетельствует? Можно ли говорить о позиции автора? В каких предложениях видна реакция героя?
Обсуждение: цитирование «Тогда в го сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут».
Какой спектр чувств!
Составление схемы:
- негодование (тоже звериное, ненравственное)
- жалость к людям (потому что сознает свое превосходство)
- он любил людей (впервые! Здесь появляется любовь)
- без него они погибнут (завуалировано звучит мысль о своей исключительности) они не могут – я могу
Учитель: В какой момент Данко обретает голос и как он звучит?
Обсуждение: «Что сделаю я для людей!?» А они его просили?
Учитель: можно говорить, что взаимоотношения Данко и людей – это мифологема взаимоотношений вождя и народа. Составьте график развития отношений между Данко и людьми.
Обсуждение (один и графиков переносится на доску)
Все плохо – веди ты нас – ты умрешь – себя в жертву – идем – они рванули очарованные
Учитель: чем очарованы люди? - Горящим сердцем Данко
Как можно назвать это событие? – ЧУДО (явление чуда) Живой человек без сердца. Кстати, в этот момент Данко становится бессердечным.
И какая характеристика точно указывает на это? Подскажу: Как называет рассказчик мертвого Данко? – «еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце».
В этом смысле, вспомните лирического героя русской литературы, который лишается сердца (и лежит, как труп)?
Обсуждение. Это пророк Пушкина. Почему серафим «сердце трепетное» забирает у пророка? В этом заключается идея миссианства.
Учитель Итак, они пошли. А что меняется?
Обсуждение. И теперь гибли, но гибнут по-другому, «без жалоб и слез», потому что очарованные.
Просмотр фрагмента мультфильма «Легенда о Данко». Эпизод смерти Данко.
Учитель: «старуха кончила свою красивую сказку». Ничего себе красивая. Итак, какими видит своих героев Горький? Исключительными. Но результат одинаков. За что был наказан Ларра, понятно. Но за что наказан Данко?
Ответ: за то же. Толпа никогда не прощает превосходства над собой. Его, как и Лару, «поразили за гордость».
Учитель: давайте прочитаем последний абзац рассказа. Рассказ начинается описанием степи и им же заканчивается. Как называют подобную композицию текста? – кольцевой.
Какой был пейзаж в начале рассказа, красоты неописуемой, а какая картина рисуется в финале? Какое настроение остается после прочтения последних строк?
Обсуждение: настроение грустное, задумчивое, тягостное. Описание природы «В степи было тихо и темно. По небу все ползли тучи, медленно и скучно… Море шумело глухо и печально».
Итак, здесь мы наблюдаем переход от красоты сказочного мира в степь, где «тихо и темно», «глухо и печально».
Учитель. Но все это легенды, а в центре-то рассказа – история заглавной героини. Легенды о Ларре и Данко хоть похожи на сказку, но уж совсем не похожа на сказку жизнь старухи Изергиль.
Ларра и Данко – легендарные персонажи
Изергиль - живой человек
Но
У нее, как и у Ларры с Данко отсутствуют нравственные, этические критерии.
Докажите мои слова примерами из текста
Обсуждение: «я ходила смотреть, как их вешали», убийство маленького поляка, убийство солдата и т.д.
Сколько смерти вокруг нее. А какие чувства она испытывала при этом? – да никаких.
Учитель. Можно ли сравнить Изергиль с Ларой и Данко, раз она стоит в одном с ними ряду.
Обсуждение. Да, можно. Она тоже красива, смела, свободна, горда и одинока. И – ей тоже чужды нравственные мучения
Итак, давайте сделаем вывод. Не только легендарные герои чужды этике, на которой стоит русская классическая литература, но и…..(продолжайте) – «живой» литературный герой.
То есть что делает Горький? (дети пытаются ответить, я им помогаю). Горький осмелился нравственным, незыблемым ценностям противопоставить эстетизацию жизни.
Вывод
Учитель. В финале дадим общую характеристику новому горьковскому герою. Какие черты его отличают?
(слайд) красота – сила- одиночество – способность на поступок
Можно ли говорить, что это герой-созерцатель? Нет. Это герой поступка, и он ПРАВ лишь потому, что он см.слайд.
Учитель. Есть ли в русской литературе герой, отличительной чертой которого была бы деятельность?
Обсуждение. Штольц, но у него есть противовес Обломов. У Горького никакого противопоставления нет.
Учитель. И это по всем признакам романтический герой. И, к сожалению, романтичность литературных героев приводит к трагедии в жизни реальной. Герои Горького вошли в жизнь, но….
Обратимся еще раз к финалу. Почему не только природа печальна, но и старуха старая и в лохмотьях? В этом и есть противоречивость Горького. С одной стороны, он романтик, влюбленный в красивых, смелых, гордых людей. Но, с другой стороны, он, как автор, понимает, что жизнь шире какой бы то ни было схемы и что жизнь берет свое.
Ларра и Данко – легенды, и их судьбы романтичны. Но оказывается, что сильные молодые люди существуют только в легендах. А в жизни «какое бы страстное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле»… (вспоминаем Базарова) Жизнь берет свое.
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть
И равнодушна природа
Красою вечною сиять.
Домашнее задание (слайд)
Целый урок мы провели в 1895 году в пространстве рассказа «Старуха Изергиль». Но, может быть, впервые за все это время у нас не прозвучала тема урока. Сформулировать ее и письменно раскрыть в небольшом эссе и будет вашим домашним заданием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Всегда ли в жизни есть место подвигу!" (по ранним романтическим произведениям М.Горького)
Урок русского языка в 7 класса предусматривает знание учащимися ранних произведений М.Горького: "Песня о Соколе", "Песня о Буревестнике", Легенда о Данко" ("Старуха Изергиль"). Данная форма урока - ур...
План-конспект открытого урока "Машиноведение". Презентация к уроку.
История создания швейных машин. Классификация машин. Виды приводов швейных машин. Устройство швейных машин. Техника безопасности....
Ранние романтические рассказы М. Горького
Презентация к уроку "Ранние романтические рассказы М.Горького"...
План конспект открытого урока с презентацией "Виды наводнений и их оценка"
Наводнение – это затопление водой значительной местности в результате подъема уровня воды в реке, водохранилище, озере или море, вызванное обильным притоком воды в период снеготаяния или ливней, ветро...
Урок литературы. Ранние романтические произведения Максима Горького.
Урок обучающий, повторительно-обобщающий.Цели:Обучающие:1.Повторить основные факты из жизни и творчества М.Горького.2. Повторить понятие романтизма.3.Повторить понятие аллегории.4.Вы...
Южная ссылка А.С. Пушкина. Раннее романтическое творчество.
Материал для урока в 10 классе, открывающего раннее романтическое творчество А.С. Пушкина....
"Travel around the city" (Путешествие по городу), УМК «Английский в фокусе» (“Spotlight”) 5 класс, план-конспект открытого урока
quot;Travel around the city" (путешествие по городу), УМК "Английский в фокусе" ("Spotlight"), план-конспект открытого урока...