Урок по теме: Романтические бунтари М. Горького (по рассказу «Старуха Изергиль»)
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Урок в 11 классе по теме: Романтические бунтари М. Горького (по рассказу «Старуха Изергиль»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stiz.ppt | 158.5 КБ |
staruha_izergil.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Я очень рано понял, что человека создает его сопротивление окружающей среде. М. Горький
Романтизм как метод возник в начале IX века и постепенно был вытеснен реализмом.
Романтические произведения М. Горького «Макар Чудра» «Старуха Изергиль» «Песня о Соколе» «Песня о Буревестнике»
Из письма М.Горького к А.П. Чехову: Глубоко веря в возможность преобразования жизни, писатель считал необходимым изменить весь тон литературы: «… не будни, не будничные люди, не будничные мысли, а призыв к творческой жизни», «уроки мужества», «бодрые слова, окрыляющие душу», должны стать содержанием произведений».
Представления Ф. Ницше Подвиг – сопротивление общему течению жизни; «Сила есть добродетель»; красота в силе и подвиге; Человек имеет право находиться «по ту сторону добра и зла».
Композиция рассказа «Старуха Изергиль» Первая часть – легенда о Ларре Вторая часть – Жизнь Изергиль Третья часть – Легенда о Данко
Легенда о Ларре Как изображает М. Горький Ларру? (Портрет, речь) Важно ли, что Ларра – сын женщины и орла? Каковы люди, к которым привела его мать? По каким нравственным законам они живут? В чем суть конфликта людей и Ларры? «Экспозицией» легенды является фраза: «Вот что может сделать бог с человеком за гордость!» Прокомментируйте с точки зрения смысла легенды, с точки зрения горьковского ницшеанства. В чем трагедия бессмертия Ларры?
Жизнь Изергиль Чему была посвящена жизнь Изергиль? Почему? Можно ли Изергиль назвать сильной личностью? Что же было в основе ее жизни: желание любви и желание свободы? На что обречена Изергиль в конце жизни?
Легенда о Данко Портретная характеристика, детали и их функции. Чем отличается «сильный» Данко от «сильного» Ларры? Изергиль называет «гордым» и Ларру, и Данко. В одном и том же значении употреблен эпитет или нет?
Ценности М. Горького Чтобы жить, надо уметь что – нибудь делать. Смотрели бы в старину зорко – там все отгадки найдутся. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам.
Домашнее задание Прочитать рассказы «Скуки ради», «В степи», «Бывшие люди». ЭССЕ «Можно ли считать все эти произведения романтическими?»
Предварительный просмотр:
Романтические бунтари М. Горького
(по рассказу «Старуха Изергиль»)
Цель урока:
1. Развитие мыслительных способностей учащихся.
2. Умение сопоставлять характеристики главных героев для раскрытия основной идеи произведения.
3. Формирование у учащихся нравственных качеств личности, взглядов и убеждений.
Задачи урока:
- Обосновать необходимость использования М. Горьким метода романтизма рубежа веков.
- Проанализировать рассказ «Старуха Изергиль», определив его идейно-художественные особенности.
- Воспитывать стремление активного отношения к жизни, искать ответы о смысле человеческого бытия.
- Донести до учащихся мысль о том, что в жизни всегда есть место подвигам. (Слайд № 1)
(Слайд № 2)
Ход мероприятия
I. Вступительное слово учителя.
Свой творческий путь М. Горький начал с написания романтических произведений, которые появились на рубеже XIX – XX вв. Романтические рассказы писателя звали активно вмешиваться в жизнь, пробуждали стремление к борьбе, вселяли веру в свои силы, прославляли «безумство храбрых».
Сегодня мы, ребята, будем говорить о романтических произведениях М. Горького. А перед этим давайте вспомним.
II. Беседа о романтическом методе.
Когда возник романтизм как метод и на смену какого литературного направления он пришел? (Слайд № 3)
Какие романтические произведения М. Горького вы знаете? (Слайд № 4)
Почему именно романтические рассказы стали первыми произведениями М. Горького?
(Молодцы!)
Давайте вспомним типичные черты романтических произведений: главный герой, как правило, легендарная, исключительная личность, бунтарь, действующий в исключительных ситуациях. Жизнь изображается в нереальных связях человека с окружающей его действительностью. (Дополните этот ряд.)
В письме к А.П. Чехову М. Горький отметил: «Обязательно нужно, чтобы теперешняя литература немножко начала прикрашивать жизнь, и, как только она это начнет, - жизнь прикрасится, т.е. люди заживут быстрее, ярче». (Слайд № 5).
Появился новый читатель, ждавший от литературы ответа на мучившие его вопросы, и ведений, полных жизнеутверждающего пафоса.
Но не только общественная атмосфера 90–х годов XIX века так повлияла на писателя. Огромную роль сыграло увлечение М. Горьким философией Ф. Ницше.
Философские и эстетические представления Ф. Ницше нашли отражение в раннем творчестве М. Горького. (Слайд № 6)
Обращение к эпиграфу.
Прочитайте эпиграф к уроку. Есть ли что – либо, созвучное идеям
Ф. Ницше, в данном высказывании М. Горького? Что именно?
III. Идейно художественный анализ рассказа «Старуха Изергиль».
1. Беседа по вопросам.
- Ваши впечатления от прочитанного (что удивило, показалось странным, необычным)?
- Было ли что-то похожее в рассказах известных вам писателей этих лет (А.П. Чехов, Л. Андреев и др.)
- Чем объяснить, что в одно и то же время создаются такие непохожие произведения?
2. Работа с текстом.
Задание: Отметьте в первой части рассказа описания картин природы. Каково их идейно – художественное назначение? (Слайд № 7)
Итак, первая часть – легенда о Ларре. (Слайд № 8)
Вторая часть – жизнь Изергиль. (Слайд № 9)
Третья часть – легенда о Данко. (слайд № 10)
Почему рассказ называется «Старуха Изергиль»?
Ответ: Главная героиня - Старуха Изергиль, много повидавшая, испытавшая и познавшая мудрость жизни. Эта мудрость передается ею молодым. Отсюда объяснима афористичность высказываний героини. Именно ее устами М. Горький утверждает жизненные ценности.
Так какие же ценности утверждает М. Горький? (Слайд № 11)
Итог урока:
Каковы же, ребята, особенности романтизма М. Горького? (Ответы)
(Молодцы! Правильно).
Романтизм М. Горького – проповедь активного отношения к жизни.
Впервые романтический герой задуман как спаситель людей от слабости, их сонного прозябания.
Домашнее задание:
1. Прочитать рассказы «Скуки ради», «В степи», «Бывшие люди».
2. ЭССЕ «Можно ли считать все эти произведения романтическими?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М.Горький. Рассказ "Старуха Изергиль". Легенда о Данко.
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения...
Романтизм в раннем творчестве М.Горького (на примере рассказа «Старуха Изергиль»).
Цели и задачи: 1. Познакомить учащихся с жизнью М. Горького и его романтическим творчеством;2. Закрепить на примере творчества писателя понятие романтизм как литературное направление;3. Развиват...
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА «КОНКУРС ТАЛАНТОВ» по произведениям М.Горького (повесть «Детство», рассказ «Старуха Изергиль») для 7 класса общеобразовательной школы
Внеклассное мероприятие по литературе для 7 класса общеобразовательной школы...
Из опыта работы. Тема: М.Горький. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль».
На уроке рассматривается своеобразие композиции рассказа "Старуха Изергиль", смысл противопоставления героев рассказа...
Урок- исследование по теме «А.М.Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Легенда о Данко»
Конспект урока- исследования по теме «А.М.Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Легенда о Данко» для проведение урока литературы в 7 классе. Учитель организует исследование эмоциона...
Урок литературы в 7-м классе по теме: Проблематика рассказа «Старуха Изергиль»
Урок литературы в 7-м классе по теме: Проблематика рассказа «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»)...
Урок литературы 7 класс. М.Горький. Рассказ "Старуха Изергиль": Легенда о Данко.
Урок по рассказу М.Горького "Старуха Изергиль". Легенда о Данко....