Урок по теме: Романтические бунтари М. Горького (по рассказу «Старуха Изергиль»)
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Урок в 11 классе по теме: Романтические бунтари М. Горького (по рассказу «Старуха Изергиль»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon stiz.ppt158.5 КБ
Microsoft Office document icon staruha_izergil.doc34 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Романтические бунтари М. Горького (по рассказу «Старуха Изергиль») Учитель русского языка и литературы Бражникова С.В.

Слайд 2

Я очень рано понял, что человека создает его сопротивление окружающей среде. М. Горький

Слайд 3

Романтизм как метод возник в начале IX века и постепенно был вытеснен реализмом.

Слайд 4

Романтические произведения М. Горького «Макар Чудра» «Старуха Изергиль» «Песня о Соколе» «Песня о Буревестнике»

Слайд 5

Из письма М.Горького к А.П. Чехову: Глубоко веря в возможность преобразования жизни, писатель считал необходимым изменить весь тон литературы: «… не будни, не будничные люди, не будничные мысли, а призыв к творческой жизни», «уроки мужества», «бодрые слова, окрыляющие душу», должны стать содержанием произведений».

Слайд 6

Представления Ф. Ницше Подвиг – сопротивление общему течению жизни; «Сила есть добродетель»; красота в силе и подвиге; Человек имеет право находиться «по ту сторону добра и зла».

Слайд 7

Композиция рассказа «Старуха Изергиль» Первая часть – легенда о Ларре Вторая часть – Жизнь Изергиль Третья часть – Легенда о Данко

Слайд 8

Легенда о Ларре Как изображает М. Горький Ларру? (Портрет, речь) Важно ли, что Ларра – сын женщины и орла? Каковы люди, к которым привела его мать? По каким нравственным законам они живут? В чем суть конфликта людей и Ларры? «Экспозицией» легенды является фраза: «Вот что может сделать бог с человеком за гордость!» Прокомментируйте с точки зрения смысла легенды, с точки зрения горьковского ницшеанства. В чем трагедия бессмертия Ларры?

Слайд 9

Жизнь Изергиль Чему была посвящена жизнь Изергиль? Почему? Можно ли Изергиль назвать сильной личностью? Что же было в основе ее жизни: желание любви и желание свободы? На что обречена Изергиль в конце жизни?

Слайд 10

Легенда о Данко Портретная характеристика, детали и их функции. Чем отличается «сильный» Данко от «сильного» Ларры? Изергиль называет «гордым» и Ларру, и Данко. В одном и том же значении употреблен эпитет или нет?

Слайд 11

Ценности М. Горького Чтобы жить, надо уметь что – нибудь делать. Смотрели бы в старину зорко – там все отгадки найдутся. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам.

Слайд 12

Домашнее задание Прочитать рассказы «Скуки ради», «В степи», «Бывшие люди». ЭССЕ «Можно ли считать все эти произведения романтическими?»



Предварительный просмотр:

Романтические бунтари М. Горького

(по рассказу «Старуха Изергиль»)

Цель урока:

       1. Развитие мыслительных способностей учащихся.

       2. Умение сопоставлять характеристики главных героев для раскрытия    основной идеи произведения.

       3. Формирование у учащихся нравственных качеств личности, взглядов и убеждений.

Задачи урока:

  1. Обосновать необходимость использования М. Горьким метода романтизма рубежа веков.
  2. Проанализировать рассказ «Старуха Изергиль», определив его идейно-художественные особенности.
  3. Воспитывать стремление активного отношения к жизни, искать ответы о смысле человеческого бытия.
  4. Донести до учащихся мысль о том, что в жизни всегда есть место подвигам. (Слайд № 1) 

(Слайд № 2)

Ход мероприятия

I. Вступительное слово учителя.

       Свой творческий путь М. Горький начал с написания романтических произведений, которые появились на рубеже XIX – XX вв. Романтические рассказы писателя звали активно вмешиваться в жизнь, пробуждали стремление к борьбе, вселяли веру в свои силы, прославляли «безумство храбрых».

        Сегодня мы, ребята, будем говорить о романтических произведениях М. Горького. А перед этим давайте вспомним.

II. Беседа о романтическом методе.

        Когда возник романтизм как метод и на смену какого литературного направления он пришел? (Слайд № 3) 

        Какие романтические произведения М. Горького вы знаете? (Слайд № 4)

        Почему именно романтические рассказы стали первыми произведениями М. Горького?

        (Молодцы!)

        Давайте вспомним типичные черты романтических произведений: главный герой, как правило, легендарная, исключительная личность, бунтарь, действующий в исключительных ситуациях. Жизнь изображается в нереальных связях человека с окружающей его действительностью. (Дополните этот ряд.)

         В письме к А.П. Чехову М. Горький отметил: «Обязательно нужно, чтобы теперешняя литература немножко начала прикрашивать жизнь, и, как только она это начнет, - жизнь прикрасится, т.е. люди заживут быстрее, ярче». (Слайд № 5).

         Появился новый читатель, ждавший от литературы ответа на мучившие его вопросы, и ведений, полных жизнеутверждающего пафоса.

         Но не только общественная атмосфера 90–х годов XIX века так повлияла на писателя. Огромную роль сыграло увлечение М. Горьким философией Ф. Ницше.

        Философские и эстетические представления Ф. Ницше нашли отражение в раннем творчестве М. Горького. (Слайд № 6)   

Обращение к эпиграфу.

       Прочитайте эпиграф к уроку. Есть ли что – либо, созвучное идеям

Ф. Ницше, в данном высказывании М. Горького? Что именно?

III. Идейно художественный анализ рассказа «Старуха Изергиль».

1. Беседа по вопросам.

  1. Ваши впечатления от прочитанного (что удивило, показалось странным, необычным)?
  2. Было ли что-то похожее в рассказах известных вам писателей этих лет (А.П. Чехов, Л. Андреев и др.)
  3. Чем объяснить, что в одно и то же время создаются такие непохожие произведения?

2. Работа с текстом.

Задание: Отметьте в первой части рассказа описания картин природы. Каково их идейно – художественное назначение? (Слайд № 7)

     Итак, первая часть – легенда о Ларре. (Слайд № 8)

     Вторая часть – жизнь Изергиль. (Слайд № 9)

     Третья часть – легенда о Данко. (слайд № 10)

Почему рассказ называется «Старуха Изергиль»?

Ответ: Главная героиня - Старуха Изергиль, много повидавшая, испытавшая и познавшая мудрость жизни. Эта мудрость передается ею молодым. Отсюда объяснима афористичность высказываний героини. Именно ее устами М. Горький утверждает жизненные ценности.

Так какие же ценности утверждает М. Горький? (Слайд № 11) 

Итог урока:  

       Каковы же, ребята, особенности романтизма М. Горького? (Ответы)

(Молодцы! Правильно).

      Романтизм М. Горького – проповедь активного отношения к жизни.

      Впервые романтический герой задуман как спаситель людей от слабости, их сонного прозябания.  

Домашнее задание:

1. Прочитать рассказы «Скуки ради», «В степи», «Бывшие люди».

2. ЭССЕ «Можно ли считать все эти произведения романтическими?»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.Горький. Рассказ "Старуха Изергиль". Легенда о Данко.

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения...

Романтизм в раннем творчестве М.Горького (на примере рассказа «Старуха Изергиль»).

Цели и задачи: 1. Познакомить учащихся с жизнью М. Горького и его романтическим творчеством;2. Закрепить на примере творчества писателя понятие романтизм как литературное направление;3. Развиват...

Из опыта работы. Тема: М.Горький. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль».

На уроке рассматривается своеобразие композиции рассказа "Старуха Изергиль", смысл противопоставления героев рассказа...

Урок- исследование по теме «А.М.Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Легенда о Данко»

Конспект урока- исследования  по теме «А.М.Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Легенда о Данко» для проведение урока литературы   в 7 классе.   Учитель организует исследование эмоциона...

Урок литературы в 7-м классе по теме: Проблематика рассказа «Старуха Изергиль»

Урок литературы в 7-м классе по теме: Проблематика рассказа «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»)...

Урок литературы 7 класс. М.Горький. Рассказ "Старуха Изергиль": Легенда о Данко.

Урок по рассказу М.Горького "Старуха Изергиль". Легенда о Данко....