«Герои ранних романтических рассказов Горького. Романтический пафос и суровая правда жизни в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»»
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Цель урока:выявить особенности ранней прозы М. Горького на примере рассказа «Старуха Изергиль».
Задачи урока:
Образовательные:
-рассмотреть проблему героя в ранних рассказах Горького;
- отметить особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль» как средства раскрытия идейного содержания;
- выяснить смысл противопоставления героев рассказа «Старуха Изергиль»;
- провести параллель между библейской легендой о Моисее и легендой о Данко, отметить сходство и различие.
Развивающие:
-развивать навыки анализа художественного текста, внимание к своеобразию его формы и содержания;
- развивать у учащихся чувство прекрасного.
Воспитательная:
-подвести учащихся к мысли об уникальности человеческой жизни, об ответственности за свой жизненный выбор, о необходимости внимательного и бережного отношения к окружающим людям.
Оборудование урока:портрет М.Горького; карточки с заданиями; презентация к уроку; мультимедиа, тексты.
Формы работы:беседа, работа с текстом, сравнительный анализ, составление схемы, выразительный пересказ, демонстрация презентации,диалог.
Предварительная подготовка к уроку:
1. Чтение ранних романтических рассказов Горького.
2. Индивидуальное задание- подготовить пересказ легенд о Ларре и Данко, а также библейскую историю о Моисее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_romanticheskie_rasskazy_m.gorkogo.doc | 88 КБ |
aleksey_maksimovich_gorkiy.ppt | 2.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Коношеозерская средняя общеобразовательная школа»
Урок по литературе
«Герои ранних романтических рассказов Горького.
Романтический пафос и суровая правда жизни в рассказе М.
Горького «Старуха Изергиль»»
11 класс.
Подготовил: учитель русского языка и литературы
муниципального образовательного учреждения
«Коношеозерская средняя общеобразовательная школа»
Коношского района Архангельской области
Дьячкова Оксана Михайловна.
Коноша 2010 год
Герои ранних романтических рассказов Горького. Романтический пафос и суровая правда жизни в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»
Цель урока: выявить особенности ранней прозы М. Горького на примере рассказа «Старуха Изергиль».
Задачи урока:
Образовательные:
-рассмотреть проблему героя в ранних рассказах Горького;
- отметить особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль» как средства раскрытия идейного содержания;
- выяснить смысл противопоставления героев рассказа «Старуха Изергиль»;
- провести параллель между библейской легендой о Моисее и легендой о Данко, отметить сходство и различие.
Развивающие:
-развивать навыки анализа художественного текста, внимание к своеобразию его формы и содержания;
- развивать у учащихся чувство прекрасного.
Воспитательная:
-подвести учащихся к мысли об уникальности человеческой жизни, об ответственности за свой жизненный выбор, о необходимости внимательного и бережного отношения к окружающим людям.
Оборудование урока: портрет М.Горького; карточки с заданиями; презентация к уроку; мультимедиа, тексты.
Формы работы: беседа, работа с текстом, сравнительный анализ, составление схемы, выразительный пересказ, демонстрация презентации,диалог.
Предварительная подготовка к уроку:
- Чтение ранних романтических рассказов Горького.
- Индивидуальное задание- подготовить пересказ легенд о Ларре и Данко, а также библейскую историю о Моисее.
Эпиграф урока:
«Хочу красоты и всего хорошего»
«Видно ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль».
М. Горький.
1.Слово учителя.
Сегодня, ребята, мы прикоснёмся к красоте…. красоте ранних романтических рассказов М.Горького, а именно к рассказу «Старуха Изергиль». Обратите внимание на эпиграф урока, эти слова, довольно обычные для молодого человека 24 лет от роду, были написаны ещё мало кому известным в России писателем, вошедшим в литературу под именем М.Горький.
1 слайд
Жизнь, которую наблюдал А.Пешков(настоящая фамилия Горького) поражала страшной и странной путаницей характеров и отношений, необъяснимыми противоречиями, бесцельностью однообразного прозябания, рано или поздно кончающегося смертью.
« Что же есть жизнь? Конечное ничто или же переходная форма к лучшему? Вопрос этот сломит меня. Пускай сломает. Я всё-таки не отступлюсь от него».
2 слайд
Ответы на эти вопросы писатель не уставал искать никогда. Жизнь привычная, зримая, реальная, преобразованная словом и душой человеческой, открывала новые, неизвестные грани, что оказывалось порой более важным и значительным, чем непосредственные наблюдения.
«Человек рассказывающий»- вот кто поразил юного Пешкова. Что бы ни передавалось изустно - сказка, легенда, песня, быль,- оно всегда являлось созданием какого-то особого лица. А значит, проявлялось главное, что есть в человеке- способность к творению новых сил жизни, очеловечиванию её, привнесению в скучную действительность красоты и добра. Наверное, поэтому в раннем творчестве М.Горького встречается много рассказов, где повествование ведётся не автором, а рассказчиками, причём их имена нередко становятся названиями произведений. ( «Макар Чудра», «Емельян Пиляй», «Челкаш»).
Есть одна особенность этих произведений- установка на предельно обобщённый образ. Его основой становится какая-либо одна черта- гордость, честность, трусость, благородство.
Герой- повествователь выполняет сложную функцию. От него исходят обрамляющие легенду реалии- пейзажи, портреты, скупые, но ёмкие комментарии услышанного.
3 слайд
Каждому человеку в жизни представляется возможность реализовать свой потенциал. Реализуют его и герои легенд, рассказанных старухой Изергиль, Ларра и Данко.
2.Рассказ «Старуха Изергиль». Вопрос 1 урока - смысл второго эпиграфа. Вопрос 2- в чём смысл композиции рассказа.
-Обращаю ваше внимание на второй эпиграф. Что же за стройность и красоту имел в виду Горький, говоря так о своём рассказе? Попробуем ответить на этот вопрос в конце урока.
-Рассказ имеет романтический характер. Давайте вспомним черты романтизма:
- У героя два мира- идеальный и реальный.
- Яркость образов.
- Необычность событий.
- Гиперболизация качеств.
- Патетика.
- Загадочный пейзаж.
4 и5 слайд.
-В какое время суток происходят события в рассказе?Почему?(Ночью, это самое таинственное время суток).
-Какие природные образы вы могли бы выделить? (море, искры, небо, ветер, тучи, луна).
-Какие художественные средства использовал автор в изображении природы? (эпитеты, олицетворение, метафору).
-Почему именно таким показан пейзаж в природе?(Природа показана одушевлённой, она живёт по своим законам. Она красива, величественна, свободна. Но человек тесно связан с природой, она отражает внутренний мир человека, его желания, стремления. И люди, среди которых живёт Изергиль, сродни природе - сильные, красивые, свободные.)
-Ваши впечатления от рассказа. Как он построен и в чём смысл изображённой автором композиционной формы.( Рассказ старухи о своей жизни обрамлён двумя легендами. В них героиня рассказа выражает своё представление о людях, о том, что считает ценным, важным в своей жизни. По этим жизненным ценностям и мы можем судить о героине рассказа.) Мы вернёмся к этому вопросу , когда будем говорить о жизни Изергиль.
3. Легенда о Ларре. Пересказ.
-Каким внешним событием рождена легенда?( Тень, плывущая по небу - тень Ларры).
- В центре повествования этой легенды – трагическая судьба сына женщины и орла. Он не захотел уважать традиции племени, откуда родом была его мать. Ценил только себя, слышал только свои желания.
-Почему он так себя ведёт, чем это мотивировано? ( Он таким родился, он- сын орла).
-Племя его приговорило к одиночеству, а это самый страшный «зверь» на земле. Справедливо ли было это решение? Подтвердите текстом.( небеса одобрили решение племени).
-А что добавила Изергиль непосредственно от себя? («Вот до чего может довести человека гордость и непокорность и вот как могут покарать гордеца бог и люди»).
-Но здесь можно и поспорить с Изергиль? Что вы можете сказать о таком качестве человека, как гордость? (Нельзя осуждать человека за гордость, если ему есть чем гордиться и это не идёт против общечеловеческих ценностей. Ларра был осуждён не за гордость вообще, а за гордость эгоиста, попирающего права, честь и достоинство коллектива).
-Ребята, есть такое слово – гордыня. Подумайте, чем различаются два слова- гордость и гордыня. Запишите.
Гордость- чувство собственного достоинства, самоуважение.
Гордыня- чрезмерно высокое мнение о себе, непомерная гордость.
-Поняла ли Изергиль подлинную сущность Ларры? Подтвердите текстом. (Она осудила его за гордость, но ведь чувство собственного достоинства было присуще и ей самой. И тогда станут понятны слова автора, сказанные о старухе: « И стало почему-то страшно жалко её. Конец рассказа она вела таким возвышенным, угрожающим тоном, а всё-таки в этом тоне звучала боязливая, рабская нота». Следовательно, она осудила и самоё себя).
4. Легенда о Данко. Пересказ.
-Каким природным явлением рождена легенда о Данко? (Искры на небе)
-В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко. Индивидуальное сообщение учащегося. (Ученики прослушивают библейскую историю и сопоставляют ее с легендой о Данко).
5.Библейская история о Моисее. Сопоставление её с легендой о Данко.
Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.
Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.
Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.
Сопоставление Библейской истории и легенды о Данко:
- В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение).
- Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает).
-В жизни человека, ребята, всегда есть место подвигу. Решение всегда остаётся за человеком, он должен в первую очередь рассчитывать на свои силы.
-Каким изображён Данко в рассказе Изергиль? (Сильным, смелым, ради людей пожертвовал собой. Но он тоже выделяется из толпы своими качествами сильного и свободного человека, это и сближает его с Ларрой, однако на этом сходство заканчивается.)
- Как складываются отношения между Данко и толпой? Работа с текстом. (Сначала люди “посмотрели и увидели, что он лучший из них”. Толпа верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они “стали роптать на Данко”, так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. “Люди в гневе обрушились на Данко” потому что они устали, обессилили, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко вскипает негодование, “но от жалости к людям оно погасло”. Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступками Данко).
- Итак, мы с вами выяснили, что главная черта героев- гордость, но мы с вами доказали, что герои совсем разные. Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни. Давайте отобразим это в схеме:
Карточка №1
-Слайд 6. 7.
6 . Рассказ о жизни Изергиль.
-Но рассказ называется «Старуха Изергиль». И именно она главная героиня. Давайте вновь обратимся к композиции рассказа. Две легенды обрамляют повествование Изергиль о себе. Они помогают нам понять, что ею движет, какой её характер.
- Какая она, Изергиль? ( Это легендарная личность, сильная, волевая, много видевшая на своём веку. На её глазах сражались и умирали солдаты Польши, любила поляка, который воевал за греков, осуждала русских, ходивших бить мадьяр. Возможно она была свидетельницей кровавого подавления революции в Венгрии войсками Николая 1. Наконец, она рассказывает, как сама помогла бежать из плена восставшим полякам ).
- К каким людям её влекло? (К сильным, ярким характерам. Она симпатизирует борцам за свободу. И всё-таки людей Старуха Изергиль ценит прежде всего за их необычность. Идеалы, за которые борются её любимые, её не интересуют).
- Что является идеалом жизни Изергиль? (Свободная любовь. И с тем, кто посягает на это право, она обходится решительно и сурово).
- Итак. С одной стороны Изергиль являет собой пример, достойный подражания, а с другой стороны она эгоистична, жила только для себя. И легенды, рассказанные ей, указывают на противоречивость её характера. Кроме того, у писателя появляется возможность сравнить реальную жизнь с миром легенд.
-Как вы думаете к кому из героев ближе героиня. Отразите позицию героини и позицию автора, поставьте стрелочки.
Карточка №2. Слайд 8.
-Докажите примерами из текста позицию автора. (Приводятся примеры поступков героини, строчки, завершающие рассказ Изергиль о себе. «И вот уже около трёх десятков лет живу здесь…был у меня молдованин, умер с год тому времени. И живу я вот! Одна живу…Нет, не одна, а вон с теми.» И оговорка Изергиль совсем не случайна: она лишний раз напоминает о глубокой противоречивости характера героини- её стремления жить вместе с гордым, вольнолюбивым народом и её индивидуализм и эгоизм. Даже портрет Изергиль близок портрету Ларры. Он стал тенью, и её время высушило и внешне и внутренне.)
- Итак композиция рассказа раскрывает нам образ старухи Изергиль, которая в молодости пережила судьбу и Ларры и Данко. Не это ли лучшее свидетельство того, что в жизни каждого человека есть место и для индивидуализма и для подвига. Жизненная позиция автора произведения тоже раскрыта.
- Как вы думаете, почему легендой о Данко заканчивается рассказ? (Это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом.)
- И теперь, я думаю, вам понятны слова Горького, взятые эпиграфом к рассказу «Старуха Изергиль». Людей, которые посвятили свою жизнь служению идеалам добра и справедливости, которые подобно Данко стараются помочь людям, не так уж и мало на нашей земле. Оставьте, ребята, свой след на земле и пусть он будет ярким, как искры от горящего сердца Данко.
7. Домашнее задание.
Прочитать рассказы М.Горького «Челкаш», «Макар Чудра». Отметить особенности рассказов, характерные для Горького. Написать мини- сочинение на тему «Данко нашего времени».
Приложения.
Используемая литература.
- Н.Е.Щетинкина. Литература 11 класс поурочные планы. Волгоград.
- Н.В.Егорова. И.В.Золотарёва. Поурочные разработки по русской литературе. Первая половина 20 века.Вако. Москва 2004 год.
- Л.И.Тареева. Литература 9-11 классы. Воспитание читателя.Волгоград 2009 год.
- Технология проблемно- диалогического обучения (Е.Л.Мельниковой) дидактический материал.
- М.Горький. Избранное. М. Художественная литература 1989 год.
Приложение №1. Таблица для заполнения учащимися (если есть возможность). Сопоставление образов Ларры и Данко.
Критерии | Ларра | Данко |
Отношение к толпе | ||
Толпа-герой | ||
Отличительная черта характера | ||
Отношение к жизни | ||
Легенда и настоящее | ||
Поступки | ||
Отношение писателя к героям. |
Приложение №2. Этапы урока.
| Работа над эпиграфом урока. Слово учителя. |
| Черты романтизма. Особенности ранних произведений Горького. |
| Анализ легенд, рассказанных старухой Изергиль, сопоставление главных героев. Позиция рассказчика и позиция автора к героям легенд. Особенности композиции. Смысл названия рассказа. |
| Подведение итогов урока. Самостоятельная работа учащихся на карточках, оценка их деятельности. Ориентация на добро. |
| Задание ориентированы на закрепление пройденного на уроке и на идивидуальное творчество учащихся. |
Приложение №3. Диалоговые формы обучения на уроках литературы.
-Что ты ищешь, Диоген, днём с огнём?
- Я ищу человека.
Кого? Меня? Его?
-Я ищу человека.
Учитель литературы очень напоминает Диогена: его тоже волнует человек.
Ни для кого не секрет, что интерес к чтению, творчеству у учеников падает от класса к классу. Но нельзя оспаривать тот факт,что именно литература способствует духовному развитию человека. Поэтому формирование творчески активной, способной к саморазвитию личности, в которой так нуждается российское общество, является одной из важнейших задач школьного курса литературы.
Сегодня в центре внимания стоят как раз такие формы урока, которые бы способствовали организации диалога, установлению живой и свободной взаимосвязи между учителем и учащимися, создавали бы возможность выражения своего собственного «Я» каждому школьнику. Это способствует решению ряда учебно-воспитательных задач. Среди них:
-стимулирование личностного восприятия учащимися литературных произведений;
-создание условий для свободного творческого общения школьников, самостоятельной индивидуальной работы над образами и произведениями;
-формирование навыков общения, дискуссии;
-воспитание вдумчивого и грамотного читателя;
-развитие воображения, нравственных качеств.
Решать эти задачи помогает широкое использование форм уроков: урок –монолог учителя, урок – путешествие, «литературная гостиная», урок- презентация, урок-открытие и др.
Форм много, но очень важно суметь найти к сердцам и разуму школьников, чтобы учащиеся поняли замысел писателя, чтобы герои прочитанного произведения стали им близки и понятны, наконец, чтобы их сердца откликнулись на те проблемы, которые подняты автором, и школьники не остались равнодушными к тому, что волновало писателей.
Сегодня необходимо не просто изучать произведения русской классической литературы, а уделять большое внимание прежде всего тем произведениям, в которых звучит общечеловеческое содержание, и оно имеет непреходящее значение для наших дней.
У ранних произведений Горького именно такое звучание. Уроки, посвящённые этим произведениям, можно назвать уроками красоты. Они заставляют почувствовать себя самоценной личностью, внушают веру в свои силы. Пусть человек несовершенен, но в нём заложено стремление к гармонии, свободе и счастью.
Приложение №4. Карточка №2. .(окончательный продукт самостоятельной деятельности учащихся).
Идеал Данко
Позиция героини
Старуха Изергиль
Позиция автора
Антиидеал
Ларра
Приложение №5. Карточка №1.(окончательный продукт самостоятельной деятельности учащихся).
Гордость
Данко
Ларра
Чувство собственного достоинства. Подвиг во имя людей. Идеал.
Гордыня. Презрение к людям. Антиидеал.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Буря!.. Скоро грянет буря!.. Нужны подвиги! Подвиги! Нужны такие слова, которые звучали бы, как колокол набата, тревожили всё и, сотрясая, толкали вперёд!.. (М.Горький)
Романтические произведения М. Горького. «…Человек – главная ось мира, вокруг которой и крутится всё остальное, второстепенное, включая светила небесные, созданные единственно в расчёте на человека и на его потребу» (М.Горький) «Религией Горького был человек и безоговорочная вера в него» (Л.Леонов)
Вера и неверие писателя «Я видел, что люди, окружавшие меня, способные на подвиги и преступления…и трудно понять, что интересного в их жизни? Я не хочу жить такой жизнью…» Спасителем людей от их слабости и никчёмности стал романтический герой. Он – воплощение духовного порыва, справедливости, полнокровной счастливой жизни
Романтический герой Гордый, сильный, свободолюбивый, одинокий человек, разрушитель сонного прозябания большинства Гордая непокорность судьбе, дерзкое свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Стремление к ничем не стесняемой свободе. Соотнесённость характера с реальными жизненными обстоятельствами почти немыслима. Идеальный мир противостоит реальному, противоречивому и далёкому от романтического идеала.
Ларра Данко Гордость Гордыня, презрение к людям. Антиидеал Подвиг во имя людей.Чувство собственного достоинства. Идеал.
Герои легенд – два противоположных полюса. Ларра Своеволие и самолюбие (эгоистичность, прагматичность, самовлюблённость. Данко Смирение и любовь к людям ( победа над собой, готовность к самопожертвованию. Один остаётся жить вечной тенью, «ему нет жизни и смерть не улыбается ему». Другой умирает, но живёт в памяти людей «мерцание предгрозовых огней в степи напоминает о его благородном подвиге».
Идеал Данко Антиидеал Ларра Позиция героини Позиция автора Старуха Изергиль
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по рассказу М Горького "Старуха Изергиль"
Данный урок предназначен для учащихся 11 класса или 1 курса учреждений СПО и НПО. Урок построен по технологии критического мышления. Для разработки урока были использованы уроки учителей ...
Презентация к серии уроков по рассказу М.Горького "Старуха Изергиль"
Презентация помогает учащимся полнее рассмостреть и проанализировать данное произведение.Рассматриваемые вопросы:1.Романтизм как направление в литературе.2.Романтический герой.3.Почему Горький выбирае...
"Какой оставишь в жизни след..." (Анализ рассказа М. Горького "Старуха Изергиль")
В данном материале даются возможные пути анализа рассказа М. Горького "Старуха Изергиль"...
Проблема идеала в рассказе М.Горького "Старуха Изергиль"
Презентация к уроку по раннему творчеству М.Горького "Проблема идеала в рассказе "Старуха Изергиль" с перечнем вопросов, организующих чтение, и индивидуальными опережающими заданиями....
Урок по литературе в 7 классе " Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция".
Урок по литературе "Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция" проводится в 7 классе. Его цели:1. Выя...
Урок литературы в 11 классе с использованием ЭОР по теме: "Поиски смысла жизни в рассказе М. Горького "Старуха Изергиль"
Урок носит обучающий, развивающий и воспитывающий характер, сопровождается мультимедийной презентацией, созданной специально для иллюстрации урока. Проза М. Горького изучается после прозы И. А. Бунина...
В чем смысл и счастье жизни? (По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»).
Анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»...