Технологическая карта урока «Сопоставление «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина и «Спящей царевны» В.А.Жуковского»
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему
Данная технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС и позволяет организовать деятельность детей по исследовательской работе, анализу и сравнению полученных знаний о фольклорных и авторских литературных сказках на примере произведений А.с. Пушкина и ВА. Жуковского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literature_kostylevoy_a.a.docx | 41.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
«Сопоставление «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина и «Спящей царевны» В.А.Жуковского»
(5 класс. УМК. Учебник «Литература» в двух частях В. Я. Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И. Коровина) ФГОС
Учитель | Костылева Александра Анатольевна |
Класс | 5 |
Предмет | Литература |
Тема урока | Урок-«Сопоставление «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина и «Спящей царевны» В.А.Жуковского» |
Тип урока | Урок обобщения и систематизации ЗУН |
Цель деятельности учителя | Организовать деятельность детей по исследовательской работе, анализу и сравнению полученных знаний о фольклорных и авторских литературных сказках; учить детей обобщению и формулированию выводов об отличительных особенностях авторских сказок на примере произведений А.С.Пушкина, В.А. Жуковского. Обогащать словарный запас учащихся, развивать навыки работы в парах, умение формулировать мысль, выбирать главное. Воспитывать культуру общения: привести учащихся к убеждению, что нужно быть воспитанным, обходительным и вежливым собеседником. Формировать навык многоуровневого анализа художественного произведения. |
Универсальные учебные действия | |
Регулятивные | Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока и искать её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы. |
Познавательные | Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Преобразовывать информацию (составлять алгоритм рассуждения на основе правила и действовать по нему). |
Коммуникативные | Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения. Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, быть готовым корректировать её, слушать и слышать других. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: использовать знания, умения, навыки при работе с текстом художественной литературы, сопоставлении и сравнении двух текстов произведений А.С.Пушкина, В.А. Жуковского. Метапредметные: применение приобретённых знаний, умений, навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне, в повседневной жизни, способность использовать знания литературного материала как средство получения знаний по другим предметам. Личностные: формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации занятий, осознание эстетической ценности произведений А.С.Пушкина, В.А. Жуковского; продолжение формирования умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; развитие умения работать в группах, учить правильному общению и взаимодействию; продолжить развитие умения анализировать и оценивать собственную деятельность; продолжить воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей; |
Материально-технические средства | Экран, компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем, раздаточный материал. |
Образовательные ресурсы | http://www.urok.net; vitanova.ru |
Основные понятия | Сравнение, сюжет, композиция. |
Организационная структура (сценарий) урока
Основные этапы урока. Цели этапа | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Промежуточный контроль | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФОУД | |||||
1.Мобилизующий этап. Создание доброжелательной атмосферы. Эмоциональная подготовка учащихся к освоению изучаемого материала. | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует класс, настраивает на урок | Прозвенел звонок и смолк – Начинается урок. Все за парты тихо сели, На меня все посмотрели. Пускай улыбнётся сегодня удача, Совсем ведь несложная это задача. | Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. | Фронтальная Индивидуальная | Л. Самоопределение. Положительно настраиваются на учение, на познавательную деятельность. | Листы обратной связи |
2.Мотивация к учебной деятельности. Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели. | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа. | Знакомит с заданием. Ставит учебную задачу. | -Посмотрите на изображение на экране. Мы видим, что здесь изображены гениальные русские поэты – Василий Андреевич Жуковский и Александр Сергеевич Пушкин. -А что изображено ниже? (Слайд №1) -Да, это известные сказки авторов – «Спящая царевна» и «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». (Слайд №2) - Итак, давайте вместе попробуем обозначить тему нашего урок. О чём мы сегодня будем говорить? - Сегодня мы с вами будем сопоставлять или сравнивать сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна» и А.С. Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях». Откройте тетради, запишите сегодняшнее число на полях и тему урока – «Сопоставление «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина и «Спящей царевны» В.А.Жуковского». (Слайд №3) Словарная работа - Прежде чем мы перейдём к дальнейшей работе, давайте рассмотрим новое определение. Итак, сегодня мы будем сопоставлять, сравнивать сказки. Что же такое сравнение? Давайте запишем новое определение в словарик. Литературоведческий словарь дает определение: Сравнение - это образное определение предмета. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается словами как, точно, словно, а может просто указать на сходство. Сравнить - значит найти черты сходства и различия. (Слайд №4) | Отвечают на вопросы, корректируют ответы. Записывают новое определение в словарик в тетради | Индивидуальная, Коллективная поисковая деятельность. | Р. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. П.Построение логической цепочки рассуждений. К.Умение с достаточной полнотой выражать мысли. | Устные ответы. Письменная работа. |
3. Введение в тему. Создать условия для погружения в проблемную ситуацию. | Беседа, обдумывание результатов предыдущего этапа. Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. | Предлагает для рассмотрения проблемные вопросы. | - Итак, давайте рассмотрим вопросы, ответы на которые получим в ходе сегодняшнего урока.(проблемные вопросы) (Слайд №5)
| Задумываются над проблемными вопросами. | Фронтальная работа | П.Постановка проблемы. Построение речевого высказывания. Л.Нравственно-этическая ориентация. | Задают вопросы для уточнения информации |
4.Актуализация знаний. Первичное закрепление Анализ имеющихся знаний. Воспроизведение ранее изученного, установление преемственности связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. | Словесно-иллюстративный рассказ с элементами эвристической беседы. Обсуждение результатов наблюдения. Развитие логического мышления, самостоятельности и самоконтроля. | Слушает ответы, даёт возможность учащимся работать друг с другом. | Слово учителя. Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в шутливое «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Об этой стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Все лето я прожил в Павловском и Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы - Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки…. Чудное дело!» (Слайд №6) - Русские народные сказки… Да, именно сказку, подобную народной, должен был написать каждый из великих поэтов. Давайте произведём разбивку на кластеры и вспомним, какие отличительные черты имеет у нас народная сказка. (Слайд №7,8) | Осуществляют (устно) разбивку на кластеры, называя отличительные черты народных сказок. | Фронтальная. | П.Поиск необходимой информации. Установление причинно-следственных связей. К.Инициативное сотрудничество. Умение выражать мысли. Р.Постановка учебной задачи .Принимают и сохраняют учебную задачу. | Устные ответы. |
5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта. Раскрытие сущности новых понятий. Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Развитие навыков работы в сотрудничестве, организация самостоятельной работы в группе. | Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. | Предлагает сформулировать сходства и различие сказок по отдельным аспектам. Обсуждение. Осуществляет с учащимися практическую работу с текстами сказок. | - А теперь посмотрим те аспекты, по которым мы будем с вами сравнивать сказки. Предметы сравнения: название, сюжет, композиция, форма написания произведения (Слайд №9) 1. Название. - Посмотрите, пожалуйста, на названия обеих сказок. Для работы используем структуру Таймд пэа шэа. Вам даётся ровно минута, чтобы поделиться с соседом по парте мнением о сходстве и различии в названии сказок. (Слайд №10) У Жуковского - «Спящая царевна» (название повторяет первоисточник). У Пушкина - «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (свое название). В названии есть общее слово - царевна. Она главная героиня. Также название говорит о различии: царевна Жуковского уснула, а у Пушкина - умерла. И название сообщает: у Жуковского она одинока, у Пушкинской царевны есть друзья - семь богатырей. (Слайд №11) 2. Сюжет. - Перейдём к рассмотрению сюжетной линии. В основу сказок положен сюжет народной сказки. Сюжеты из каких сказок брали В.А. Жуковский и А.С. Пушкин? Ответы детей: Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро. Пушкин написал свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском в 1824-1826 годах. Переодевшись в крестьянский наряд, смешивался он на ярмарках с толпой людей, прислушиваясь к меткому народному слову, записывая рассказы сказителей. Там он записал сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник - волшебные сказки Арины Родионовны. - Как же можно проследить путь от сказки народной до рождения авторской? У вас на столе в произвольном порядке лежат карточки. Составьте схему из предложенных карточек с понятиями. (Слайд №12) Разложите понятия в виде цепочки-связи. Авторская литературная сказка, запись сказки, прослушивание народной сказки, обработка сказки. Цепочка связи будет составлена так: прослушивание народной сказки – запись сказки – обработка сказки – авторская литературная сказка. (Слайд №12) - Итак, сначала рассмотрим совпадения и различия в сюжетных линиях обеих сказок. Используем структуру «Финк-райт-раунд робин» («подумай-запиши-обсуди в команде»). (Слайд №13) - Сначала обдумайте, запишите совпадения в тетради. На это вам отводится три минуты. Обсудите свои записи с соседом по парте. Время – 1 минута. - Итак, давайте вместе обсудим, какие же совпадения в сюжетной линии вы выявили. Суммируем сказанное. Посмотрите. Запишите те пункты, которых не хватает у вас в тетради. Совпадения (Слайд №14): 1. Беда с царевнами происходит по чьей-то злой воле. 2. Причина печальных событий с царевнами – желание отомстить, зависть, обида. 3. Зло совершают женщины: старуха-фея и царица-мачеха. 4. Царевны пробуждаются – оживают. 5. Царевен пробуждают царские сыновья – королевич Елисей и царский сын (без имени). 6. Царевны обе красавицы. 7. Женитьба спасителей на царевнах. - Каковы же различия? Различия в сюжете сказок(Слайд №14): - Судьбу царевны Жуковского предсказала 12-я фея - злая колдунья - она подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир. - У Пушкина от красавицы царевны избавляется злая мачеха из-за зависти (это традиционный сюжет русских народных сказок). - У Пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация) - у Жуковского уснула (романтические мотивы). - У Пушкина царевна мертвая лежала 3 дня (по русскому обычаю) – у Жуковского - 300 лет спала. - Королевичу Елисею помогают силы природы (в русском фольклоре природа всегда помогает человеку) - царевичу Жуковского помогает старик. - Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте - у Жуковского спит дома. - Орудие зла у Пушкина – яблоко (предмет многих русских сказок) – у Жуковского - веретено. - Пушкинская царевна пробудилась от удара королевича о гроб, который рассыпался (удар символизирует силу горя, готовность героя к самопожертвованию) - у Жуковского царевна просыпается от поцелуя царевича (романтические мотивы). -У Пушкина зло наказано - мачеха от злости умерла - у Жуковского злая колдунья исчезла. В сказках разные места действия: у Жуковского - дворец, бор - у Пушкина: дворец, терем в лесу, пустая гора. | Задают вопросы для уточнения. Концентрируют внимание на заданиях, размышляют, анализируют, делают выводы, обобщая информацию. В течение минуты обсуждают с соседом сходство и различие в названиях сказок. Развивают умение высказать своё мнение о прочитанном. Отвечают об основе сюжетов сказок. Раскладывают карточки в виде цепочки-связи. Обдумывают самостоятельно ответ на вопрос и фиксируют его в тетради в течение трёх минут. Затем обсуждают свои записи в тетради с соседом в течение одной минуты. После обсуждения высказывают своё мнение вслух. Записывают в тетради недостающие пункты. | Индивидуальная, в парах. Фронтальная. Работа в парах. Индивидуальная, работа в парах. Фронтальная. | К. Осуществляют индивидуальную и совместную деятельность в парах с учётом конкретно-познавательных задач. Р. Составление плана и последовательности действий. П. Поиск и выделение нужной информации, выполнение предложенных заданий. | Устные ответы. Письменная работа. |
6. Физкультминутка | Напоминает о минуте отдыха. | Поднимает руки класс – это раз, Повернулась голова -это два, Руки вниз, вперёд смотри – это три, Руки в стороны пошире развернули на четыре, С силой их к рукам прижать – это пять, Всем ребятам тихо сесть – это шесть. | Выполняют элементарные физические упражнения. | Фронтальная | Л.Понимают значение профилактики переутомления организма. | ||
7. Этап реализации. Организовать выполнение учащимися заданий на новый способ действий. Зафиксировать затруднения при выполнении творческого задания учебного действия. | Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. | Предлагает учащимся практическую работу с текстами сказок по определённым аспектам. |
- Следующий аспект сравнения – композиция. Основные элементы композиции – завязка, кульминация, развязка. Но в сказках ещё выделяют зачин и концовку. (Слайд №16): - Давайте сравним сказки по этому аспекту. (Слайд №17): Для этой работы разделимся по вариантам. 1 вариант будет работать с текстом сказки В.А. Жуковского (откройте страницу 71), второй вариант – с текстом сказки А.С. Пушкина (стр. 95) Композиция сказок похожа: в обеих, как в народных, в них есть зачин. Давайте его найдём в сказке В.А. Жуковского. Ответы детей. У Жуковского: Жил-был добрый царь Матвей; Жил с царицею своей. Он в согласье много лет; А детей все нет, как нет. (стр. 71) У Пушкина: Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна.(стр. 95) Завязка: У Жуковского: встреча царицы с раком-пророком и рождение дочери (стр. 71). У Пушкина: смерть царицы, появление во дворце мачехи.(стр. 96) Развитие действия: у Жуковского: пир - взросление царевны - укололась веретеном и уснула, все уснули - охотник (царский сын) забрел во дворец; пробуждение царевны и всего дворца. У Пушкина: Сватание царевны - девичник- гнев и зависть мачехи - Чернавка уводит царевну в лес - жизнь царевны в доме 7 богатырей - отравление царевны яблоком - погребение ее в горе - поиски невесты королевичем Елисеем - спасение царевны - смерть царицы мачехи (событий в сказке Пушкина больше). Кульминация: у Жуковского: На колени ставши, к ней Он приблизился лицом: Распалительным огнем Жарко рдеющих ланит И дыханьем уст облит, Он души не удержал И ее поцеловал.(стр. 80) У Пушкина: Перед ним, во мгле печальной, Гроб качается хрустальный, И в хрустальном гробе том Спит царевна вечным сном. И о гроб невесты милой Он ударился всей силой. Гроб разбился. Дева вдруг ожила.(стр. 110) Сказочная концовка - свадьба, пир. У Жуковского: Свадьба, пир, и я там был И вино на свадьбе пил; По усам вино бежало, В рот ни капли не попало. (стр. 81) У Пушкина: И никто с начала мира Не видал такого пира; Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил.(стр. 112)
- Что общего вы видите в форме произведений? Сказки написаны в стихотворной форме. - Что различного? Сказка Пушкина разделена на строфы, у Жуковского написана сплошным текстом. | . Работают по вариантам с текстом произведений, анализируя сходства-различия в композиции сказок. Рассматривают устно форму произведений. | Индивидуальная работа. Фронтальная работа. Фронтальная работа. | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. | Устные ответы. Письменная работа. |
8.Продукт деятельности. Закрепление изученного. Обобщить полученные на уроке сведения. | Обобщение полученных на уроке сведений. | Подводит учащихся к формулировке выводов практической деятельности, подведению итогов работы. | -Как отмечается в литературе, условием шутливого соревнования Пушкина и Жуковского было написать сказку, подобную народной. Рассмотрим, насколько они близки к народным, насколько сохранили их черты и особенности: (Слайд №19) Первое мы видим - отступление от традиций: русские народные сказки написаны в прозе, не очень большие по размеру, т.к. это жанр устного народного творчества. Их рассказывали, пересказывали, передавали из уст в уста. Проза ближе к разговорной речи, нежели стихи. У стихов есть мерный ритм, т.е. своя музыка – перекличка рифм, одинаковых и сходных звуков. У Пушкина и Жуковского это стихотворные произведения. Что же роднит их с народной сказкой? 1. Как и в народных, есть сказочный зачин и концовка. 2. В обоих – сюжет волшебной сказки, волшебные силы и предметы - говорящие рак и зеркальце. 3. В основе сказок, как и в народных, борьба добра и зла - добро побеждает, добрым людям помогают волшебные силы. 4. Троекратный повтор: У Пушкина 3 раза царица обращается к зеркальцу, 3 раза королевич Елисей обращается к силам природы: солнцу, месяцу и ветру. У Жуковского нет троекратных повторов. 5. Магические числа: 7 богатырей у Пушкина, приданое царевне - 7 торговых городов; три силы природы - солнце, месяц, ветер, 3 дня лежала мертвая царевна. У Жуковского только одно - царевна спала 300 лет (3 века). 6. Как в народных сказках, у Пушкина есть падчерица и мачеха. Имя только у одного героя (царь Матвей- королевич Елисей) 8. Герои делятся на положительных и отрицательных. Проведя исследование, мы установили, что Жуковский взял за основу литературные сказки – «Шиповник» братьев Гримм (в его переводе «Царевна-шиповник») и «Спящая красавица» французского писателя Шарля Перро, объединил оба варианта и переложил стихом. Он русифицировал сказку, введя некоторые русские народные черты. Но все же в ней чувствуется стилистическая близость к французскому источнику: во-первых, образ феи-колдуньи не характерен для русских сказок; во-вторых, рак-предсказатель вообще не русский образ; в- третьих, преобладают романтические мотивы и элементы. А Пушкин написал свою, неповторимую литературную сказку. Она отличается сюжетом, героями, языком. Нужно отметить стилистическое своеобразие сказки Пушкина и его новаторство: экспрессивную лексику, обилие глаголов, придающих событиям динамизм, народные обращения-заклинания к силам природы. - Итак, вернёмся к нашим трём проблемным вопросам, которые были поставлены в начале нашего урока и дадим на них ответы (дети отвечают на вопросы). (Слайд №20) | Формулируют итоговые выводы о сходстве данных литературных сказок с народными. Дают ответы на проблемные вопросы, обозначенные в начале урока. | Фронтальная работа. Фронтальная работа. | П.Учатся выделять существенные связи, устанавливать и структурировать отношения между элементами информации. К.Учатся выступать перед аудиторией. Оценивание действий партнёра и своих собственных. Р.Оценка результатов работы. | Устные ответы. |
9. Рефлексия. Осмыслить выполненную на уроке работу, определить своё отношение к теме. Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. | Заключительная беседа по вопросам. | Осуществляет контроль и коррекцию. | - Какую ставили учебную задачу? Удалось ли ее решить? Что понравилось на уроке? - Итак, на сегодняшнем уроке вы выяснили, что сказки А.С. Пушкина и В.А. Жуковского – собственно авторские литературные произведения, рассмотрели их сходные и различные черты, выяснили, какая из сказок ближе к народной. | Работают с листком оценивания. | Индивидуальная. Фронтальная | Р.Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Самооценка. | Листы оценивания. |
10.Домашнее задание дифференцированного плана. | Фиксирование домашнего задания в дневниках. | Инструктирует обучающихся по выполнению дифференцированного домашнего задания. |
| Записывают домашнее задание. | Индивидуальная. Фронтальная | К. Инициатива в выборе задания. | Дневники обучающихся. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы на тему: "Спящая царевна и семь богатырей"
Файл содержит конспект и презентацию к уроку литературы на тему: "Спящая царевна и семь богатырей". 5 класс....
Урок- «Сопоставление «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина и «Спящей царевны» В.А.Жуковского» в 5 классе
Этот урок даёт возможность учителю обобщить, повторить и закрепить изученный материал по двум изученным сказкам - "Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина и сказке "Спящая царевна" В.А...
Технологическая карта урока английского языка 2 кл. Тема: "Моя семья"
УМК: «Английский язык» С.Г. Тер – Минасова, Л.М. Узунова, Д.С. Обукаукайте, Е.И. Сухина Издательство: Академкнига, Москва, 2012г....
технологическая карта - урок в 5 классе по теме "Моя семья"
может быть и не все так совершенно, но когда мы делаем ошибки мы на них учимся!...
Технологическая карта урока по сказке "Снежная королева"
Технологическая карта урока по сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева" в рамках проекта "Новое в знакомой книге". Тема урока " Описание внешности"...
Технологическая карта урока литературы в 7 классе "Образ "маленького человека" в повести Пушкина "Станционный смотритель"
Технологическая карта урока литературы в 7 классе "Образ "маленького человека" в повести Пушкина "Станционный смотритель"...
Технологическая карта урока с презентацией в 9 классе на тему "А. С. ПУШКИН «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». ТАТЬЯНА ЛАРИНА — НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ А. С. ПУШКИНА"
Подробный урок с презентацией в 9 классе на тему "А. С. ПУШКИН «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». ТАТЬЯНА ЛАРИНА — НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ А. С. ПУШКИНА."...