Технологическая карта урока «Сопоставление «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина и «Спящей царевны» В.А.Жуковского»
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему

Костылева Александра Анатольевна

Данная технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС и позволяет организовать деятельность детей по исследовательской работе, анализу и сравнению полученных знаний о фольклорных и авторских литературных сказках на примере произведений А.с. Пушкина и ВА. Жуковского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literature_kostylevoy_a.a.docx41.24 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

«Сопоставление «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина и «Спящей царевны» В.А.Жуковского»

                 (5 класс. УМК. Учебник «Литература» в двух частях В. Я. Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И. Коровина) ФГОС

Учитель

Костылева Александра Анатольевна

Класс

5

Предмет

Литература

Тема урока

Урок-«Сопоставление «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина и «Спящей царевны» В.А.Жуковского»

Тип урока

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Цель деятельности учителя

Организовать деятельность детей по исследовательской работе, анализу и сравнению полученных знаний о фольклорных и авторских литературных сказках; учить детей обобщению и формулированию выводов об отличительных особенностях авторских сказок на примере произведений А.С.Пушкина, В.А. Жуковского. Обогащать словарный запас учащихся, развивать навыки работы в парах, умение формулировать мысль, выбирать главное. Воспитывать культуру общения: привести учащихся к убеждению, что нужно быть воспитанным, обходительным и вежливым собеседником. Формировать навык многоуровневого анализа художественного произведения.

Универсальные учебные действия

Регулятивные

Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока и искать  её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

Познавательные

Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Преобразовывать информацию (составлять алгоритм рассуждения на основе правила и действовать по нему).

Коммуникативные

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения. Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, быть готовым корректировать её, слушать и слышать других.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: использовать знания, умения, навыки при работе с текстом художественной литературы, сопоставлении и сравнении двух текстов произведений А.С.Пушкина, В.А. Жуковского. 

Метапредметные: применение приобретённых знаний, умений, навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне, в повседневной жизни, способность использовать знания  литературного материала как средство получения знаний по другим предметам.

Личностные: формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации занятий, осознание эстетической ценности произведений А.С.Пушкина, В.А. Жуковского;  продолжение формирования   умения  выделять  общие  и  существенные  признаки,  делать   обобщающие  выводы; развитие умения работать в группах, учить правильному общению и взаимодействию; продолжить развитие  умения   анализировать    и  оценивать  собственную   деятельность; продолжить воспитывать   толерантное   и уважительное  отношение  к  мнению  других   людей;

Материально-технические средства

Экран, компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем,  раздаточный материал.

Образовательные ресурсы

http://www.urok.net; vitanova.ru

Основные понятия

Сравнение, сюжет, композиция.

Организационная структура (сценарий) урока

Основные этапы урока.

Цели этапа

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые

УУД

Промежуточный контроль

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ФОУД

1.Мобилизующий этап.

Создание доброжелательной атмосферы. Эмоциональная подготовка учащихся к освоению изучаемого материала.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует класс, настраивает на урок

Прозвенел звонок и смолк –

Начинается урок.

Все за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

Пускай улыбнётся сегодня удача,

Совсем ведь несложная это задача.

Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Фронтальная

Индивидуальная

Л. Самоопределение. Положительно настраиваются на учение, на познавательную деятельность.

Листы обратной связи

2.Мотивация к учебной деятельности.

Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа.

Знакомит с заданием.

Ставит учебную задачу.

-Посмотрите на изображение на экране. Мы видим, что здесь изображены гениальные русские поэты – Василий Андреевич Жуковский и Александр Сергеевич Пушкин.

-А что изображено ниже? (Слайд №1)

-Да, это известные сказки авторов – «Спящая царевна» и «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». (Слайд №2)

- Итак, давайте вместе попробуем обозначить тему нашего урок. О чём мы сегодня будем говорить?

- Сегодня мы с вами будем сопоставлять или сравнивать сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна» и А.С. Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях». Откройте тетради, запишите сегодняшнее число на полях и тему урока – «Сопоставление «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина и «Спящей царевны» В.А.Жуковского». (Слайд №3) Словарная работа

 - Прежде чем мы перейдём к дальнейшей работе, давайте рассмотрим новое определение. Итак, сегодня мы будем сопоставлять, сравнивать сказки. Что же такое сравнение? Давайте запишем новое определение в словарик. 

Литературоведческий  словарь дает определение:

 Сравнение - это образное определение предмета. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается словами как, точно, словно, а может просто указать на сходство. Сравнить - значит найти черты сходства и различия. (Слайд №4)

Отвечают на вопросы, корректируют ответы.

Записывают новое определение в словарик в тетради

Индивидуальная,

Коллективная поисковая деятельность.

Р. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

П.Построение логической цепочки рассуждений.

К.Умение с достаточной полнотой выражать мысли.

Устные ответы. Письменная работа.

3. Введение в тему.

Создать условия для погружения в проблемную ситуацию.

Беседа, обдумывание результатов предыдущего этапа. Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Предлагает для рассмотрения проблемные вопросы.

- Итак, давайте рассмотрим вопросы, ответы на которые получим в ходе сегодняшнего урока.(проблемные вопросы) (Слайд №5)

  • Сказки А.С. Пушкина и В.А. Жуковского – это пересказ известных народных сказок или собственно авторские литературные произведения?
  • В сказках «Спящая царевна» В.А. Жуковского и «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина больше различий, чем общего?
  • Какая из сказок ближе к народной?

Задумываются над проблемными вопросами.

Фронтальная работа

П.Постановка проблемы.

Построение речевого высказывания.

Л.Нравственно-этическая ориентация.

Задают вопросы для уточнения информации

4.Актуализация знаний. Первичное закрепление

Анализ имеющихся знаний. Воспроизведение ранее изученного, установление преемственности связей прежних и новых знаний и применение их  в новых ситуациях.

Словесно-иллюстративный рассказ с элементами эвристической беседы.

Обсуждение результатов наблюдения. Развитие логического мышления, самостоятельности и самоконтроля.

Слушает ответы, даёт возможность учащимся работать друг с другом.

Слово учителя.

Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе.  Там они вступили в шутливое «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной.  Об этой стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Все лето я прожил  в Павловском и Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы - Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки  русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки…. Чудное дело!» (Слайд №6)

 - Русские народные сказки… Да, именно сказку, подобную народной, должен был написать каждый из великих поэтов. Давайте произведём разбивку на кластеры и вспомним, какие отличительные черты имеет у нас народная сказка. (Слайд №7,8)

Осуществляют (устно) разбивку на кластеры, называя отличительные черты народных сказок.

Фронтальная.

П.Поиск необходимой информации. Установление причинно-следственных связей.

К.Инициативное сотрудничество. Умение выражать мысли.

Р.Постановка учебной задачи .Принимают и сохраняют учебную задачу.

Устные ответы.

5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Раскрытие сущности новых понятий. Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Развитие навыков работы в сотрудничестве, организация самостоятельной работы в группе.

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике.

Предлагает сформулировать сходства и различие сказок по отдельным аспектам.

Обсуждение. Осуществляет с учащимися практическую работу с текстами сказок.

- А теперь посмотрим те аспекты, по которым мы будем с вами сравнивать сказки. Предметы сравнения: название, сюжет, композиция, форма написания произведения (Слайд №9)

1. Название.

- Посмотрите, пожалуйста, на названия обеих сказок. Для работы используем структуру Таймд пэа шэа. Вам даётся ровно минута, чтобы поделиться с соседом по парте мнением о сходстве и различии в названии сказок. (Слайд №10)

У Жуковского -  «Спящая царевна» (название повторяет первоисточник). У Пушкина -  «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (свое название). В названии есть  общее слово - царевна. Она главная героиня. Также название говорит о различии: царевна Жуковского уснула, а у Пушкина - умерла. И название сообщает: у Жуковского она одинока, у Пушкинской царевны есть друзья - семь богатырей.  (Слайд №11)

2. Сюжет.

- Перейдём к рассмотрению сюжетной линии. В основу сказок положен сюжет народной сказки. Сюжеты из каких сказок брали В.А. Жуковский и А.С. Пушкин?

Ответы детей:

Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро.

Пушкин написал свое произведение на основе народных  сказок, которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском в 1824-1826 годах. Переодевшись в крестьянский наряд, смешивался он на ярмарках с толпой людей, прислушиваясь к меткому народному слову, записывая рассказы сказителей. Там он записал сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник -  волшебные сказки Арины Родионовны.

- Как же можно проследить путь от сказки народной до рождения авторской? У вас на столе в произвольном порядке лежат карточки. Составьте схему из предложенных карточек с понятиями. (Слайд №12)

Разложите понятия в виде цепочки-связи.

Авторская литературная сказка, запись сказки, прослушивание народной сказки, обработка сказки.

 Цепочка связи будет составлена так: прослушивание народной сказки – запись сказки – обработка сказки – авторская литературная сказка. (Слайд №12)

- Итак, сначала рассмотрим совпадения и различия в сюжетных линиях обеих сказок. Используем структуру «Финк-райт-раунд робин» («подумай-запиши-обсуди в команде»). (Слайд №13)

- Сначала обдумайте, запишите совпадения в тетради. На это вам отводится три минуты. Обсудите свои записи с соседом по парте. Время – 1 минута.

- Итак, давайте вместе обсудим, какие же совпадения в сюжетной линии вы выявили. Суммируем сказанное. Посмотрите. Запишите те пункты, которых не хватает у вас в тетради.

Совпадения (Слайд №14):

1.    Беда с царевнами происходит по чьей-то злой воле.

2.  Причина печальных событий с царевнами – желание отомстить, зависть, обида.

 3.  Зло совершают женщины: старуха-фея и царица-мачеха.

4. Царевны пробуждаются – оживают.

5.  Царевен пробуждают царские сыновья – королевич Елисей и царский сын (без имени).

6. Царевны обе красавицы.

7. Женитьба спасителей на царевнах.

- Каковы же различия?

Различия в сюжете  сказок(Слайд №14):

- Судьбу царевны Жуковского предсказала 12-я фея - злая колдунья - она подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир.

- У Пушкина от красавицы царевны избавляется  злая мачеха из-за зависти (это традиционный сюжет русских народных сказок).

- У Пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация) - у Жуковского уснула (романтические мотивы).

- У Пушкина царевна мертвая лежала 3 дня (по русскому обычаю) – у Жуковского - 300 лет спала.

- Королевичу Елисею помогают силы природы (в русском фольклоре природа всегда помогает человеку)  - царевичу  Жуковского помогает  старик.

- Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте - у Жуковского спит дома.

- Орудие зла у Пушкина – яблоко (предмет многих русских сказок) – у Жуковского -  веретено.

- Пушкинская царевна пробудилась от удара королевича о гроб, который рассыпался (удар символизирует силу горя, готовность героя к самопожертвованию) - у Жуковского царевна просыпается от поцелуя царевича (романтические мотивы).

-У Пушкина зло наказано - мачеха от  злости умерла - у Жуковского злая колдунья исчезла.

В сказках разные места действия: у Жуковского -  дворец, бор - у Пушкина: дворец, терем в лесу, пустая гора.

Задают вопросы для уточнения.

Концентрируют внимание на заданиях, размышляют, анализируют, делают выводы, обобщая информацию.

В течение минуты обсуждают с соседом сходство и различие в названиях сказок. Развивают умение высказать своё мнение о прочитанном.

Отвечают об основе сюжетов сказок.

Раскладывают карточки в виде цепочки-связи.

Обдумывают самостоятельно ответ на вопрос и фиксируют его в тетради в течение трёх минут. Затем обсуждают свои записи в тетради с соседом в течение одной минуты. После обсуждения высказывают своё мнение вслух. Записывают в тетради недостающие пункты.

Индивидуальная, в парах.

Фронтальная.

Работа в парах.

Индивидуальная, работа в парах.

Фронтальная.

К. Осуществляют индивидуальную и совместную деятельность в парах с учётом конкретно-познавательных задач.

Р. Составление плана и последовательности действий.

П. Поиск и выделение нужной информации, выполнение предложенных заданий.

Устные ответы. Письменная работа.

6. Физкультминутка

Напоминает о минуте отдыха.

Поднимает руки класс – это раз,

Повернулась голова  -это два,

Руки вниз, вперёд смотри – это три,

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

С силой их к рукам прижать – это пять,

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Выполняют элементарные физические упражнения.

Фронтальная

Л.Понимают значение профилактики переутомления организма.

7. Этап реализации.

Организовать выполнение учащимися заданий на новый способ действий. Зафиксировать затруднения при выполнении творческого задания учебного действия.

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике.

Предлагает учащимся практическую работу с текстами сказок по определённым аспектам.

  1. Композиция

- Следующий аспект сравнения – композиция. Основные элементы композиции – завязка, кульминация, развязка. Но в сказках ещё выделяют зачин и концовку. (Слайд №16):

- Давайте сравним сказки по этому аспекту. (Слайд №17):

Для этой работы разделимся по вариантам. 1 вариант будет работать с текстом сказки В.А. Жуковского (откройте страницу 71), второй вариант – с текстом сказки А.С. Пушкина (стр. 95)

Композиция сказок похожа:  в обеих, как в народных, в них есть зачин. Давайте его найдём в сказке В.А. Жуковского.

Ответы детей.

У Жуковского:

Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей.

Он в согласье много лет;

А детей все нет, как нет. (стр. 71)

 У Пушкина:

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.(стр. 95) 

Завязка: У Жуковского: встреча царицы с раком-пророком и рождение дочери (стр. 71).

У Пушкина: смерть царицы, появление во дворце мачехи.(стр. 96)

Развитие действия: у Жуковского: пир - взросление царевны - укололась веретеном и уснула, все уснули -  охотник (царский сын) забрел во дворец; пробуждение царевны и всего дворца.

У Пушкина: Сватание царевны - девичник- гнев и зависть мачехи - Чернавка уводит царевну в лес - жизнь царевны в доме 7 богатырей - отравление царевны яблоком - погребение ее в горе - поиски невесты королевичем Елисеем - спасение царевны - смерть царицы мачехи (событий в сказке Пушкина больше).

Кульминация:

у Жуковского:

На колени ставши, к ней

Он приблизился лицом:

Распалительным огнем

Жарко рдеющих ланит

И дыханьем уст облит,

Он души не удержал

И ее поцеловал.(стр. 80)

 У Пушкина:

Перед ним, во мгле печальной,

Гроб качается хрустальный,

И в хрустальном гробе том

Спит царевна вечным сном.

И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой.

Гроб разбился. Дева вдруг ожила.(стр. 110)

Сказочная концовка - свадьба, пир.

 У Жуковского:

Свадьба, пир, и я там был

И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало,

В рот ни капли не попало. (стр. 81)

 У Пушкина:

И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.(стр. 112)

  1. Форма произведения (Слайд №18): 

- Что общего вы видите в форме произведений?

Сказки написаны в стихотворной форме.

- Что различного?

Сказка Пушкина разделена на строфы, у Жуковского написана сплошным текстом.  

.

Работают по вариантам с текстом произведений, анализируя сходства-различия в композиции сказок.

Рассматривают устно форму произведений.

Индивидуальная работа.

Фронтальная работа.

Фронтальная работа.

Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Устные ответы. Письменная работа.

8.Продукт деятельности. Закрепление изученного.

Обобщить полученные на уроке сведения.

Обобщение полученных на уроке сведений.

Подводит учащихся к формулировке выводов практической деятельности, подведению

итогов  работы.

-Как отмечается в литературе, условием шутливого соревнования Пушкина и Жуковского было написать сказку, подобную народной. Рассмотрим, насколько они близки к народным, насколько сохранили их  черты и особенности: (Слайд №19)

Первое мы видим - отступление от традиций: русские народные сказки написаны в прозе, не очень большие по размеру, т.к. это жанр устного народного творчества. Их рассказывали, пересказывали, передавали из уст в уста. Проза ближе к разговорной речи, нежели стихи. У стихов есть мерный ритм, т.е. своя музыка – перекличка рифм, одинаковых и сходных звуков. У Пушкина и Жуковского это стихотворные произведения.

Что же роднит их с народной сказкой?

1. Как и в народных, есть сказочный зачин и концовка.

2. В обоих – сюжет волшебной сказки, волшебные силы и  предметы - говорящие рак и зеркальце.

3. В основе сказок, как и в народных, борьба добра и зла - добро побеждает, добрым людям помогают волшебные силы.

4. Троекратный повтор: У Пушкина 3 раза царица обращается к зеркальцу, 3 раза королевич Елисей обращается к силам природы: солнцу, месяцу и ветру.

 У Жуковского нет троекратных повторов.

5. Магические числа: 7 богатырей у Пушкина, приданое царевне - 7 торговых городов; три силы природы - солнце, месяц, ветер, 3 дня лежала мертвая царевна. У Жуковского только одно -  царевна спала 300 лет (3 века).

6. Как в народных сказках, у Пушкина есть падчерица и мачеха. Имя только у одного героя (царь Матвей- королевич Елисей)

8. Герои делятся на положительных и отрицательных.

   Проведя исследование, мы установили, что Жуковский взял за основу литературные сказки – «Шиповник» братьев Гримм (в его переводе «Царевна-шиповник») и «Спящая красавица» французского писателя Шарля Перро, объединил оба варианта и переложил стихом. Он русифицировал сказку, введя некоторые русские  народные черты. Но все же в ней чувствуется стилистическая близость к французскому источнику: во-первых, образ феи-колдуньи не характерен для русских сказок; во-вторых, рак-предсказатель вообще не русский образ; в- третьих, преобладают романтические мотивы и элементы.

    А Пушкин написал свою, неповторимую литературную сказку. Она отличается сюжетом, героями, языком. Нужно отметить стилистическое своеобразие сказки Пушкина и его новаторство: экспрессивную лексику, обилие глаголов, придающих    событиям динамизм, народные обращения-заклинания к силам природы.

- Итак, вернёмся к нашим трём проблемным вопросам, которые были поставлены в начале нашего урока и дадим на них ответы (дети отвечают на вопросы). (Слайд №20)

Формулируют итоговые выводы о сходстве данных литературных сказок с народными.

Дают ответы на проблемные вопросы, обозначенные в начале урока.

Фронтальная работа.

Фронтальная работа.

П.Учатся выделять существенные связи, устанавливать и структурировать отношения между элементами информации.

К.Учатся выступать перед аудиторией.

Оценивание действий партнёра и своих собственных.

Р.Оценка результатов работы.

Устные ответы.

9. Рефлексия.

Осмыслить выполненную на уроке работу, определить своё отношение к теме. Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

Заключительная беседа по вопросам.

Осуществляет контроль и коррекцию.

- Какую ставили учебную задачу? Удалось ли ее решить? Что понравилось на уроке?

-  Итак, на сегодняшнем уроке вы выяснили, что сказки А.С. Пушкина и В.А. Жуковского – собственно авторские литературные произведения, рассмотрели их сходные и различные черты, выяснили, какая из сказок ближе к народной.

 Работают с листком оценивания.

Индивидуальная.

Фронтальная

Р.Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Самооценка.

Листы оценивания.

10.Домашнее задание дифференцированного плана.

Фиксирование домашнего задания в дневниках.

Инструктирует обучающихся по выполнению дифференцированного домашнего задания.

  1. Придумать свою небольшую сказку
  2. Написать мини – сочинение «Как вы думаете, нужна ли сказка современному человеку?» (Слайд №21)

Записывают домашнее задание.

Индивидуальная.

Фронтальная

К. Инициатива в выборе задания.

Дневники обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы на тему: "Спящая царевна и семь богатырей"

Файл содержит конспект и презентацию к уроку литературы на тему: "Спящая царевна и семь богатырей". 5 класс....

Урок- «Сопоставление «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина и «Спящей царевны» В.А.Жуковского» в 5 классе

Этот урок даёт возможность учителю обобщить, повторить и закрепить изученный материал по двум изученным сказкам - "Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина и сказке "Спящая царевна" В.А...

Технологическая карта урока английского языка 2 кл. Тема: "Моя семья"

УМК: «Английский язык» С.Г. Тер – Минасова, Л.М. Узунова, Д.С. Обукаукайте, Е.И. Сухина  Издательство: Академкнига, Москва, 2012г....

технологическая карта - урок в 5 классе по теме "Моя семья"

может быть и не все так совершенно, но когда мы делаем ошибки мы на них учимся!...

Технологическая карта урока по сказке "Снежная королева"

Технологическая карта урока по сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева" в рамках проекта "Новое в знакомой книге". Тема урока " Описание внешности"...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе "Образ "маленького человека" в повести Пушкина "Станционный смотритель"

Технологическая карта урока литературы в 7 классе "Образ "маленького человека" в повести Пушкина "Станционный смотритель"...

Технологическая карта урока с презентацией в 9 классе на тему "А. С. ПУШКИН «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». ТАТЬЯНА ЛАРИНА — НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ А. С. ПУШКИНА"

Подробный урок с презентацией в 9 классе на тему "А. С. ПУШКИН «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». ТАТЬЯНА ЛАРИНА — НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ А. С. ПУШКИНА."...