Урок литературы на тему: "Спящая царевна и семь богатырей"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Файл содержит конспект и презентацию к уроку литературы на тему: "Спящая царевна и семь богатырей". 5 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_16.docx | 24.73 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс
Урок № 16.
Тема. А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Цель:
- выявить народную основу сказки А.С.Пушкина, смысл противопоставления злой царицы и царевны, красоты внешней и внутренней, роли художественно-изобразительных средств в сказке;
- развивать навыки выразительного чтения, лексической работы, работы с иллюстрациями;
- воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.
Оборудование: мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Выразительное чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Няне».
2.Беседа по первичному восприятию «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.
- Какое настроение вызвала у вас сказка А.С.Пушкина?
- Кто из героев понравился вам особенно? Кто из них вызвал другие чувства? Какие именно?
- Составьте цитатный план.
- «Царь с царицею простился..»
- «Царь женился на другой..»
- «Но царевна молодая тихомолком расцветая..»
- «А царевна все ж милее..»
- «Вот Чернавка в лес пошла..»
- «Будь нам милая сестрица»
- «Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить»
- «..Нищая черница ходит по двору с клюкой..»
- «В руки яблочко взяла»
- «..Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили..»
- «За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет»
- «Гроб разбился. Дева вдруг ожила»
- «Свадьбу тотчас учинили»
III. Изучение нового материала.
1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
2.Анализ содержания сказки.
2.1. Слово учителя об истории создания сказки.
В статье «Возражение на статью «Атенея» А.С.Пушкин призывал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтобы видеть свойства русского языка».
Сказки в русском народном духе Пушкин писал на протяжении всей своей жизни, с 1814 по 1834 г. Пушкин старался понять интересы народа, мечты, идеалы, нашедшие отражение в УНТ. Он записывал песни и народные обряды, просил няню снова и снова сказывать сказки, знакомые ему с детства. Пушкин не ограничивался задачей пассивного изучения народной поэзии: он стремился проникнуть в неё, творчески овладеть её содержанием и формой. И это ему удалось настолько, что некоторые его произведения в народном духе (например, «Песни о Стеньке Разине») принимали за подлинно народные.
Со слов Арины Родионовны А.С.Пушкин сделал следующую запись: «Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой – убирает его. Двенадцать братьев приезжают. «Ах, - говорят, - тут был кто-то – али мужчина, али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названый; коли женщина, будь нам мать или сестра»… Сии братья враждуют с другими двенадцатью богатырями; уезжая, они оставляют сестре платок, сапоги и шапку. «Если кровию нальются, то не жди нас». – Первый раз – 12 дней, второй – 24, третий – 31. Противники приезжают и пируют. Она подносит им сонных капель. Мачеха приходит в лес под видом нищенки – собаки ходят на цепях и не подпускают её. Она дарит царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят её в гробнице, натянутой золотыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется в её труп и проч.»
Эта запись стала основой «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях», созданной осенью 1833 г.
2.2. В сказке А.С.Пушкина встречаются слова, которые были широко распространены в народной речи первой половины XIX в. Объясните значение слов и выражений: приданое, терем, кручиниться, трезвонить, подворье, лежанка, клюка, рогатка, всем взяла.
2.3. Выразительное чтение отрывка из сказки от слов «Царь с царицею простился…» до слов «И к обедне умерла».
- Назовите слова и выражения, свойственные народной речи. (Снарядился, в путь-дорогу, ждёт-пождёт, глядючи, милого, валится, белёшенька, издалече, тяжелёшенько).
Данному отрывку свойственна особая интонация. Создаётся впечатление, что рассказ ведёт старая няня.
– Как в описании проводов царя и ожидания его царицей подчёркивается грустное настроение царицы? (Ожидание царицы томительно: она «ждёт-пождёт», «Очи разболелись глядючи». Зимний пейзаж подчёркивает грустное настроение героини.)
- Какие слова передают отношение автора к героине? (Ласково звучащие слова «Тяжелёшенько вздохнула, восхищенья не снесла» проникнуты искренней симпатией к кроткой и милой царице).
2.4. Выразительное чтение отрывка от слов «Правду молвить, молодица…» до слов «Гордо в зеркальце глядясь».
- Какие слова передают отношение автора к другой царице? (Горда, ломлива, своенравна, ревнива).
- Объясните лексическое значение слова «ломлива»? (Капризная, кривляющаяся).
- Что хотела услышать царица, обращаясь к зеркалу? Почему? («Ты, царица, всех милее…» Царица тщеславна, она считает себя самой красивой и постоянно хочет слышать подтверждение этому. Однако при всей своей красоте она не уверена в себе. Зеркальце необходимо ей для самоутверждения. Таким образом, автор показывает внутреннюю несостоятельность и обречённость зла.)
- Какова роль повторов в данном фрагменте сказки?
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться подбочась.
(Слова, соединённые повторяющимся союзом «и», раскрывают самые разные значения слова «ломлива». Царица любуется собой, она подвижна и весела).
- В глаголах из приведённого отрывка определите значение суффиксов. Какой суффикс обозначает многократность действия? (Суффикс «-а-»).
- Какие приставки усиливают эти значения, делают описания действия более яркими и выразительными? (Приставки «под-», «по-», «при-»).
2.5. Слово учителя.
Образы царицы-матери и царицы-мачехи контрастны. Царица-мать сидит у окна, ожидая царя, она видит огромный мир за окном; царица-мачеха глядится в зеркало и видит только себя, думает только о себе. В образах героинь противопоставлены мягкость и надменность, любовь и эгоизм.
2.6. Выразительное чтение отрывка от слов «Но царевна молодая…» до слов «Да сто сорок теремов».
- Почему повествование о царевне поэт начинает с противительного союза «но»? (Своенравию царицы-мачехи противопоставлена кротость царевны).
- Объясните лексическое значение слова «кротость». (Спокойствие, доброта, незлобливость).
- С кем сравнивает поэт царевну?
- Назовите слова, с помощью которых можно воссоздать характер и портрет царевны.
- Почему мачеха решила расправиться с царевной?
2.7. Выразительное чтение отрывка от слов «На девичник собираясь…» до слов «Всё ж румяней и белее».
- Как меняется настроение царицы в разговоре с зеркальцем? Найдите обращения, которые выражают изменения настроения царицы. Какие слова появляются в её речи? Как это характеризует героиню?
- Какие приставки помогают А.С.Пушкину передать гнев и возмущение царицы?
2.8. Выразительное чтение эпизода от слов «Чёрт ли сладит с бабой гневной?» до слов «За невестой молодой».
- Что в сказке противопоставлено злобе царицы?
- В каких словах проявляется отношение автора к царице?
2.9. Обращение к иллюстрации В.М.Конашевича (с.101 учебника, ч.1).
- Как Соколко встретил царевну? Почему?
2.10. Выразительное чтение фрагмента от слов «И царевна очутилась…» до слов «И тихонько улеглась».
- О каких качествах героини рассказывает этот эпизод?
2.11. Слово учителя.
Царевна в сказке больше всего похожа на крестьянскую девушку, скромную, добрую, хорошо воспитанную и, главное, любящую и умеющую трудиться. Попав в незнакомый пустой терем, «дом царевна обошла, всё порядком убрала, засветила Богу свечку, затопила жарко печку…».
Пушкин, перевоплотившись в народного рассказчика, уверенного, что именно так ведут себя «хорошие» царевны, продолжает: «Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали…». Подробно развивается эпизод пребывания красавицы царевны в доме семи богатырей, «румяных усачей», которые скоро полюбили её.
- Каково лексическое значение слова «богатырь»?
- Какими мы видим богатырей? Что можно о них рассказать?
2.12. Выразительное чтение отрывка от слов «Братья милую девицу полюбили…» до слов «Стали жить да поживать».
- Какие идеалы народа нашли отражение в этом эпизоде сказки? (Целомудрие – строгая нравственность, чистота).
- Как злой царице удалось узнать о том, что царевна жива?
2.13. Выразительное чтение эпизода от слов «Между тем царица злая…» до слов «Иль царевну погубить».
- Почему в данном эпизоде дважды повторяются слова «царица злая»?
2.14. Выразительное чтение по ролям эпизода от слов «Раз царевна молодая…» до слов «И тиха, недвижна стала».
- Почему автор называет черницу «старушонкой», «старушоночкой», а царевна – «бабушкой»? (Автор знает о намерениях черницы и презирает её. Царевна не подозревает о намерениях гости и относится к ней с почтением, как к любому старому человеку).
- Почему так подробно описывает автор яблочко?
- Определите роль повторов в фрагменте сказки. (Повторы подчёркивают привлекательность спелого яблочка. Царевна не может удержаться от искушения попробовать его. Автор показывает, как беззащитны бывают доверчивость и доброта перед жестокостью и коварством).
- Почему автор так внимательно следит за каждым движением героини? В каких строчках проявляется отношение автора к героине?
- Найдите в указанном отрывке существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую роль они выполняют в тексте?
2.15. Выразительное чтение фрагмента сказки от слов «Братья в ту пору домой…» до слов «Только гробу одному».
- Каким настроением проникнута сцена прощания богатырей с названой сестрицей?
- Почему царевна даже мёртвая так прекрасна?
IV. Подведение итогов урока.
- В сказке царица-мачеха противопоставлена царевне. Чем отличаются героини? Есть ли между ними сходство? Каков смысл противопоставления? (Между царевной и царицей есть внешнее сходство: обе прекрасны.
Рассказывая о доброте и кротости юной царевны, автор подчёркивает, что красота души важнее всего.
Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как отвратителен может быть внешне привлекательный человек, если он лишён красоты внутренней.
Доброта доверчива и наивна, она нуждается в защите; зло коварно, подло и жестоко, но изначально обречено).
V. Домашнее задание.
Выучить наизусть фрагмент сказки на выбор:
- от слов «За невестою своей…» до слов «Или след её заметил»;
- от слов «Тёмной ночки Елисей…» до слов «Не печалься же, прощай»;
- от слов «Елисей, не унывая…» до слов «В том гробу твоя невеста».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы 5 класс Образ царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»
УРОК СОСТАВЛЕН С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС...
Конспект урока по литературе для 5 класса Добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина
Урок 5 класса (Литература)...
Урок- «Сопоставление «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина и «Спящей царевны» В.А.Жуковского» в 5 классе
Этот урок даёт возможность учителю обобщить, повторить и закрепить изученный материал по двум изученным сказкам - "Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина и сказке "Спящая царевна" В.А...
Урок - исследование по литературе в 5 классе А.С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"
Урок разработан по УМК В. Коровиной в соответствии с ФГОС второго поколения....
Технологическая карта урока «Сопоставление «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина и «Спящей царевны» В.А.Жуковского»
Данная технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС и позволяет организовать деятельность детей по исследовательской работе, анализу и сравнению полученных знаний о фольклорных ...
Урок литературы в 5 классе. Сопоставление сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского со «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина
Образы главых героев "Сказки о Мёртвой царевне...". Сопоставление текстов «Спящая царевна» В.А. Жуковского и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пуш...
Урок литературы в 5 классе (ФГОС). Царевна – главная героиня в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина
Тема урока: Царевна – главная героиня в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина.Класс: 5Предмет: литература.Тип урока: открытие нового знания.Обору...