Технологическая карта урока с презентацией в 9 классе на тему "А. С. ПУШКИН «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». ТАТЬЯНА ЛАРИНА — НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ А. С. ПУШКИНА"
план-конспект урока (9 класс)
Подробный урок с презентацией в 9 классе на тему "А. С. ПУШКИН «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». ТАТЬЯНА ЛАРИНА — НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ А. С. ПУШКИНА."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tatyana_larina_literatura.docx | 20.98 КБ |
tatyana_larina_nravstvennyy_ideal_a.pptx | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы. 9 класс
А. С. ПУШКИН «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». ТАТЬЯНА ЛАРИНА — НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ А. С. ПУШКИНА.
Класс: 9
Предмет: литература
Тема: «А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина — нравственный идеал А. С. Пушкина.
Цель урока: рассмотреть с учащимися своеобразие женских образов в романе на примере Ольги и Татьяны Лариных.
Задачи урока:
- раскрыть глубину, цельность, поэтическую одухотворённость натуры главной героини — Татьяны Лариной;
- совершенствовать навыки аналитической работы с поэтическим текстом, исследовательские, аналитические способности;
- способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;
- воспитывать культуру читательского восприятия.
Предполагаемые результаты:
Личностные:
- Проявлять интерес к изучаемой теме;
- осознавать успешность собственной учебной деятельности;
- развивать свои творческие способности;
- работать над культурой речи.
Метапредметные:
- Уметь работать с тестовым материалом;
- выполнять учебное задание в соответствии с целями, соотносить собственные учебные действия с известным алгоритмом работы;
- уметь формулировать собственные мысли;
- выполнять аналитическую и сопоставительную работу;
- обобщать и делать выводы;
- адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Предметные:
- Знать содержание и проблематику произведения;
- рассмотреть своеобразие женских образов в романе на примере Ольги и Татьяны Лариных;
- раскрыть глубину, цельность, поэтическую одухотворённость натуры главной героини — Татьяны Лариной;
- читать выразительно.
Ход урока
№ п/п | Этапы урока, цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. | Организационный этап | Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить обучающихся на работу | Настраиваются на работу |
2. | Актуализация опорных знаний | Беседа • Какие персонажи романа представлены приведёнными ниже цитатами? Что их объединяет? На основании цитат опишите один день деревенского помещика. 1) Онегин шкафы отворил: // В одном нашёл тетрадь расхода, // В другом наливок целый строй, // Кувшины с яблочной водой // И календарь осьмого года: // Старик, имея много дел, // В иные книги не глядел. 2) …А сам в халате ел и пил; // Покойно жизнь его катилась; // Под вечер иногда сходилась // Соседей добрая семья… // Там ужин, там и спать пора, // И гости едут со двора. 3) Во многом он бы изменился… // В деревне счастлив и рогат, // Носил бы стёганый халат… // Подагру б в сорок лет имел, // Пил, ел, скучал, толстел, хирел… 4) Их разговор благоразумный // О сенокосе, о вине, // О псарне, о своей родне, // Конечно, не блистал ни чувством, // Ни поэтическим огнём… | Заслушивание нескольких творческих работ |
3. | Мотивация учебной деятельности | Русская классическая литература отличалась глубоким интересом к женским характерам. Лучшие поэты и писатели пытались постигнуть и изобразить женщину не только как объект обожания, поклонения, любви, но прежде всего как личность не менее значительную, нежели мужчина. И первым это сделал А. С. Пушкин. Белинский считал создание образа Татьяны Лариной, истиной русской женщины, подвигом поэта. Если первоначальный замысел романа «Евгений Онегин» свидетельствовал о том, что главной задачей поэта было рассказать о человеке с себялюбивою душой и с озлобленным умом, кипящим в действии пустом, то в окончательном варианте перед читателем — «страдающий эгоист», жестоко расплатившийся своей жизнью за грехи общества, его сформировавшего. В результате произведение приобретает эпическую широту, включая в себя всё новых и новых героев, новые картины русской жизни, столичной и провинциальной, наполняется взволнованным голосом автора, освещающего лирическим светом каждую строчку. У главного героя появляются серьёзные сюжетные «противовесы» — Татьяна, Лен ский, автор-повествователь,— которые коренным образом меняют первоначально задуманную расстановку действующих лиц. Каждая глава — это вопрос, на который автор не даёт прямого ответа, вместе с читателем пытаясь понять и объяснить поступки своего героя. С третьей главы к решению этих вопросов подключается и Татьяна. Татьяна Ларина — любимая героиня поэта, один из известных женских образов русской литературы. Эта девушка нравственно безупречна, ищет глубокого содержания в жизни. Главной задачей поэта было показать тип простой, русской девушки, лишённой каких бы то ни было необычных, романтических черт, но в то же время удивительно привлекательной и поэтичной. Вероятно, Александр Сергеевич, работая над романом «Евгений Онегин», увлёкся чудесной девушкой, оживающей под его пером. Татьяна и обликом, и душой близка музе поэта, именно поэтому она и была для него «милым идеалом». Характер Татьяны Лариной раскрывается перед нами и как неповторимая индивидуальность, и как тип русской девушки из провинциальной дворянской семьи. | Внимательно слушают, делают записи. |
4. | Работа над темой урока | Словарная работа (запись на доске и в тетрадях) Нравственность — термин, чаще всего употребляемый в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида. Нравственные (моральные) ценности — это то, что ещё древние греки именовали этическими добродетелями. Античные мудрецы главными из добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В качестве нравственных ценностей все народы почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы. Идеал — высшая ценность; наилучшее, завершённое состояние того или иного явления; образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности; высшая степень нравственного представления о благом и должном; совершенство в отношениях между людьми; наиболее совершенное устройство общества. | |
5. | Аналитическая работа с текстом романа: фрагмент третьей главы — разговор Онегина и Ленского после посещения Лариных | Беседа • О каких событиях повествует автор в этой главе? • Как вы поняли смысл эпиграфа к этой главе? • Какое впечатление произвели на Онегина обе сестры Ларины? Обоснуйте своё мнение. • Как восприняла Татьяна визит Онегина? • Как вы считаете, какие черты Евгения Онегина покорили сердце Татьяны? • Проанализируйте отношение автора к своей героине. Подтвердите свой ответ конкретными примерами из текста романа. | Выразительное чтение диалога Онегина и Ленского заранее подготовленными учащимися. Дают ответы на поставленные вопросы. Коллективная работа над составлением таблицы «Татьяна Ларина и Евгений Онегин». Аналитическая работа с текстом романа: сопоставительная характеристика Ольги и Татьяны Лариных. |
6. | Рефлексия. Подведение итогов урока | Обобщающее слово учителя — Итак, полная противоположность Татьяне — её младшая сестра Ольга. Если с детских лет Татьяна была «дика, печальна, молчалива, // Как лань лесная, боязлива», то Ольга — «всегда как утро весела, // Как жизнь поэта простодушна». В Ольге много жизнерадостности, резвости, жизненные силы бьют в ней ключом. Она всегда «с улыбкой лёгкой на устах», всюду в доме Лариных слышен её «звонкий смех». Но внешняя привлекательность и чарующая жизнерадостность Ольги не могут скрыть бедности её душевного мира. Она не может понять Татьяну, её не заставляют задуматься поведение и настроение Ленского накануне дуэли. Её чувства не так глубоки и постоянны, как у Татьяны. «Недолго плакала» она о Ленском, и вскоре вышла замуж, «повторив свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время» (В. Г. Белинский). | Внимательно слушают, делают обобщения. |
7. | Домашнее задание | 1. Перечитать вторую, третью, пятую, седьмую главы романа и подумать над вопросом: «Каков внутренний мир Татьяны и почему он в противоречии с миром внешним?». 2. Творческое задание (по выбору учащихся). Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Ольга и Татьяна Ларины: сходство и различия». | Внимательно слушают. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тест по роману «Евгений Онегин»
Сколько лет Пушкин создавал роман «Евгений Онегин»? А) 5 лет; Б)7 лет и работа над романом продолжалась.
Онегинская строфа это: А)Строфа из 14 стихов 4-стопного ямба; Б)Строфа из 8 стихов, где первые 6 рифмуются между собой.
Сколько сюжетных линий в романе? А) Одна; Б) Две.
О ком говорил В.Г.Белинский? …..-существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. А)Татьяна; Б)Ольга.
О ком из героинь романа писал А.С.Пушкин: «Я так люблю …. милую мою» А)Ольга; Б)Татьяна.
Проверка теста 1-Б; 2-А; 3-Б; 4-А; 5-Б. За каждый правильный ответ c тавьте 1 балл
Оцени себя сам Если набрал: 5 баллов - «оценка 5» 4 балла – «оценка 4» 3 балла – «оценка 3» 2 балла- 1 балл – «оце нка 2»
« Татьяна Ларина- нравственный идеал А. С.Пушкина. Татьяна и Ольга.»
Две сестры Характер Татьяны – своеобразный, самобытный. Она живет трудно, мучительно , но богато. Характер Ольги – пассивное отображение эпохи. Она живет весело, легко, но нищенски.
Подумай ! *В чем своеобразие характеристики сестер Лариных? *Что было в Ольге? Чего не было? *Что было в Татьяне? Чего не было? *Почему две сестры никогда не бывают вместе?
… она звалась Татьяной… Итак, она звалась Татьяной … Ни красотой сестры своей, Ни свежестью её румяной Не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива. Как лань лесная боязлива … Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. Она ласкаться не умела , К отцу и матери своей , Дитя сама, в толпе детей, Играть и прыгать не хотела И часто целый день одна , Сидела молча у окна.
Почему Пушкин называет свою героиню « русскою душою»? Простонародное имя Связь с природой Деревенский мир с рассказами и сказками Любовь к книгам Мечтательность , одухотворенность Сосредоточенность на внутренних движениях души
Подумай ! Почему Татьяна влюбилась именно в Онегина? Почему решилась писать ему? Благородно ли поступил Онегин получив письмо Татьяны?
Подумай! Сон Татьяны странный или вещий? /В самом обыкновенном лесу с ней происходят удивительные вещи./
Именины Татьяны Татьяна увидела во сне не ужасы, не сказку: ее тонкий ум не мог не оценить по заслугам окружавших ее людей. И она чувствует что Онегин не чудовище! Но испытания дружбой наш герой не выдержал. На именинах Онегин ведет себя по законам света. Его поведение- поведение светского ловеласа, а дуэль -следствие его душевного равнодушия.
Сравни ! Сон: Одна в лесу Страх Татьяны Чудовища Пир Ссора Именины: Одна среди всех Страх Татьяны * Гости *Обед *Ссора
Подумай ! Как «уездная барышня» Татьяна Ларина смогла покорить высший свет? Что так изменило Татьяну? Осталась ли Татьяна «девчонкой вольной» или стала « величавой законодательницей зал?»
Подумай ! Почему герои не остаются вместе , ведь Татьяна любит Онегина по - прежнему? За какие качества Пушкин так любит «Татьяну милую»?
Закончи предложения… Сегодня на уроке я узнал … я задумался…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторение темы «СПП с разными видами придаточных» Технология «творческая мастерская» Сопутствующая тема – образ Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Материалом для изучения темы "Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных" служат предложения из романа в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Все предложения посвя...
"Татьяна Ларина нравственный идеал А.С.Пушкина.Татьяна и Ольга"
Презентация к уроку " Татьяна Ларина нравственный идеал А.С.Пушкина.Татьяна и Ольга." содержит мини тест по пройденному материалу, а также материал для анализа образов Татьяны и Ольги....
Урок литературы в 9 классе "Татьяна Ларина- нравственный идеал А.С.Пушкина"
Методическая разработка к уроку литературы в 9 классе. Предназначена для проведения урока в разделе" Творчество А.С.Пушкина. Роман "Евгений Онегин".В ходе урока использованысовременные образовательные...
Конспект урока литературы в 9 классах “«Странный» герой пушкинского романа, незаурядность его натуры. Оценка героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в русской критике».
Тема: “«Странный» герой пушкинского романа, незаурядность его натуры. Искания Онегина, трагические итоги жизненного пути, их причины. Оценка героев романа А.С. Пушкина «Евгений...
Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".
Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема...
Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина — нравственный идеал А. С. Пушкина. Ольга и Татьяна Ларины: сходство и различие»
Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина — нравственный идеал А. С. Пушкина. Оль...