Технологическая карта урока литературы в 7 классе "Образ "маленького человека" в повести Пушкина "Станционный смотритель"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Кряжева Любовь Николаевна

Технологическая карта урока литературы в 7 классе "Образ "маленького человека" в повести Пушкина "Станционный смотритель"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя

 Кряжева Л.Н.

Класс   7

Дата  27.10.2020

№ урока по КТП

Тема урока

Образ  «маленького человека» в повести Пушкина «Станционный смотритель»

Тип урока

Комбинированный

Форма урока

Урок - поиск

Цели урока

Личностная

Метапредметные

Предметные

Понимание роли литературы в развитии человека.

Уважительное отношение к родителям.

Способность к самооценке учебной деятельности на основе критериев успешности.

Научиться  определять цели своего обучения.

Строить рассуждения  по заданной теме.

Аргументированно выражать свое мнение.

Отработать навыки работы с текстом

Поощрять творческую активность и умение выражать авторскую позицию по выбранной теме.

Задачи

Учителя

Ученика

1.Образовательные:                                                                                              - научить глубокому осмыслению во время работы с тексом ;

- подвести к выводу о нравственной ответственности за свое поведение в семье.

      2. Развивающие:                                                                                             

- способствовать развитию  умения   давать аргументированную оценку литературного образа.

3. Воспитательные:                                                                              - содействовать воспитанию чувства ответственности за свои поступки.

1.Образовательные: научиться находить нужную информацию в тексте;

2.Развивающие: научиться грамотно, четко и точно выражать свои мысли, делать  необходимые выводы.

3.Воспитательные: научиться уважать  родителей

 

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке

Личностные:

Познавательные:

Коммуникативные:

Регулятивные:

оказывать помощь;

умение работать в группе

ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы; преобразовывать информацию из одной формы в другую

уметь строить монологические высказывания, формулировать свою точку  зрения;

проявлять активность при решении коммуникативных задач

уметь ставить цели; анализировать пути достижения цели; оценивать правильность выполнения действий; уметь выполнять учебные действия, работать  в группе;                                         учитывать выделенные учителем ориентиры действия, оценивать свои достижения на уроке

Основные понятия

«Маленький человек»

Межпредметные связи

Живопись

Ресурсы: основные, дополнительные

Текст художественного произведения,   конверты с заданиями

Технология

Технология проблемного обучения, технологи погружения, проектная технология,

Методы

Метод организации учебно-познавательной деятельности

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная, групповая

Этапы урока

Использованные приемы и технологии

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Орг.момент

Мотивация учебной деятельности

Прием эмоционального входа в урок

Коммуникативные УУД:

Уметь сотрудничать с учителем и с одноклассниками

Регулятивные УУД:

развитие мотивов учебной деятельности.

Наступит день, когда вы уйдете из дома  в большую жизнь, где  вам уже никто не будет ставить оценки за успеваемость, но будут оценивать за ваши поступки - прежде всего с нравственной точки зрения - люди,  сама жизнь.            Какой же путь вы изберете для себя?.. Путь к деньгам и удовольствиям? Путь, на котором вы не заметите боль, забудете родителей? Или путь добра, милосердия, любви, сострадания?                                                                                      Смысл литературы не в том, чтобы учить жить, а в том, чтобы пробудить душу, наполнить добротой и помочь сделать свой нравственный выбор.

1 Слайд тема урока

Доброжелательный настрой на урок:

внутренняя готовность детей к деловому ритму

2 этап

Целеполагание

Прием создания проблемной ситуации

Элемент технологии проблемного обучения

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке.

Исходя из названия темы, попытаемся сформулировать цели урока.

   Станционный смотритель – это «смотритель» станции, значит, главное лицо на станции. Но почему в теме есть фраза «маленький человек»? Мы знаем значение слова маленький (небольшой по размеру, возрасту, количеству). А что обозначает словосочетание «маленький человек»? Повесть «Станционный смотритель» рассказывает о С.Вырине.

Можно ли его назвать «маленьким человеком»? И почему? Этот вопрос главный на уроке. И если это «маленький человек», то почему он в центре внимания автора повести.

Каково отношение А.С.Пушкина к герою? Зачем он пишет повесть о «маленьком человеке»? Еще один вопрос, на который мы должны найти ответ.

2 слайд - цели

Ставят цели

Выяснить:

- Что означает «Маленький человек» в литературе.

- Является ли Самсон Вырин «маленьким человеком»?

3 этап

Совместное открытие новых знаний

Прием работы с текстом

Технология погружения

Коммуникативные УУД: уметь полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи. Слушать и слышать собеседника

Познавательные УУД         Извлечение нужной информации.

1.Почему рассказчик  называет станционного смотрителя – сущим мучеником 14 класса?

3 слайд –эпиграф к повести

2.Как вы понимаете эпиграф к повести:  «Коллежский регистратор

Почтовой станции диктатор» (Вяземский)

Является ли Самсон Вырин диктатором?

Почему А.Пушкин выбрал именно этот эпиграф? (Насмешка автора)

  • Роль эпиграфа? (Ирония в эпиграфе: низкий чин, бедный, беззащитный человек, привыкший к унижениям и издевательствам назван «диктатором»)

Первая встреча

Вторая встреча

1

Дата

1816 г.

1819-1820 гг.

2

Комната

(детали интерьера)

«смиренная, но опрятная обитель», картинки, изображавшие историю блудного сына, горшки с бальзамином, кровать с пестрой занавеской

на стенах «картинки, изображающие историю блудного сына», «стол и кровать на прежних местах; но на окнах не было цветов, и всё кругом показывало ветхость и небрежение»

3

Детали портрета смотрителя

«человек лет пятидесяти», «свежий и бодрый»

«как он постарел!», седина, глубокие морщины давно небритого лица, сгорбленная спина

4

Какое впечатление производит?

Почему?

Бодрый, счастливый человек. У него дочь-красавица, которой герой гордиться.

«Не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика».

 У Самсона Вырина беда: Дуню увезли. Отец потерял дочь, любовь и смысл жизни.

Почему так изменился Самсон Вырин? Что произошло с ним?

Главное для любого родителя – счастье его детей?

Был ли уверен Самсон Вырин в счастье своей дочери?

4-11слайд – порядок расположения эпизодов с иллюстрациями к повести

Бедняк занемог сильною горячкою – Прибыл в Петербург – Рано утром пришел к Минскому – «Отдайте мне бедную мою Дуню» - Подошел к двери и остановился – Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною – Через два дня отправился он из Петербурга

Ребята работают в двух группах

1.Работа с текстом. Находят доказательства на поставленный вопрос в тексте

2.Работа со словарем иностранных слов – диктатор

Стр.51

С помощью эпиграфа привлечь внимание к станционному смотрителю

  1. Работа с таблицей – сравнить 2 встречи рассказчика со станционным смотрителем

Защита проекта  группами (выбирают выступающего)

Коллективная работа

Работа в парах

Определить роль картинок из притчи «О блудном сыне»

Расположить указанные эпизоды в нужном порядке.

4 этап

Самостоятельное применение новых знаний

Прием работы с текстом

Технология погружения

Элемент технологии проектного  обучения

Коммуникативные УУД: уметь полно и точно выражать свои мысли

Познавательные УУД:         Извлечение нужной информации.

5 этап

Итог

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

О каком «маленьком человеке» идет речь в повести Пушкина «Станционный смотритель»?

Впервые в русской литературе вместе с образом Вырина рождается определение “маленький человек”

12 слайд - термин

«Маленький человек» — это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный.

  • Какие черты «маленького человека» проявились в образе Самсона Вырина?

Высказывают свое мнение.

Запись в тетрадь

6этап

Рефлексия

Прием рефлексивной деятельности

Коммуникативные УУД:                  выражение своих мыслей с полнотой и точностью

- Какую цель вы ставили перед собой? Достигли ли ее?

- Чему вы сегодня научились?

- Все ли задания выполнены? Что вызвало затруднение в процессе работы?

7 этап                        Информация о домашнем задании, инструктаж по выполнению

13 слайд

  • Письменная работа «Образ «Маленького человека» в повети Пушкина «Станционный смотритель»

Запись д/з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель."Урок внеклассного чтения.

данный материал поможет составить технологическую карту урока.Урок проведен с использованием элементов ФГОС,что будет интересно педагогам,работающим по новым стандартам....

Технологическая карта урока литературы на тему:"Н.В.Гоголь повесть "Тарас Бульба". Запорожская Сечь: её нравы и обычаи"

Технологическая карта урока литературы.  Тема;"Н.В.Гоголь повесть "Тарас Бульба. Запорожская Сечь; её нравы и обычаи"...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Взаимоотношения детей и взрослых в повести Л.Н. Толстого "Детство"

    Данный материал представляет собой технологическую карту урока литературы в 7 классе. Урок, проводимый согласно предложенной схеме, позволяет не только проанализировать повесть Л....

Технологическая карта урока литературы в 7 классе "Повесть о Петре и Февронии Муромских"

В методической разработке представлена технологическая карта урока литературы в 7 классе "Повесть о Петре и Февронии Муромских"...

Технологическая карта урока литературы на тему "Человек и природа в стихах И. Бунина" (7класс)

В технологической карте урока представлены задания для работы с поэтическим текстом "Догорел апрельский светлый вечер". ...

Технологическая карта урока литературы «Оставаться человеком» по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе», 5 класс

Беда и радость ходят рядомВечно –Людей спасает только человечностьПимен Панченко, народный поэт БелоруссииДействительно, беда и радость ходят рядом вечно. В беду попали герои В.Г. Короленко, сов...