Урок литературы по теме : "Русский характер в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека»
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 9р1 классе 21.04.2016г.
Учитель: Попова О.В.
Тема: Русский характер в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека»
Место занятия в учебном процессе:
Данная тема изучается в комплексе с произведениями, посвященными Великой Отечественной войне. Это первый урок по произведениям, посвященным Великой Отечественной войне. Домашним заданием к уроку было прочитать рассказ «Судьба человека».
Цель занятия: Образовательная: помочь учащимся увидеть, почувствовать, понять и оценить мастерство Шолохова – психолога в раскрытии характера Андрея Соколова, который сумел преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой; проанализировать яркие отдельные эпизоды из жизни главного героя
Развивающая: Развить устную и письменную речь, обогатить их словарную лексику новыми славами; научить углубленно понимать и сопереживать событиям рассказа; развить мышление и память, расширить кругозор
Воспитательная: Через содержания рассказа выстроить шкалу общечеловеческих ценностей, таких как: счастье, долг, достоинство и гордость; привить детям почет и уважение ветеранам, отстоявшим свободу родной страны
Тип урока: анализ художественного произведения
Метод: Частично – поисковый, мозговой штурм
Форма: Групповая
Объем и содержание изучаемого материала:
Объем текста небольшой, рассказ, возможен подробный анализ на уроке.
Используемые методы обучения:
- слово учителя;
- беседа с учениками;
- словесное рисование;
- использование презентации, музыки, фрагмента из худ.фильма.
Ожидаемые результаты: ученики должны справиться с анализом текста рассказа, и 1)написать сочинение на тему «В чём сила русского характера», на примере рассказа М. Шолохова «Судьба человека» 2)определить авторскую позицию по 5 проблемам и подобрать аргументы из прочитанных произведений.
Ход урока:
Посеешь привычку — пожнёшь характер,
Посеешь характер — пожнёшь судьбу.
Михаил Шолохов.
Мы можем использовать как эпиграф к нашему уроку.
- В эпиграфе встречается слово “характер”, как вы понимаете слово “характер”?
Словарная работа:
Характер — совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении; человек с характером, сильный характер (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка).
— Какие положительные черты характера мы можем назвать?
(Записываем слова: стойкость, великодушие, уверенность в себе, честность, мужество, верность, умение любить, патриотизм, сострадание, трудолюбие, доброта, самоотверженность.)
— Можем ли мы сказать, что Андрей Соколов, главный герой рассказа, имеет те черты характера, что мы назвали?
Анализируем текст, поступки Андрея Соколова, тем, выявляя черты его характера.
3. Анализ текста
(Пересказ эпизода с условным названием «Мирная жизнь» — от слов: “Поначалу жизнь моя была обыкновенная...” до слов: “Чего ещё больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты”.)
Андрей Соколов, помыкавшись по белу свету, осел в Воронеже, нашёл девушку “по душе”. (“Хорошая попалась мне девка! Смирная, весёлая, угодливая и умница, не мне чета... И не было для меня красивей и желанней её, не было на свете и не будет!” – так рассказывает о своей жене Соколов). Зажили Андрей и Ирина счастливо, радуя друг друга. Их любовь подарила им детей, которые, в свою очередь, радовали своих родителей. А “старшенький, Анатолий, оказался таким способным к математике, что про него даже в газете писали”. Скопили они деньжонок и поставили себе домишко, недалеко от авиазавода. «Чего ещё больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты – стало быть всё в порядке».
— В чём же видит Андрей Соколов счастье?
Мы замечаем, что не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: “Чего ещё больше надо?” В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно.
-- Подчёркиваем те черты характера Андрея, которые помогли ему в мирной жизни.
Хочется закончить рассказ словами: “И жить ему без бед до старости”.
— Что же так изменяет установившийся порядок в семье?
В мир, построенный бережно и любовно, врывается война.
Жизнь людей неотделима от исторических событий. Так и вмешивается история в судьбу человека.
— Почему рассказ о войне Андрей Соколов начинает именно с воспоминаний о мирной жизни?
Он прошёл через многие испытания, и то, что казалось обыкновенным, стало очень дорогим. Прочитаем эпизод прощания героя с семьёй перед отправкой на фронт.
(Комментированное чтение эпизода с условным названием «Сцена прощания» — от слов: “Провожали меня все четверо моих: Ирина, Анатолий и дочери — Настенька и Олюшка” до слов: “Такой она и в памяти мне на всю жизнь осталась: руки, прижатые к груди, белые губы и широкие раскрытые глаза, полные слёз”.)
- Каким чувством наполнены воспоминания Андрея об этом прощании?
Да, его воспоминания полны горечи за то недовольство, какое он проявил по отношению к жене. “Зло меня тут взяло! Силой я разнял её руки и легонько толкнул в плечи...” А оттолкнул за то, что вела себя не как другие женщины, за слова её: “Родненький мой... Андрюша... не увидимся... мы с тобой... больше... на этом... свете...” Возможно, что-то предчувствовала...
- Какие сравнения мы встречаем в этом отрывке?
“моя прижалась ко мне, как лист к ветке”,
“сама вся вперёд клонится, будто хочет шагнуть против сильного ветра”.
Это стремление уберечь мужа, защитить его от малейшей опасности, помочь в трудную минуту, подарить ему нежность и ласку.
Да, сильный ветер обрушился на страну. И ушла мирная жизнь...
И, может, не жену оттолкнул Андрей от себя, а её пророческие слова, не желая в них верить, надеясь на скорое возвращение.
— Как сложилась военная судьба Андрея Соколова? Недолго пришлось повоевать солдату. Попал в плен в мае 1942 года под Лозовеньками. Хотел стоя встретить свою смерть, да не расстреляли его, а взяли в плен. И здесь проявил характер Соколов. “Видишь, какое дело, браток, ещё с первого дня задумал я уходить к своим. Но уходить хотел наверняка”.
Исторический комментарий
К концу 1941 года в немецкий плен попало 3,9 миллиона красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь 1,1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках.
Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод.
Из 6,3 миллиона советских военнопленных погибли около 4 миллионов.
Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели.
“Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь не людские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать...”
— Какие черты характера Андрея Соколова помогли пережить ему трудности плена? В каких эпизодах они проявились наиболее ярко?
Да это эпизод с условным названием «Вызов к Мюллеру»
— Почему комендант Мюллер “великодушно” подарил Андрею Соколову жизнь?
- Кто такой Мюллер?
Мюллер — очень безжалостный человек, “правая рука у него в кожаной перчатке, а в перчатке свинцовая прокладка, чтоб пальцев не повредить”. Идёт и бьёт каждого второго в нос, кровь пускает.
Такой человек ни во что не ставит человеческую жизнь, считает себя самым сильным, уверенным в своей безнаказанности, даже в какой-то избранности.
Таким людям прямо в глаза правду говорить страшно.
Но Андрей Соколов не побоялся сказать лично Мюллеру то, что говорил в бараке.
Несмотря на то, что полностью зависел от коменданта, вёл себя с большим достоинством. Это-то достоинство и оценил комендант Мюллер, назвав Андрея Соколова “настоящим русским солдатом”.
— Дороги ли нам его слова?
Да, очень. Это признал враг, тот, кто всегда с пренебрежением относится к другим, видит лучшее только в себе.
С героической стороны раскрывается характер Андрея Соколова.
Мы подчёркиваем в характере героя
стойкость, самоотверженность, храбрость.
дописываем в наш список положительных черт характера и щедрость.
(Придя в барак, герой рассказа поделился “дарами Мюллера” со всеми.)
— Остался ли в плену Андрей Соколов?
Ему пришлось возить “на опель-адмирале” немца-инженера в чине генерала армии, но при первой же возможности Соколов сбежал, прихватив фашиста в качестве “языка”.
— Что ожидал Андрей Соколов от последующей жизни?
Герой рассказа стал думать об оставленной в Воронеже семье, о счастье в родном доме — о важных человеческих ценностях.
— И что же впереди?
(Звучит запись песни «Враги сожгли родную хату». На фоне песни показываются) с изображением разрушенного Воронежа, других городов.)
— Найдите в тексте строки, соответствующие настрою песни.
(Ученики читают: “В июне сорок второго года немцы бомбили авиазавод, и одна тяжёлая бомба попала прямо в мою хатёнку. Ирина и дочери как раз были дома...” “Дальше получил я от полковника месячный отпуск, через неделю был уже в Воронеже. Пешком дотопал до моста, где когда-то семейно жил. Глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом бурьян по пояс... Глушь, тишина кладбищенская. Ох, и тяжело же было мне, браток!”)
Жестоко обошлась судьба с солдатом.
Дом — очаг, хранитель семейного счастья, уют, защита от “ветров” судьбы.
Вместе с домом теряются и надежда, смысл жизни, счастье. Разорённый очаг принёс в его жизнь горе, разочарование, пустоту. Он остался один на один со всеми превратностями судьбы.
Лишь на миг “блеснула ему радость, как солнышко из-за тучи: нашёлся Анатолий”. Уже совсем близко была победа.
И опять возникла надежда на возрождение семьи, появились “стариковские мечтания” о будущем сына, внучатах.
Человек должен жить будущим.
Но и этому не суждено было сбыться. Анатолий погиб. Вновь горе обрушилось на человека, вновь, как говорят, судьба отвернулась от него.
— Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию?
Человек может ожесточиться,
не сможет спокойно смотреть на детей, которые напоминали бы ему своих.
В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл.
— Произошло ли это с Андреем Соколовым?
Нет, не сломили героя рассказа обстоятельства. Он продолжал жить.
Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя.
Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.
— Кто кого нашёл?
Андрей Соколов обратил внимание на “оборвыша”.
И описания Шолохова стали ярче, красочнее.
Какие сравнения: “глазёнки — как звёздочки ночью после дождя!”
Прямая оценка: “И до того полюбился, что я уже, чудное дело, начал скучать по нём...”
“Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил:
«Не бывать тому, что нам врозь пропадать! Возьму его к себе в дети!»”
Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы
подарить счастье и
любовь другому человеку.
Жизнь продолжается.
Жизнь продолжается и в самом герое.
В этом проявляется сильный характер человека.
— К каждому ли человеку вот так, просто так может доверчиво прильнуть маленький ребёнок?
Нет, не к каждому. Малыш не отвернулся, не убежал от Соколова, признал в нём отца.
Ванюша почувствовал человеческое участие этого человека, его доброту, любовь, тепло, понял, что у него появился защитник.
(Подчёркиваем отмеченные черты характера Андрея Соколова.)
— От кого мы узнаём историю главного героя?
Андрей Соколов рассказывает о своей горестной судьбе “случайному” прохожему.
Но в нём он видит родственную душу, человека, который всё поймёт, не спросит лишнего.
“Он, видать, такой же шофёр, как и твой папанька”.
Шолохов использует композицию “рассказ в рассказе”, показывает, что автор-повествователь не просто слушатель, он переживает судьбу Андрея Соколова, становится соучастником происходящего.
4. Подведение итогов
— В чём смысл названия рассказа «Судьба человека»?
Словарная работа
Судьба — 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств;
2. Доля, участь;
3. История существования кого-нибудь, или чего-нибудь;
4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).
- В каком значении слово «Судьба» употреблено в рассказе?
В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств. Шолохов описал человека, способного не покориться обстоятельствам, выстоять.
В битве с судьбой писатель показал поистине великую силу характера, духа.
(Называем те черты характера, которые мы записали и отметили у Андрея Соколова.)
Это и есть лучшие черты русского национального характера, наличие которых помогло выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность.
— Как показал Шолохов, что бескорыстие, стойкость, выносливость присуще многим русским людям? У кого мы замечаем эти же черты характера?
Верно, уставшие, еле идущие русские военнопленные поддерживали Андрея Соколова, чтобы тот не упал, и его не убили.
Также запомнился врач, который под сильным дождём, в темноте, проходил и искал раненых среди пленных и бескорыстно помогал им, не думая о своей жизни.
“Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену, и в потёмках своё великое дело делал!”
— Зачем автор вводит в рассказ образ предателя? «Посеешь характер — пожнёшь судьбу»
1. Покорность обстоятельствам, трусость, подлость, лицемерие повлияли на судьбу этого человека.
2. Он принял смерть от рук тех, чьи жизни хотел отдать врагу во имя своего спасения.
3. Рядовой поступок врача оказывается подвигом на фоне предательства.
Вернёмся к эпиграфу урока и к смыслу названия рассказа;
- Почему Шолохов не назвал его «Судьба Андрея Соколова»?
Действительно, писатель тем самым подчёркивает обобщённое значение повествования.
Домашнее задание
1)Написать сочинение на тему
«В чем сила русского характера» на примере рассказа М. Шолохова «Судьба человека».
2)определить авторскую позицию по 5 проблемам и подобрать аргументы из прочитанных произведений
Урок закончу словами из нобелевской лекции Михаила Шолохова:
“Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока « Русский характер в рассказе М.Шолохова «Судьба человека»
"Русский характер в рассказе М.Шолохова "Судьба человека"...
Тема «Русский характер в рассказе М.Шолохова «Судьба человека»
На уроке обучающиеся знакомятся с творческой историей рассказа, анализируя рассказ, выясняют, что помогло Андрею Соколову вынести все испытания, выпавшие на его долю , не растратив, не заглушив самых ...
Русский характер в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека»
Цель урока:Исследование особенностей русского характера на основе произведения М. Шолохова «Судьба человека»Задачи:•раскрыть значение характера на образе главного героя рассказа М. Шолохова «Су...
Русский характер в рассказе М. Шолохова «Судьба человека».
Презентация к рассказу М. Шолохова "Судьба человека"...
Презентация к уроку по теме:"Русский характер в рассказе М.А. Шолохова "Судьба человека"
Презентация к уроку по теме:" Русский характер в рассказе М. А. Шолохова " Судьба человека"...
Урок по литературе на тему:"Русский характер в рассказе М.А. Шолохова "Судьба человека".
Урок по литературе в 9 классе....
Конспект урока по теме "Сильнее огня..." (По рассказу М.Шолохова "Судьба человека")
Урок с использованием проектной технологии...