Конспект урока « Русский характер в рассказе М.Шолохова «Судьба человека»
план-конспект урока (9 класс) по теме
"Русский характер в рассказе М.Шолохова "Судьба человека"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_chteniya._9_klass_2010gyu.doc | 403.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по чтению и развитию речи.
Класс : 9 «А» МСКОУ СКШИ 8 вида
Дата : 11.03.2010 год
Учитель :Вайзерова Е.А.
Тема урока : « Русский характер в рассказе М.Шолохова «Судьба человека».
Тип урока : комбинированный.
Цель : формирование образа русского солдата-освободителя, его характера по рассказу М.Шолохова «Судьба человека».
Задачи :
образовательные : формировать у учащихся представления о судьбах людей, прошедших войну;
- уточнить и дополнить образ Андрея Соколова, черт его характера на основе прочитанных эпизодов ;
- расширить знания детей о жизни русских военнопленных в концлагерях;
- отрабатывать навыки выборочного чтения, чтения по ролям, умение работать с текстом.
коррекционные : развивать устную речь через расширение словаря учащихся, его уточнения; выразительное , интонированное чтение произведения;
- развивать зрительную память, внимание через работу по восстановлению последовательности событий рассказа;
- развивать мыслительные операции ( обобщения, анализа) при работе над содержанием прочитанного текста;
- коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук при работе с сюжетными картинками.
воспитательные: воспитывать нравственные качества, чувство сопереживания и сострадания, чувство патриотизма , гордость за мужество русских людей; воспитывать интерес к чтению произведений патриотического характера, о подвиге русского народа в годы Великой Отечественной войны.
Оформление : портрет М. Шолохова, пословица, сюжетные картинки по рассказу ( на каждого ученика комплект, комплект для работы у доски)
Ход урока.
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя:
- Каким характером должен был обладать русский человек, чтобы преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой.
- Что он смог сохранить в своей судьбе?
- Об этом поведал Михаил Шолохов в рассказе «Судьба человека», об этом и наш разговор на уроке.
2. Актуализация знаний.
- Прочитайте тему урока, написанную на доске.
- Как вы понимаете слово « характер»?
( Характер – совокупность, соединение психических и духовных черт, свойств человека, обнаруживающихся в его поведении).
- Какие положительные черты характера вы можете назвать?
( учащиеся отвечают; затем я открываю доску, на которой записаны слова : стойкость, великодушие, уверенность в себе, честность, доброта, мужество, сострадание, трудолюбие, патриотизм, умение любить, сила духа, щедрость, смелость, терпение, чувство собственного достоинства, выдержка, скромность).
- Можно ли сказать, что Андрей Соколов, главный герой рассказа, имеет те черты, которые вы назвали и прочитали на доске?
- Какие из написанных черт проявились у Андрея Соколова в эпизоде, который мы читали вчера на уроке? ( стойкость, мужество, сила духа, чувство достоинства, выдержка, смелость, патриотизм).
- Попробуем это доказать в ходе обсуждения прочитанного.
3. Исторический комментарий .
К концу 1941 года в немецкий плен попало 3,9 миллиона советских военнопленных. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь 1,1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках и сколоченных бараках.
8 сентября 1941 года германское верховное командование издало распоряжение об обращении с советскими пленными , беспримерное по своей жестокости: «…Большевистский солдат потерял всякое право претендовать на обращение, достойное честного солдата…»
Положение пленных усугублялось еще и тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными, хотя и объявил в начале войны, что будет соблюдать её основные положения . Однако двум важным пунктам Советский Союз отказался следовать: о предоставлении пленным права на получении посылок и об обмене списками пленных. Это дало Германии повод не соблюдать нормы конвенции по отношению к советским военнопленным.
Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод.
Из 6,3 миллиона советских пленных погибли около 4 миллионов. Из выживших почти половина служила в вермахте, СС, вспомогательной полиции, в большинстве своём – чтобы не умереть с голоду, а не из идейных соображений. Многие из 1,8 миллиона бывших пленных, вернувшихся в СССР, оказались в ГУЛАГе.
Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько всего преодолели.
4. Работа по домашнему тексту.
1) молчаливое чтение стр. 197 – 199 ;
2) чтение вслух;
3) беседа по прочитанному :
- Что испытывал Андрей Соколов, вспоминая о годах, проведённых в плену? (болит сердце, трудно дышать)
- Как относились к русским в плену?
- Зачитайте, чем били военнопленных?
- За что били ? Зачитайте.
- Чем кормили? ( эрзац (заменитель) - хлеб наполовину с опилками и жидкая баланда из брюквы).
- Какую работу выполняли пленные на каменном карьере? («вручную долбили, резали, крошили камень»; «адский труд»).
- Насколько люди были истощены? ( « Душа чуть-чуть на одной ниточке держалась»).
- Насколько они были голодны ?
(«Голодны не то что до смерти, а даже хуже»)
- Все ли выдерживали такую жизнь?
- За что Андрея Соколова вызвали к коменданту лагеря Мюллеру? ( нашёлся подлец – сообщил).
4)Чтение по ролям эпизода «Вызов к Мюллеру» стр. 199 – 202
Автор –
Соколов –
Мюллер –
5) Беседа по прочитанному :
- Вспомните из просмотренного кинофильма, каким человеком был комендант лагеря Мюллер?
(Безжалостный : «Правая рука у него в кожаной перчатке, а в ней свинцовая прокладка, чтобы пальцев не повредить. Идёт и бьёт каждого второго в нос, кровь пускает». Такой человек ни во что не ставит человеческую жизнь, перечить с ним страшно!
- Какую черту характера проявляет Андрей Соколов, повторив лично Мюллеру то, что он говорил в бараке? ( бесстрашие, смелость)
- Как ведёт себя в этом поединке измученный, истощённый, обессиленный узник? ( с достоинством - он остался человеком в этих нечеловеческих условиях!)
- Какую оценку врагу даёт немецкий офицер? ( он уважает достойного соперника; « …ты - настоящий русский солдат… Ты – храбрый солдат!»)
- Чем награждает Соколова комендант лагеря? ( жизнью и …едой)
- О чём думает Соколов, идя с хлебом к выходу? ( что его могут убить, и он «ребятам харчей не донесёт» ).
- Какая эта черта? (человеколюбие, умение переживать о других, готовность поделиться последним или ничтожно малым).
- Ещё раз назовите нравственные качества Соколова, которые проявились в этом эпизоде? (смелость, мужество, сила духа, щедрость, чувство достоинства, патриотизм).
5. Работа по сюжетным картинкам.
Задание : вспомните прочитанные эпизоды рассказа, просмотренный кинофильм «Судьба человека» режиссера С.Бондарчука, восстановите картинки в нужном порядке.
( Детям раздается каждому разрезанные картинки, работают индивидуально; один ученик – у доски с большими картинками такого же содержания.)
Если остаётся время после проверки этого задания,
можно попросить учащихся по их выбору рассказать содержание эпизода той или иной картинки.
6. Подведение итога урока :
1) Работа по пословице « Посеешь привычку – пожнёшь характер,
Посеешь характер – пожнёшь судьбу».
- Мы говорили сегодня о русском характере, о положительных чертах характера. Объясните значение народной мудрости. ( Наша судьба в чем-то зависит от нашего характера, а характер формируется , в том числе и привычками - потребностью совершать те или иные действия, поступки).
2) Анализ ответов учащихся, оценки.
7. Домашнее задание : стр. 202-204, читать, отвечать на вопросы стр.204
Приложение.
Сюжетные картинки по рассказу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированныйурок в 9 классе «Великая Отечественная война в произведениях чувашской и русской литератур» (по повести А. Артемьева «Симес ылтан» и рассказу М. Шолохова «Судьба человека»)
Школа должна формировать у учеников единую картину мира, знания должны быть не в форме рассыпанной мозаики. Каждому учителю-предметнику не просто «наполнять знаниями учащихся, а действительно развиват...
Тема «Русский характер в рассказе М.Шолохова «Судьба человека»
На уроке обучающиеся знакомятся с творческой историей рассказа, анализируя рассказ, выясняют, что помогло Андрею Соколову вынести все испытания, выпавшие на его долю , не растратив, не заглушив самых ...
Русский характер в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека»
Цель урока:Исследование особенностей русского характера на основе произведения М. Шолохова «Судьба человека»Задачи:•раскрыть значение характера на образе главного героя рассказа М. Шолохова «Су...
урок литературы "Человек на войне" по рассказу М,Шолохова "Судьба человека"
Конспект урока литературы "Человек на войне" по рассказу М.Шолохова "Судьба человека". В конспекте используются исторические справки. Сопровожден презентациями....
Русский характер в рассказе М. Шолохова «Судьба человека».
Презентация к рассказу М. Шолохова "Судьба человека"...
Урок литературы по теме : "Русский характер в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека»
открытый урок...
Конспект урока по теме "Сильнее огня..." (По рассказу М.Шолохова "Судьба человека")
Урок с использованием проектной технологии...