Тема «Русский характер в рассказе М.Шолохова «Судьба человека»
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
На уроке обучающиеся знакомятся с творческой историей рассказа, анализируя рассказ, выясняют, что помогло Андрею Соколову вынести все испытания, выпавшие на его долю , не растратив, не заглушив самых добрых побуждений своего сердца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_sholokhovu.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 8 классе
Тема «Русский характер в рассказе Шолохова «Судьба человека» Цель: познакомить учащихся с творческой историей рассказа; проследить по тексту, как раскрывается русский характер в «Судьбе человека»; показать своеобразие жанра и композиции рассказа, лаконизм и стремительность развития сюжета; развитие навыков анализа произведения; патриотическое воспитание детей.
Оборудование: портрет М. Шолохова, иллюстрации Верейского, презентация.
Ход урока
1. Вступительное слово. (Слайд 1)
Война… Это страшно… Мы знаем о ней очень много. Это слово не сходит со страниц газет и журналов, его мы слышим с экранов телевизоров. Зловещей тенью вползло оно в наше время. Но нам не осознать до конца, что такое война. Но ясно одно: война- ад, мясорубка, перемалывающая людские судьбы. Не дай вам, Господи, столкнуться с войной лицом к лицу, как столкнулся с ней шолоховский герой.
Сообщение и запись темы урока. Эпиграф. (Слайд 2)
Русский человек, человек несгибаемой воли,…
сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути,
если к этому позовет его Родина.
М.Шолохов
I. История создания рассказа.
II. Аналитическая беседа. Работа с текстом.
1. Зачитать «Вскоре я увидел…»
– Помните их? Какие они, эти шолоховские герои? (Слайд 3)
– А глаза? Помните их глаза?
Да, это они. Те, о ком рассказал нам Шолохов в рассказе «Судьба человека», Андрей Соколов и его приемный сын Ванюшка.
Немало лет прошло с тех пор, как по воле писателя все новые и новые люди встречаются с ними. Смотрят им в глаза. Думают. Тоскуют. Плачут. И удивляются – как щедро человеческое сердце, как неиссякаема в нем доброта, неистребима потребность уберечь и защитить, даже тогда, когда, казалось бы, и думать нечего.
2. О чем этот рассказ? Зная вас, я уверена, что он не оставил вас равнодушным.
3. Начнем разговор с определения жанра рассказа и композиции.
- Так с чего же начинается рассказ? (Встреча автора с Андреем Соколовым, который поведал ему о своей жизни.) Тем самым и определяется жанровое своеобразие рассказа – сказ.
2. На сколько частей можно поделить рассказ? (3 части)
1 ч. – экспозиция. Зачитайте 1 абзац.
- Какой символический смысл несет образ первой послевоенной бурливой и полноводной весны? (Слайд 4)
Уже в экспозиции намечается две темы – войны и весны жизни и смерти.
-Что сменяет авторский зачин? (2 часть). « Ну и мне там пришлось…» (Рассказ Андрея Соколова о своих мытарствах.) (Слайд5)
- Легко ли герою вспоминать пережитое, выстраданное? Как вы это определили? Как вы это определили?
Здесь проявляется шолоховское мастерство – умение передавать самые сложные душевные переживания человека, перенесшего лишения и невзгоды, через внешние проявления: жесты, мимику, короткое слово
3 часть – взволнованно – эмоциональные размышления автора обо всем, что он услышал.
Итак, за 2 часа перед нами проносится целая жизнь, а сжатость лишь усиливает драматизм. Судьба Андрея Соколова полна таких тяжких испытаний, таких страшных потерь, что, кажется, невозможно человеку все это вынести и не сломиться. Андрей – человек, отягощенный несчастьями, но это не несчастливый человек. Он вне категории счастья, так как его жизнь так страшна, что он не думает о выгоде и счастье?
3. Как характеризует Андрея Соколова его довоенная жизнь? (1-е предложение зачитать. Жил как все, то есть рядовой в жизни.) Слайд 6
Звучит песня «Вставай, страна огромная».
Довоенная жизнь контрастна всей остальной.
- Коротко остановимся на эпизодах, в которых особенно ярко проявляется его мужество, стойкость в борьбе за жизнь, умение любить и дружить.
4. Обстоятельства пленения. Есть ли его вина? «Ох, браток. Нелегкое это дело – понять, что ты не по своей воле в плену!» Слайд 7.
- Приведите примеры, где проявляется у русского солдата чувство собственного достоинства, ненависть и презрение к фашистам.
Контрастна не только довоенная жизнь, но и жизнь в плену, где он видел всякое и всяких людей встретил. Он видел и милосердие, и доброту, и предательство, и дружескую помощь. ( Примеры)
5. «В церкви». Анализ эпизода и работа с иллюстрациями. Слайд 8
6. Андрей Соколов признается, что ему повезло в жизни. Почему? Можно ли так говорить, зная его судьбу? (Ответы детей). Но ему случайно повезло: он победил судьбу
Что вы считаете в его характере главным?
Обратить внимание на эпиграф и слова слайде 9. Есть у русского человека такое родовое качество – терпение. И это ему помогло выжить.
- Но терпение синоним смирению. Что герой смирился? Докажите. ( Он одолел все испытания, выпавшие на его долю)
7. Первый побег. Издевательства и наказания.
Все, что выпало на долю русского солдата в годы лихолетья, Андрей Соколов испытал на себе.
8. Жизнь в плену.
Зачитать 1 абзац и 3,4 выборочно «У коменданта». Слайд 10.
9. Второй побег.
Вот, наконец, он обрел свободу, вырвался на волю. Но ни в чем судьба его не пощадила.
10. Смерть семьи. Слайд 11
11. Смерть сын. Слайд 12
«Куда идти? » - за этим вопросом встал другой: « Как жить?» Прежде, как ни круто с ним жизнь обходилась, все было ясно.
«ПРИЮТИЛИ» - слово-то какое…
12. Как он живет?
Трудно сказать, как бы все обернулось, если бы не Ванюшка.
- Чем привлек внимание Андрея Соколова этот мальчик?
- Что поразило его, когда он расспрашивал Ванюшку о родителях?
Чего только не повидал человек, чего не перенес. Душа выжжена. Но сидит рядом ребенок, пригорюнился, вздохнул. И – «Такая маленькая птаха…» Зачитать далее. Еще вчера ему ничего не надо было, а сейчас он снова живёт.
Слайд 13.
- Особенно трогательно звучат слова в конце рассказа. (Обратить внимание на слайд 14.)
Философски возвышенна мысль, наполняющая концовку рассказа, весь его финал: мысль о том, что во всех испытаниях, посылаемых судьбой, порой почти непереносимо жестоких, настоящий человек должен выстоять, не растратив, не заглушив самых добрых побуждений своего сердца. Что он должен сохранить в себе любовь к жизни, способность отзываться на прекрасное. И растить возле себя побег, тянущийся в мир, растить человека, который, возмужав, повторит, если к тому позовет время, героический путь отца – во имя победы, добра и света, во имя счастья своего народа. А народ этот и состоит из таких вот частичек, как выхваченный из океана народной жизни большой и малый герои рассказа, две Жизни, с поражающим вниманием рассмотренные, словно под мощным электронным микроскопом, чудотворным художником и со столь щедрой силой переживания показанные нам, благодарным, взволнованным читателям.
13. Почему рассказ называется «Судьба человека», ведь речь в нем идет о жизни Андрея Соколова?
III. Итог. Какие черты национального характера воплотил Шолохов в образе Андрея Соколова? В чем заключается идея рассказа?
IV. Домашнее задание: написать отзыв на рассказ Шолохова «Судьба человека»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока « Русский характер в рассказе М.Шолохова «Судьба человека»
"Русский характер в рассказе М.Шолохова "Судьба человека"...
Русский характер в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека»
Цель урока:Исследование особенностей русского характера на основе произведения М. Шолохова «Судьба человека»Задачи:•раскрыть значение характера на образе главного героя рассказа М. Шолохова «Су...
Русский характер в рассказе М. Шолохова «Судьба человека».
Презентация к рассказу М. Шолохова "Судьба человека"...
Урок литературы по теме : "Русский характер в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека»
открытый урок...
Презентация к уроку по теме:"Русский характер в рассказе М.А. Шолохова "Судьба человека"
Презентация к уроку по теме:" Русский характер в рассказе М. А. Шолохова " Судьба человека"...
Урок по литературе на тему:"Русский характер в рассказе М.А. Шолохова "Судьба человека".
Урок по литературе в 9 классе....
Конспект урока по теме "Сильнее огня..." (По рассказу М.Шолохова "Судьба человека")
Урок с использованием проектной технологии...