Урок по литературе на тему:"Русский характер в рассказе М.А. Шолохова "Судьба человека".
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Любовина Наталья Алексеевна

Урок по литературе в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx33.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Русский характер в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»

Цель :1. Показать, как русский солдат проявляет свой национальный характер в сложной жизненной ситуации и сохраняет человечность (на примере судьбы главного героя рассказа). 2 Создать условия для осознания понимания того, что каждый человек в любой ситуации способен оставаться человеком и сохранять свое достоинство.

Задачи:

  •  обучающие : показать значение характера, влияющего на судьбу главного героя рассказа М. Шолохова “Судьба человека”;
  • развивающие: развивать навыки анализа текста , уметь выбирать главное обобщать; формировать коммуникативные и информационные компетентности;
  • воспитательные: способствовать воспитанию духовно-нравственной личности.

Оборудование:

Мультимедиа, фрагмент из  фильма С.Бондарчука «Судьба человека» , рассказ М.Шолохова «Судьба человека» (знание содержания рассказа).

Методы обучения: наглядный, словесный.

Методы учения: репродуктивный, объяснительно –иллюстративный, эврестический, частично-поисковый.

Тип урока: Изучение текста художественного произведения.

Виды деятельности : чтение и анализ текста, работа в парах, заполнение таблицы, монологические ответы, словарная работа, просмотр слайдов и видеофрагментов.

        Ход урока

      Учитель начинает урок с чтения стихотворения поэта ХХ века Николая Матвеевича Грибачёва "Условия задачи" (на экране)                                              

Вставал вопрос в любые времена-

Что жизнь такое? Для чего она?

Сто мудрецов на то ответ искали

У звезд, богов, земли, воды, огня.

А что известно? То же, что вначале-

На старой тайне старая броня.

Так, может, надо подойти иначе

К известно не решаемой задаче

И суть в другом аспекте изложить-

Раз есть она, то как её прожить?

Действительно, во все времена человек спрашивал себя: " Что такое жизнь, что такое судьба, для чего я родился? Как прожить жизнь? Что такое судьба человека?" Наверное, такими вопросами задавался и известный писатель ХХ века М.А. Шолохов, такую проблему разрешал и в своих произведениях. И одно из них - рассказ "Судьба человека".1 слайд (тема урока,

  Наша задача проследить за судьбой главного героя рассказа Андрея Соколова, и выявить его черты  характера  , поэтому эпиграфом к уроку я взяла эти слова….)

- Какой смысл вложил в эти слова автор ?.

-Связаны ли они с рассказом «Судьба человека»  

 2 слайд ( Словарная работа)

Как вы думаете какое определение подходит нашему герою?

 - Кому и почему Шолохов посвятил свой рассказ? (Реализация индивидуального задания)

(Евгении Григорьевне Левицкой, члену КПСС с 1903 года. Она прожила трудную, но славную жизнь, боролась за свободу своего народа, за его права; была сослана вместе с детьми в ссылку. Своим посвящением писатель как бы напоминает, что нельзя разгадать тайну величия и трагической красоты характера героя, его судьбу отдельно от судьбы народа и Родины.)

 Какова композиция произведения?

— От кого мы узнаём историю главного героя?

Андрей Соколов рассказывает о своей горестной судьбе “случайному” прохожему. Но в нём он видит родственную душу, человека, который всё поймёт, не спросит лишнего. “Он, видать, такой же шофёр, как и твой папанька”. Шолохов использует композицию “рассказ в рассказе”, показывает, что автор-повествователь не просто слушатель, он переживает судьбу Андрея Соколова, становится соучастником происходящего, авторская боль, сочувствие  ощущаются в самом тоне повествования, в выборе героя- простого человека, ясно, на какой стороне автор, какие идеалы он отстаивает.

я предлагаю вместе с автором пережить судьбу героя.

 Анализ эпизода

 1) «Мирная жизнь» ( «Семейное счастье»)

 - Как жил наш герой до войны?

 -Как вы думаете, был ли Андрей Соколов Счастлив? Почему?  

 выразительное чтение

 Важные слова Почему?

 работа кипела в руках,

 Не хуже других,         

 Дети радовали,

 Чего ещё надо,

 всё в порядке

 Чтение  

 -Как можно озаглавить эту часть? .

 Выслушивание ответов.

 ( Семейное счастье)

В чём же видит Андрей Соколов счастье?

Мы замечаем, что не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: “Чего ещё больше надо?” В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно.

2)  А тут война

( звучит голос Левитана и песня «Вставай, страна огромная» Слайды 5-7)

В мир, построенный бережно и любовно, врывается война. Жизнь людей неотделима от исторических событий. Так и вмешивается история в судьбу человека(Комментированное чтение эпизода с условным названием «Сцена прощания» — от слов: “Провожали меня все четверо моих: Ирина, Анатолий и дочери — Настенька и Олюшка” до слов: “Такой она и в памяти мне на всю жизнь осталась: руки, прижатые к груди, белые губы и широкие раскрытые глаза, полные слёз”.)

Ученики обращают внимание на то, что воспоминания Андрея полны горечи за то недовольство, какое он проявил по отношению к жене. “Зло меня тут взяло! Силой я разнял её руки и легонько толкнул в плечи...” А оттолкнул за то, что вела себя не как другие женщины, за слова её: “Родненький мой... Андрюша... не увидимся... мы с тобой... больше... на этом... свете...” Возможно, что-то предчувствовала... И вспоминается плач Ярославны, и видится готовность мудрой Февронии на своих плечах вынести из беды мужа. Мы отмечаем сравнения: “моя прижалась ко мне, как лист к ветке”, “сама вся вперёд клонится, будто хочет шагнуть против сильного ветра”. Это стремление уберечь мужа, защитить его от малейшей опасности, помочь в трудную минуту, подарить ему нежность и ласку. Да, сильный ветер обрушился на страну. И ушла мирная жизнь... И, может, не жену оттолкнул Андрей от себя, а её пророческие слова, не желая в них верить, надеясь на скорое возвращение.

. Найдите в тексте самые яркие, проникновенные строчки, рассказывающие о прощании Соколова с семьёй.

- В каких словах скорбная высокая лирическая нота звучит как заклинание? Помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!.."

3)Фронт

 - Как ведёт себя герой?  (В безмерно тяжких условиях он проявил недюжинное самообладание, высокое чувство собственного достоинства)

-В А. Соколове отразилась одна из лучших черт русского народа - всегдашняя и скорая готовность к защите Родины, понимание святой правоты борьбы народа против лютого врага. Для него противоестественна война, но если она началась, если враг напал на родную страну, то в такое время он не мыслит для себя иной доли, кроме солдатской службы.

  4) Плен

-Судьба избрала для Соколова самый горький вид испытаний - фашистский плен.

- Как Соколов попал в плен? (текст)

-В каком эпизоде мы видим, что наш герой верен совести, чести и долгу русского солдата? (сцена убийства предателя, который хотел выдать немцам своего командира)

 -Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене (солдат — христианин, Крыжнёв, взводный, доктор)? Какая позиция ближе Соколову? ( работа в парах)

(В эпизоде «В церкви» Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловеческих обстоятельствах. Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции. Но только позиция доктора, “который и в плену и в потёмках своё великое дело делал”, вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу — это и позиция самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет. Потому и решается он убить Крыжнёва, чтобы спасти взводного. Нелегко даётся Соколову убийство, тем более убийство своего. Тяжко у него на душе. Но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого, ибо только в единении людей он видит спасении).

  Плен (Исторический комментарий) Слайды 8-13

К концу 1941 года в немецкий плен попало 3,9 миллиона красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь 1,1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках.

8 сентября 1941 года германское верховное командование издало распоряжение об обращении с пленными красноармейцами, беспримерное по своей жестокости: “...Большевистский солдат потерял всякое право претендовать на обращение, достойное честного солдата...”

Положение пленных усугублялось тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными, хотя и объявил в начале войны, что будет соблюдать её основные положения. Однако двум важным пунктам Советский Союз отказался следовать: о предоставлении пленным права на получение посылок и об обмене списками пленных. Это дало Германии повод не соблюдать нормы конвенции по отношению к советским военнопленным.Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод.Из 6,3 миллиона советских военнопленных погибли около 4 миллионов. Из выживших почти половина служила в вермахте, СС, вспомогательной полиции, в большинстве своём — чтобы не умереть с голоду, а не из идейных соображений. Многие из 1,8 миллиона бывших пленных, вернувшихся в СССР, оказались в ГУЛАГе (Энциклопедия для детей. Т. 5: История России и её ближайших соседей. Ч. 3: XX век. М.: Аванта+, 2001. С. 494).

Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели. “Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать...”

- Найдите в тексте слова, подтверждающие это высказывание.

-Несокрушимая нравственная сила, исключительное мужество, твердость духа помогли Соколову победить в начатой Мюллером игре. Давайте понаблюдаем за этой сценой и подумаем над вопросом: в чём символическое значение этого эпизода? (тест или рассказ, или фильм) (Сцена с комендантом Мюллером имеет символическое значение. Поведение Соколова олицетворяет несломленность духа русского народа, непобедимость его воли, его свободолюбивых устремлений. Русская нация стала непреодолимым препятствием на пути фашистов к желанной победе.)

- А о чём говорит тот момент, когда наш герой приносит изголодавшимся товарищам буханку хлеба и кусок сала?  (Чувство товарищества заставляет его в критическую минуту забыть о себе и сделать всё возможное, чтобы помочь людям. Ведь стойкость, дух товарищества, преданность отечеству - эти качества издавна присущи были русскому солдату.)

— Почему комендант Мюллер “великодушно” подарил Андрею Соколову жизнь?

Мюллер — очень безжалостный человек, “правая рука у него в кожаной перчатке, а в перчатке свинцовая прокладка, чтоб пальцев не повредить”. Идёт и бьёт каждого второго в нос, кровь пускает. Такой человек ни во что не ставит человеческую жизнь, считает себя самым сильным, уверенным в своей безнаказанности, даже в какой-то избранности. Таким людям прямо в глаза правду говорить страшно. Но Андрей Соколов не побоялся сказать лично Мюллеру то, что говорил в бараке. Несмотря на то, что полностью зависел от коменданта, вёл себя с большим достоинством. Это-то достоинство и оценил комендант Мюллер, назвав Андрея Соколова “настоящим русским солдатом”.

— Дороги ли нам его слова?

Да, очень. Это признал враг, тот, кто всегда с пренебрежением относится к другим, видит лучшее только в себе.

— Какие черты характера Андрея Соколова помогли пережить ему трудности плена?

— Остался ли в плену Андрей Соколов?

- Почему Соколов решается на побег? (целеустремлённый, мужественный человек, настоящий мужчина)

Ему пришлось возить “на опель-адмирале” немца-инженера в чине генерала армии, но при первой же возможности Соколов сбежал, прихватив фашиста в качестве “языка”.

— Что ожидал Андрей Соколов от последующей жизни? Герой рассказа стал думать об оставленной в Воронеже семье, о счастье в родном доме — о важных человеческих ценностях.

— И что же впереди?

(Звучит запись песни «Враги сожгли родную хату». На фоне песни показываются слайды с изображением разрушенного Воронежа, других городов.)

— Найдите в тексте строки, соответствующие настрою песни.

(Ученики читают: “В июне сорок второго года немцы бомбили авиазавод, и одна тяжёлая бомба попала прямо в мою хатёнку. Ирина и дочери как раз были дома...” “Дальше получил я от полковника месячный отпуск, через неделю был уже в Воронеже. Пешком дотопал до моста, где когда-то семейно жил. Глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом бурьян по пояс... Глушь, тишина кладбищенская. Ох, и тяжело же было мне, браток!”)

Жестоко обошлась судьба с солдатом. Дом — очаг, хранитель семейного счастья, уют, защита от “ветров” судьбы. Вместе с домом теряются и надежда, смысл жизни, счастье. Разорённый очаг принёс в его жизнь горе, разочарование, пустоту.

Лишь на миг “блеснула ему радость, как солнышко из-за тучи: нашёлся Анатолий”. И опять возникла надежда на возрождение семьи, появились “стариковские мечтания” о будущем сына, внучатах. Человек должен жить будущим. Но и этому не суждено было сбыться. Анатолий погиб. Вновь горе обрушилось на человека, вновь, как говорят, судьба отвернулась от него.

     ( слайд «Потеря близких») Он остался один на один со всеми превратностями судьбы.

 - Что помогло пережить, вынести всё это?  (И на войне, и в мирной жизни Соколов руководствуется непреложным для себя принципом поведения: "На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала". Эта фраза - лейтмотив произведения (ведущий мотив, господствующее настроение), схватывает одну из важнейших сторон его содержания. Шолохов, раздумывая об Отечественной войне, подчёркивал, что "жертвы, принесённые во имя спасения Родины, не убавили наших сил, а горечь незабываемых утрат не принизила нашего духа".)

— Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию?

Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл.

— Произошло ли это с Андреем Соколовым?

Нет, не сломили героя рассказа обстоятельства. Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.

( Просмотр фрагмента)

- Какие чувства вы испытали ? ( И боль, и радость одновременно. Два осиротевших  человека наконец-то нашли друг друга)

Как показаны отношения этих людей, нашедших друг друга? ( Соколов отдаёт Ванюшке всё тепло души, которое скопилось за долгие годы , и сам отогревает своё окаменевшее сердце около маленького оборвыша )

— Кто кого нашёл?

..” “Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, что нам врозь пропадать! Возьму его к себе в дети!»”

Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. Жизнь продолжается. Жизнь продолжается и в самом герое. В этом проявляется сильный характер человека.

— К каждому ли человеку вот так, просто так может доверчиво прильнуть маленький ребёнок?

Нет, не к каждому. Малыш не отвернулся, не убежал от Соколова, признал в нём отца. Ванюша почувствовал человеческое участие этого человека, его доброту, любовь, тепло, понял, что у него появился защитник. (Подчёркиваем отмеченные черты характера Андрея Соколова.)

 ( Если останется время) Обращаю внимание учеников на описание природы. Оно косвенно отражает чувства повествователя. Находим в тексте доказательства.

“Солнце светило горячо, как в мае”, — скажет он в начале рассказа. “Солнце светило так горячо...” — повторит он там же. Чувство успокоенности владеет им: “Хорошо было сидеть на плетне вот так, одному, целиком покоряясь тишине и одиночеству...”

И вот встреча с чужим горем, с несмываемой временем бедой — и словно всё подёрнулось серой, безрадостной пеленой.

“Всё так же лениво шевелил сухие серёжки на ольхе тёплый ветер; всё так же, словно тугими белыми парусами, проплывали в вышней синеве облака, но уже иным показался мне в эти минуты скорбного молчания безбрежный мир, готовящийся к великим свершениям весны, к вечному утверждению живого в жизни”.

 Возвращаемся к словарной работе

Словарная работа

Судьба — 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств. Шолохов описал человека, способного не покориться обстоятельствам, выстоять. В битве с судьбой писатель показал поистине великую силу характера, духа.

Итог.

(Называем те черты характера, которые мы записали и отметили у Андрея Соколова.) (Записываем на доске слова: стойкость, великодушие, уверенность в себе, честность, мужество, верность, умение любить, патриотизм, сострадание, трудолюбие, доброта, самоотверженность.)

Это и есть лучшие черты русского национального характера, наличие которых помогло выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность.

-Чем поучительна история Андрея Соколова? Какие грани русского характера этот герой воплощает?( А.Соколов, простой человек, солдат и отец. Выступает как хранитель и защитник жизни, её основ, складывающих.

Урок заканчивается словами из нобелевской лекции Михаила Шолохова: “Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”.

Дом. задание

Напишите сочинение на одну из тем.

  1. Можно ли считать судьбу Соколова героической?
  2. Способен ли русский человек вытерпеть всё на своём пути , если позовёт его Родина»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока « Русский характер в рассказе М.Шолохова «Судьба человека»

"Русский характер в рассказе М.Шолохова "Судьба человека"...

Тема «Русский характер в рассказе М.Шолохова «Судьба человека»

На уроке обучающиеся знакомятся с творческой историей рассказа, анализируя рассказ, выясняют, что помогло Андрею Соколову вынести все испытания, выпавшие на его долю , не растратив, не заглушив самых ...

Русский характер в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека»

Цель урока:Исследование особенностей русского характера на основе произведения М. Шолохова «Судьба человека»Задачи:•раскрыть значение характера на образе главного героя   рассказа М. Шолохова «Су...

Русский характер в рассказе М. Шолохова «Судьба человека».

Презентация к  рассказу М. Шолохова "Судьба человека"...

Презентация к уроку по теме:"Русский характер в рассказе М.А. Шолохова "Судьба человека"

Презентация к уроку по теме:" Русский характер в рассказе М. А. Шолохова " Судьба человека"...