Конспект урока по теме "Сильнее огня..." (По рассказу М.Шолохова "Судьба человека")
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Тема: «Сильнее огня…» (По рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»).
Класс: 9 класс (Учебник под ред. В.Я.Коровиной, 2010 г.)
Эпиграф: Железный ветер бил им в лицо, а они все шли
вперед. И снова чувство суеверного страха
охватило противника: люди ли шли в атаку?
Смертны ли они?..
( Мамаев Курган, Стена плача)
Вид урока: урок – размышление
Тип урока: урок получения новых знаний
Цели урока: пробудить интерес к произведениям военной тематики; осмыслить основную идею рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»; развить творческие способности учащихся; воспитать чувство патриотизма, чувство гордости за свою страну, за свой народ.
Предварительная подготовка:
1. Познакомиться с биографией М.А.Шолохова, с историей создания рассказа «Судьба человека»
2. Индивидуальные задания:
- Подготовить мультимедийную презентации по теме: «Испытало нас время свинцом и огнем…».
- Подготовить проект «Из семейного альбома» (Рассказ о родственниках – фронтовиках)
- Написать отзыв о рассказе.
Оформление: портрет писателя, стенд «Из семейного альбома», иллюстрации к рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека», тема, эпиграф.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, эпизод одноименного фильма С.Бондарчука (сцена признания Соколова Ванюшке)
Ход урока
- Орг. момент. Эмоциональный настрой учащихся.
- Работа по теме урока.
Учитель: Наш разговор хочу начать с такой притчи: «Решил как – то один человек, что у него слишком тяжелая судьба. И обратился он к Богу с такой просьбой: «Спаситель, мой крест слишком тяжел, и я не могу его нести. У всех людей, которых я знаю, кресты гораздо легче. Не мог бы ты заменить мой крест на более легкий?» И Бог сказал: «Хорошо, я приглашаю тебя в мое хранилище крестов – выбери тот, который тебе самому понравится». Пришел человек в хранилище и стал подбирать себе крест. Он примерял на себя все кресты, и все ему казались слишком тяжелыми. Перемеряя все кресты, заметил он у самого входа крест, который показался ему легче других и сказал Господу: «Позволь мне взять вот этот». И Бог сказал: « Так ведь это есть твой собственный крест, который ты оставил в дверях, чтобы примерить остальные».
- О чем эта притча?
(Каждый несет свой крест, у каждого своя судьба, и ее не переиначишь, не обманешь)
Учитель: Да, у каждого своя судьба, каждый несет свой крест. Судьбе было угодно наслать на русский народ страшное, нечеловеческое испытание свинцом и огнем. Война! Именно она вторглась в счастливую жизнь миллионов советских людей и заставила стать их сильнее самой смерти. Всем тем, кто прошел через горнило войны и остался в живых, и тем, кто навсегда остался на поле боя, посвящается…
Ученик представляет вниманию класса мультимедийную презентацию «Испытало нас время свинцом и огнем…» на фоне песни из кинофильма «Офицеры» «От героев былых времен…» (В основе – кадры военной хроники)
Учитель: Кто были эти люди? «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед. И снова чувство суеверного страха охватило противника: люди ли шли в атаку? Смертны ли они?» (Обращение к эпиграфу)
Учитель: Как бы вы ответили врагу?
(Бойся, враг, русского человека, который встал на защиту своего отечества: он непоколебим, он силен, он преодолевает голод и холод, он презирает смерть - он бессмертен, и бессмертен до тех пор, пока живет в благодарных сердцах потомков)
Учитель: Да, в атаку шли люди, и они погибали, но они должны были быть сильнее огня (обращение к теме урока), потому что выполняли свой патриотический долг перед священной матерью – родиной.
Учитель: У каждого из них была своя жизнь, они смеялись и плакали, радовались и огорчались; пахали землю и растили детей; любовались природой и мечтали о красивой жизни. У каждого из них было свое имя. Обыкновенное имя: Иван, Василий, Петр, Степан… Или, например, Андрей Соколов, как звали главного героя рассказа М.Шолохова «Судьба человека». Обыкновенный русский человек, способный на нечеловеческий подвиг.
Учитель: Прочитанный вами рассказ, я уверена, никого не оставил равнодушным. Хочется услышать ваши впечатления от прочитанного.
(2 – 3 ученика зачитывают отзывы об этом рассказе)
Учитель: Подытоживая сказанное вами, хочется прочитать слова поэта А. Суркова:
И от пули невредим, и жарой неопалим,
Прохожу я по кромке огня.
Видно, мать непомерным страданьем своим
Откупила у смерти меня.
Учитель: Когда знакомишься с рассказом, появляется смутное сомнение: неужели в жизни могла произойти такая история? Не может быть, чтобы на долю одного человека выпало столько испытаний. Оказывается, может.
Учитель: Послушайте историю, которая произошла на самом деле.
(Ученик выступает с сообщением:
История реально существовавшего человека – Савченко Николая Михайловича.
Движимый чувством любви к Отечеству, он на войну пошел добровольцем.
В первом же бою отличился. Предотвратил взрыв фашистской гранаты в окопе. Но вскоре одна граната взорвалась в его руке, и его контузило.
Когда очнулся, над ним стоял немец. Попал он в плен, в самое страшное место – в лагерь смерти. В лагере искали разных специалистов. А Николай Михайлович был музыкантом.
И вот здесь – то и увидел, и испытал на себе все зверства фашистов. Под музыку вели людей на смерть в печи. Музыканта хоть и берегли, но били по лицу хлыстом, чтоб веселее играл.
Люди, шедшие на смерть, смотрели на него с ненавистью. Однажды он не выдержал и бросил трубу, стал топтать его ногами. Думал, что его за это отправят в печь. Но его избили шомполами и дали новую трубу. Но играть он стал так, что в веселой музыке слышались зловещие ноты. Теперь люди, обреченные на смерть, не смотрели на него с ненавистью.
И снова ему повезло. Когда русские войска приближались к лагерю, фашисты не успели сжечь музыкантов. Их просто расстреляли. А Николай Михайлович был ранен и выжил.
Когда вернулся домой, снова удар. Нет семьи. Фашисты уничтожили практически все село, в их числе и его родные.
Учитель: М.А. Шолохов в основу своего повествования положил рассказ одного старого фронтовика.
Учитель зачитывает отрывок из рассказа:
« Видали вы когда – нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника…»
Учитель: Так говорит автор о своем случайном собеседнике. Такие глаза могут быть у человека, испытавшего на своем веку много горя. Тяжелая судьба выпала на долю Андрея Соколова… Попробуйте передать все тяготы его судьбы в синквейне.
(1. Судьба Андрея Соколова
2. Счастливая, несчастная
3. Дает, отбирает, испытывает.
4. За что ему это?
5. Проверка на человечность)
Учитель: Как счастливо складывалась жизнь нашего героя, но как жестоко обошлась с ним война…
(Ученикам предлагается групповая работа: ответить на следующие вопросы:
1 группа: В чем заключалось счастье Андрея Соколова? (Счастливая семья, красавица жена, смышленые дети, новый дом, построенный своими руками, любимая работа, остался жив и сохранил доброе сердце, встреча с Ваней и т. Д.)
2 группа: Через какие круги ада пришлось пройти герою? (Плен, погибшая семья, разрушенный дом, гибель сына в последние дни войны и др.)
Учитель: Для чего нужно было автору провести своего героя через такие испытания?
(Показать внутреннюю силу героя, его стойкость. Доказать, что в любой ситуации можно оставаться человеком. Показать, что такое настоящий русский характер.)
Учитель: Ал. Толстой сказал: «Да, вот они русские характеры! Кажется, прост человек, а придет беда, в большом или малом, и поднимается в нем великая сила – человеческая красота».
Учитель: Попробуем понять, как закалялся этот характер. В рассказе выделяется несколько ярких эпизодов. Рассмотрим их.
( Ученики в группах получают иллюстрации следующих эпизодов, анализируют их и отвечают на вопрос: «Какие черты характера Андрея Соколова проявляются в данных эпизодах?»
1 группа - сцена убийства предателя в церкви;
2 группа – психологический поединок Соколова с Мюллером;
3 группа - признание Ванюшке.
По мере анализа эпизодов на доске заполняется кластер «Черты характера Андрея Соколова». Анализ сцены признания Ванюшке сопровождается просмотром отрывка из одноименного фильма С.Бондарчука «Судьба человека». Как вариант – выразительное чтение отрывка подготовленным учеником.
( Сила духа, ненависть к врагам, безграничная доброта, бескорыстие, способность к самопожертвованию, мудрость, верность родине, долгу, мужество, стойкость, человеческая красота и др.)
Учитель: Только ли Андрею Соколову присущи эти качества?
(Нет, весь русский народ во время войны был носителем этих общечеловеческих качеств. Андрей Соколов – образ собирательный.)
Учитель: Так, почему рассказ называется «Судьба человека»?
(Рассказывая о судьбе одного человека, Шолохов раскрывает весь ужас войны. Судьба главного героя – это судьба всей страны. Одна английская газета писала: «Если вы хотите узнать, почему Советская Россия непобедима, прочитайте «Судьбу человека» Шолохова».)
Учитель: Война оставила свой черный след в каждой российской семье. Славные сыны удмуртского народа плечом к плечу несли эту тяжелую ношу войны. С территории Мушковайского поселения Увинского района Удмуртской Республики на фронт ушло более 200 человек. Домой вернулась только третья часть. Хочется верить, что в ваших семьях чтят память о ветеранах.
Несколько учеников выступают с проектом «О чем рассказал мне семейный альбом».
Рефлексия.
Учитель: Выразите свое отношение к теме сегодняшнего урока, начиная словами: «Мне хочется сказать, что…»
Домашнее задание: Написать письмо неизвестному солдату.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Способы добывания огня. Типы и виды костров"
Конспект урока в 6 классе. С использованием игровых приемов....
Конспект урока.И.С.Тургенев. Цикл рассказов "Записки охотника". Роль пейзажных зарисовок в рассказе "Бежин луг". "
Урок сопровождается показом презентации.Главная цель- показать взаимосвязь человека и природы....
Конспект урока развития речи Тема: Составление рассказа по серии картинок
Урок для 4 класса (ЗПР, слабослышащие)...
Конспект урока в 11 классе по рассказу А.М. Горького "Старуха Изергиль" по теме "Проблема идеала в рассказе А.М.Горького "Старуха Изергиль".
Данный урок рассчитан на два часа (для класса с хорошей подготовкой). Он позволяет учащимся самостоятельно "добыть" ответы на поставленные вопросы. Предполагается как индивидуальная работа, так и анал...
конспект урока "Способы добывания огня"
Этот материал можно использовать для подготовки уроков ОБЖ в 6 классе....
Конспект урока по литературе в 10 классе "Духовная деградация человека в рассказе А. П. Чехова "Ионыч"
Целью данного урока было раскрытие трагизма повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе.Задачи: формировать умение проводить лингвостилистический анализ ...
Конспект урока по литературе в 5 классе на тему: "Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева"
Цели:Предметные: совершенствовать умение анализировать художественный текст, развивать навыки постижения идейного содержания художественных произведений, заложенных в них нравственных уроков.Личностны...