Конспект урока по теме "Сильнее огня..." (По рассказу М.Шолохова "Судьба человека")
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Урок с использованием проектной технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока25.31 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     

Конспект урока

Тема:  «Сильнее огня…» (По рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»).

Класс: 9 класс  (Учебник под ред. В.Я.Коровиной, 2010 г.)

Эпиграф:                                             Железный ветер бил им в лицо, а они все шли

                                                               вперед.  И снова чувство суеверного страха            

                                                               охватило противника: люди ли шли в атаку?

                                                               Смертны ли они?..

                                                                                           ( Мамаев Курган, Стена плача)

Вид урока: урок – размышление

Тип урока: урок получения новых знаний

Цели урока: пробудить интерес к произведениям военной тематики; осмыслить основную идею рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»;  развить творческие способности учащихся; воспитать чувство патриотизма, чувство гордости за свою страну, за свой народ.

Предварительная подготовка:

1. Познакомиться с биографией М.А.Шолохова, с историей создания рассказа «Судьба человека»

2. Индивидуальные задания:

  • Подготовить  мультимедийную  презентации по  теме:   «Испытало нас время свинцом и огнем…».
  • Подготовить проект «Из семейного альбома» (Рассказ о родственниках – фронтовиках)
  • Написать  отзыв о рассказе.

Оформление: портрет писателя, стенд «Из семейного альбома», иллюстрации к рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека», тема, эпиграф.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, эпизод одноименного фильма С.Бондарчука (сцена признания Соколова Ванюшке)

                                                               

Ход урока

  1. Орг. момент. Эмоциональный настрой учащихся.
  2. Работа по теме урока.

Учитель: Наш разговор хочу начать с такой притчи: «Решил как – то один человек, что у него слишком тяжелая судьба. И обратился он к Богу с такой просьбой: «Спаситель, мой крест слишком тяжел, и я не могу его нести. У всех людей, которых я знаю, кресты гораздо легче. Не мог бы ты заменить мой крест на более легкий?»  И Бог сказал: «Хорошо, я приглашаю тебя в мое хранилище крестов – выбери тот, который тебе самому понравится». Пришел человек в хранилище и стал подбирать себе крест. Он примерял на себя все кресты, и все ему казались слишком тяжелыми. Перемеряя все кресты, заметил он у самого входа крест, который показался ему легче других и сказал Господу: «Позволь мне взять вот этот». И Бог сказал:        « Так ведь это есть твой собственный крест, который ты оставил в дверях, чтобы примерить остальные».

           - О чем эта притча?

                                    (Каждый несет свой крест, у каждого своя судьба, и ее не переиначишь,  не обманешь)

Учитель: Да, у каждого своя судьба, каждый несет свой крест. Судьбе было угодно наслать на русский народ страшное, нечеловеческое  испытание свинцом и огнем. Война! Именно она вторглась в счастливую жизнь миллионов советских людей и заставила стать их сильнее самой смерти. Всем тем, кто прошел через горнило войны и остался в живых, и тем, кто навсегда остался на поле боя, посвящается…  

 Ученик  представляет вниманию класса мультимедийную презентацию  «Испытало нас время свинцом и огнем…» на фоне песни из кинофильма «Офицеры» «От героев былых времен…» (В основе – кадры военной хроники)

Учитель: Кто были эти люди? «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед.  И снова чувство суеверного страха охватило противника: люди ли шли в атаку? Смертны ли они?» (Обращение к эпиграфу)

Учитель: Как бы вы ответили  врагу?

                                      (Бойся, враг, русского человека, который встал на защиту своего отечества: он непоколебим, он силен, он  преодолевает голод и холод, он презирает смерть - он бессмертен, и бессмертен до тех пор, пока  живет в благодарных сердцах потомков)

Учитель: Да, в  атаку шли люди, и они погибали, но они должны были быть сильнее огня (обращение к теме урока), потому что выполняли свой патриотический долг перед священной матерью – родиной.

Учитель: У каждого из них была своя жизнь, они смеялись и плакали, радовались и огорчались; пахали землю и растили детей; любовались природой и мечтали о красивой жизни. У каждого из них было свое имя. Обыкновенное имя: Иван, Василий, Петр, Степан… Или, например,  Андрей Соколов, как звали главного героя рассказа М.Шолохова «Судьба человека».  Обыкновенный русский человек, способный на нечеловеческий подвиг.

Учитель: Прочитанный вами рассказ, я уверена, никого не оставил равнодушным. Хочется услышать ваши впечатления от прочитанного.

                                    (2 – 3 ученика  зачитывают  отзывы об этом рассказе)

Учитель: Подытоживая сказанное вами, хочется прочитать слова поэта А. Суркова:

                                          И от пули невредим, и жарой неопалим,

                                          Прохожу я по кромке огня.

                                          Видно, мать непомерным страданьем своим

                                          Откупила у смерти меня.

Учитель:  Когда знакомишься с рассказом, появляется смутное сомнение: неужели в  жизни могла произойти такая  история?   Не может быть, чтобы на долю одного человека выпало столько испытаний. Оказывается, может.

Учитель: Послушайте историю, которая произошла на самом деле.

                                   (Ученик выступает с сообщением: 

История реально существовавшего человека – Савченко Николая Михайловича.  

                    Движимый чувством любви к Отечеству, он на войну пошел добровольцем.

             В первом же бою отличился. Предотвратил взрыв фашистской гранаты в окопе. Но вскоре одна граната взорвалась в его руке, и его контузило.

             Когда очнулся, над ним стоял немец. Попал он в плен, в самое страшное место – в лагерь смерти. В лагере искали разных специалистов. А Николай Михайлович был музыкантом.

              И вот здесь – то и увидел, и испытал на себе все зверства фашистов. Под музыку вели людей на смерть в печи. Музыканта хоть и берегли, но били по лицу хлыстом, чтоб веселее играл.

               Люди, шедшие на смерть, смотрели на него с ненавистью. Однажды он не выдержал и бросил трубу, стал топтать его ногами. Думал, что его за это отправят в печь. Но его избили шомполами и дали новую трубу. Но играть он стал так, что в веселой музыке слышались зловещие ноты. Теперь люди, обреченные на смерть, не смотрели на него с ненавистью.

              И снова ему повезло. Когда русские войска приближались к лагерю, фашисты не успели сжечь музыкантов. Их просто расстреляли. А Николай Михайлович был ранен и выжил.

              Когда вернулся домой, снова удар. Нет семьи. Фашисты уничтожили практически все село, в их числе и его родные.

Учитель:  М.А. Шолохов в основу своего повествования положил рассказ одного старого фронтовика.

Учитель зачитывает отрывок из рассказа:

                                  « Видали вы когда – нибудь  глаза,  словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной  тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника…»

Учитель: Так говорит автор о своем случайном собеседнике. Такие глаза могут быть у человека, испытавшего на своем веку много горя. Тяжелая судьба выпала на долю Андрея Соколова… Попробуйте передать все тяготы его судьбы в синквейне.

(1. Судьба Андрея Соколова

                                                             2. Счастливая, несчастная

      3. Дает, отбирает, испытывает.

                                                                   4. За что ему это?

                                                             5. Проверка на человечность)

Учитель: Как счастливо складывалась жизнь нашего героя, но как жестоко обошлась с ним война…

                              (Ученикам предлагается групповая работа: ответить на следующие вопросы:  

                              1 группа: В чем заключалось  счастье Андрея Соколова? (Счастливая семья, красавица жена, смышленые дети, новый дом, построенный своими руками, любимая работа, остался жив и сохранил доброе сердце, встреча с Ваней и т. Д.)

                              2 группа: Через какие круги ада пришлось пройти герою? (Плен, погибшая семья, разрушенный дом, гибель сына в последние дни войны и др.)

Учитель: Для чего нужно было автору провести своего героя через такие испытания?

                              (Показать внутреннюю силу героя,  его стойкость. Доказать, что в любой ситуации можно оставаться человеком.  Показать, что такое настоящий русский характер.)

Учитель:  Ал. Толстой сказал: «Да, вот они русские характеры! Кажется, прост человек, а придет беда, в большом или малом, и поднимается в нем великая сила – человеческая красота».

Учитель:  Попробуем понять, как закалялся этот характер. В рассказе выделяется несколько ярких эпизодов. Рассмотрим их.

                              ( Ученики в группах получают иллюстрации следующих эпизодов, анализируют их и отвечают на вопрос: «Какие черты характера Андрея Соколова проявляются в данных эпизодах?»

                              1 группа -  сцена убийства предателя в церкви;

                              2 группа – психологический поединок Соколова с Мюллером;

                              3 группа -  признание Ванюшке.

                              По мере анализа эпизодов на доске заполняется кластер «Черты характера Андрея Соколова». Анализ сцены признания Ванюшке сопровождается просмотром отрывка из одноименного фильма С.Бондарчука «Судьба человека». Как вариант – выразительное чтение отрывка подготовленным учеником.

                               ( Сила духа, ненависть к врагам, безграничная доброта, бескорыстие, способность к самопожертвованию, мудрость, верность родине, долгу, мужество, стойкость, человеческая красота и др.)

Учитель: Только ли Андрею Соколову присущи эти качества?

                               (Нет, весь русский народ во время войны был носителем этих общечеловеческих качеств.  Андрей  Соколов – образ собирательный.)

Учитель: Так, почему рассказ называется «Судьба человека»?

                               (Рассказывая о судьбе одного человека,  Шолохов раскрывает весь ужас войны. Судьба главного героя – это судьба всей страны. Одна английская газета писала: «Если вы хотите узнать, почему Советская Россия непобедима, прочитайте «Судьбу человека» Шолохова».)

Учитель: Война оставила свой черный след в каждой российской семье. Славные сыны удмуртского народа плечом к плечу  несли эту тяжелую ношу войны.  С территории  Мушковайского поселения Увинского района Удмуртской Республики на  фронт ушло более 200 человек.  Домой вернулась только  третья  часть. Хочется верить, что в ваших семьях чтят память о ветеранах.

                  Несколько учеников выступают с проектом «О чем рассказал мне семейный альбом».                           

Рефлексия.

Учитель: Выразите свое отношение к теме сегодняшнего урока, начиная словами: «Мне хочется сказать, что…»

Домашнее задание: Написать письмо неизвестному солдату.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Способы добывания огня. Типы и виды костров"

Конспект урока в 6 классе. С использованием игровых приемов....

Конспект урока.И.С.Тургенев. Цикл рассказов "Записки охотника". Роль пейзажных зарисовок в рассказе "Бежин луг". "

Урок сопровождается показом презентации.Главная цель- показать взаимосвязь человека и природы....

Конспект урока в 11 классе по рассказу А.М. Горького "Старуха Изергиль" по теме "Проблема идеала в рассказе А.М.Горького "Старуха Изергиль".

Данный урок рассчитан на два часа (для класса с хорошей подготовкой). Он позволяет учащимся самостоятельно "добыть" ответы на поставленные вопросы. Предполагается как индивидуальная работа, так и анал...

конспект урока "Способы добывания огня"

Этот материал можно использовать для подготовки уроков ОБЖ в 6 классе....

Конспект урока по литературе в 10 классе "Духовная деградация человека в рассказе А. П. Чехова "Ионыч"

Целью данного  урока было раскрытие трагизма повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе.Задачи: формировать умение проводить лингвостилистический анализ ...

Конспект урока по литературе в 5 классе на тему: "Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева"

Цели:Предметные: совершенствовать умение анализировать художественный текст, развивать навыки постижения идейного содержания художественных произведений, заложенных в них нравственных уроков.Личностны...