Конспект урока по литературе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

 


Урок литературы для учащихся 6-х классов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnaya_priroda_v_stihotvoreniyah_russkih_poetov_xx_veka.docx32.64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6-м классе

 « Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века»

Подкидышева Елена Дмитриевна

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ №76» г.Саратова

Цели:
1) Обучающая: 

дать понятие «пейзаж»; пейзаж как средство поэтической выразительности.
2) Развивающая:

развивать приёмы наблюдения, аналитического мышления; формирование умения выделять главное в тексте; развивать грамотную речь.
3) Воспитывающая:

 воспитание эстетических взглядов, чувства прекрасного; воспитание уважения и любви к поэтам России; воспитание гражданственности.

Задачи:

  1. Дать детям возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово;
  2. Пробудить интерес и любовь к поэзии;
  3. Способствовать развитию личностного восприятия образов, созданных поэтами.

 «Многие из нас любуются природой, но не многие принимают её к сердцу, и даже тем, кто её принимает, не часто удаётся так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою душу».

    М. М. Пришвин

Сегодня мы познакомимся с пейзажной лирикой А.А.Блока, С.А.Есенина.
I. Проверка домашнего задания.
1 группа. Наша группа выбрала задание: выписать из лирического   текста строчки о природе.
2 группа. Выписать из прозаического текста описание природы.
3 группа. Выписать загадки, пословицы, поговорки о природе.
Вывод:  все справились с домашним заданием.


II. Ученики разделились на  3 группы. Каждая группа готовила выступление-презентацию.

  1 группа. Выбрать из лирического текста строчки о природе.
1) А. С. Пушкин. «Зимнее утро»
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет
И речка подо льдом блестит.

2) М. Ю. Лермонтов. « Листок»
У чёрного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская
На ветвях зелёных качаются райские птицы.

3) Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело»
Солнце раз ещё взглянуло
Исподлобья на поля,
И в сиянье потонула
Вся смятённая земля.

4) Н. А. Некрасов. «Железная дорога»
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор!
Листья поблекнуть ещё не успели,
Желты и свежи лежат, как ковёр.

2 группа. Выписать из прозаического текста описание природы.
1) И.С. Тургенев. «Бежин луг»
Был прекрасный школьный день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго.
2) М. М. Пришвин. «Кладовая солнца»
Лет двести тому назад ветер-сеятель принёс два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели.
3) В. Г. Распутин. «Уроки французского».
Мы прошли по краю продолговатого, грядой, холма, сплошь заросшего крапивой, уже чёрной, спутанной, с отвисшими ядовитыми гроздями…
4) И. С. Тургенев. «Муму».
Он чувствовал знакомый запах поспевающей ржи, которым так и веяло с тёмных полей…

3 группа: загадки и пословицы о природе.

  1. Не беречь поросли, не видеть и дерева.
  2. С берега море красиво, а с моря берег красив.
  3. Был бы лес, соловьи прилетят.
  4. Декабрь – шапка зимы, июль – макушка лета.
  5. Новый год – к весне поворот.
  6. Январь – году начало, зиме середина.
  7. В феврале – зима с весной встретятся впервой.

  1. Кругом вода, а пить нечего. (море)
  2. В голубенькой рубашке бежит по дну овражка. (ручеёк)
  3. Все меня топчут, а я всё лучше. (тропинка)
  4. Кто в году четыре раза переодевается? (Земля)

  1. Обратимся к творчеству А. А. Блока и его пейзажной лирике.
    а) 1 ученик – биография.
    б) 2 ученик - поэзия Блока привлекает нас своей силой и чистотой чувств, гармоничностью и музыкальностью речи. Особенно это заметно в пейзажной лирике.
    в) 3 ученик – иллюстрация к стихотворению «Летний вечер».
    Назарова О.: я нарисовала иллюстрацию к стихотворению Блока «Летний вечер» и запечатлела своё понимание стихотворения поэта. Вы видите наступление августовского вечера в поле. Почему августовского? Потому что рожь убирают в августе; нет крика птиц, туман – всё это свидетельствует о том, что лето подходит к концу. Картина проникнута настроением покоя, грусти, тишины. Закончился день с его бурным движением, беспокойством, суетой. Его сменяет вечер. Приближается ночь, перед которой человек забывает обо всём и придаётся мечтами мыслям. Автор использует в своём стихотворении такие художественные средства выразительности как
  1. Метафора: «красный диск луны» (красный цвет тревоги)
    «лучи заката»
  2. Эпитеты: «последние лучи», «дремотой розовой», «вечерней тишины», «луговые дали».
  3. Олицетворение: «лучи заката лежат», «трава объята дремотой».

            Поэт удивительным образом передает красоту природы посредством  слова, наполняя наши сердца чувством восторга и радости. А я постараюсь передать свои чувства при помощи кисти.

Работа с текстом. Учебник. Стихотворение «Летний вечер».
1) О чём говорит автор в первой и второй строфах? (О природе)
2) К кому обращается автор в третьей строфе? (К человеку)
3) Почему в пейзажном стихотворении «Летний вечер»?
В случае затруднения:
- Что хотел передать автор неизвестному герою?
Радости, веселья или тревоги, печали?
(Через обращение к неизвестному герою автор хотел передать свои чувства: чувства тревоги, душевное беспокойство, неясность цели и неясность будущего).

  1. С творчество С. А. Есенина мы уже знакомы. В старших классах мы продолжим  изучение его творчества. Русский пейзаж – одно из основных тем есенинской лирики.
  1. 4 ученик – биография Есенина.
    Кофман – «Отговорила роща золотая».
  2. 5 ученик . Лирика замечательного поэта С. А. Есенина притягивают своей добротой, любовью к родине, ко всему живому.
    Стихотворение «Мелколесье. Степь и дали».
  3. 6 ученик.  Стихи Есенина очень мелодичны, напевны, эмоциональны. Даже в обычном чтении они поются. Неудивительно, что на многие стихи была положена музыка.

                 Песня «Под окошком месяц…»

 Вопросы:

  1. Какие художественные средства выразительности использует автор в стихотворении?
  1. Олицетворение: бубенцы «зарыдали»; у берёзки «ножка».
  2. Эпитеты: «разливные бубенцы», «неприглядная дорога», «чахленькая местность», «звоны мёрзлые осин».
  3. Метафора: «юность русских деревень».
    Метафора – слово, употребляющееся в переносном значении вместо другого слова, потому что между ними есть сходство: юность – молодёжь в деревне.
  1. Почему, говоря о природе, поэт не ищет высоких, возвышенных слов, а говорит: «неприглядная дорога», «чахленькая местность»?
               Потому что лирический герой возвращается домой, на родину, где он не был много лет. И не важно, по какой дороге ты едешь, главное, что это дорога – дорога к дому, где тебя любят и ждут.

Вывод:
Мы познакомились с пейзажной лирикой русских поэтов XX века: А. А. Блока и С. А. Есенина.

  1. Что объединяет этих поэтов?
    (Любовь к родине, к русской природе).
  2. Что такое пейзаж?
    (Картина природы в художественном произведении).

III.  Самостоятельная работа – тесты.
IV. Проверка тестов (выборочно).
По одному заданию из частей А и В.
С – рассказывать полностью.

V. Прослушав стихотворения о родной природе русских поэтов XX века, какие выводы вы сможете сделать?

    1 группа. – Блок и Есенин очень любили родину и русскую природу, свою любовь они выражали в стихотворениях. Мы тоже должны любить родную  природу, беречь её. Человек и природа – единое целое.

    2 группа.

Кофман Ксения. «Зима».

Пришла зима!
Как белая невеста
Укрыла все дома
Своей фатой чудесной.
Пришла зима.
Искрится снег на солнце,
Повсюду тишина,
Узоры кружевные на оконце
И только вечером лампада зажжена.


VI. Хочу я, чтобы вы всегда помнили слова Маленького Принца из сказки Антуана де Сента-Экзюпери:
«Встал поутру, умылся, привёл
Себя в порядок – и сразу же
Приведи в порядок свою планету».

VII. Оценки.

VIII. Д/з.: подготовить презентацию о Н. Рубцовой, А. А. Ахматовой, выучить наизусть стихотворение.

                                               ПРИЛОЖЕНИЕ:
Тест 1.

Прочитайте стихотворение С. А. Есенина «Пороша» и выполните задания.

  1. Какое чувство испытывает лирический герой?
  1. Очарован открывающейся взору картиной
  2. Удручён окружающем пейзажем
  3. Тоскует по дому
  4. Мечтает о весеннем солнце

              А2.  Ведущей в стихотворении является тема:

  1. Любви
  2. Природы
  3. Одиночества
  4. Свободы

              А3. Как называется художественно-выразительное средство,  использованное Есениным в следующей строке: «Понагнулась, как старушка…?»
                  1) метафора
                  2) гипербола
                  3) эпитет
                  4) сравнение

              А4. С чем сравнивается в стихотворении дорога?      

  1. С косынкой
  2. С лентой
  3. С клюкой
  4. С невидимкой

              А5. Лирический герой стихотворения:

  1. Спокойно едет по зимнему лесу
  2. Скрывается от врагов
  3. Стремиться к одиночеству
  4. Боится погони

              В1. В строке « … серые вороны расшумелись на лугу» использован  фонетический приём: повторение согласных звуков в поэтической речи. Назовите этот приём.
Ответ:
____________________________________________________
(Аллитерация – повторение одинаковых согласных звуков).
В2. Выпишите предложения из стихотворения Есенина, состоящие из одного слова.
Ответ:
_____________________________________________________
(Еду. Тихо.)
В3. Укажите художественно-выразительное средство, которое используется поэтом  в словосочетаниях: «серые вороны», «бесконечная дорога».
Ответ:
_____________________________________________________
(Эпитет)
В4. Определите стихотворный размер. Которым написано стихотворение.
Ответ:
______________________________________________________
(Хорей)
С1. Какая картина зимнего сада возникла перед взором лирического героя в стихотворении С. А. Есенина?
Ответ:
______________________________________________________
(Перед взором лирического героя возникла реальная картина простого русского пейзажа: снег, укрывающий лес и дорогу; серые вороны на лугу; дятел стучит по коре сосны.
Со второго четверостишия начинается сказочный лес: лес заколдованный дремлет под сказку сна.
Лирический герой очарован открывшейся взору картиной.)

Тест 2.

Прочитайте стихотворение А. А. Блока «О, как безумно за окном…» и выполните задания.

  1. Какое настроение лирического героя передано в стихотворении?
  1. Отчаяние перед грозой
  2. Радость встречи с дождём
  3. Тревога и жалость к несчастным
  1. Ведущей в стихотворении является тема:
  1. Узничества
  2. Природы
  3. Дружбы
  4. Свободы
  1. Как называется художественно-выразительное средство. Которое используется в следующих стихотворениях: «ветер воет», «ревёт буря», «объятья холода»?
  1. Эпитет
  2. Метафора
  3. Олицетворение
  4. Сравнение
  1. Из скольких простых предложений состоит стихотворение А. А. Блока «О, как безумно за окном…»? (первые четыре строки)
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4

В1.  Какая рифма используется поэтом?

Ответ:_____________________________________________________________
(Перекрёстная)

В2. В строках «О, как безумно за окном ревёт, бушует буря злая…» используется синтаксический приём, основанный на изменении обычного порядка слов в предложении. Назовите этот.
Ответ:
_____________________________________________________________
(Инверсия)

В3. С помощью какой части речи передаётся тревога лирического героя за «людей, лишённых крова»?
Ответ:
_____________________________________________________________
(Глагол)

В4. Укажите художественно-выразительное средство, которое используется поэтом в сочетаниях: «буря злая», «холода сырого».
Ответа:
____________________________________________________________
(Эпитет)

В5. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение.
Ответ:
_____________________________________________________________
(Хорей)

С1. Как соотносятся стихотворения «Летний вечер» и «О. как безумно за окном…»?
(Стихотворения контрастны по изображённому в них пейзажу: покой летнего вечера противоположен рёву бушующей злой осенней бури; по настроению: неясная тревога и тоска сменяется всеобщим разладом, безумием бури.)

  1. Отличие

А) пейзаж – лето – осень

Б) настроение

      2) Сходство: присутствует образ человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 классе "Я природой живу и дышу..." (Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века)

Знакомство с творчеством писателей 19 века, стихотворения которых посвящены природе...

Родная природа в стихотворениях русских поэтов хх века. ( урок литературы в 6 классе).

Лирическое стихотворение раскрывает типическое переживание человека. Трудность восприятия лирического стихотворения состоит в тонкости его психологического содержания и особенном изяществе формы. Поэт...

План-конспект урока литературы в 6 классе Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века

Аннотация урока В качестве проекта мной разработан урок литературы в 6  классе по теме: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века» с применением компьютерных технологий.Презент...

«Очарованье русского пейзажа». Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Лирика Баратынского, Полонского, Толстого.

Цели:1. Образовательная цель: совершенствование навыков анализа лирического произведения2. Развивающие цели:• развитие мышления (умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, дока...

Конспект урока литературы в 5 классе по теме "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века" (урок-мастерская)

Работа над стихотворениями русских поэтов XIX века с элементами мастерской + технологическая карта урока....

План-конспект урока литературы в 6 классе Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века

План-конспект урока литературы в 6 кл "Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века" (Ян Полонский, Ф.Тютчев, А.Фет и др.)...