Образ Петербурга в стихотворениях русских поэтов XIX и XX веков.
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Перед Вами разработка урока литературы (родной литературы) для 9 класса. Тема урока - знакомство с многогранностью образа Петербурга в стихотворениях русских поэтов XIX и XX веков (А.С. Пушкина, О. Мандельштама, А. Ахматовой, Д. Самойлова). В структуре урока содержатся задания, направленные на закрепление навыков выразительного чтения, повышение функциональной читательской грамотности, развитие устной речи. Большое внимание уделяется расширению лексического запаса обучающихся, развитию их интелллектуальных способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образ Петербурга в стихотворениях русских поэтов XIX и XX веков.

Цель урока – ознакомление обучающихся с многогранностью образа Петербурга в стихотворениях русских поэтов (А.С. Пушкина, О. Мандельштама, А. Ахматовой, Д. Самойлова).

Задачи урока:

  1. Отработать навык выразительного чтения лирических произведений.
  2. Сформировать навыки связной устной речи на основе овладения литературным языком русского народа.
  3. Развить навыки образного мышления, функциональной читательской грамотности.
  4. Повторить изобразительно-выразительные средства и отработать навык их нахождения в художественном тексте.
  5. Расширить индивидуальный лексический запас (работа с устаревшими словами, терминами).

Оформление доски: эпиграф, исторические названия города.

Оборудование: проектор (портреты А.С. Пушкина, А. Олениной, О. Мандельштама, А. Ахматовой, Д. Самойлова, а также фотографии основных достопримечательностей Санкт-Петербурга (памятник Петру I, Сенатская площадь, Петропавловская крепость, арка на ул. Галерной, Дворцовая площадь, Эрмитаж, Летний сад и т.д.)

Тип урока: комбинированный (урок-беседа, урок-изучение нового материала, урок-повторение)

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя. Работа с эпиграфом:

Задание: запишите эпиграф, внимательно прочитайте его и ответьте на вопрос: что мы узнали о Санкт-Петербурге из первой строфы стихотворения М. Лисянского?

Город Гоголя, Пушкина, Блока,
Город, помнящий поступь Петра,
Из болота шагнувший в барокко,
Ты достоин резца и пера.

М. Лисянский

Примерные варианты ответа: это город, с которым связаны этапы творчества выдающихся прозаиков и поэтов; город, основанный Петром I и получивший в честь него своё имя; город, построенный на болотах; город, где преобладающим архитектурным стилем является барокко; город, вызывающий восхищение предшественников и современников.

2. Историческая справка.

Слово учителя. Рассмотрим трансформацию названий этого города. Санкт-Петербург менял названия трижды.

Санкт-Петербург (история города началась в 1703 году, когда Петр I заложил новую крепость на Заячьем острове и назвал её в честь своего небесного покровителя апостола Петра – Санкт-Питербурх (город Святого Петра на голландский манер). Постепенно по имени крепости стали называть и город, строящийся вокруг неё. После смерти Петра Великого закрепилась немецкая форма названия – Санкт-Петербург наряду с сокращённой формой – Петербург. Крепость на Заячьем острове стала называться Петропавловской крепостью)

Петроград (в 1914 году после начала Первой мировой войны и на волне антинемецкой пропаганды Санкт-Петербург по инициативе Николая II был переименован в Петроград. Теперь город стал так называться уже в честь своего основателя Петра Великого.)

Ленинград (после смерти В. И. Ленина в 1924 году и в память о нём город был переименован в Ленинград; именно под этим именем он вошёл в мировую историю как город, перенесший 900-дневную фашистскую блокаду в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов)

Санкт-Петербург (6 сентября 1991 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР городу было возвращено историческое наименование)

3. Словарная работа.

Слово учителя. Город имеет более десятка неофициальных названий.

Задание: вспомнить и записать образные, метафорические названия города.

Санкт-Петербург - это русская северная Венеция, город фонтанов, северная столица России, северная Пальмира (по аналогии с прекрасным городом Пальмира в Сирийской пустыне, который неоднократно разрушали и восстанавливали, но он не потерял своей красоты и изысканности; по преданию, город был основан Соломоном), город белых ночей, красный Лейпциг (благодаря сильным традициям книгопечатания по аналогии с г. Лейпциг, который до сих пор является признанной европейской книжной столицей)

4. Работа со стихотворением Пушкина.

Слово учителя. Восприятие города у разных поэтов отличается. Это связано с определёнными общественно-политическими, культурными реалиями, окружающими представителей разных временных эпох.

В I четверти XIX в. Санкт-Петербург являлся официальной политической, культурной, светской столицей. Естественно, жизнь в городе была насыщена противоречиями, обусловленными социальным неравенством и принадлежностью к тому или иному слою общества. Несомненно, Санкт-Петербург стал олицетворением контрастности той эпохи. Противоречия городской столичной жизни можно увидеть в творчестве А.С. Пушкина.

Обратимся к образу Петербурга в стихотворении А.С. Пушкина «Город пышный, город бедный». Стихотворение написано в 1828 году и посвящено Анне Алексеевне Олениной. Анна Оленина – муза великого поэта. Она была дочерью президента Петербургской Академии художеств Алексея Оленина, получила хорошее домашнее образование и воспитание, прекрасно пела (её учителем музыки был Михаил Глинка), говорила на нескольких иностранных языках, вращалась в кругу самых известных творческих людей своего времени (дом Олениных являлся центром светской и интеллектуальной жизни столицы), в юном возрасте стала фрейлиной императорского двора. Анне Олениной посвящены стихотворения «Ты и вы», «Я вас любил». О браке с Анной Олениной Пушкин задумывался всерьез, сватался, но получил отказ. Анна Алексеевна, по словам современников, обладала ангельской внешностью: была светловолосой и голубоглазой. Она отличалась остроумием, кокетливостью, иногда даже дерзостью и смелостью. Она привлекла Пушкина не столько своей красотой, сколько тонкой душевной организацией и эрудированностью. Дом Олениных уже в ту пору был центром светской жизни, местом встреч интеллектуальной и художественной элиты столицы. Здесь царила особая атмосфера «без чинов», по выражению Анны Керн.

Задание. Прочитать стихотворение Пушкина «Город пышный, город бедный» и ответить на вопросы.

- Какой композиционный приём лежит в основе стихотворения и отражает контрастность той эпохи? (Антитеза - противопоставление)

- Что противопоставляется? (нищета и неволя, скука, холод и камень гранит противопоставлены пышной жизни и богатству, золотому локону, маленькой ножке прекрасной дамы)

-Какой облик Петербурга рисует Пушкин? Подберите и запишите имена синонимы к прилагательным пышный, бедный. (пышный – роскошный, напыщенный, блистательный; бедный –нищий, жалкий, несчастный; дополнительно: несвободный, мрачный, контрастный, противоречивый,)

Микровывод: образ Петербурга в стихотворении Пушкина А.С. создаётся посредством абстрактного восприятия и антитезы.

5. Работа со стихотворением О. Мандельштама.

Слово учителя. А.С. Пушкин – представитель Золотого века русской литературы, а Осип Мандельштам и Анна Ахматова – Серебряного века. Стихотворение Мандельштама «Петербургские строфы» написано в январе 1913 г. накануне Первой Мировой войны, Революции и гражданской войны. Мандельштам посвятил его Николаю Гумилёву, своему близкому другу и мужу Анны Ахматовой.

Задание: прочитать стихотворение О. Мандельштама и ответить на вопросы.

-Какие пушкинские реминисценции появляются в этом стихотворении? («Онегина старинная тоска», «чудак Евгений»; предположительно, что это отголоски не только романа «Евгений Онегин», но и поэмы «Медный всадник». Можно заметить, что имя Евгений символично для Петербурга: пушкинские герои воплощают основные черты старожилов города: снобизм, заносчивость, одновременно, скромность, склонность к хандре, тоске, самолюбию)

Стихотворение Мандельштама, в отличие от стихотворения Пушкина, насыщено реалиями.

- С помощью каких реалий поэт создаёт образ Петербурга?

  • Архитектурные сооружения (Мандельштам О. упоминает в архитектурные сооружения столицы (здание Адмиралтейства, посольства, правительственные здания (сейчас Адмиралтейство – это Штаб ВМФ России);
  • историческое место и событие: Сенатская площадь и восстание декабристов 1825 г. (в строках: «На площади Сената — вал сугроба, Дымок костра и холодок штыка…»);
  • традиции праздничного времяпрепровождения: «…продавая сбитень или сайки,
    лишь оперные бродят мужики.» (оперные мужики – ряженые артисты оперы)
  • лексемы, отражающие быт того времени: сбитень, пенька, сайки (сбитень – старинный русский горячий напиток, сваренные из мёда, пряностей и трав; пенька – прядильное волокно из конопли; сайка – пшеничный хлеб продолговатой или круглой формы)

- Как вы понимаете смысл строки: «А над Невой — посольства полумира…»? (Санкт-Петербург – один их признанных центров мировой политической жизни)

- О чём говорит строка: «Россия отдыхает тяжело…»? (скорее всего, Мандельштам описывает Петербург во время новогодних празднеств, так как стихотворение было создано в январе 1913 г.; кроме этого, поэт делает акцент на «тяжёлом» отдыхе страны, которая даже в выходные дни не может отвлечься от обдумывания путей решения проблем и трудностей).

Микровывод: Мандельштам О. отождествляет Россию и Петербург в данном стихотворении.

- С чем сравнивает поэт Россию? (с «броненосцем в доке»: броненосец – это артиллерийский корабль, предназначенный для уничтожения кораблей всех типов и установления господства в море; док – портовое сооружение для ремонта судов)

Микровывод: Поэт подчёркивает мощь России, её способность дать сильный отпор неприятелю и возможность занять лидирующие позиции в мире; праздничные дни – это всего лишь временная передышка, возможность подлечить полученные раны.

- Какие противоречия присутствуют в тексте стихотворения? (прежде всего, в строчках

«И государства жесткая порфира,
Как власяница грубая, бедна.» (
порфира — это парадная одежда монархов, напоминающая широкую и длинную мантию (плащ); власяница, наоборот, длинная, грубая рубаха, носимая аскетами; таким образом, поэт подчёркивает, что под пышностью дворянского облика города скрывается аскетизм и нищета)

«Самолюбивый, скромный пешеход —
Чудак Евгений…» (противоречие характеров жителей города, сочетающих самолюбие и скромность)

Микровывод: Петербург О. Мандельштама конкретен, насыщен реалиями, противоречив, сочетает прошлое и настоящее.

6. Работа со стихотворением А. Ахматовой.

Слово учителя. В этом же 1913 году был написан поэтический цикл «Стихи о Петербурге» А. Ахматовой, вошедший в сборник «Четки». Цикл состоит из 2 небольших стихотворений.

Предложить учащимся прочитать стихотворение А. Ахматовой «Вновь Исакий в облаченьи». Далее – беседа по вопросам:

- Какие локации Петербурга здесь описываются? (Летний сад, Исакий – это Исаакиевский собор, арка на ул. Галерной)

- Какой самый узнаваемый памятник Санкт-Петербурга скрыт в перифразе «Конь Великого Петра»?

(Памятник Петру I, «Медный всадник»)

- Чем отличается стихотворение А. Ахматовой от предыдущих? (присутствием лирических нот, любовной темы, отсутствием гражданских, политическим мотивов)

- Как Ахматова А. рисует образ Петербург? (образ Петербурга представлен через описание чувств и эмоций от встречи и расставании с возлюбленным, надежд на счастливое будущее, а также через описание архитектурных памятников и известных локаций)

Микровывод: Стихотворение А.Ахматовой относится к женской лирике, поэтому первое место в создании образа Петербурга отводится лирическим мотивам.

6. Работа со стихотворением Давида Самойлова «Над Невой»

Слово учителя. Давид Самойлов – переводчик и поэт, прошедший Великую Отечественную Войну.

Задание. Прочитайте стихотворение «Над Невой» и ответьте на вопросы.

-С какой стороной Петербурга мы знакомимся в этом стихотворении? (с архитектурной стороной: Петербург – это город дворцов, памятников, арок и проспектов; «классическая вертикаль» - это архитектурный термин, обозначающий наличие шпилей, башен, колонн, колоколен и т.д. в конструкциях зданий)

- Как представлен поэтом город на Неве? (как город-памятник, город-музей)

- Какие чувства вызывает город у поэта? (чувства восхищения и преклонения перед человеческим разумом и мастерством: человек приручил природу, стал управлять ей, подсинил её нуждам столицы)

Микровывод: В стихотворении Самойлова Д. Петербург – это воплощение человеческого ума, архитектурной мысли.

7. Рефлексия.

- Какое стихотворение вам больше понравилось и почему?

- Какое стихотворение позволило вам полно представить Петербург?

- Каким вы увидели Петербург в прочитанных стихотворениях?

Домашнее задание: выписать из стихотворения А. Ахматовой «Стихи о Петербурге» изобразительно-выразительные средства.


Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Скука, холод и гранит —
Все же мне вас жаль немножко.
Потому что здесь порой
Ходит маленькая ножка,
Вьется локон золотой.

А.С. Пушкин, 1828 г.

Петербургские строфы

Над желтизной правительственных зданий
Кружилась долго мутная метель,
И правовед опять садится в сани,
Широким жестом запахнув шинель.

Зимуют пароходы. На припеке
Зажглось каюты толстое стекло.
Чудовищна, как броненосец в доке, —
Россия отдыхает тяжело.

А над Невой — посольства полумира,
Адмиралтейство, солнце, тишина!
И государства жесткая порфира,
Как власяница грубая, бедна.

Тяжка обуза северного сноба —
Онегина старинная тоска;
На площади Сената — вал сугроба,
Дымок костра и холодок штыка…

Черпали воду ялики, и чайки
Морские посещали склад пеньки,
Где, продавая сбитень или сайки,
Лишь оперные бродят мужики.

Летит в туман моторов вереница;
Самолюбивый, скромный пешеход —
Чудак Евгений — бедности стыдится,
Бензин вдыхает и судьбу клянет!

О. Мандельштам, 1913 г.

Стихи о Петербурге.

I

Вновь Исакий в облаченьи
Из литого серебра…
Стынет в грозном нетерпеньи.
Конь Великого Петра.

Ветер душный и суровый
С черных труб сметает гарь…
Ах! своей столицей новой
Недоволен государь.

II

Сердце бьется ровно, мерно.
Что мне долгие года!
Ведь под аркой на Галерной
Наши тени навсегда.

Сквозь опущенные веки
Вижу, вижу, ты со мной —
И в руке твоей навеки
Неоткрытый веер мой.

Оттого, что стали рядом
Мы в блаженный миг чудес.
В миг, когда над Летним Садом
Месяц розовый воскрес —

Мне не надо ожиданий
У постылого окна
И томительных свиданий.
Ах! любовь утолена.

Ты свободен, я свободна,
Завтра лучше, чем вчера, —
Над Невою темноводной,
Под улыбкою холодной
Императора Петра.

А. Ахматова, 1913 г.

Над Невой.

Весь город в плавных разворотах,

И лишь подчёркивает даль

В проспектах, арках и воротах

Классическая вертикаль.

И все дворцы, ограды, зданья,

И эти львы, и этот конь

Видны, как бы для любованья

Поставленные на ладонь.

И плавно прилегают воды

К седым гранитам городским –

Большие замыслы природы

К великим замыслам людским.

Д. Самойлов, 1961


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе в 5 классе «Поэтические картины зимы в стихотворениях русских поэтов XIX века (А.С. Пушкин, И.З. Суриков, И.С. Никитин)»

Это интегрированный урок «связь с музыкой и изобразительным искусством». Урок учит пятиклассников первичным навыкам анализа стихотворения, расширяет их знания о художественно-выразительных средс...

«Вечные проблемы в русской поэзии 19-20 веков и в хип-хоп культуре. (Попытка сопоставительного анализа стихотворений русских поэтов и текстов рэп-песен)»

Русская поэзия -вершинное достижение мировой культуры. Особое место в русской поэзии 19-20 века занимают философская и любовная темы. Поэты углубляются в мир своих внутренних переживаний, раз...

Презентация. Одноименные стихотворения русских поэтов 20 века Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева

Формировать навыки сравнительного анализа стихотворений, показать связи литературы с другими видами искусства; обогатить словарный запас пятиклассников....

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого.

В ней есть душа, в ней есть свобода,В ней есть любовь, в ней есть язык.                                    ...

«Очарованье русского пейзажа». Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Лирика Баратынского, Полонского, Толстого.

Цели:1. Образовательная цель: совершенствование навыков анализа лирического произведения2. Развивающие цели:• развитие мышления (умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, дока...

Конспект урока на тему "Образ березы в стихотворениях русских поэтов"

МБОУ «Алтанская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»Учитель: Адамова Вероника КарловнаТема:  «Образ березы в стихотворениях Сергея Есенина и Афанасия Фет...