Образ Петербурга в стихотворениях русских поэтов XIX и XX веков.
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Перед Вами разработка урока литературы (родной литературы) для 9 класса. Тема урока - знакомство с многогранностью образа Петербурга в стихотворениях русских поэтов XIX и XX веков (А.С. Пушкина, О. Мандельштама, А. Ахматовой, Д. Самойлова). В структуре урока содержатся задания, направленные на закрепление навыков выразительного чтения, повышение функциональной читательской грамотности, развитие устной речи. Большое внимание уделяется расширению лексического запаса обучающихся, развитию их интелллектуальных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_peterburga_v_stihotvoreniyah_russkih_poetov_xix_i_xx_vekov.docx | 35.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Образ Петербурга в стихотворениях русских поэтов XIX и XX веков.
Цель урока – ознакомление обучающихся с многогранностью образа Петербурга в стихотворениях русских поэтов (А.С. Пушкина, О. Мандельштама, А. Ахматовой, Д. Самойлова).
Задачи урока:
- Отработать навык выразительного чтения лирических произведений.
- Сформировать навыки связной устной речи на основе овладения литературным языком русского народа.
- Развить навыки образного мышления, функциональной читательской грамотности.
- Повторить изобразительно-выразительные средства и отработать навык их нахождения в художественном тексте.
- Расширить индивидуальный лексический запас (работа с устаревшими словами, терминами).
Оформление доски: эпиграф, исторические названия города.
Оборудование: проектор (портреты А.С. Пушкина, А. Олениной, О. Мандельштама, А. Ахматовой, Д. Самойлова, а также фотографии основных достопримечательностей Санкт-Петербурга (памятник Петру I, Сенатская площадь, Петропавловская крепость, арка на ул. Галерной, Дворцовая площадь, Эрмитаж, Летний сад и т.д.)
Тип урока: комбинированный (урок-беседа, урок-изучение нового материала, урок-повторение)
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя. Работа с эпиграфом:
Задание: запишите эпиграф, внимательно прочитайте его и ответьте на вопрос: что мы узнали о Санкт-Петербурге из первой строфы стихотворения М. Лисянского?
Город Гоголя, Пушкина, Блока,
Город, помнящий поступь Петра,
Из болота шагнувший в барокко,
Ты достоин резца и пера.
М. Лисянский
Примерные варианты ответа: это город, с которым связаны этапы творчества выдающихся прозаиков и поэтов; город, основанный Петром I и получивший в честь него своё имя; город, построенный на болотах; город, где преобладающим архитектурным стилем является барокко; город, вызывающий восхищение предшественников и современников.
2. Историческая справка.
Слово учителя. Рассмотрим трансформацию названий этого города. Санкт-Петербург менял названия трижды.
Санкт-Петербург (история города началась в 1703 году, когда Петр I заложил новую крепость на Заячьем острове и назвал её в честь своего небесного покровителя апостола Петра – Санкт-Питербурх (город Святого Петра на голландский манер). Постепенно по имени крепости стали называть и город, строящийся вокруг неё. После смерти Петра Великого закрепилась немецкая форма названия – Санкт-Петербург наряду с сокращённой формой – Петербург. Крепость на Заячьем острове стала называться Петропавловской крепостью)
Петроград (в 1914 году после начала Первой мировой войны и на волне антинемецкой пропаганды Санкт-Петербург по инициативе Николая II был переименован в Петроград. Теперь город стал так называться уже в честь своего основателя Петра Великого.)
Ленинград (после смерти В. И. Ленина в 1924 году и в память о нём город был переименован в Ленинград; именно под этим именем он вошёл в мировую историю как город, перенесший 900-дневную фашистскую блокаду в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов)
Санкт-Петербург (6 сентября 1991 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР городу было возвращено историческое наименование)
3. Словарная работа.
Слово учителя. Город имеет более десятка неофициальных названий.
Задание: вспомнить и записать образные, метафорические названия города.
Санкт-Петербург - это русская северная Венеция, город фонтанов, северная столица России, северная Пальмира (по аналогии с прекрасным городом Пальмира в Сирийской пустыне, который неоднократно разрушали и восстанавливали, но он не потерял своей красоты и изысканности; по преданию, город был основан Соломоном), город белых ночей, красный Лейпциг (благодаря сильным традициям книгопечатания по аналогии с г. Лейпциг, который до сих пор является признанной европейской книжной столицей)
4. Работа со стихотворением Пушкина.
Слово учителя. Восприятие города у разных поэтов отличается. Это связано с определёнными общественно-политическими, культурными реалиями, окружающими представителей разных временных эпох.
В I четверти XIX в. Санкт-Петербург являлся официальной политической, культурной, светской столицей. Естественно, жизнь в городе была насыщена противоречиями, обусловленными социальным неравенством и принадлежностью к тому или иному слою общества. Несомненно, Санкт-Петербург стал олицетворением контрастности той эпохи. Противоречия городской столичной жизни можно увидеть в творчестве А.С. Пушкина.
Обратимся к образу Петербурга в стихотворении А.С. Пушкина «Город пышный, город бедный». Стихотворение написано в 1828 году и посвящено Анне Алексеевне Олениной. Анна Оленина – муза великого поэта. Она была дочерью президента Петербургской Академии художеств Алексея Оленина, получила хорошее домашнее образование и воспитание, прекрасно пела (её учителем музыки был Михаил Глинка), говорила на нескольких иностранных языках, вращалась в кругу самых известных творческих людей своего времени (дом Олениных являлся центром светской и интеллектуальной жизни столицы), в юном возрасте стала фрейлиной императорского двора. Анне Олениной посвящены стихотворения «Ты и вы», «Я вас любил». О браке с Анной Олениной Пушкин задумывался всерьез, сватался, но получил отказ. Анна Алексеевна, по словам современников, обладала ангельской внешностью: была светловолосой и голубоглазой. Она отличалась остроумием, кокетливостью, иногда даже дерзостью и смелостью. Она привлекла Пушкина не столько своей красотой, сколько тонкой душевной организацией и эрудированностью. Дом Олениных уже в ту пору был центром светской жизни, местом встреч интеллектуальной и художественной элиты столицы. Здесь царила особая атмосфера «без чинов», по выражению Анны Керн.
Задание. Прочитать стихотворение Пушкина «Город пышный, город бедный» и ответить на вопросы.
- Какой композиционный приём лежит в основе стихотворения и отражает контрастность той эпохи? (Антитеза - противопоставление)
- Что противопоставляется? (нищета и неволя, скука, холод и камень гранит противопоставлены пышной жизни и богатству, золотому локону, маленькой ножке прекрасной дамы)
-Какой облик Петербурга рисует Пушкин? Подберите и запишите имена синонимы к прилагательным пышный, бедный. (пышный – роскошный, напыщенный, блистательный; бедный –нищий, жалкий, несчастный; дополнительно: несвободный, мрачный, контрастный, противоречивый,)
Микровывод: образ Петербурга в стихотворении Пушкина А.С. создаётся посредством абстрактного восприятия и антитезы.
5. Работа со стихотворением О. Мандельштама.
Слово учителя. А.С. Пушкин – представитель Золотого века русской литературы, а Осип Мандельштам и Анна Ахматова – Серебряного века. Стихотворение Мандельштама «Петербургские строфы» написано в январе 1913 г. накануне Первой Мировой войны, Революции и гражданской войны. Мандельштам посвятил его Николаю Гумилёву, своему близкому другу и мужу Анны Ахматовой.
Задание: прочитать стихотворение О. Мандельштама и ответить на вопросы.
-Какие пушкинские реминисценции появляются в этом стихотворении? («Онегина старинная тоска», «чудак Евгений»; предположительно, что это отголоски не только романа «Евгений Онегин», но и поэмы «Медный всадник». Можно заметить, что имя Евгений символично для Петербурга: пушкинские герои воплощают основные черты старожилов города: снобизм, заносчивость, одновременно, скромность, склонность к хандре, тоске, самолюбию)
Стихотворение Мандельштама, в отличие от стихотворения Пушкина, насыщено реалиями.
- С помощью каких реалий поэт создаёт образ Петербурга?
- Архитектурные сооружения (Мандельштам О. упоминает в архитектурные сооружения столицы (здание Адмиралтейства, посольства, правительственные здания (сейчас Адмиралтейство – это Штаб ВМФ России);
- историческое место и событие: Сенатская площадь и восстание декабристов 1825 г. (в строках: «На площади Сената — вал сугроба, Дымок костра и холодок штыка…»);
- традиции праздничного времяпрепровождения: «…продавая сбитень или сайки,
лишь оперные бродят мужики.» (оперные мужики – ряженые артисты оперы) - лексемы, отражающие быт того времени: сбитень, пенька, сайки (сбитень – старинный русский горячий напиток, сваренные из мёда, пряностей и трав; пенька – прядильное волокно из конопли; сайка – пшеничный хлеб продолговатой или круглой формы)
- Как вы понимаете смысл строки: «А над Невой — посольства полумира…»? (Санкт-Петербург – один их признанных центров мировой политической жизни)
- О чём говорит строка: «Россия отдыхает тяжело…»? (скорее всего, Мандельштам описывает Петербург во время новогодних празднеств, так как стихотворение было создано в январе 1913 г.; кроме этого, поэт делает акцент на «тяжёлом» отдыхе страны, которая даже в выходные дни не может отвлечься от обдумывания путей решения проблем и трудностей).
Микровывод: Мандельштам О. отождествляет Россию и Петербург в данном стихотворении.
- С чем сравнивает поэт Россию? (с «броненосцем в доке»: броненосец – это артиллерийский корабль, предназначенный для уничтожения кораблей всех типов и установления господства в море; док – портовое сооружение для ремонта судов)
Микровывод: Поэт подчёркивает мощь России, её способность дать сильный отпор неприятелю и возможность занять лидирующие позиции в мире; праздничные дни – это всего лишь временная передышка, возможность подлечить полученные раны.
- Какие противоречия присутствуют в тексте стихотворения? (прежде всего, в строчках
«И государства жесткая порфира,
Как власяница грубая, бедна.» (порфира — это парадная одежда монархов, напоминающая широкую и длинную мантию (плащ); власяница, наоборот, длинная, грубая рубаха, носимая аскетами; таким образом, поэт подчёркивает, что под пышностью дворянского облика города скрывается аскетизм и нищета)
«Самолюбивый, скромный пешеход —
Чудак Евгений…» (противоречие характеров жителей города, сочетающих самолюбие и скромность)
Микровывод: Петербург О. Мандельштама конкретен, насыщен реалиями, противоречив, сочетает прошлое и настоящее.
6. Работа со стихотворением А. Ахматовой.
Слово учителя. В этом же 1913 году был написан поэтический цикл «Стихи о Петербурге» А. Ахматовой, вошедший в сборник «Четки». Цикл состоит из 2 небольших стихотворений.
Предложить учащимся прочитать стихотворение А. Ахматовой «Вновь Исакий в облаченьи». Далее – беседа по вопросам:
- Какие локации Петербурга здесь описываются? (Летний сад, Исакий – это Исаакиевский собор, арка на ул. Галерной)
- Какой самый узнаваемый памятник Санкт-Петербурга скрыт в перифразе «Конь Великого Петра»?
(Памятник Петру I, «Медный всадник»)
- Чем отличается стихотворение А. Ахматовой от предыдущих? (присутствием лирических нот, любовной темы, отсутствием гражданских, политическим мотивов)
- Как Ахматова А. рисует образ Петербург? (образ Петербурга представлен через описание чувств и эмоций от встречи и расставании с возлюбленным, надежд на счастливое будущее, а также через описание архитектурных памятников и известных локаций)
Микровывод: Стихотворение А.Ахматовой относится к женской лирике, поэтому первое место в создании образа Петербурга отводится лирическим мотивам.
6. Работа со стихотворением Давида Самойлова «Над Невой»
Слово учителя. Давид Самойлов – переводчик и поэт, прошедший Великую Отечественную Войну.
Задание. Прочитайте стихотворение «Над Невой» и ответьте на вопросы.
-С какой стороной Петербурга мы знакомимся в этом стихотворении? (с архитектурной стороной: Петербург – это город дворцов, памятников, арок и проспектов; «классическая вертикаль» - это архитектурный термин, обозначающий наличие шпилей, башен, колонн, колоколен и т.д. в конструкциях зданий)
- Как представлен поэтом город на Неве? (как город-памятник, город-музей)
- Какие чувства вызывает город у поэта? (чувства восхищения и преклонения перед человеческим разумом и мастерством: человек приручил природу, стал управлять ей, подсинил её нуждам столицы)
Микровывод: В стихотворении Самойлова Д. Петербург – это воплощение человеческого ума, архитектурной мысли.
7. Рефлексия.
- Какое стихотворение вам больше понравилось и почему?
- Какое стихотворение позволило вам полно представить Петербург?
- Каким вы увидели Петербург в прочитанных стихотворениях?
Домашнее задание: выписать из стихотворения А. Ахматовой «Стихи о Петербурге» изобразительно-выразительные средства.
Город пышный, город бедный, А.С. Пушкин, 1828 г. Петербургские строфы Над желтизной правительственных зданий Зимуют пароходы. На припеке А над Невой — посольства полумира, Тяжка обуза северного сноба — Черпали воду ялики, и чайки Летит в туман моторов вереница; О. Мандельштам, 1913 г. | Стихи о Петербурге. I Вновь Исакий в облаченьи Ветер душный и суровый II Сердце бьется ровно, мерно. Сквозь опущенные веки Оттого, что стали рядом Мне не надо ожиданий Ты свободен, я свободна, А. Ахматова, 1913 г. Над Невой. Весь город в плавных разворотах, И лишь подчёркивает даль В проспектах, арках и воротах Классическая вертикаль.
И все дворцы, ограды, зданья, И эти львы, и этот конь Видны, как бы для любованья Поставленные на ладонь.
И плавно прилегают воды К седым гранитам городским – Большие замыслы природы К великим замыслам людским.
Д. Самойлов, 1961 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе в 5 классе «Поэтические картины зимы в стихотворениях русских поэтов XIX века (А.С. Пушкин, И.З. Суриков, И.С. Никитин)»
Это интегрированный урок «связь с музыкой и изобразительным искусством». Урок учит пятиклассников первичным навыкам анализа стихотворения, расширяет их знания о художественно-выразительных средс...
«Вечные проблемы в русской поэзии 19-20 веков и в хип-хоп культуре. (Попытка сопоставительного анализа стихотворений русских поэтов и текстов рэп-песен)»
Русская поэзия -вершинное достижение мировой культуры. Особое место в русской поэзии 19-20 века занимают философская и любовная темы. Поэты углубляются в мир своих внутренних переживаний, раз...
Презентация. Одноименные стихотворения русских поэтов 20 векаД.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева
Формировать навыки сравнительного анализа стихотворений, показать связи литературы с другими видами искусства; обогатить словарный запас пятиклассников....
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого.
В ней есть душа, в ней есть свобода,В ней есть любовь, в ней есть язык. ...
«Очарованье русского пейзажа». Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Лирика Баратынского, Полонского, Толстого.
Цели:1. Образовательная цель: совершенствование навыков анализа лирического произведения2. Развивающие цели:• развитие мышления (умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, дока...
Конспект урока на тему "Образ березы в стихотворениях русских поэтов"
МБОУ «Алтанская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»Учитель: Адамова Вероника КарловнаТема: «Образ березы в стихотворениях Сергея Есенина и Афанасия Фет...
Конспект урока литературы в 5 классе "Образ героини русских народных сказок в стихотворениях русских поэтов ХХ века" (по стихотворениям Д. Кедрина "Аленушка" и А. Прокофьева "Аленушка")
Урок представляет собой сравнительный анализ двух одноименных стихотворений...