Урок литературы в 6 классе Тема «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века»
план-конспект урока по литературе
Цели: познакомить с фактами биографии русских поэтов 19 века: Е.А. Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого; формировать представление о разнообразии и выразительности образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов; обобщить и углубить знания обучающихся об изобразительно-выразительных средствах языка, о размерах стиха, способах рифмовки; совершенствовать навыки анализа лирического произведения. Приложения к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_kl._oblogina_n.s._urok_literatury_rodnaya_priroda_6_klass.doc | 131 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 54-55
Урок литературы в 6 классе
Тема «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века»
Цели:
- Образовательные: познакомить с фактами биографии русских поэтов 19 века: Е.А. Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого; формировать представление о разнообразии и выразительности образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов; обобщить и углубить знания обучающихся об изобразительно-выразительных средствах языка, о размерах стиха, способах рифмовки; совершенствовать навыки анализа лирического произведения.
- Развивающие:
развивать творческие способности обучающихся, навыки выразительного чтения; навыки самоанализа; умение логически излагать свои мысли, используя литературный язык; умение анализировать текст, аргументировать; умение слушать, слышать, распределять внимание во время слушания; понимать мысли, чувства, настроения поэтов. - Воспитательные:
формировать художественный вкус, эмоциональное восприятие окружающего мира, интерес к изучению литературы через поэтические образы русской пейзажной лирики, образы живописи и музыки, через выражение переживаний и мироощущений в стихотворениях о природе; активизирование познавательной деятельности учащихся; создание благоприятной психологической обстановки.
Планируемые результаты
Предметные: научиться определять особенности пейзажной лирики, применять алгоритм проведения анализа поэтического текста; выполнять индивидуальное задание в составе группы.
Метапредметные: познавательные – уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст); искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения; уметь осмысленно и выразительно читать текст, определять понятия; регулятивные – уметь выполнять учебные действия, отвечать на вопросы, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно, выполнять поставленную задачу, устанавливать причинно-следственные связи; коммуникативные - уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, уметь ставить вопросы и отвечать на вопросы, овладевать умениями монологической речи.
Личностные: формировать навыки взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи, формировать мотивацию к самосовершенствованию, формировать навыки исследовательской деятельности, формировать умение вести диалог, достигать взаимопонимания.
Тип урока: изучение нового материала, комбинированный (с элементами повторения ранее изученного).
Вид урока: интегрированный.
Оборудование: тексты стихотворений Е. Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого; мультимедийная презентация в Power Point (с музыкальным сопровождением произведений: пьес П.И. Чайковского из цикла “Времена года”, Антонио Вивальди из цикла “Времена года”), мультимедийный проектор, компьютер, информационные карты урока для учащихся и гостей; учебники литературы В.Я. Коровиной, тетради по литератур, анкеты – опросники по результатам урока.
Методика (Технологичность) урока: элементы технологии развития критического мышления, частично-поисковый метод, элементы личностно-ориентированного подхода к обучению, иллюстративный метод; работа в группах.
Ход урока
Название этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Примечания |
I. Цель: проверить готовность обуч-ся к уроку. | Приветствие обуч-ся, проверка готовности к уроку, пожелание успешной работы на уроке. Отмечаю отсутствующих. - Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на уроке. Проверьте, все ли готовы к тому, чтобы успешно работать, всё ли необходимое для этого имеется: учебники, тетради, дневники, ручки, карточки-помощницы, карты урока. Ну, тогда в добрый путь к новым знаниям, переживаниям, чувствам. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | На доске не записана тема урока. |
II | -Начнём урока с прослушивания музыки. Постарайтесь, прослушав песню в исполнении Алисы Фрейндлих на слова Э. Рязанова, определить тему нашего урока. - Предложите план своей работы? - Чтобы успешно провести анализ стихотворений нам обобщить, вспомнить всё, что мы знаем о стихах. | Слушают внимательно, определяют тему урока. Тема урока – природа. Реки, озёра, моря, горы, леса, степи, пустыни, небо, земля. Душа – это то. Что чувствует человек, видит, любит. - Лирика. Записывают тему в тетрадь. - Определяют цели урока. - План. | Звучит песня На доске Постановка проблемного вопроса: есть ли у природы душа? Правда ли, что природа живая? На доске Тема урока Слайд №1. |
III.
| Опрос по карточке. (Тест) Время работы 5 минут. | Самостоятельная работа. | Слайд №4. |
IV. Сотворчество. | Вопрос: - Почему поэты, писатели художники часто обращаются к пейзажной лирике, к родной природе? -Какое задание было на дом? - Предлагаю послушать отр. из муз. произвед-я, угадать время года? Почему? 1. Слушание отр. из муз. произв-я С. Рахманинова (Концерт №2 для фортепиано с оркестром из к/ф-ма «Весна на заречной улице».) (1 мин.) и Вивальди. (Времена года. Весна) Хотя многие поэты любили осень, но начнём знакомство с темой со стихотворения «Весна, весна! как воздух чист… » 2. Работа в группах. 3. Прослушивание музыки (Дживана Гаспаряна «Дудук»). В 2005 году музыка армянского дудука была признана шедевром Всемирного нематериального культурного наследияЮНЕСКО. Дарьяльское ущелье» -находится на границе России (Северной Осетии и Грузии). Древнее название Ворота Кавказа (Аланские ворота, по имени аланов, владевших этим важным горным проходом). Ему посвящены произ-я Пушкина «Путешествие в Арзрум…», Лермонтова «Демон», «Тамара» 4. Слуш-е музыки «Лето». (П.И. Чайковский. Времена года. Лето. Жатва) - Каков жанр стих-я «Где гнутся над омутом лозы…»? (Баллада). 5. Проблемный вопрос: есть ли у природы душа? правда ли, что природа живая? | Ответ: Пейзажная лирика передаёт настроение, чувства человека, созвучны его душе. Д.з. 1. По парам подготовить сообщение о поэте. - Весна. 1. Сообщение об авторе. 2.Чтение наизусть стихотворения. 1-я группа: - Горы, Кавказ. 2-я группа: Кострицына Д., Портнов Н. Доп. вопрос:
3-я группа: Бурдужан Л., Катеринкин О. -Что узнал об авторе (в 5-6 предложениях)? Отвечают. | Музыка Слайд №5 Слайд №6 Вивальди. Слайд №7 Слайд №8 Музыка «Дудук» Дж. Гаспаряна Слайд №9 Слайд № 10 Слайд № 11 Портрет Я. П. Полонского. Слайд №13 Портрет Чайковского.
Портрет А. К. Толстого. Слайд №15 Слайд №16 |
V. | - Чему научились на уроке? | Отвечают, анализируют. Оценивают себя и товарищей. | |
VI. Итог урока. Творческое задание «Синквейн» | Предлагаю написать синквейн (пятистрочная стихотворная форма: | Пример синквейна, сост. обуч-ся: Природа. | |
VII. | Записывает на доске. Осень «Разговор падающих листьев.» Зима «Песенка снежинки.») 3. Уч. 2-я часть . А. Грин «Алые паруса» вн. чт. | Записывают в дневник. | Слайд №17 Дом. задание. |
VIII. Самооценка. | Оцените свою работу на уроке. Поставьте себе оценку. В природе скрыто много тайн, секретов. | Выбирают цветы. Составляют мнение об уроке. Букет настроения. | Слайд № 18 « Моё стих-е –размышление». Музыка «Рассвет-чародей». Слайд № 19 |
XI. | Выставление отметок в дневник, в журнал. | Выставление отметок в дневник, в журнал. |
Приложения к уроку
У природы нет плохой погоды.
Слова Э. Рязанова
Муз. А.Петрова
1.У природы нет плохой погоды,
Каждая погода благодать:
Дождь ли, снег,любое время года -
Надо благодарно принимать.
Отзвуки душевной непогоды,
В сердце одиночества печать
И бессонниц горестные всходы
Надо благодарно принимать,
Надо благодарно принимать.
2.Смерть желаний, годы и невзгоды,
С каждым днем все непосильней кладь,
Что тебе назначено природой
Надо благодарно принимать.
Смену лет,закаты, и восходы,
И любви последней благодать,
Как и дату своего ухода,
Надо благодарно принимать,
Надо благодарно принимать.
3.У природы нет плохой погоды.
Ход времен нельзя остановить.
Осень жизни, как и осень года,
Надо, не скорбя, благословить…
Надо, не скорбя, благословить…
Надо, не скорбя, благословить…
Карточка
Соедини стрелками соответствие
1. Хорей | 1. Стихотворная строка. |
2. Стопа | 2. Трёхсложная стопа с ударением на 2, 5, 8, 11 и т.д. слоге. |
3. Строфа | 3. Трёхсложная стопа с ударением на 1, 4, 7, 10 и т.д. слоге. |
4. Ямб | 4. Двусложная стопа с ударением |
5. Стих | 5. Сочетание ударных и безударных слогов. |
6. Амфибрахий | 6. Двусложная стопа с ударением на 2, 4, 6, 8,10 и т. д. слогах. |
7. Эпитет | 7. Переносное значение слова, основанное на сходстве, скрытое сравнение. |
8. Анапест | 8. Группа стихов (строк), составляющая единство, с определённым расположением рифм. |
9. Дактиль | 9. Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы. |
10. Риторическое обращение | 10. Образное художественное определение. |
11. Олицетворение | 11. Трёхсложная стопа с ударением на 3, 6, 9, 12 и т. д. слоге. |
12. Метафора | 12.Условное обращение к кому-нибудь или чему-нибудь |
Ответы: 1 – ; 2 – ; 3 – ; 4 – ; 5 – ; 6 – ; 7 – ; 8 – ; 9 – ;
10 – ; 11 – ; 12 – .
Оценка: 12-11 – «5»; 10-9 – «4»; 8-7 – «3»; 6-0 – «2».
Ответы: 1- 4; 2- 5; 3- 8; 4-6; 5-1; 6-2; 7-10; 8-11; 9-3; 10-12; 11-9; 12-7.
Карта урока
Этапы урока | Вопросы (для обуч-ся) | Элементы работы |
1. | - Готов ли я к уроку? | Поставь отметку ___________________ (от 1 до 5) |
2. Определение темы и целей урока. | - О чем я буду говорить? | Тема урока ______________________________ ________________________________________. 2) узнать, изучить _________________________ 3) развивать ______________________________ 4) воспитывать ____________________________ |
3. Повторение и обобщение своих знаний. | - Вспоминаю, что мне известно из теории. Работаю с карточкой «Знаю – не знаю». | Рифма, стопа, стих, ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, метафора, эпитет, риторическое обращение, олицетворение. |
4. Изучение нового. Сотворчество. Работа по парам. Рассказ обуч-ся. Слушание музыки. Работа с портретами, картинками, иллюстрациями. | - Знакомлюсь с автором. -Читаю стихотворение. -Отвечаю на вопросы (т. е. анализирую стихотворение). | Вопросы для анализа стихотворения? -Что узнал об авторе (в 5-6 предложениях)? |
5. Рефлексия. Подведём итоги. | - Думаю, достиг ли я цели урока? - Как оценю себя и товарищей? | |
VI. Творческое задание «Синквейн». | Пишу синквейн | Синквейн – пятистрочная стихотворная форма: |
VII. | Записываю в дневник и тетрадь. | 1. Проанализировать стих-я Баратынского «Чудный град порой сольётся» (1 вариант), Полонского «Посмотри – какая мгла» (2 вариант). Осень «Разговор падающих листьев.» Зима «Песенка снежинки.») 3. Уч. 2-я часть . А. Грин «Алые паруса» вн. чт. |
VIII. Итог урока. | - Понравился урок или нет? | Составляю «букет» из цветов (красных или синих), формирую отношение к уроку. |
XI. | Подаю дневник учителю. | Выставление отметок в дневник. |
Таблица к уроку «Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века»
«Анализ стихотворений»
Анализ стихотворения | Е.А. Баратынский | Я. П. Полонский | А. К. Толстой |
Дата написания | |||
Тема и идея, основная мысль | |||
Художественные средства выразительности | |||
Метафоры | |||
Олицетворения | |||
Сравнения | |||
Анафора | |||
Риторические восклицания, обращения, вопросы | |||
Умолчание | |||
Лексический повтор | |||
Однородные члены | |||
Аллитерация | |||
Ассонанс | |||
Размер стих-я | |||
Тип рифмовки | 1) 3) 4) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века"
Урок литературы для учащихся 6-х классов...
Урок литературы в 6 классе "Я природой живу и дышу..." (Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века)
Знакомство с творчеством писателей 19 века, стихотворения которых посвящены природе...
Родная природа в стихотворениях русских поэтов хх века. ( урок литературы в 6 классе).
Лирическое стихотворение раскрывает типическое переживание человека. Трудность восприятия лирического стихотворения состоит в тонкости его психологического содержания и особенном изяществе формы. Поэт...
План-конспект урока литературы в 6 классе Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века
Аннотация урока В качестве проекта мной разработан урок литературы в 6 классе по теме: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века» с применением компьютерных технологий.Презент...
Дистанционное обучение. литература 6 класс "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века"
Материал, содержащийся в презентации, предназначен для самостоятельной работы учащихся 6 класса Г в условиях карантина...
Конспект урока литературы в 5 классе по теме "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века" (урок-мастерская)
Работа над стихотворениями русских поэтов XIX века с элементами мастерской + технологическая карта урока....
План-конспект урока литературы в 6 классе Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века
План-конспект урока литературы в 6 кл "Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века" (Ян Полонский, Ф.Тютчев, А.Фет и др.)...