Презентация к уроку литературы по повести М.Ю.Лермонтова "Максим Максимыч"
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему

Бирюкова Наталья Николаевна

Презентация носит       сопроводительный характер на протяжении всего урока по повети М.Ю.Лермонтова "Максим Максимыч"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon povest-maksim-maksimych.ppt2.06 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М. Ю. Лермонтов ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ «Если друг оказался вдруг – и не друг, И не враг, а так…» (Мастерская построения знаний по повести «Максим Максимыч»)

Слайд 2

Виссарион Григорьевич Белинский «… взгляд наш упал на первую страницу – и страницы начали одна за другой переворачиваться под рукою».

Слайд 3

И тьмой, и холодом объята Душа печальная моя…… М.Ю.Лермонтов

Слайд 4

Цель мастерской: ОПРЕДЕЛИТЬ ПРИЧИНЫ ОТЧУЖДЕНИЯ «ПРОСТОГО ЧЕЛОВЕКА МАКСИМА МАКСИМЫЧА И ЕГО «ДРУГА» ПЕЧОРИНА

Слайд 5

ЗАДАЧИ Образовательные: - дать понятие психологический портрет героя, - уметь анализировать текст и находить художественные детали, которые раскрывают характер литературного героя; - умение высказывать свое мнение и подтверждать его художественным текстом; - уметь вести диалог о заданной проблеме. Развивающие: - Развивать умение работать с художественным текстом; -Развивать речевые и коммуникативные навыки обучающихся; -Развивать кругозор обучающихся; -развивать ассоциативное мышление и творческий потенциал школьников. Воспитательные: - воспитывать правильное отношение к понятию «дружбы»; - воспитывать такие качества, как честность, открытость, преданность, верность долгу.

Слайд 6

НЕ БРОСИТ В БЕДЕ; ПОМОЖЕТ В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ; ПРОТЯНЕТ РУКУ ПОМОЩИ; НИКОГДА НЕ ПРЕДАСТ; НАДЕЖНЫЙ; МОЖНО НА НЕГО ПОЛОЖИТЬСЯ КОГО МОЖНО СЧИТАТЬ НАСТОЯЩИМ ДРУГОМ?

Слайд 7

ПРЕДАННОСТЬ ДОВЕРИЕ ПОМОЩЬ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ ВЗАИМОВЫРУЧКА ЧЕСТНОСТЬ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ ВСЕГДА РЯДОМ ДРУЖБА

Слайд 8

УГЛУБЛЕНИЕ В АССОЦИАЦИИ Он тебе по крови Вовсе не родной, Но всегда и всюду Вместе он с тобой. Станет, если грустно Иль сразит недуг, Шуткою поможет И поддержит друг. Ты ему откроешь Свой секрет без страха – Верность и доверие Не потерпят краха. Без него на свете – Словно как без рук. Ты цени, что рядом, Есть надёжный друг.

Слайд 9

| Дружба- близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов . (С.И.Ожегов)

Слайд 10

Друг за друга держаться – ничего не бояться; Без беды друга не узнаешь; Верный друг лучше сотни слуг; Не тот друг, кто смотрит сквозь пальцы, а тот, кто заглядывает в душу. НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ О ДРУЖБЕ

Слайд 11

Так на войне Товарища из-под огня Боец выносит на спине. И если под сплошным огнем Он рухнет с ношею во тьму, Другой шинель, стянув ремнем, Пойдет на выручку к нему ЕДИНСТВО НАРОДНОЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ .

Слайд 12

ПЕЧОРИН И МАКСИМ МАКСИМЫЧ - ДРУЗЬЯ?

Слайд 13

Кавказская война (1817-1864) военные действия Русской императорской армии, связанные присоединением горных районов Северного Кавказа к России

Слайд 14

Каким предстает Печорин в повести «Бэла?» Как раскрывается его характер? Каково отношение Печорина к любви? Способен ли герой на настоящее чувство? Почему любовь не облагораживает героя, а приводит в тупик? Как относится Печорин к Максим Максимычу? ПОВЕСТЬ «БЭЛА»

Слайд 15

М.Ю.Лермонтов «Завещание» Наедине с тобою, брат, Хотел бы я побыть: На свете мало, говорят, Мне остается жить! Поедешь скоро ты домой: Смотри ж … Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен… … Отца и мать мою едва ль Застанешь ты в живых… Но если кто из них и жив, Скажи, что я писать ленив, Что полк в поход послали И чтоб меня не ждали.

Слайд 16

ЧТО ВЫ УЗНАЛИ О МАКСИМ МАКСИМЫЧЕ В ПОВЕСТИ «БЭЛА»? КАК ОТНОСИТСЯ ОН К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ? КАКОВЫ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА МАКСИМ МАКСИМЫЧА? ЧТО ПОВЛИЯЛО НА СТАНОВЛЕНИЕ ЕГО ХАРАКТЕРА? КАКОВО ОТНОШЕНИЕ МАКСИМ МАКСИМЫЧА К ЖИЗНИ? КАКОВ КРУГОЗОР МАКСИМ МАКСИМЫЧА? КАК ОТНОСЯТСЯ К НЕМУ ОКРУЖАЮЩИЕ? КОМУ ОТДАЕТ МАКСИМ МАКСИМЫЧ СВОЕ НЕРАСТРАЧЕННОЕ ЧУВСТВО ЛЮБВИ И ПРИВЯЗАННОСТИ? КАК ОН ОТНОСИТСЯ К ПЕЧОРИНУ? ОБРАЗ МАКСИМ МАКСИМЫЧА В ПОВЕСТИ«БЭЛА»

Слайд 17

КАК ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ПОВЕСТЬ «БЭЛА»? «В Коби мы расстались с Максимом Максимычем; я поехал на почтовых, а он, по причине тяжелой поклажи, не мог за мной следовать. Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились, и, если хотите, я расскажу: это целая история... Сознайтесь, однако ж, что Максим Максимыч человек достойный уважения?.. Если вы сознаетесь в этом, то я вполне буду вознагражден за свой, может быть, слишком длинный рассказ.»

Слайд 18

КАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ПРОИЗВЕЛА НА ВАС ПОВЕСТЬ «МАКСИМ МАКСИМЫЧ»

Слайд 19

Роль рассказчика Человек той же социальной среды и культуры, что и Печорин. Этому рассказчику легче его понять, чем Максиму Максимычу, однако и он многого не понимает и не принимает в Печорине. «Максим Максимыч». Рассказчик - условный автор, «публикатор дневника Печорина»

Слайд 20

ПОРТРЕТЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А.С.ПУШКИНА В «Выстреле» : «граф был «мужчина лет тридцати двух, прекрасный собою», Дуня в «Станционном смотрителе» - «девочка лет четырнадцати… Красота ее меня поразила».

Слайд 21

Н. Г. Долинина о роли портрета в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова «Главное во всех пушкинских портретах: они дают материал для иллюстрации, но не помогают понять характер, психологию героя. А.С. Пушкин и не ставил такой задачи. В его прозе характеры людей раскрываются в поступках, в действии…» У Лермонтова задача иная : «понять «историю души человеческой», заглянуть в эту душу так глубоко, как до него никто не заглядывал.»

Слайд 22

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ Психологический портрет – описание внешности, сочетающееся с проникновением писателя в душу героя и с психологическим анализом; такой портрет раскрывает сложность и многоплановость облика персонажа.

Слайд 23

Григорий Печорин

Слайд 24

Портрет Печорина www.themegallery.com Company Logo Стройный стан, Крепкое сложение В спине, будто не было ни косточки Аристократическая рука Небрежная походка Не размахивал руками при ходьбе Нервическая слабость тела С первого взгляда – ему не больше двадцати трех Потом готов дать ему тридцать лет В улыбке - что-то детское Кожа нежная Глаза не смеялись, когда он смеялся

Слайд 25

В чем противоречие Печорина Широкие плечи, крепкое телосложение Нервическая слабость, женственность в образе Молодое красивое лицо Морщины на лбу Возраст: не дал бы и 23лет Потом автор говорит, что дал бы все 30 лет Спокоен, равнодушен Нервическая слабость

Слайд 27

Как вы объясните холодность Печорина во время его последней встречи со штабс-капитаном? Хотел ли он его обидеть, или он равнодушен к нему? Что требовалось от Печорина, чтобы доставить радость Максиму Максимычу? Как вы понимаете фразу: «Что делать?… Всякому своя дорога»? Эпизод «Встреча Печорина с Максимом Максимычем"

Слайд 28

«Давно уже не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колес по кремнистой дороге, - а бедный старик еще стоял на том же месте в глубокой задумчивости» Максим Максимыч: «Уж я всегда говорил, что нету прока в том, кто старых друзей забывает!»

Слайд 29

Оттолкнув, может быть, единственного любящего, преданного ему человека, он отталкивает и себя, свое прошлое – ведь оно в тех бумагах, от которых он отрекается.

Слайд 30

Равнодушный, безразличный; Предает, скучает, не понимает; Дружбу не принимает; Эгоист… Печорин

Слайд 31

Добрый, сострадающий; Любит, ценит, умеет дружить; Службу исправно выполняет; Настоящий друг….. Максим Максимыч

Слайд 32

Домашнее задание 1) читать повесть «Тамань» «Княжна Мери»; 2)эссе «Печорин и Максим Максимыч – друзья?!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по повести А.Платонова «Юшка». Любить «всем теплом и светом свое

Урок  по повести А.Платонова «Юшка».  тема: " Любить  «всем теплом и светом своего сердца».Воспитанию человека, добрых чувств в нем   посвящен урок по рассказу А.Платонова «Юш...

Методическая разработка урока литературы. «ПРОБЛЕМАТИКА ПОВЕСТИ В. МАКАНИНА «ЛАЗ»

1) Продолжить знакомство с лучшими образами современной русскойлитературы 2) Овладеть приемами анализа и синтеза при чтении художественноготекста. 3) Вызвать интерес к чтению современной рус...

Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Тема: "Связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля".

На данном уроке ученики знакомятся с историей происхождения казацких фамилий, определяют связь фамилии с характером её носителя; развиваются творческие способности, умение перерабатывать художест...

Разработка урока литературы по повести Степана Сарыг-оола "Повесть о светлом мальчике" глава "Шагаа" 7 классе

Урок является продолжением изучения автобиографических произведений. Ребята знакомы с творчеством Л.Толстого и М.Горького.В тувинской литературе это произведение считается одним из щедевров. Оно включ...

Творческая мастерская на уроке литературы по повести В.Распутина «Уроки французского»

Данный материал может быть использован на уроке литературы при изучении повести В.Распутина «Уроки французского»....