Разработка урока литературы по повести Степана Сарыг-оола "Повесть о светлом мальчике" глава "Шагаа" 7 классе
учебно-методический материал по литературе (7 класс)
Урок является продолжением изучения автобиографических произведений. Ребята знакомы с творчеством Л.Толстого и М.Горького.В тувинской литературе это произведение считается одним из щедевров. Оно включено в программу за счёт регионального компонента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povest_o_svetlom_budushchem.docx | 18.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по повести С.А.Сарыг-оола
«Повесть о светлом мальчике»
Урок внеклассного чтения в 7 классе по повести С.А.Сарыг-оола
Глава «Шагаа»
Хоть молодых спроси, хоть старика –
Нет радостнее праздника Шагаа.
СергейПюрбю
Цели урока:
Образовательная цель: ознакомить ребят с шедевром тувинской литературы, показать мастерство писателя, узнать об истории создания ;показать учащимся тяжелую жизнь детей-сирот.
Развивающая цель: умение анализировать художественное прозведение
Воспитательная цель: воспитание любви к своей родине; вызвать интерес у учащихся к обычаям и традициям тувинского народа; воспитание милосердия, сострадания
Оборудование: ИКТ, Портрет С. А. Сарыг-оола, выставка произведений писателя, рисунок с обложки книги «Повесть о светлом мальчике».
Словарная работа:
Эжен – великий бог.
Слово учителя: Ребята, на уроках русской литературы мы изучали автобиографические произведения Льва Толстого и Максима Горького. На этом уроке вам предстоит встреча с автобиографическом произведением тувинской литературы. «Повесть о светлом мальчике», считается вторым автобиографическим произведением в тувинской литературе после «Слова арата» Салчака Тока. «Повесть о светлом мальчике» - это детство, отрочество, начало юности тувинского мальчика, очень живого и сообразительного. Писатель рассказывает о своем детстве, отрочестве, создает в своем произведении автопортрет, хотя рассказ ведется от имени вымышленного героя.
-Кто выразительно прочтёт эпиграф урока?
Запись темы и эпиграфа урока в тетрадях.
Проверка домашнего задания: учащиеся рассказывают об истории создания повести (двое учащихся, дополняя друг друга)
Слово учителя: Мы видим глазами ребенка смерть матери, жестокость людей, бедность народа. И все же детство остается детством. Радость дарят хорошие люди, родные степи и горы, радость дарит мальчишеская, но по-своему мудрая уверенность в себе, в своих силах, в своем будущем.
Ангыр-оол становится «тенью скота», «ухватом для кухни», «няней, дояркой, работником в поле, дровосеком». В книге много темных красок жестокой действительности Тувы начала 20 века. Праздники для него были самыми горькими днями, потому что родня веселилась, а он один работал, голодный и полураздетый. «Найдешь укромное местечко, где тебя никто не видит и никто не слышит, да и поплачешь, тогда и на душе станет легче, и глаза светлее смотрят на мир». О единственном ярком празднике он пишет в главе «Шагаа».
Работа над названием главы.
-Что означает слово «Шагаа»?
Работа с текстом
-Какова тема текста?
-Почему, когда мальчик был моложе, на дни Шагаа всегда выпадала его очередь пасти овец?
Задание: Найдите в тексте строки, которые рассказывают о прошедших праздниках Шагаа.
-Какое образное выражение употребляет мальчик?(«Все прошедшие годы Шагаа для меня был горьким днем».)
-В каком значении оно употреблено? Как называется это образное выражение?
-Как передает свое состояние герой в последний день пастьбы? Расскажите об этом.
Слово учителя: В описании Шагаа С. А. Сарыг-оол становится народным художником, тонким психологом, смело проникает в глубины тувинского характера. Особенно колоритно показана сцена, где все готовятся к Шагаа.
-В какое время года начинают приготовление к Шагаа?
-Почему именно осенью они готовились к празднику?
-Расскажите, как готовились бедные.
Слово учителя: Одна из главных процедур- генеральная уборка территории аала. Перескажите эпизод.
-Чем занималась молодежь?
-Чем занимался лама накануне праздника?
-Почему не разрешали спать в ночь на Шагаа?
Задание: Найдите в тексте диалог Ангыр-оола с дружком пастухом. Прочитайте выразительно по ролям.
-О чем узнал мальчик у дружка пастуха?(Скоро к нам пожалует сам Эжен)
-Кто такой Эжен?(Словарная работа)
-Кто руководил встречей Нового года?
-За что его выбрали старшим? Как вы думаете, за какие его качества выбрали?
Задание: Пересказ эпизода «Сан-салыр»-жертвоприношение
-Какие молитвы читал Ангыр-оол? О чем просил мальчик-сирота Эжена?
Слово учителя: Одним из важных в церемонии встречи Шагаа был обряд «Чолукшуур»-приветствие. Об этом нам расскажут наши творческие группы.( Проверка домашнего задания).
Выступления творческих групп. 1 группа: сценка «Приветствие в дни Шагаа»
Слово учителя:Существовал так же особый ритуал вручения подарков. Подарок дарили двумя руками, обязательным был кадак, а на кадак ставится подарок только белого цвета.
-Как вы думаете, почему дарили подарок именно белого цвета? С чем ассоциируется белый цвет?
Слово учителя: В символике тувинцев белый цвет издавна ассоциировался с представлениями о счастье, очень почитается он и сейчас. В народе считается: чем щедрее одаришь другого, тем богаче будет жизнь для тебя в будущем году.
Работа с текстом: Найдите в тексте строки, передающие состояние маленького Ангыр-оола. Каким фразеологизмом можно заменить состояние мальчика?
Слово учителя: В дни Шагаа любили ходить в гости. Именно в этот день хозяева достаю тзаранее приготовленные запасы еды: жирное мясо, молочные продукты. Только еда и молочные продукты! Примечательной особенностью Шагаа с древних времен является то, что во сремя этого праздника категорически запрещено употреблять спиртное. Шагаа считается самым трезвым праздником. Тувинцы всегда считали вино «напитком чертей»-«аза сускуну».
-А кого из героев вы можете отнести к отрицательным персонажам?
Слово учителя: С большим сарказмом нарисован образ скупого богача Херик-Кожая. Четверо здоровых парнец, которым ничего не стоит съесть за один присест барана, сговорившись, приходят в гости к богачу и навлекают на его голову насмешки всей округи. Для хозяина считалось большим позором, если угощения не хватит, если какой-то гость скажет, что он еще не сыт. Это позор и беда. Дополнительно готовить в присутствии гостей также не положено
Домашнее задание 2 группы: Инсценировка эпизода «Юрта Херик-Кожая».
-Какие черты характера тувинцев раскрываются в данном эпизоде?
-Какое настроение создает у вас эта глава?
-Какие черты характера Ангыр-оола вам понравились?
Творческое задание: Составить словесный портрет главного героя(групповая работа).
Защита литературного портрета (каждая группа защищает свою работу).
Слово учителя: Главный герой повести – светлый мальчик Ангыр-оол – тувинский собрат горьковского Алеши, знакомого нам по трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты».
-Вспомните, кто самый близкий человек для Алеши Пешкова?
А лучшим другом и советчиком Ангыр-оола выступает тоже старая бабушка. Это она старается оградить его от лишних обид, это она заменила ему мать.
Перевела произведение с тувинского языка на русский язык переводчица-москвичка Майя Ганина.
-Какой год наступил в этом году?
Заключительное слово учителя: В течение 50 лет Шагаа не отмечали. И только в 1993 году впервые в истории существования она закрепляется в Конституции Республики Тыва. Отрадно заметить, что в последние годы Шагаа отмечается ежегодно.
В этот день все жители, и ста, и млад, должны забыть о политике, везде должна царить атмосфера искреннего добродушии и радости. В дни Шагаа не должно быть места ненависти, зависти, противостоянию. Люди обязаны демонстрировать способность быть мудрым, справедливым, уступчивым, всепрощающим, щедрым.
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Домашнее задание: Написать сочинение Чем заинтересовала меня глава «Шагаа»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" (Технология Е.Н.Ильина)
Урок разработан по технологии Е.Н.Ильина "Преподавание литературы как предмета, формирующего человека"...
Методическая разработка урока по повести А. Алексина "Безумная Евдокия".
Данная разработка содержит материал к уроку по повести А. Алексина " Безумная Евдокия". Урок построен с использованием личностно-ориентированной технологии, используются элементы проблемно...
Учебно-методическая разработка урока литературы на тему "Святые земли русской (по "Повести о Петре и Февронии Муромских")" 7 класс
Данный материал можно испоьзовать при подготовке урока литературы в 7 классе на тему "Древнерусская литература. "Повесть о Петре и Февронии Муромских."...
Методическая разработка урока внеклассного чтения «Роль черного цвета в русском фольклоре и в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 класс) (урок-исследование)
Цель урока: мотивирование обучающихся к изучению гоголевской прозы, побуждение к глубокому, осознанному чтению и осмыслению классических произведений.Планируемые задачи:·...
Методическая разработка урока по повести Л. Андреева "Иуда Искариот"
Анализ интерпритации Л. Андреева вечной темы в литературе и искусстве....
Разработка урока литературы по повести В.Г.Короленко "Слепой музыкант", 8 класс
Разработка содержит технологическую карту урока, а также презентацию к данному уроку. Тема " на пути к счастью"...
Открытый урок по теме «Степ-аэробика в школе» в 5 классе.
Открытый урок по теме "Степ-аэробика в школе" в 5 классе....