Урок литературы по повести А.Платонова «Юшка». Любить «всем теплом и светом свое
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Хабибуллина Чулпан Шамиловна

Урок  по повести А.Платонова «Юшка».  тема: " Любить  «всем теплом и светом своего сердца».

Воспитанию человека, добрых чувств в нем   посвящен урок по рассказу А.Платонова «Юшка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Chto_ty_ishchesh.rar11.54 КБ

Предварительный просмотр:

               Материал для проведения урока по повести А.Платонова «Юшка».

                                          Учитель Хабибуллина Чулпан Шамиловна,            

                                          МОУСОШ  г.Азнакаево, РТ

         Любить  «всем теплом и светом своего сердца».

-Что ты ищешь, Диоген, днем с фонарем? - спрашивали его афиняне

  -Я ищу человека, - отвечал он. -    

  -Кого именно? Меня? Его?

                                              -Ищу человека, - повторял мудрец, вглядываясь в лица своих            

                                             сограждан, и продолжал свой путь по городской площади.              

                                                 И.Кузьмичев. Литература и нравственное воспитание личности.

Воспитанию человека, добрых чувств в нем   посвящен урок по рассказу А.Платонова «Юшка».

Слово учителя.

Андрей Платонов - замечательный писатель. По словам А.И.Солженицына, «неслыханной глубины и красоты поразительной».

Все необычно, непохоже ни на что в мире А.Платонова. Его интересует смысл явления, состояние природы, состояние человеческой души.

Его герои - это мастеровые, деревенские правдоискатели, машинисты, «сироты» по своему духовному состоянию...О них писал А.Платонов «тихо», вслушиваясь не в звучание фраз, а в сложные мысли, созерцая и осмысливая мир, о котором рассказывал. Он как бы стыдился гулких и цветистых, но бездушных слов. Он, кажется, всегда помнил об одном: «Когда ты говоришь, слова твои должны быть лучше молчания...»

А.Платонов всегда собеседник, который обращается к отдельному человеку. Он весь -«у человеческого сердца». «У человеческого сердца» - так хотел назвать А.Платонов свою лучшую книгу. Он говорит всем и каждому человеку в отдельности - чужого горя не бывает; человек - это первое и, вероятно, главное имя.

Что хотел сказать А.Платонов своим рассказом «Юшка» мы и попытаемся определить. А для этого нам нужно будет всмотреться в каждую строчку рассказа.

Рассказ называется по имени главного героя «Юшка». Юшкой его называют, но настоящее его имя Ефим Дмитриевич. Об этом мы узнаем только в конце рассказа. Почему?

Ефима Дмитриевича называли Юшкой потому, что его никто не уважал, все смеялись и издевались над ним.

Кто такой был Юшка?

Юшка был « старый на вид человек. Работал подручным помощником у главного кузнеца. Он носил кузнецу воду, песок, уголь; раздувал мехом горн...делал всякую другую работу, которую надо было делать».        Какая внешность была у Юшки?

«Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы».

Могла ли нравиться людям такая внешность Юшки? Не могла.

В какой одежде он ходил?

«..Одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожженных искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой; зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые подшивал с осени и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару».

Где Юшка жил и чем питался?

«Юшка жил на квартире у хозяина кузницы, на кухне. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей, а чай, сахар... У Юшки были свои: он их должен покупать на свое жалованье - 7 рублей и 60 копеек в месяц. Но Юшка чаю не пил и сахару не покупал, а пил воду...»

Как Юшка работал?

Он работал с утра до ночи. «Утром он шел в кузницу. А вечером шел обратно на ночлег. Когда Юшка рано утром шел по улице в кузницу, то старики и старухи подымались и говорили, что вон Юшка уж работать пошел, пора вставать, и будили молодых. А вечером, когда Юшка проходил на ночлег, то люди говорили, что пора ужинать и спать ложиться - вон Юшка уж спать пошел». Как относились к Юшке дети и подростки?

«Увидев тихо бредущего старого Юшку, дети переставали играть на улице и бежали за Юшкой и кричали:

Вон Юшка идет! Вон Юшка! Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку». Как вел себя Юшка?

Он не обижался на детей и даже не закрывал своего лица. А что делали дети?

Они снова бросали в него комья земли, толкали, ударяли его. Почему?

Потому что он был не такой, как все взрослые, которые погнались бы за ними с хворостиной. Потому что детям нужно было, « чтоб он отозвался им злом и развеселил их», потому что им было скучно.

        Но почему Юшка не сердился на детей, а даже радовался?

«Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви и поэтому терзают его».

Любят ли дети Юшку на самом деле? Нет. Потому что у них в сердце было только зло.

А почему дети не умеют любить человека? Почему они не умеют любить никого? Их никто не учил любить. И с Юшкой они обращались так потому, что взрослые относились к нему жестоко. Они и детям говорили: «Вот ты будешь такой же, как Юшка! Вырастешь и будешь ходить летом босой, а зимой в худых валенках, и все тебя будут мучить, и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду!»

Взрослые относились к Юшке еще хуже, чем дети. Если детские сердца были наполнены злом, то сердца взрослых - лютой яростью. Лютая ярость - это гнев, причиняющий мучения. Взрослые мучили и били Юшку потому, что считали, что он виноват в том, что им плохо. Они вымещали на Юшке свое горе и обиду. Но почему Юшка всегда кротко переносил побои и никогда не возражал своим мучителям?

Он был уверен, что народ его любит. «Он меня без понятия любит», - говорил Юшка.

Но любил ли его народ?

Нет. Люди «не разрешали ему ходить улицей и тело калечили». Но почему люди мучили Юшку, «потешались над ним и терзали его»? Потому что Юшка был не такой, как все. Он был незлобный, терпеливый, кроткий. Людей раздражало, что он не был похож на них. «Да что ты такой блажной, непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь такое особенное? Ты живи просто и ясно, как я живу, а тайно ничего не думай! Говори, будешь жить, как надо? - говорил взрослый человек Юшке. Взрослый же человек называл Юшку «животное такое», «Божье чучело», «юрод негодный».

Юрод - юродивый, блаженный... Издавна на Руси было много блаженных. Люди, желавшие принять на себя подвиг юродства, раздавали свое имущество бедным и нищим

и уходили из дома. Им негде было приклонить голову, и они обычно ночевали в открытом поле. Ходили босые, полураздетые летом и зимой.  На репродукции картины «Боярыня Морозова» на переднем плане справа вы видите юродивого. На нем рваная рубаха, через ее распахнутый ворот видны рубцы, натертые железной цепью вериг. Поджав босые ноги, юродивый сидит прямо на снегу, не замечая ни холода, ни тяжести вериг. Он добровольно обрек себя на физические страдания ради духовного подвижничества ради Христа.

Так же выглядел Василий блаженный, живший во времена Ивана Грозного. Василий блаженный родился в крестьянской семье около 1564 года. Когда ему исполнилось 16 лет, он ушел из родного дома и от мастера, у которого обучался сапожному делу. Стал жить на московских площадях и улицах, среди шума и крика толпы, стараясь быть ближе к обездоленным людям, нищим и калекам. Зимой и летом ходил он нагим и притворялся лишенным дара речи. «Если зима люта, то сладок рай», - говорил он. Сам царь любил и почитал Василия блаженного, а когда блаженный умер, то нес его гроб до могилы. Подвиг юродства Василия блаженного продолжался 72 года. В народе его звали чудотворцем. Мощи блаженного были положены в Васильевском приделе Московского Покровского собора. Но собор этот более известен как собор Василия Блаженного. Великую память заслужил Василий блаженный.

Люди разного звания и общественного положения становились юродивыми. Николай Матвеич Рынин происходил из купеческой семьи. Он также раздал свое имущество и стал нищим. Он не имел крова и скитался с места на место. Ходил с большим посохом в руке, зимой и летом без шапки, в синем холщовом балахоне, на ногах - кожаные опорки. За ним толпами гонялись ребятишки и швыряли в него каменьями, которые ранили ему голову, бросали песок с дороги, и пыль попадала ему в глаза, как и Юшке. Но Николай Матвеич обладал любвеобильным сердцем и смиренно терпел все обиды. Однажды мужик, издеваясь над ним, просил посеять ему ржи. Бросая семена, Андрей произнес: «Пропало, замерло!» и на этом поле не выросло ни одного колоса. А когда Андрей обсеял поле другого крестьянина, который верил, что Андрей угоден Богу - у него родился невиданный урожай.

Люди часто смеялись над юродивыми за старую изношенную одежду. Юродивый Глебушка (из рассказа В.А.Никифорова-Волгина  «Юродивый Глебушка»), тоже купеческий сын, ходил зиму и лето в кафтанчике синего поблекшего сукна, опоясанный веревкой. На голове был подаренный кем-то в насмешку высокий дырявый цилиндр, на ногах тяжелые опорки от мужицких сапог. Глебушка говорил: «Меня Христос обнимает, как своего сродственника... Все, которые кругом, ничего про меня не знают... Они только дурость мою замечают, а вот что со мной ангелы по ночам беседуют и хлеб-соль мы вместе разделяем, про то люди не ведают!...Приходят они тихие-тихие...белые, как церква наша... и блесткие, как батюшкины пасхальные ризы... придут и сядут со мной рядом...» Ангелы приходили к Глебушке в поле, где нет людей. В поле, беседуя с ангелами, Глебушка не скрывал своих чувств. А где не скрывал своих чувств Юшка? Почему он не показывал людям, что любит их?

- Люди опять стали бы издеваться над ним. А не скрывал он своих чувств, когда уходил из города. «В июле или в августе месяце, Юшка надевал на плечи котомку с хлебом и уходил из нашего города. В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел в белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга - чахотки. Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтобы они не испортились от его дыхания, он гладил кору деревьев и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки, работающие кузнечики издавали в траве веселые

звуки, поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущий влагой и солнечным светом».

Был ли прав взрослый человек, называя Юшку юродом? Чем похож Юшка на юродивых?

У Юшки, как и у юродивых, была некрасивая внешность, старая одежда и изношенная обувь. Он с кротостью сносил издевательства над собой и так же любил тех, кто над ним издевался. И он так же отказывал себе в еде и одежде. Он отказывал себе в еде и одежде для того, чтобы его приемная дочь могла учиться и пить чай с сахаром. Мог ли Юшка так же, как и Глебушка, сказать, что « Христос его обнимает, как своего сродственника»?

Мог. Потому что он любил тех, кто его обижал, бил и издевался.

Как вы думаете, прав был Юшка, перенося побои и издевательства молча?

Правильно. Потому что его били бы еще больше, и тогда его приемная дочь не закончила бы школу и университет. Юшка говорил: «Мне нельзя умирать».

Стали бы когда-нибудь уважать Юшку, если бы он не умер от удара веселого человека?

Наверное, стали бы, потому что он вырастил хорошую дочь. Она и внешне была похожа на Юшку: «Девушка на вид была тщедушна и невелика ростом, но мягкое чистое лицо ее было столь нежно и кротко, а большие серые глаза глядели так грустно. Словно они готовы были вот-вот наполниться слезами».

Когда Юшка уходил из города, люди думали, что «в дальней деревне живет Юшкина любимая дочь, такая же незлобная и лишняя людям, как и отец». Но оказалось, что она стала самым необходимым человеком в городе. Почему?

«Девушка-врач осталась навсегда в нашем городе. Она стала работать в больнице для чахоточных, она ходила по домам, где были туберкулезные больные, и ни с кого не брала платы за свой труд. Теперь она сама уже состарилась, однако по-прежнему весь день она лечит и утешает больных людей, не утомляясь облегчать страдание и отдалять смерть от ослабевших. И все ее знают в городе, называя дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью».

Она лечила людей и любила их, так же, как Юшка. Но Юшку она любила «всем теплом и светом своего сердца». С ней в городе стало лучше. И с Юшкой в городе тоже было лучше, потому что когда он умер, «.. .вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними...» Люди не понимали, что надо жить любя Друг друга, как любили друг друга Юшка и его приемная дочь - «больше всего на свете и всем теплом и светом своего сердца...»

  Что же хотел сказать своим рассказом А.Платонов? -  

  Надо любить людей «всем теплом и светом своего сердца», «Любить людей всем теплом и светом своего сердца» - так озаглавили мы свой урок.

Использованная литература

1.А.Трифонов. «Святые жены Руси», М., издательство «Энциклопедия российских  деревень», 1994.

2.Московский патерик. Издательство «Столица», 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе по рассказу А.Платонова "Юшка" . Тема:"Я тоже всему свету нужен"

Самобытность произведений А. Платонова,его глубокое проникновение в психологию человека, важность затрагиваемых проблем,неповторимость стиля делают писателя интересным для современного читателя.На уро...

Урок литературы в 7 классе «Верь в великую силу любви!» (По повести А.Платонова «Юшка»)

Цель: способствовать формированию навыков литературоведческого анализа произведения, обеспечить повторение и закрепление таких понятий как сострадание, милосердие, гуманизм, нравственность; развивать ...

урок по рассказу А.Платонова «Юшка» с использованием кейс-метода

Тема         Тема       Разработка урока по литературе по теме "Уметь любить человека" (урок по рассказу А.Платонова «Юшка» с...

конспект урока по рассказу А. Платонова "Юшка"

разработка урока  литературы 7 класс...

Урок по литературе для 7 класса "Любить «всем теплом и светом своего сердца».(По рассказу А.П.Платонова «Юшка»)"

Урок - мастерская ценностных ориентаций с использованием технологии критического мышления. Содержит цель, задачи, планируемые результаты. Имеет следующую структуру: организационный этап, вводно - моти...

Урок литературы в 7 классе " «Любить «всем теплом и светом своего сердца» (по рассказу А. П. Платонова «Юшка»)

Данный урок поможет учителю более подробно понять нравственные ценности главного героя рассказа Платонова. Используются эвристические методы преподавания предмета....

Урок литературы в 7 классе Верь в великую силу любви! (По повести А.Платонова «Юшка»)

Урок литературы в 7 классе Верь в великую силу любви! (По повести А.Платонова «Юшка»)...


 

Комментарии

Хабибуллина Чулпан Шамиловна

Андрей Платонов - замечательный писатель. По словам А.И.Солженицына, «неслыханной глубины и красоты поразительной».

Все необычно, непохоже ни на что в мире А.Платонова. Его интересует смысл явления, состояние природы, состояние человеческой души.

Его герои - это мастеровые, деревенские правдоискатели, машинисты, «сироты» по своему духовному состоянию...О них писал А.Платонов «тихо», вслушиваясь не в звучание фраз, а в сложные мысли, созерцая и осмысливая мир, о котором рассказывал. Он как бы стыдился гулких и цветистых, но бездушных слов. Он, кажется, всегда помнил об одном: «Когда ты говоришь, слова твои должны быть лучше молчания...»

А.Платонов всегда собеседник, который обращается к отдельному человеку.