Творческая мастерская на уроке литературы по повести В.Распутина «Уроки французского»
методическая разработка по литературе

Петрова Елена Михайловна

Данный материал может быть использован на уроке литературы при изучении повести В.Распутина «Уроки французского».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческая мастерская на уроке литературы по повести В.Распутина «Уроки французского»

Уроки литературы призваны формировать развивать творческие способности личности, творческое самостоятельное мышление.

Реализовывать данную концепцию помогает технология творческих мастерских. Каждый ребёнок в творческой мастерской имеет возможность продвигаться к истине своим путем.

Педагогическая мастерская – это педагогическая технология, соединяющая игровые, исследовательские, проблемные виды деятельности.

В работе мастерской важен сам процесс, а не только результат творческого поиска. Именно он приобщает ребенка и взрослого к радости творчества, к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности.

Обучение в мастерских базируется на деятельностном подходе, коллективном способе обучения – только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем не эпизодических, а системных.

Одно из замечательных качеств мастерской - то ощущение свободы творчества и полноценной жизни, которое переживают и запоминают ее участники. Оно исключает сухой академизм и входит в духовный опыт человека, то есть становится частью его культуры.

§2. Технология педагогических мастерских на уроках литературы

Технологическая карта занятия по литературе в 5 классе

по повести В.Распутина «Уроки французского»

Технологический этап

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

Индукция – создание эмоционального настроя, личного отношения у предмету обсуждения

Для чего вы ходите в школу? Как вы относитесь к учебе? Какие возможности дает успешная учеба? Запишите ассоциации, эпитеты.

- Рисуют в тетрадях познавательный объект.

Личностные результаты:

– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

Самоконструкция

Запишите, все, что вы знаете о времени, описанном в повести В.Распутина «Уроки французского». Дайте определение понятиям «учитель», «ученик», «учеба».

Записывают определения, все, что знают о времени, описанном в повести.

Личностные результаты:

– потребность в самовыражении через слово;

– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Социоконструкция

Организует работу в парах: поменяйтесь тетрадями, посмотрите, что получилось, дополните друг друга.

Подумайте: какие способности в учебе у мальчика. Какие условия учебы. Какое мнение о важности учебы у людей в родной деревне мальчика.

Работают в парах по заданию

Метапредметные результаты:

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

Коммуникативные УУД:

– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Социализация

Объединитесь в группы так, чтобы получилось 4 группы.

Поделитесь полученными результатами. Прочитайте задание. Распределите его между участниками группы.

Поработайте с отрывками из повести В.Распутина. Подготовьте ответы на вопросы или презентацию ответов.

Работают в группах. Выполняют задания. Организуют обсуждение полученных в групповой работе результатов.

Познавательные УУД:

– излагать содержание прочитанного текста подробно, сжато, выборочно;

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

Афиширование

Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов. Дает необходимые пояснения по ходу представления.

Представляют полученные в ходе обсуждения ответы (презентуют итог работы). Дают необходимые пояснения по ходу представления ответа, задают друг другу вопросы.

Коммуникативные УУД:

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её при выработке общего решения в совместной деятельности;

Рефлексия

Инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности.

Осуществляют рефлексию

Метапредметные результаты:

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Задания для групп

Группа 1. Прочитайте фрагмент рассказа с начала до слов «Я опомнился и убежал». Подготовьте ответы на вопросы: «Почему герой рассказа голодал в райцентре». «Какие трудности выпали на долю мальчика в годы учёбы?»

Составьте кластер «Жизнь мальчика в райцентре».

Группа 2. Прочитайте по ролям диалог героя рассказа, Федьки и Вадика со слов «Однажды, ещё в сентябре...» до слов «...хозяйничал здесь он, это я понял сразу». Подготовьте ответы на вопросы: «Как мальчишки играли в чику. Легко ли было выиграть деньги?», «Почему герой рассказа начинает играть на деньги?».

Создайте чек-лист «Как честно выиграть в чику?». Дайте характеристику Вадика. Сравните Вадика и мальчика в таблице.

Группа 3. Прочитайте фрагмент со слов «Первым уроком, как назло, был французский...» до слов «...но так домой ехать нельзя».

Составьте словесный портрет учительницы. Подготовьте ответы на вопросы: «Как герой занимался французским дома у учительницы. Почему учительница приглашала мальчика заниматься к себе домой?» , «Как герой чувствовал себя дома у учительницы? Почему ему было неуютно и неловко?», «С какими чувствами герой вспоминает уроки французкого с Лидией Михайловной через несколько лет?»

Прочитайте статью к повести, сравните слова критика и слова мальчика о Лидие Михайловне, составьте таблицу с основными мыслями.

Группа 4. Приготовьте буктрейлер по повести В.Распутина «Уроки французского»

Итак, мастерская - одна из технологий обучения, включающая каждого из ее участников в активизацию своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельные решения творческих задач.

В мастерской с ее участниками работает скорее не учитель, сколько мастер. Задача учителя – не только передачей знаний и умений своим ученикам, но и создание творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование. Каждый обучающийся ощущает радость собственного открытия, свою значимость и уважение неповторимости другого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы в 6 классе по повести В. Распутина "Уроки французского"

Это урок-размышление. Задача учителя - словесника -научить детей мыслить, научить их сочувствовать , сопереживать. А это можно сделать на примерах хорошей литературы. Таким произведением, на мой взглл...

Урок литературы по повести В.Распутина "Последний срок"

Конспект и презентация к уроку литературы по повести В.Распутина "Последний срок"....

Презентация к уроку литературы по повести В.Распутина "Живи и помни". 11 класс.

Презентация к уроку литературы по повести В.Распутина "Живи и помни". 11 класс....

Урок мужества и доброты по повести В.Распутина "Уроки французского"

Мы попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина в повести “Уроки французского”, выявим авторскую позицию  , продолжим учиться анализировать худож...

Урок литературы по повести В. Распутина «Живи и помни» Тема: Кто виноват в случившемся?

                                          Урок литературы в 10 классе.(по повести В. Рас...

Материалы для урока литературы по повести В. Распутина "Прощание с Матерой".

Презентация для урока литературы  в 11 классе по повести В. Распутина "Прощание с Матерой"....