Методическая разработка урока литературы. «ПРОБЛЕМАТИКА ПОВЕСТИ В. МАКАНИНА «ЛАЗ»
методическая разработка (литература, 11 класс) по теме
1) Продолжить знакомство с лучшими образами современной русской
литературы
2) Овладеть приемами анализа и синтеза при чтении художественного
текста.
3) Вызвать интерес к чтению современной русской литературы.
4) Сформировать нравственную личность учащегося через осмысление
проблем, заявленных автором в произведении.
5) Развивать интеллектуальную и эмоциональную сферы учащегося.
6) Осознать и осмыслить ценностные ориентиры сегодняшнего
молодого поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
makanin_-_laz.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ
«ПРОБЛЕМАТИКА ПОВЕСТИ
В. МАКАНИНА «ЛАЗ»
Проблематика повести В. Маканина «Лаз»
Цель: 1) Продолжить знакомство с лучшими образами современной русской
литературы
2) Овладеть приемами анализа и синтеза при чтении художественного
текста.
3) Вызвать интерес к чтению современной русской литературы.
4) Сформировать нравственную личность учащегося через осмысление
проблем, заявленных автором в произведении.
5) Развивать интеллектуальную и эмоциональную сферы учащегося.
6) Осознать и осмыслить ценностные ориентиры сегодняшнего
молодого поколения.
Метод: 1) Выявление и формулировка учащимися проблем художественного
произведения.
2) Исследование (работа с текстом произведения).
3) Эвристический метод реализуется в домашнем задании.
ХОД УРОКА
(дополнит.) «… жили они в каком-то вечном лунном свете, без страданий и боли, с
самого рождения без последа до смерти без трупа, так что можно было
вместе с ними обливаться слезами, не испытывая страданий и
горестей, и миновать не одерживая победы и не добиваясь успеха».
У. Фолкнер
Презентация (с комментарием) 6 слайдов
(выступает заранее подготовленный ученик)
Творчество и личность В. Маканина
Вопросы на выявление общего - Интересно, что читая произведения В. Маканина, тебе восприятия произведения кажется, что все это уже тебе знакомо. Невольно, при
чтении ты становишься соавтором писателя. И долго
потом тебя «не отпускает» прочитанное, вспыхивая в
тебе, теребя и знобя душу. Слог в прозе Маканина
является то, что писатель не просто создает прозу, а
мыслит глубоко и сильно, бесспорно, надеясь (а как же
иначе!) на мыслящего читателя – соавтора. Проза
Маканина – это настоящее звучание жизни.
1. Кто главный герой повести «Лаз»? (Виктор Ключарев,
интеллигент).
2. Какое чувство осталось у вас после прочтения
повести?
- Какой-либо эпизод показался вам страшным?
3. Кто вам симпатичен в повести и чем?
4. Как вы изобразили пространство повести? (нарисуйте).
У кого так же? Нарисуйте в тетрадях, так как работа на
сегодняшнем уроке будет строится именно на
пространственном звучании повести.
- Посмотрите на тему урока. В чем, по-вашему, цель
урока? (обозначить круг проблем, тревожащих автора,
выяснить, насколько они жизненно актуальны в
сегодняшнем дне).
- Над какими же, по-вашему, проблемами, предлагает на поразмышлять автор?
«ВЕРХНИЙ МИР»
«Добрый человек» Слова утешения и поддержки Неравнодушие
(стр. 80) (любовь, сын Денис) (жизнь души в Ключареве:
- помощь О. Павловой;
«социальный характер» - женщине на улице;
(ссора с водителем) Смерть Павлова - умирающей собаке;
(стр. 49) - тревога о судьбе друзей
Толпа Сон Ключарева
Равнодушие и непонимание
(сопротивление усредненности) (желание правды)
Ключарев между двумя
мирами («слово» стр. 60)
Смерть мужчины в кафе Равнодушие:
(стр. 66) - медпомощь
- смерть в кафе
Слова пусты Угода толпе - нежелание вникать в
(стр. 61, 13) (Что ей понравится? проблемы «наверху»
Кто ей нужен? )
Могила Палки для слепых
(стр. 56)
«НИЖНИЙ МИР»
- Итак, вспомним, что критика обозначила стр. творчества Маканина – «социальное человековедение».
- Опираясь на это понятие, скажите, кто живет «наверху» и «внизу»?
(люди (в) – (н) интеллигенция).
Согласны ли вы с расхожим мнением критики, что «наверху все плохо», а «внизу все хорошо»? (нет, это не так, ведь проблемы и в том, и в другом мире одни и те же).
- Что же имеет ввиду критика, говоря «хорошо» и «плохо»? (материальные блага и только)
- Давайте подумаем, через какие образы заявленные ключевые проблемы в людской среде реализуются в «верхнем мире»? Каков характер непонимания между людьми «наверху»? (социальный характер конфликта).
Эпизод: ссора с водителем автобуса (стр. 49).
- Перейдем «вниз». Для чего Ключарев спускается в лаз? (стр. 60 «Ключарев слышит присутствие Слова». Как рыба. попавшая в воду, он оживает: за этим и спускался»).
- К какому из 2-х примеров можно отнести слова У. Фолкнера? – но, давайте вспомним, на что упорно акцентируется в 1-й раз, когда мы видим Ключарева внизу, его внимание?
Эти слова – квинтэссенция? (искусственности, надуманности, равнодушия).
Нас настораживает слово искусственное, то есть какое? (ненастоящее). Имеют ли цену внизу слова, столь важные для нашего героя? (нет, они заполняют пустоту в отношениях между людьми).
Не начавшись, разговор иссякает (стр. 13).
«накат слов… без страсти» (стр. 61).
- А что значит слово там наверху, где так страшно, где не люди. а твари, где все – по одному, так как оно так безопасней?
(Слово действенно. Оно утешает в горе Олю Павлову, оно внушает оптимизм Чурсину и его семье, где без слова, даже невнятно произнесенного, не может жить больной сын Ключарева Денис).
Таким образом «внизу» слово потеряло свое назначение, люди, говоря друг с другом, не слышат друг друга, что и приводит к равнодушию и непониманию.
- Есть общая черта, которая проходит через все. Это смерть. А каково отношение к смерти «внизу»? (стр. 66).
Человека нет так, как будто его и вообще никогда не было.
- Что же происходит «наверху»? (смерть Павлова) воззвала в страшное время к чувству долга, и необходимость сопережить горе его жены, к пониманию собственной нужности в мире, которого нет? Или есть? Наверху, как ни странно, не звучит слово равнодушие. Давайте вспомним поступки Ключарева, которые говорят о его неравнодушии, о том, что душа в нем живет? (О. Павлова, помощь женщине, умирающей собаке, долг в отношении к жене, любовь к больному сыну Денису (стр. 31), мысли о друзьях, беспокойство за них).
- Какие приметы равнодушия дает нам автор, говоря о жизни «внизу»? (смерть мужчины в кафе, нежелание вникать в то, что происходит наверху).
Д/З 1 вариант стр. 72
- суета в кафе «Зал отношения к будущему». В чем ее смысл? (люди боятся думать о том, что будет, уходят от ответа, бросая бумажки, живут интересом «сегодня». а не «завтра»).
2 вариант стр.78
- эпизод «Сон Ключарева». В чем его смысл? (наконец Ключарев говорит туда, вниз, о том, что наиболее, что он должен сказать им. Ответ – его слова, идущие от сердца, отвергнуты, они не захотели их понять, услышать, побоялись растревожить свою степенную жизнь.
Спокойствие = равнодушие = непонимание.
- Как вы думаете, почему повесть заканчивается «добрым человеком в сумерках»? (надежда, Ключарев и друзья – не оазис безжизненной пустыни и разрухи, есть добрые люди. Доброта – это то, что так не хватает этому миру).
- Что же именно, по мнению писателя Маканина, Лаз – один из героев повести (стр. 75).
- Как вы определили жанр повести? (антиутопия)
- Ваше мнение: проблемы, обозначенные автором повести, разрешимы? (нет)
А для чего тогда вопросы, задаваемые нам (думать, размышлять, прогнозировать на себя, на свою совесть – свои мысли).
Я пишу о людях. Может быть в мои мысли проникают разного рода образы и символы. я не знаю. Когда хороший плотник что-нибудь строит, он забивает гвозди туда, куда следует… Из шляпок, может быть, и образуется причудливый узор. Но он вовсе не для того забивает гвозди.
У. Фолкнер
Д/З. Письменное размышление
1. Почему повесть Маканина «Лаз» не оставила меня равнодушным.
2. О чем я задумывался, прочитав повесть В. Маканина «Лаз»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы по теме "Нравственные ценности в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
Файл содержит методическую разработку урока литературы в 6 классе...
Методическая разработка урока литературы Тема: "Нравственные уроки по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"".
Урок литературы для 5 класса разработан в соответствии с ФГОС....
Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)
Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...
Методическая разработка урока литературы в 6 классе на тему «Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг (уровневая дифференцифция).
Методическая разработка урока литературы в 6 классе на тему «Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг (уровневая дифференцифция)....
Методическая разработка Урок литературы по повести Н.В.гоголя "Портрет"
В методической разработке предлагается конспект урока по повести Н.В.Гоголя "Портрет". Приложения прилагаются....
Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"
Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....