Урок литературы по повести А. Платонова "Котлован". "Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе повести".
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Технологическая карта урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока | 35.27 КБ |
презентация к уроку | 379.16 КБ |
задания на уроке | 12.18 КБ |
домашнее задание | 15.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
План-конспект урока литературы
Класс 11 «А», МБОУ СОШ №6 п. Чегдомын
Тема: «А. Платонов «Котлован». Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе повести»
Цели:
Воспитательные: воспитывать культуру восприятия художественного текста, уважение к культурным ценностям своей страны; воспитывать гражданское мировосприятие (через текст – слепок минувшей эпохи, двигавшейся по заданным ориентирам без учета личности человека).
Развивающие: формировать навык чтения «трудного» текста, умение критически осмысливать текст.
Обучающие: видеть авторскую позицию, анализировать художественное произведение (эпизод), объяснять его связь с проблематикой произведения.
Задачи:
Познавательные универсальные умения | Деятельностные универсальные умения | Коммуникативные универсальные умения |
Понимать и интерпретировать текст художественного произведения. Выделять основной смысл текста, соотносить со своим опытом и ценностями, то есть придавать ему свой личностный смысл. Отбирать из текста в соответствии с поставленными целями или личностными потребностями ту информацию, которую можно и нужно использовать для собственного развития. Видеть и вычислять основные проблемы, строить предположения об их разрешении. | Уметь формулировать свою точку зрения, свою позицию и выражать чувства, эмоции и представления в художественном тексте. Уметь создавать для себя нормы деятельности и поведения, пользоваться ими или критически относиться к нормам, созданным другими. Осуществлять рефлексию своей деятельности, поведения и ценностей; Проводить самооценку собственных знаний и умений, продвижений в своём развитии. | Строить коммуникацию с другими людьми: вести диалог в паре, в группе, взаимодействовать с партнёрами для получения общего результата. Владеть языком как средством коммуникации. Занимать в соответствии с собственной оценкой ситуации различные позиции и роли, понимать позиции и роли других людей. |
Тип урока: урок-исследование
Технологии: РКМ (развитие критического мышления), включающая диалоговую технологию.
Метод(ы): учебная дискуссия
Формы работы: парная, фронтальная
МЕСТО УРОКА В СИСТЕМЕ УРОКОВ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ – 1-й урок в цикле.
Оборудование: мультимедийное оборудование для презентации учебного материала; раздаточный материал для учащихся (лист отслеживания результатов, рефлексия)
Оформление доски: нет
Продолжительность урока: 30мин
Ход урока:
ПЛАН УРОКА
№ слайда | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Предполагаемые ответы учащихся | Формы работы | |
Этап целеполагания, мотивации, постановки проблемы | |||||
1 – тема 2 – справка о писателе 3 – перевод слова котл. 4 – книги П. 5 - проблема 6 задачи урока 7 – семья 8 – труд 9 – смысл жизни, взаимосвязь 7-8-9 | Оргмомент. Тема урока. Слово учителя об авторе повести.
Мотивация. – Вы уже задавали себе вопрос: зачем я живу? – Или: вот я окончу школу, поступлю учиться, выучусь. А потом? Выйду замуж, дети – а потом?.. Постановка 1 проблемы. Может ли жизнь быть бессмысленной? Почему? Какую жизнь мы называем бессмысленной? Задачи урока (на слайде 6) | Запись темы урока Отвечают на вопросы учителя, добавляют информацию о писателе Отвечают на вопросы учителя Записывают однословные ответы (словосочетания) | Соглашаются с первого или второго вопроса. Говорят о мучающих раздумьях о смысле жизни. Безделье, наркотики, нет семьи, нет детей, нет дома; не люблю то, чем занимаюсь; не понимаю, зачем живу; не задумываюсь о своей пользе… | Фронтальная беседа | |
Выделите 3 пункта в вашем списке как главные. Выяснение места и причин затруднения Подсказка: пункты взаимосвязаны очень тесно Записать на доске: семья + труд + осмысление жизни Постановка 2 проблемы Ставит ли А.Платонов вопрос о смысле жизни в повести «Котлован»? Подтверждает ли повесть взаимосвязь «ключевых» вопросов? Как? | Сравнивают свои предложения, приходят к выводу Записи в тетрадях Рассуждают на примере Вощева | Семья – труд – осмысление своей жизни (зачем я живу). Семья – э т о продолжение рода, твои близкие (ты не одинок), это твой дом. Без труда не прокормишь семью и даже себя. Но если работать, только чтобы прокормиться, то зачем тогда вся жизнь? Чтобы есть? Герой непрерывно думает. Его уволили за задумчивость «среди производства» | Работа в парах или индивидуально Фронтальная беседа | ||
Этап решения проблемы | |||||
6 – задачи урока | Слово учителя Первые же строки повести очень необычного писателя А.Платонова озадачивают читателя: странный язык, странные герои (герои?). И, не дав читателю опомниться, автор обрушивает на него все проблемы сразу. Задание первое. Выявить и определить ключевые понятия авторской позиции: семья – труд – смысл жизни Сделайте промежуточный вывод: насколько взаимосвязаны важнейшие вопросы бытия в жизни героев? Задание второе. Отметьте, как часто герой (кто?) произносит вслух или мысленно слова о смысле жизни. Какой вывод напрашивается? | Выделить в тексте (цветом), как подняты темы труда, семьи смысла жизни для героев: 1пара учащихся: Вощев 2 пара: шоссейный надзиратель 3 пара: девочки-пионеры 4 пара: Жачев Ответы от пар Отметить по ходу наблюдения за текстом (работая над заданием первым) | Вощев: одинок, уволен; не может трудиться, не понимая смысла, думал «среди производства… о плане общей жизни». Парадокс: не может не думать – не нужен на производстве Шоссейный надзиратель: жена и сын; громкая ссора; «мать и отец не чувствуют смысла жизни и раздражены, а ребенок живет без упрека, вырастая себе на мученье». Девочки-пионеры: родились в голодное время, «их матери питались лишь запасами собственного тела». Не осознают смысла жизни, но чувствуют «счастье детской дружбы», в них – «сознание серьезности жизни, необходимой для непрерывности строя и силы похода», они «ступали с сознанием важности своего будущего» | Парная работа | |
Слайд 10 | Учитель помогает группам по мере необходимости, следит за временем Какие еще наблюдения позволил сделать текст? Громко ли говорят герои? Кто? Почему? Кто и что выглядит одушевленнее людей? Какой вывод можно сделать из сегодняшних наблюдений за героями? Есть ли среди них счастливые люди? Почему? | Ответы от пар, индивидуально, запись в карту урока Подводят итого наблюдениям | Жачев: одинок, инвалид – не работает, пропитание добывает, выбивая еду и деньги из трудящихся и «дармоедов». О смысле жизни здесь не говорит, но испытывает «привычное мучение»; «я гляжу на детей для памяти, потому что помру скоро». Кричат и раздражаются те, кто меньше размышляет. Они не терзаются вопросами смысла бытия, но собственное бездушное и бездумное существование их подспудно гнетет, вырываясь в крике. Собака «слабым голосом сомнения дала знать о своей службе». «Вопрошающее небо светило над Вощевым мучительной силой звезд» «Томился духовой оркестр» Нет ни одного счастливого среди рассмотренных. Разрыв между важнейшими понятиями (семья – труд – смысл жизни) обрекает их на жалкое существование. Задумывается о смысле жизни самый слабый среди них физически – Вощев, для которого очень важно «что-нибудь вроде всеобщего счастья». Ему очень трудно жить, не принося пользы, не понимая смысла жизни – не столько для себя, а для всех. Вощева трудно назвать мечтателем в привычном понимании слова. Скорее он таков для окружающих, жизнь которых не дает людям глядеть вверх, слышать музыку и любить детей и себя. | ||
Этап рефлексии | |||||
11 – рефлексия | Все ли задачи урока решены? Выявлено главное противоречие в образе героя Вощева: он не может жить, трудиться, не понимая всеобщего смысла жизни. Определены ключевые понятия авторской позиции: семья, труд, поиск смысла жизни. Ключевые понятия рассмотрены в образах героев 1-й главы повести. Как можно соотнести эти ключевые понятия с сегодняшним днем? Остались они важными? С какими вопросами вы уходите сегодня с урока? Сформулируйте
| Запись в листах контроля и в тетрадях (самопроверка) |
Да Да Да ? ? | ||
Домашнее задание, итог урока | |||||
12 – д/з 13 - итог | Продолжите рассмотрение повести.
|
Запись в тетрадях |
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Краткая справка ПЛАТОНОВ АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ (настоящая фамилия Климентов) (1899-1951) — прозаик, публицист, критик. Родился в семье слесаря железнодорожных мастерских. Учился в церковно-приходской школе, затем в училище. Еще подростком писал стихи, которые после революции печатались в газетах и журналах. Одновременно выступал как прозаик, критик, публицист. Участник гражданской войны. Окончил Воронежский политехнический институт (1924 )…
«Навеки спастись в пропасти котлована»? «Котлован» – повесть рубежа 20 – 30-х годов (опубликована в 1969 в ФРГ, в 1987 в СССР) « Foundation Pit » – яма под фундамент « Выкоп »
Проблемный вопрос Может ли жизнь быть бессмысленной? Почему? Какую жизнь мы называем бессмысленной?
Задачи урока Выявить главное противоречие в образе героя Вощева . Определить «ключевые» понятия авторской позиции. «Ключевые» понятия рассмотреть в образах героев 1-й главы повести: Вощева , шоссейного надзирателя, девочек-пионерок, инвалида Жачева . Как можно соотнести эти «ключевые» понятия с сегодняшним днем? Остались они важными?
Андрей Платонов с дочерью «А вы чтите своего ребенка; когда вы умрете, то он будет».
«Я устал за войну. Меня уже кроют и будут крыть все, что бы я ни написал. Сейчас я пишу большую повесть «Иван трудолюбивый»… как поэму описываю труд человека и что может от этого произойти, когда труд поется, как песня, как любовь. Хочу написать эту повесть, а потом умереть».
– Отчего вы не чувствуете сущности – спросил Вощев , обратясь в окно . – У вас ребенок живет, а вы ругаетесь – он же весь свет родился окончить. Муж и жена со страхом совести, скрытой за злобностью лиц , глядели на свидетеля. – Если вам нечем спокойно существовать, вы бы почитали своего ребенка – вам лучше будет. – А тебе чего тут надо?-- со злостной тонкостью в голосе спросил надзиратель дороги . – Ты идешь и иди, для таких и дорогу замостили... Вощев стоял среди пути не решаясь. Семья ждала, пока он уйдет , и держала свое зло в запасе. – Я бы ушел, но мне некуда. Далеко здесь до другого какого-нибудь города? – Близко , – ответил надзиратель , – если не будешь стоять , то дорога доведет. – А вы чтите своего ребенка, – сказал Вощев , – когда вы умрете , то он будет.
Какой вывод можно сделать из сегодняшних наблюдений за героями? Есть ли среди них счастливые люди? Почему?
Итоги урока. Рефлексия Выявлено главное противоречие в образе героя Вощева : он не может жить, трудиться, не понимая всеобщего смысла жизни. Определены ключевые понятия авторской позиции: семья, труд, поиск смысла жизни . Ключевые понятия рассмотрены в образах героев 1-й главы повести. Как можно соотнести эти ключевые понятия с сегодняшним днем? Остались они важными?
Домашнее задание Продолжите рассмотрение повести: Заполните таблицу «Язык писателя» примерами из повести « Котлован». Докажите принадлежность А.Платонову отрывков из произведений, опираясь на языковые особенности (материалы выданы на листах ).
«Он не мог дальше трудиться и ступать по дороге , не зная точного устройства всего мира и того, куда надо стремиться» А. Платонов, «Котлован», апрель 1930
Предварительный просмотр:
Задание первое.
Выявить и определить ключевые понятия авторской позиции: семья – труд – смысл жизни:
Выделить в тексте (цветом), как подняты темы труда, семьи, смысла жизни для героев:
1пара учащихся: Вощев
2 пара: шоссейный надзиратель
3 пара: девочки-пионеры
4 пара: Жачев
Сделайте выписки на лист о своем герое (героях). Дальше заполняем по ходу ответов.
Задание второе.
Отметьте (в тексте, цветом), как часто герой (кто?) произносит вслух или мысленно слова о смысле жизни. Какой вывод напрашивается?
Отметить по ходу наблюдения за текстом (работая над заданием первым)
Семья | Труд | Зачем я живу? |
Предварительный просмотр:
Домашнее задание.
- Заполните таблицу примерами из повести А. Платонова «Котлован»
Особенности стиля писателя | Примеры | |
1. | Примеры неправильной или необычной сочетаемости слов, пропуска слов, обратного порядка слов | |
2. | Изображение человека как некоего агрегата или устройства, а частей тела – как самостоятельных деталей | |
3. | Эффект многословия, смысловой избыточности
| |
4. | Использование официально-деловых штампов при описании природы |
- Докажите принадлежность текстов автору повести «Котлован», опираясь на особенности языка:
- Среди лета, в июле месяце, когда я так же, как обычно, вернувшись вечером с работы, уснул глубоко и темно, точно во мне потух весь внутренний свет, меня разбудила мать. («Родина электричества»)
- Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку. Старик… не обижался на них. Дети … толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно делать все, что хочешь, а он им ничего не делает. Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его. («Юшка»)
- Он [ Яков Саввич ] перекрестил шумящую дубраву крестом прощания и презрения и пошел от нее в пустошь, опять неимущий и свободный. В одной слободе Яков Саввич устроился для прокормления на краскотёрочную фабрику, где работали четыре девки, два мальчика и один он. Потерев краску недели три, Яков Саввич плюнул в тёрочную машинку и произнес: «Будь ты трижды проклята – трись сама», – а потом ушел в дверь, по своему обычаю, и больше не вернулся.
- Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал… Корни его глодали голый камень и сухую глину… листья его не могли напитаться полной силой и стать зелеными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета. Это случалось оттого, что цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами. Сам цветок, однако, этого не знал: он ведь был слепой и не видел себя, какой он есть. («Неизвестный цветок»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Тема: "Связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля".
На данном уроке ученики знакомятся с историей происхождения казацких фамилий, определяют связь фамилии с характером её носителя; развиваются творческие способности, умение перерабатывать художест...
Разработка урока (фрагмент урока) литературы на основе технологии «педагогической мастерской» «Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С. Грина «Алые паруса»
1. Сформировать представление о духовно-нравственной концепции феерии А. С. Грина «Алые паруса».2. Выявлять своеобразие писательского мастерства А.С. Грина.3. Формировать собственное отнош...
Интегрированный урок литературы и мировой художественной культуры "Увидеть в капле океан" (роль художественного пространства в сонете А.С. Пушкина "Мадонна" и картине Рафаэля "Бриджуоторская мадонна")
Интеграция в обучении — процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определённой системы образования с целью формирования целостного представления о мире...
Разработка урока литературы по повести Степана Сарыг-оола "Повесть о светлом мальчике" глава "Шагаа" 7 классе
Урок является продолжением изучения автобиографических произведений. Ребята знакомы с творчеством Л.Толстого и М.Горького.В тувинской литературе это произведение считается одним из щедевров. Оно включ...
Урок русского языка в 8 классе .Роль однородных членов предложения в художественном тексте
Разработка урока представлена материалами с художественными текстами И.Бунина, С.Аксакова и стихотворением Б.Пастернака "Снег идет...", презентацией и творческими раб...
Урок литературы в 7 классе "Повесть о Петре и Февронии Муромских. Жанровое своеобразие повести".
Конспекты уроков...
Конспект урока литературы по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Тема: Знакомство с героями. Историческая основа повести (глава 1).
Первый урок по повести представляет собой знакомство с героями произведения...