Урок литературы по повести А. Платонова "Котлован". "Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе повести".
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Сологуб Татьяна Валерьевна

Технологическая карта урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

План-конспект урока литературы

Класс 11 «А», МБОУ СОШ №6 п. Чегдомын

Тема: «А. Платонов «Котлован». Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе повести»

Цели:

Воспитательные: воспитывать культуру восприятия художественного текста, уважение к культурным ценностям своей страны; воспитывать гражданское мировосприятие (через текст – слепок минувшей эпохи, двигавшейся по заданным ориентирам без учета личности человека).

Развивающие: формировать навык чтения «трудного» текста, умение  критически осмысливать текст.

Обучающие: видеть авторскую позицию, анализировать художественное произведение (эпизод), объяснять его связь с проблематикой произведения.

Задачи: 

Познавательные универсальные умения

Деятельностные универсальные умения

Коммуникативные универсальные умения

Понимать и интерпретировать текст художественного произведения.

Выделять основной смысл текста, соотносить со своим опытом и ценностями, то есть придавать ему свой личностный смысл.

Отбирать из текста в соответствии с поставленными целями или личностными потребностями ту информацию, которую можно и нужно использовать для собственного развития.

Видеть и вычислять основные проблемы, строить предположения об их разрешении.

Уметь формулировать свою точку зрения, свою позицию и  выражать  чувства, эмоции и представления в художественном тексте.

Уметь создавать для себя нормы деятельности и поведения, пользоваться ими или критически относиться к нормам, созданным другими.

Осуществлять рефлексию своей деятельности, поведения и ценностей;

Проводить самооценку собственных знаний и умений, продвижений в своём развитии.

Строить коммуникацию с другими людьми: вести диалог в паре, в группе, взаимодействовать с партнёрами для получения общего результата.

Владеть языком как средством коммуникации.

Занимать в соответствии с собственной оценкой ситуации различные позиции и роли, понимать позиции и роли других людей.

Тип урока: урок-исследование

Технологии: РКМ (развитие критического мышления), включающая диалоговую технологию.

Метод(ы):  учебная дискуссия

Формы работы: парная, фронтальная  

МЕСТО УРОКА В СИСТЕМЕ УРОКОВ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ – 1-й урок в цикле.

Оборудование: мультимедийное оборудование для презентации учебного материала; раздаточный материал для учащихся (лист отслеживания результатов, рефлексия)

Оформление доски: нет

Продолжительность урока: 30мин

Ход урока:


ПЛАН УРОКА

№ слайда

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предполагаемые ответы учащихся

Формы работы

Этап целеполагания, мотивации, постановки проблемы

1 – тема

2 – справка о писателе

 3 – перевод слова котл.

4 – книги П.

5 -  проблема

6 задачи урока

7 – семья

8 – труд

9 – смысл жизни, взаимосвязь 7-8-9

Оргмомент. Тема урока.

Слово учителя об авторе повести.

 

Мотивация.

– Вы уже задавали себе вопрос: зачем я живу?

– Или: вот я окончу школу, поступлю учиться, выучусь. А потом? Выйду замуж, дети – а потом?..

Постановка 1 проблемы.

Может  ли жизнь быть бессмысленной?

 Почему? Какую жизнь мы называем бессмысленной?

Задачи урока (на слайде 6)

Запись темы урока

Отвечают на вопросы учителя, добавляют информацию о писателе

Отвечают на вопросы учителя

Записывают однословные ответы (словосочетания)

Соглашаются с первого или второго вопроса. Говорят о мучающих раздумьях о смысле жизни.

Безделье, наркотики, нет семьи, нет детей, нет дома; не люблю то, чем занимаюсь; не понимаю, зачем живу; не задумываюсь о своей пользе…

Фронтальная беседа

Выделите 3 пункта в вашем списке как главные. 

Выяснение места и причин затруднения

Подсказка: пункты взаимосвязаны очень тесно

Записать на доске: семья +  труд + осмысление жизни

Постановка 2 проблемы

Ставит ли А.Платонов вопрос о смысле жизни в повести «Котлован»?

Подтверждает ли повесть  взаимосвязь «ключевых» вопросов? Как?

Сравнивают свои предложения, приходят к выводу

Записи в тетрадях

Рассуждают на примере Вощева

Семья   – труд – осмысление своей жизни (зачем я живу).

Семья – э т о  продолжение рода, твои близкие (ты не одинок), это твой дом. Без труда  не прокормишь семью и даже себя. Но если работать,  только чтобы прокормиться, то зачем тогда вся жизнь? Чтобы есть?

Герой непрерывно думает. Его уволили за задумчивость «среди производства»

Работа в парах или индивидуально

Фронтальная беседа

Этап решения проблемы

6 – задачи урока

Слово учителя

Первые же строки повести очень необычного писателя А.Платонова озадачивают читателя: странный язык, странные герои (герои?). И, не дав читателю опомниться, автор обрушивает на него все проблемы сразу.

Задание  первое.

Выявить и определить  ключевые понятия авторской позиции:  семья  – труд – смысл жизни  

Сделайте промежуточный вывод: насколько взаимосвязаны важнейшие вопросы бытия в жизни героев?

Задание второе.

Отметьте, как часто герой (кто?) произносит вслух или мысленно слова о смысле жизни. Какой вывод напрашивается?

Выделить в тексте (цветом), как подняты темы труда, семьи смысла жизни для героев:

1пара учащихся: Вощев

2 пара: шоссейный надзиратель

3 пара: девочки-пионеры

4 пара: Жачев

Ответы от пар

Отметить по ходу наблюдения за текстом (работая над заданием первым)

Вощев: одинок, уволен; не может трудиться, не понимая смысла, думал «среди производства… о плане общей жизни». Парадокс: не может не думать – не нужен на производстве

Шоссейный надзиратель: жена и сын; громкая ссора; «мать и отец не чувствуют смысла жизни и раздражены, а ребенок живет без упрека, вырастая себе на мученье».

Девочки-пионеры: родились в голодное время, «их матери питались лишь запасами собственного тела». Не осознают смысла жизни, но чувствуют «счастье детской дружбы», в них – «сознание серьезности жизни, необходимой для непрерывности строя и силы похода», они «ступали с сознанием важности своего будущего»

Парная  работа

Слайд 10

Учитель помогает группам по мере необходимости, следит за временем

Какие  еще наблюдения позволил сделать текст?

Громко ли говорят герои? Кто?      Почему?

Кто и что выглядит одушевленнее людей?

Какой вывод можно сделать из сегодняшних наблюдений за героями?

Есть ли среди них счастливые люди?

Почему?

Ответы от пар, индивидуально,  запись в карту урока

Подводят итого наблюдениям

Жачев: одинок, инвалид – не работает, пропитание добывает, выбивая еду и деньги из трудящихся и «дармоедов». О смысле жизни здесь не говорит, но испытывает «привычное мучение»; «я гляжу на детей для памяти, потому что помру скоро».

Кричат и раздражаются те, кто меньше размышляет. Они не терзаются вопросами смысла бытия, но собственное бездушное и бездумное существование их подспудно гнетет, вырываясь в крике.

Собака «слабым голосом сомнения дала знать о своей службе».

«Вопрошающее небо светило над Вощевым мучительной силой звезд»

«Томился духовой оркестр»

   Нет ни одного счастливого среди рассмотренных. Разрыв между важнейшими понятиями (семья – труд – смысл жизни) обрекает их на жалкое существование. Задумывается о смысле жизни самый слабый среди них физически – Вощев, для которого очень важно «что-нибудь вроде всеобщего счастья». Ему очень трудно жить, не принося пользы, не понимая смысла жизни – не столько для себя, а для всех. Вощева трудно назвать мечтателем в привычном понимании слова. Скорее он таков для окружающих, жизнь которых не дает людям глядеть вверх, слышать музыку и любить детей и себя.

Этап рефлексии

11 – рефлексия

Все ли задачи урока решены?

Выявлено главное противоречие в образе героя Вощева: он не может жить, трудиться, не понимая всеобщего смысла жизни.

Определены ключевые понятия авторской позиции: семья, труд, поиск смысла жизни.

Ключевые понятия рассмотрены в образах героев 1-й главы повести.

Как можно соотнести эти ключевые понятия с сегодняшним днем? Остались они важными?

С какими вопросами вы уходите сегодня с урока? Сформулируйте

 

Запись в листах контроля и в тетрадях (самопроверка)

 

Да

Да

Да

?

?

Домашнее задание, итог урока

12 – д/з

13  - итог

Продолжите рассмотрение повести.

  1. Заполните таблицу «Язык писателя» примерами из повести «Котлован»
  2. Докажите принадлежность А.Платонову отрывков из произведений, опираясь на языковые особенности (материалы выданы на листах)

 

        

Запись в тетрадях

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А. Платонов «Котлован ». Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе повести

Слайд 2

Краткая справка ПЛАТОНОВ АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ (настоящая фамилия Климентов) (1899-1951) — прозаик, публицист, критик. Родился в семье слесаря железнодорожных мастерских. Учился в церковно-приходской школе, затем в училище. Еще подростком писал стихи, которые после революции печатались в газетах и журналах. Одновременно выступал как прозаик, критик, публицист. Участник гражданской войны. Окончил Воронежский политехнический институт (1924 )…

Слайд 3

«Навеки спастись в пропасти котлована»? «Котлован» – повесть рубежа 20 – 30-х годов (опубликована в 1969 в ФРГ, в 1987 в СССР) « Foundation Pit » – яма под фундамент « Выкоп »

Слайд 5

Проблемный вопрос Может ли жизнь быть бессмысленной? Почему? Какую жизнь мы называем бессмысленной?

Слайд 6

Задачи урока Выявить главное противоречие в образе героя Вощева . Определить «ключевые» понятия авторской позиции. «Ключевые» понятия рассмотреть в образах героев 1-й главы повести: Вощева , шоссейного надзирателя, девочек-пионерок, инвалида Жачева . Как можно соотнести эти «ключевые» понятия с сегодняшним днем? Остались они важными?

Слайд 7

Андрей Платонов с дочерью «А вы чтите своего ребенка; когда вы умрете, то он будет».

Слайд 8

«Я устал за войну. Меня уже кроют и будут крыть все, что бы я ни написал. Сейчас я пишу большую повесть «Иван трудолюбивый»… как поэму описываю труд человека и что может от этого произойти, когда труд поется, как песня, как любовь. Хочу написать эту повесть, а потом умереть».

Слайд 9

– Отчего вы не чувствуете сущности – спросил Вощев , обратясь в окно . – У вас ребенок живет, а вы ругаетесь – он же весь свет родился окончить. Муж и жена со страхом совести, скрытой за злобностью лиц , глядели на свидетеля. – Если вам нечем спокойно существовать, вы бы почитали своего ребенка – вам лучше будет. – А тебе чего тут надо?-- со злостной тонкостью в голосе спросил надзиратель дороги . – Ты идешь и иди, для таких и дорогу замостили... Вощев стоял среди пути не решаясь. Семья ждала, пока он уйдет , и держала свое зло в запасе. – Я бы ушел, но мне некуда. Далеко здесь до другого какого-нибудь города? – Близко , – ответил надзиратель , – если не будешь стоять , то дорога доведет. – А вы чтите своего ребенка, – сказал Вощев , – когда вы умрете , то он будет.

Слайд 10

Какой вывод можно сделать из сегодняшних наблюдений за героями? Есть ли среди них счастливые люди? Почему?

Слайд 11

Итоги урока. Рефлексия Выявлено главное противоречие в образе героя Вощева : он не может жить, трудиться, не понимая всеобщего смысла жизни. Определены ключевые понятия авторской позиции: семья, труд, поиск смысла жизни . Ключевые понятия рассмотрены в образах героев 1-й главы повести. Как можно соотнести эти ключевые понятия с сегодняшним днем? Остались они важными?

Слайд 12

Домашнее задание Продолжите рассмотрение повести: Заполните таблицу «Язык писателя» примерами из повести « Котлован». Докажите принадлежность А.Платонову отрывков из произведений, опираясь на языковые особенности (материалы выданы на листах ).

Слайд 13

«Он не мог дальше трудиться и ступать по дороге , не зная точного устройства всего мира и того, куда надо стремиться» А. Платонов, «Котлован», апрель 1930



Предварительный просмотр:

Задание  первое.

Выявить и определить  ключевые понятия авторской позиции:  семья  – труд – смысл жизни:

Выделить в тексте (цветом), как подняты темы труда, семьи, смысла жизни для героев:

1пара учащихся: Вощев

2 пара: шоссейный надзиратель

3 пара: девочки-пионеры

4 пара: Жачев

Сделайте выписки  на лист о своем герое (героях). Дальше заполняем по ходу ответов.

Задание второе.

Отметьте (в тексте, цветом),  как часто герой (кто?) произносит вслух или мысленно слова о смысле жизни. Какой вывод напрашивается?

  Отметить по ходу наблюдения за текстом (работая над заданием первым)

Семья

Труд

Зачем я живу?



Предварительный просмотр:

Домашнее задание.

  1. Заполните таблицу примерами из повести А. Платонова «Котлован»

Особенности стиля писателя

Примеры

1.

Примеры неправильной или необычной сочетаемости слов, пропуска слов, обратного порядка слов

2.

Изображение человека как некоего агрегата или устройства, а частей тела – как самостоятельных деталей

3.

Эффект многословия, смысловой избыточности

        

4.

Использование официально-деловых штампов при описании природы

  1. Докажите принадлежность текстов автору повести «Котлован», опираясь на особенности языка:
  1. Среди лета, в июле месяце, когда я так же, как обычно, вернувшись вечером с работы, уснул глубоко и темно, точно во мне потух весь внутренний свет, меня разбудила мать. («Родина электричества»)
  2. Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку. Старик… не обижался на них. Дети … толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно делать все, что хочешь, а он им ничего не делает. Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его. («Юшка»)
  3. Он [ Яков Саввич ] перекрестил шумящую дубраву крестом прощания и презрения и пошел от нее в пустошь, опять неимущий и свободный. В одной слободе Яков Саввич устроился для прокормления на краскотёрочную фабрику, где работали четыре девки, два мальчика и один он. Потерев краску недели три, Яков Саввич плюнул в тёрочную машинку и произнес: «Будь ты трижды проклята – трись сама», – а потом ушел в дверь, по своему обычаю, и больше не вернулся.
  4. Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал… Корни его глодали голый камень и сухую глину… листья его не могли напитаться полной силой и стать зелеными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета. Это случалось оттого, что цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами. Сам цветок, однако, этого не знал: он ведь был слепой и не видел себя, какой он есть. («Неизвестный цветок»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Тема: "Связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля".

На данном уроке ученики знакомятся с историей происхождения казацких фамилий, определяют связь фамилии с характером её носителя; развиваются творческие способности, умение перерабатывать художест...

Разработка урока (фрагмент урока) литературы на основе технологии «педагогической мастерской» «Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С. Грина «Алые паруса»

1. Сформировать  представление о духовно-нравственной концепции феерии А. С. Грина «Алые паруса».2. Выявлять своеобразие писательского мастерства А.С. Грина.3. Формировать собственное отнош...

Интегрированный урок литературы и мировой художественной культуры "Увидеть в капле океан" (роль художественного пространства в сонете А.С. Пушкина "Мадонна" и картине Рафаэля "Бриджуоторская мадонна")

Интеграция в обучении — процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определённой системы образования с целью формирования целостного представления о мире...

Разработка урока литературы по повести Степана Сарыг-оола "Повесть о светлом мальчике" глава "Шагаа" 7 классе

Урок является продолжением изучения автобиографических произведений. Ребята знакомы с творчеством Л.Толстого и М.Горького.В тувинской литературе это произведение считается одним из щедевров. Оно включ...

Урок русского языка в 8 классе .Роль однородных членов предложения в художественном тексте

Разработка урока  представлена материалами с художественными  текстами  И.Бунина, С.Аксакова и стихотворением  Б.Пастернака "Снег идет...", презентацией и творческими раб...