Открытый урок «Преданья старины глубокой…»
план-конспект урока по литературе ( класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Преданья старины глубокой…»
Урок-исследование
Сравнение «Повести временных лет» (Из сказаний о князе Олеге)
и баллады «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина
Учитель русского языка и литературы «МБОУ СОШ п. Пробуждение» Вилкова Е.В.
Главная дидактическая цель урока формирование коммуникативной компетенции через обучение сравнительному анализу поэтического произведения и летописного источника.
Задачи урока.
Предметные:
- раскрыть особенности художественно-поэтического изображения исторических событий у Пушкина в сравнении с летописным повествованием;
- познакомить учащихся с теоретико-литературным понятием баллада, выявить особенности строения баллады как жанра литературного творчества;
- понимать роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии идейного содержания произведения;
- владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе произведения.
УУД (метапредметные)
Познавательные:
1) совершенствовать компетенции, необходимые для аргументации, комментария, обоснования своей точки зрения;
2) сопоставлять различные позиции;
3) работать с различными видами информации;
4) уметь выделять причинно-следственные связи в высказываниях, формулировать выводы.
Регулятивные:
- умение выполнять задание в соответствии с поставленной задачей, отвечать на вопрос;
- сознательно планировать свою деятельность в рамках предмета.
Коммуникативные:
- формировать компетенции осмысленного чтения и адекватного восприятия;
- формировать компетенции, необходимые для создания устных монологических высказываний разного типа;
- быть способным к индивидуальной учебной работе.
Тип урока: комбинированный урок
Используемые технологии обучения: технология исследовательского обучения, технология критического мышления.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая.
Пояснительная записка. Данный урок является логическим продолжением темы «А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»» в 5 классе и имеет большое значение для обобщения и расширения у учащихся знаний о жанровых особенностях баллады, композиции и своеобразии ее языка. Урок продолжает работу по совершенствованию культуры речи, по обучению выразительного чтения наизусть поэтического текста. Включает в себя методы ИКТ и технологии развития теоретического понятийного и наглядно-действенного мышления; фронтальную, а также поисковую работу учащихся.
Планируемый результат осмысление идейного своеобразия поэтического произведения, основанного на летописном источнике.
Учебник: Г.В Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.Л. Ерохина Литература 5 класс. – 2 изд.- Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2015
Оборудование урока: презентация к уроку, Интернет, раздаточный материал.
Эпиграф урока (на доске)
Мы вопрошаем прошлое, чтобы лучше понять настоящее и заглянуть в будущее. В.Г.Белинский | |
Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков. А.С.Пушкин |
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
Баллада-это лирическое стихотворение с напряженным, острым сюжетом, в основе которого лежит сказание, предание, подлинный исторический факт.
Особенности баллады как жанра:
наличие сюжета
эмоции автора и чувства героев
сочетание реального с фантастическим
мотив тайны, неизбежности судьбы
сюжет может заменяться диалогом
Летопись (или летописа́ние) — это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.
Ход урока:
I.Организационный этап и вступительное слово учителя. (1 мин)
II. Этап целеполагания. Мотивационный этап. (Видеоряд иллюстраций «Песни о вещем Олеге»)
Учитель: Предположите, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Ответы обучающихся)
Учитель: Действительно, нам сегодня предстоит сопоставить главы древней летописи «Повесть временных лет» и произведение А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге», попытаться ответить на вопросы:
-Зачем поэт пересказал известный летописный сюжет?
-В чем сходство и в чем различие этих произведений?
-Особенности композиции баллады?
-Как меняется идейное содержание поэтического воплощения исторической легенды?
Итак, класс поделен на 2 команды: историки и литературоведы. Каждая из команд, в зависимости от познавательного интереса, более глубоко изучила определенный источник: исторический или поэтический, но все обучающиеся знакомы и с одним, и другим текстом.
III. Проверка домашнего задания.
1. Словарная работа. Литературоведы подготовили презентации, в которых раскрываются значения малознакомых слов, встретившихся в историческом и поэтическом источниках. (Аубикерова Камилла и Чернобыль Анастасия).
2.Историки подготовили информацию о князе Олеге, речь о котором пойдет на нашем уроке. (Тимирова Ольга)
IV.Учебно-познавательная деятельность.
1. Учитель: Итак, первая группа вопросов к историкам, работавшим с летописным источником:
- Что такое «Повесть временных лет»? Когда и кем она была создана? Из каких частей состояла? (исторические записки, погодичные статьи, исторические документы, поучения князей, жития святых, народные сказания).
-Кто такой Нестор? Что вы о нем знаете?
2. Вторая группа вопросов к литературоведам: когда возникла у Пушкина идея создания «Песни о вещем Олеге»? ( Во время южной ссылки)
Действительно, в 1820 году Пушкин. Сосланный Александром I за вольнолюбивые стихи на юг, не раз бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра называли могилой Олега. Читая «Львовскую летопись», Пушкин встретил предание о князе Олеге и захотел о нем написать, так появилась «Песнь».
Литературоведы, опять к вам вопрос. Давайте разберемся с жанром этого произведения. Сам А.С. Пушкин заявляет его как песнь. А многие исследователи называют это произведение балладой. Где истина?
Жанр песни | Жанр баллады | |
Определение | Исторические песни – это эпические и лирические произведения о событиях и деятелях истории. | Баллада-это лирическое стихотворение с напряженным, острым сюжетом, в основе которого лежит сказание, предание, подлинный исторический факт. |
Особенности | -События даны с большой исторической точностью с конкретно-историческими героями и откровенно-политическими конфликтами -В исторических песнях главное – изображение народной силы, не сломленной нашествием врагов. | -Наличие сюжета -Эмоции автора и чувства героев -Сочетание реального с фантастическим -Мотив тайны, неизбежности судьбы -Сюжет может заменяться диалогом |
Итак, все –таки это баллада, так как в основу положен исторический факт, звучит тема предопределенности судьбы, в повествование включен диалог.
А теперь вопрос к обеим группам: - что общего и в чем различие жанров летописи и баллады?
Общее – историческое событие, различие – летопись – прозаический текст, а баллада – поэтический.
3. Анализируя любой текст, мы опираемся на понятие тема текста ( то есть выясняем, о чем текст?
Темой летописи являются исторические факты.
Темой баллады – история гибели князя Олега.
4. А теперь поговорим о композиции произведения. У меня на слайде ( а у вас на столах) выстроен поэтический план «Песни о вещем Олеге» (перепутанная логическая цепочка). Восстановите истину!
Перепутанная | Правильная |
1. «Как ныне сбирается вещий Олег»» 2. «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга..» 3.«Идет вдохновенный кудесник» 4.«Князь тихо на череп коня наступил..» 5. «Что сбудется в жизни со мною?» 6. «Ковши круговые, запенясь, шипят…» 7. «Пирует с дружиною вещий Олег…» 8. «… вижу твой жребий на светлом челе.» 9. «Так вот где таилась погибель моя» | 1. «Как ныне сбирается вещий Олег» 2. «Идет вдохновенный кудесник» 3. «Что сбудется в жизни со мною?» 4. «… вижу твой жребий на светлом челе.» 5. «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга..» 6. «Пирует с дружиною вещий Олег…» 7. «Князь тихо на череп коня наступил..» 8. «Так вот где таилась погибель моя» 9. «Ковши круговые, запенясь, шипят…» |
5. Следующий вопрос у меня будет связан с идеей произведений. Напоминаю, что идея-это основная мысль текста.
Идея летописи – с исторической достоверностью изобразить события древности.
А для понимания идеи «Песни…» посмотрим инсценировку. (Инсценировка диалог князя Олега с кудесником). Мартынов Дмитрий – Хафизов Наиль.
Напоминаю, что поэма на писана в 1822 году, когда Пушкин находился в Южной ссылке!
-Какая проблема могла волновать ссыльного Пушкина? (проблема взаимодействия «Могучего владыки», царя и поэта, независимого и правдивого.
- А каким, по мнению А.С. Пушкина, должно быть творчество?
(Свободным, независимым, неподкупным. Устами волхва Пушкин провозгласил независимость поэзии и духовную свободу поэта от мирской власти царей).
6. Исследование эпизода « Предсказание кудесника».
Задание «Историкам» | Задание «Литературоведам» |
Ответить на вопросы: -Кто такие хозары? -О каких событиях напоминают выражения «цареградская броня», «щит на вратах Цареграда»? -Какое историческое событие произошло раньше: поход на хозар или взятие Царьграда? Какое здесь историческое несоответствие вы заметили? | Рассмотрите иллюстрацию Виктора Михайловича Васнецова «Встреча с кудесником.» -На фоне чего изображен кудесник? -С кем изображен князь Олег? -Почему один на фоне природы, а другой-на фоне дружины? |
Олег силен дружиной, вся жизнь князя-битва, он в первую очередь воин. Дружина, с которой он делил тяготы и опасности, для него ближе, чем кто бы то ни было. А кудесник силен силами природы. |
7. Физкультминутка.
Да, много трудностей в те времена испытывали люди русские.
И раздрася, земля русская, (разводим руки в стороны)
На погибель свою и на слезушки, (качаем головой, обхватив ее руками)
И поднятии вверх рученьки, (поднимаем вверх руки)
Да у Бога прося помощи (…и тянемся)
Люди русские так трудилися, (сгибаем и разгибаем локти)
Что порою суставы кручила (крутим кистями рук)
Да приди в нашу землю спасение, (шагаем на месте, руки на поясе)
И избави нас от страдания (поднимаем и опускаем руки)
8. Учитель; В письме к Александру Бестужеву автор писал: «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и само по себе в своей простоте имеет много поэтического».
-Что же поэтического увидел Пушкин в этой истории?
-Почему Олег принимает смерть от коня?
Оттого, что от судьбы не уйти? Или из-за того, что Олег оскорбил кудесника, назвав его «лживым, безумным стариком»? А может быть это наказание за отступничество (отказался от верного коня)?
Вывод: события «Песни…» содержат много тайн, и человек думающий волен делать выводы для себя.
9. Для историков у меня еще одна загадка.
Найдите в приведенном ниже отрывке анахронизм – неточность в художественном произведении при изображении прошлого, привнесение в текст признаков более позднего времени.
Пирует с дружиною вещий Олег
При звоне веселом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
Над славной главою кургана…
10. Давайте подведем небольшой итог:
Скажите мне достоинства летописного источника?
«Песни о вещем Олеге»?
Летопись ставит перед собой задачу как можно более исторически верно передать факты, показать князя Олега-исторического деятеля.
А.С.Пушкин создает поэтический образ князя Олега – человека, который дополняет содержание летописи. Мы видим сильного, мудрого, доблестного воина, любящего своего коня. Он настолько привязан к своему любимцу, что над его чувствами не властно ни время, ни даже смерть коня. Не слепой рок приговорил Олега к смерти от коня своего, а привязанность к коню, заставившая отбросить опасения и пожалеть, что у них не одна судьба.
V. Этап рефлексии.
Я предлагаю вам составить синквейн. Историки: Князь Олег. Литературоведы: Пушкин.
(Напомним, что это такое)
Синквейн-короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определенному плану.
Правила написания синквейна.
1 строка- одно слово- название стихотворения, тема, обычно существительное;
2 строка- два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;
3 строка- три глагола, описывающих действия по теме синквейна;
4 строка- фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое отношение к теме;
5 строка- слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы.
VI. Выставление оценок.
VII. Домашнее задание:
На выбор: 1. Создать синквейн: Летопись, Кудесник, Дружина
2.Выучить наизусть отрывок «Прощание с конем»
3. Создать мультимедийную презентацию «Песнь о вещем Олеге», используя пункты поэтического плана и иллюстрации Васнецова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...". Урок по литературе в 7 классе.
Данный урок проводится после завершения темы "Былины" в форме игры КВН....
Урок литературы в 6 классе по теме "Былины. "Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой"
Урок литературы в 6 классеТип урока: обобщение и закрепление материалаТема урока: Былины. Б...
Преданья старины глубокой
Внеклассное мероприятие по истории древних славян...
Урок в 6 классе "Преданья старины глубокой"
Урок с привлечением краеведческого материала и музейных экспозиций....
Предания старины глубокой
Данное внеклассное мероприятие охватывает большой материал при изучении темы "Финно-угорские народы". Обучающиеся в ходе изучения курса "История и культура народов Марий Эл" воспринимают народный фоль...
Открытый урок по технологии "Преданья старины глубокой"
Постепенно забываются старинные песни, обряды, обычаи. Сегодня на уроке мы поговорим о них. Может быть, вам кое-что запомнится, а потом вы расскажите своим детям, споете колыбельную, загадаете з...
Сказочно-былинный жанр Тема урока: «Преданья старины глубокой» 7 класс
Народные сказки – неисчерпаемый источник мудрости. Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы всем с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. С...