Преданья старины глубокой
методическая разработка по истории (6,7 класс) по теме
Внеклассное мероприятие по истории древних славян
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predanya_stariny_glubokoy.doc | 78.5 КБ |
rus_zagadochnaya.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ.
Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости, приглашаю вас на встречу со стариной, нашей родной историей.
Великий философ древности Цицерон утверждал: « История – свидетель времени, свет истины, жизнь памяти, вестница старины…»
- Знание истоков отечественной культуры, нравов, обычаев помогает понять и объяснить многие события в истории нашей страны.
Что заботило, радовало, тревожило наших предков – славян, чем они занимались, как трудились, что передавали из поколения в поколение? На эти и другие вопросы мы с вами сегодня постараемся найти ответы.
- Два чувства дивно близки нам,
в них обретает сердце пищу:
любовь к родному пепелищу,
любовь к отеческим гробам.
- Место, где человек родился, он называет своей родиной. Землю, на которой издревле жили отцы и деды, именуют Отечеством, Отчизной, отчим краем. Но, живя на русской земле, считая ее своей по праву, часто ли мы вспоминаем тех, кто обитал на ней раньше нас, и для кого она тоже была родиной?
- Наши далекие предки прорубали путь сквозь топкие болота, по течению малого ручейка шли к руслам больших рек и там, выдолбив из стволов узкие длинные челны, плыли дальше предположительно с северо-запада на юго-восток. Движение это было медленным, но остановить его было невозможно. Оно продолжалось целое тысячелетие. Так заселялась среднерусская равнина, где возникло государство древних славян.
- Славяне разделились на несколько племен: поляне, северяне, кривичи и др. Только одно племя не имело особого имени и называлось просто славянским. Племя это осело на озере Ильмень и реке Волхов.
- Предки наши называли себя славянами, производя это слово от «слава» - хвала. Называли они себя и словенами, т.е. разумеющими слово.
- Каковы же были древние славяне? Николай Михайлович Карамзин пишет, что «историки того времени изображают их бодрыми, сильными, неутомимыми. Греки хвалят их стройность, высокий рост и мужественную приятность лица. Загорая от жарких лучей солнца, они казались смуглыми и все без исключения были русыми, подобно другим европейцам»
- Рассказывают, что славяне были так честны, что в обещаниях своих вместо клятв говорили: « Если я не сдержу моего слова, да будет мне стыдно!» И всегда выполняли обещание. Обычаи гостеприимства были у них столь важны, что наказывался всякий, у кого гость чем-нибудь оскорблен был.
Славяне никогда не запирали дверь и на столе оставляли еду на случай, если зайдет странник.
- Родителей славяне почитали, заботились об их старости.
- Предки наши были язычники, идолопоклонники, молились идолам, приносили им жертвы, иногда даже человеческие. Богов у них было много, но главным был Перун – бог грома и молнии, войны и мира.
- Было у славян божество, которого звали Живый. Славяне думали, что Живый оборачивается весной в кукушку и поэтому спрашивали у кукушки, кому сколько лет жить. Ныне в Живого никто не верит и мало кто про него слыхивал, а про года у кукушки спрашивают.
- Было у наших предков верование в загробную жизнь. Покойников своих они закапывали в землю, совершали пиры-тризны, т.е. поминки: боролись, скакали, бегали наперегонки. В знак печали родственники и друзья царапали себе лицо и грудь, наносили себе раны ножом. Жена нередко после смерти мужа убивала себя, чтобы быть с ним и на том свете.
- Жило поверье, что души умерших людей и после смерти имеют заботу о своих родичах и поэтому молились им. Молились Щуру или Чуру, что значит дед, прадед. Отсюда сохранилось выражение «Чур меня!», что значит призыв к защите.
- Верили славяне и в предзнаменование, в то, что боги разными приметами дают людям возможность узнать будущее. Отсюда берет свое начало обычай гаданий. Людей, умевших объяснять знамения, называли волхвами, кудесниками, ведунами, ведьмами.
- При своей беспокойной жизни славяне, однако, не бросали землю, а пахали пашню и сеяли хлеб. Кроме земледелия жили и промыслами: ловили рыбу, били зверя лесного, пасли скот, занимались бортничеством, торговали с соседними народами.
- Торг славяне вели хлебом, шкурами звериными, воском, медом. Покупали же славяне шелковые ткани, золото, кружева, лакомства, вина у греческих купцов; бисер, драгоценные камни, сафьян, сабли, ковры, пряности у хазар и арабов. С Варяжского моря привозили янтарь. Торг вели не сухопутьем, а больше реками.
- На поле, где сражались наши предки и потом торжествовали победу или славили смерть погибших товарищей, можно было видеть истинный характер славян лучше всего.
- Вооружение славян составляли: копья, луки со стрелами (иногда пропитанными ядом), круглые деревянные щиты. Мечи и вообще железное оружие было большой редкостью. На войне славяне отличались необыкновенной жестокостью. Но по окончании войны с пленниками обращались гуманно и спустя некоторое время отпускали их на волю. Славяне очень любили знамена и думали, что в военное время они святее идолов.
- Наши предки умели наслаждаться музыкой, играли на гуслях, кифарах. С музыкой рождалось и стихотворство. Одни песни народные славили мужество и память великих предков, другие уводили от житейских горестей. Пожалуй, народные песни о старине, былины могут дать ответ на вопрос: «Откуда есть пошла русская земля?»
- Все тяжелее нашим предкам становилось жить разрозненно. Между славянскими племенами не было согласия. Некоторые племена, решив, что добра от этого не видать, приняли решение пригласить князя из чужих, чтобы своим не потакал. Велено было послам отправиться за море с такой речью: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите к нам княжить и владеть нами».
- В Киеве ясном и пасмурном Суздале
В холмной Москве и болотистом Питере,
Сжав топоры, внедряясь в боры,
Строили наши прародичи Русь.
Строили долго, с умом и без устали,-
22. Ворога выгнав и зверя повытуря,
Чащу паля, двигались дальше под пламень и хруст.
Вышки, избушки, соборы и звонницы
В пестром письме, в резной бахроме,
В светлых трезвонах… Так строилась Русь.
Спасибо за внимание.
Продолжить тему нашей встречи предлагаю, играя.
Игра «Что? Где? Когда?» «Русь загадочная» также посвящена истории нашей матушки-Руси.
Ведь как сказал Ник. Григ. Чернышевский: «Можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная истории»
Представляю наших участников:
1 команда – ПрокопенкоВ., Ряполов А., Букулиева З.,
Гаджиева А., Ваняшин М., Лобаченко К.
2 команда – Ряполов С., Фроленко Я., Савченкова К.,
Садченко Р., Клименко М., Ласенко Л.
Наших уважаемых гостей попросим занять место жюри:
Условия игры | Игра состоит из чертовой дюжины заданий. Сколько заданий будет в игре? (13) Задание дается одновременно двум командам. Преимущество у команды, первой ответившей на вопрос. За правильный ответ присуждается 7 баллов. Почему я выбрала именно это число? Итак, игра, посвященная истории, быту, традициям, обрядам нашей матушки Руси, начинается. Желаю вам удачи! |
Задание 1 | «Хлеб-соль, гости дорогие!» - так принято на Руси встречать гостей. На новоселье гости являлись обязательно с хлебом и солью. Какое значение придавали наши предки этим продуктам? Наши предки верили, что хлебом-солью прогоняется злой дух. Хлеб-соль означали пожелание обилия и благополучия |
Задание 2 | В 16-17 в.в. у русских сохранялся обычай, кроме христианского имени давать различные прозвища, которые переходили в фамилии потомков: Первый, Смирный, Третьяк, Шестак. Любопытно, что у человека иногда было 3 имени: 1 прозвище и 2 крестильных имени Зачем человеку во время крестин давали 2 имени? Одно имя было известно всем, другое тайное – только духовному лицу, самым близким и тому, кто его носил. Этот обычай был вызван суеверным страхом, что лихие люди, зная имя человека, могут испортить его колдовством |
Задание 3 | В средние века на Руси для помола зерна научились использовать силу воды и ветра. Мельница – сложное и дорогое сооружение. Их строили сообща и использовали по очереди. С этим связана известная пословица. Вспомните ее. Мели Емеля – твоя неделя. |
Задание 4 | Плечи – рамена, шея – выя, щеки – ланиты. Уважаемые знатоки, я ничего не выдумала. Не верите – проверьте в словаре В.И.Даля. Внимание, вопрос: «Если длани побывали у женщины, имеющей внуков, то чем внуки питались и чем занимались?» - Ладушки – ладушки, где были? – У бабушки! - Что ели? – Кашку! Что пили? – Бражку! - Полетели, полетели, на головушку сели! |
Задание 5 | Раньше на Руси был распространен ивовый промысел: из ивы делали дуги, полозья саней, коромысла, колеса. Ивовые прутья и кора широко использовались для плетения. А какой товар из ивы был самым ходовым? Розги, которыми наказывали нерадивых учеников в стародавние времена на Руси. «Розга хоть нема, да придаст ума» - говорили учителя. |
Задание 6 | Второй родился в Рязани, третий в Ростове, в семье священника Леонтия. Все они состояли на службе государства российского в одно время. А где родился первый? В городе Муроме, в селе Карачарове родился Илья по прозвищу Муромец, а речь, конечно же, о русских богатырях – Илье Муромце, Добрыне – Никитиче и Алеше Поповиче. |
Задание 7 | А этот вопрос, в отличие от предыдущего – о женщинах. Вот послушайте: На юге эти женщины были более привлекательными, нередко – молодыми вдовами; на севере – старые, толстые, как кадушка, бабы с седыми космами. Всех их одновременно можно было увидеть в окрестностях города Киева. А где именно? Кто эти женщины? Под Киевом, на Лысой горе. Именно там можно было наблюдать шабаш ведьм. |
Задание 8 | В благородном пансионе, где учился один из величайших русских поэтов, должность эконома занимал Александр Яковлевич Дуссет. Лишь у него одного в пансионе все графы о прохождении военной службы были заполнены до отказа: участник Отечественной войны 1812 года, Георгиевский кавалер. Этот человек, бывший к тому же превосходным рассказчиком, запал в память будущему поэту. Скажите, как в одном из своих известнейших произведений поэт обращается к герою, прототипом которого послужил Александр Яковлевич Дуссет? М.Ю.Лермонтов написал известное вам «Бородино», которое начинается обращением: «Скажите, дядя, ведь не даром…» |
Задание 9 | Из 19 века перенесемся в седую старину. Люди ее искали с давних времен, но в итоге пришли к выводу: « И твоя она, и моя она, и везде она, а нигде нет ее». Но уже в 11 веке любой желающий мог найти ее в суде. Причем не какую-нибудь, а именно свою, русскую. Назовите и вы ее. Это правда. «Русская правда» - древнейший русский памятник права, созданный Ярославом Мудрым |
Задание 10 | Если верить людям, домом этого убийцы могло считаться гнездо на 12 дубах, расположенных возле первой из дорог. Продемонстрируйте излюбленное оружие этого злодея. Соловей – разбойник, а его излюбленное оружие – свист. |
Задание 11 | Издавна Русь славилась своими праздниками. Рождество, Троица, Покров, Пасха… Традиционно на Руси праздники проходили весело, с играми, забавами. Как известно, в ночь на Ивана- Купалу молодые люди прыгали через костер. Однако нередко купальский костер заменяли кучей стеблей некоего растения. Уважаемые знатоки, скажите, какого? Это были стебли крапивы. |
Задание 12 | Пришел черед 12 вопросу, вот он: В середине 19 века военный генерал – губернатор Петербурга прославился тем, что был скор на расправу. Во время его управления людей то и дело упрятывали за решетку, в полицейский карцер, прозванный в народе по его фамилии. Назовите фамилию генерал – губернатора. Карцер назывался кутузкой, а генерал-губернатора – Павел Васильевич Кутузов. |
Задание 13 | И, наконец, последний 13 вопрос: Русский народ всегда умел веселиться. Правда, иногда случалось непредвиденное. Что делали на Руси в домах, когда начиналась драка или разгульное застолье? Если веселье переходило разумные грани, или более того – начиналась драка – из дома выносили иконы, образа. Отсюда и выражение – «Хоть святых выноси!» |
Подведение итогов, награждение победителей | |
Заключительное слово учителя | Закончилась наша игра. Было задано 13 вопросов. И неважно, что на некоторые из них наши знатоки не смогли дать правильные ответы. Не результат – наш главный итог. Главное, что за время нашего общения мы многое узнали, причем не с помощью зубрежки, а играючи – в самом хорошем смысле этого слова. |
1 команда «…………………..» | 2 команда «……………………» | |
Задание 1 (хлеб-соль) | ||
Задание 2 (3 имени) | ||
Задание 3 (мельница) | ||
Задание 4 (ладушки) | ||
Задание 5 (ивовый промысел) | ||
Задание 6 (богатыри) | ||
Задание 7 (ведьмы) | ||
Задание 8 (Бородино) | ||
Задание 9 (правда) | ||
Задание 10 (Соловей-разбойник) | ||
Задание 11 (Иван-Купала) | ||
Задание 12 (Кутузов) | ||
Задание 13 (веселье) | ||
Общий итог |
Предварительный просмотр:
Русь загадочная
Игра «Что? Где? Когда?» для уч-ся 9 классов
Цель: расширение кругозора уч-ся;
привитие интереса к изучению родной истории;
развитие коммуникативных качеств уч-ся.
Ход занятия:
Вступительное слово учителя. | Добрый день дорогие друзья! Сегодня у нас интересная встреча с загадочными вопросами, на которые, я уверена, вы ответите. Игра «Что? Где? Когда? Русь загадочная» посвящена истории нашей матушки России. Ведь не зная прошлого страны, в которой живешь, нельзя считать себя по-настоящему образованным человеком |
Представление команд, жюри | |
Условия игры | Игра состоит из чертовой дюжины заданий. Сколько заданий будет в игре? (13) Задание дается одновременно двум командам. Преимущество у команды, первой ответившей на вопрос. За правильный ответ присуждается 7 баллов. Почему я выбрала именно это число? Итак, игра, посвященная истории, быту, традициям, обрядам нашей матушки Руси, начинается. Желаю вам удачи! |
Задание 1 | «Хлеб-соль, гости дорогие!» - так принято на Руси встречать гостей. На новоселье гости являлись обязательно с хлебом и солью. Какое значение придавали наши предки этим продуктам? Наши предки верили, что хлебом-солью прогоняется злой дух. Хлеб-соль означали пожелание обилия и благополучия |
Задание 2 | В 16-17 в.в. у русских сохранялся обычай, кроме христианского имени давать различные прозвища, которые переходили в фамилии потомков: Первый, Смирный, Третьяк, Шестак. Любопытно, что у человека иногда было 3 имени: 1 прозвище и 2 крестильных имени Зачем человеку во время крестин давали 2 имени? Одно имя было известно всем, другое тайное – только духовному лицу, самым близким и тому, кто его носил. Этот обычай был вызван суеверным страхом, что лихие люди, зная имя человека, могут испортить его колдовством |
Задание3 | В средние века на Руси для помола зерна научились использовать силу воды и ветра. Мельница – сложное и дорогое сооружение. Их строили сообща и использовали по очереди. С этим связана известная пословица. Вспомните ее. Мели Емеля – твоя неделя. |
Задание 4 | Плечи – рамена, шея – выя, щеки – ланиты. Уважаемые знатоки, я ничего не выдумала. Не верите – проверьте в словаре В.И.Даля. Внимание, вопрос: «Если длани побывали у женщины, имеющей внуков, то чем внуки питались и чем занимались?» - Ладушки – ладушки, где были? – У бабушки! - Что ели? – Кашку! Что пили? – Бражку! - Полетели, полетели, на головушку сели! |
Задание 5 | Раньше на Руси был распространен ивовый промысел: из ивы делали дуги, полозья саней, коромысла, колеса. Ивовые прутья и кора широко использовались для плетения. А какой товар из ивы был самым ходовым? Розги, которыми наказывали нерадивых учеников в стародавние времена на Руси. «Розга хоть нема, да придаст ума» - говорили учителя. |
Задание 6 | Второй родился в Рязани, третий в Ростове, в семье священника Леонтия. Все они состояли на службе государства российского в одно время. А где родился первый? В городе Муроме, в селе Карачарове родился Илья по прозвищу Муромец, а речь, конечно же, о русских богатырях – Илье Муромце, Добрыне – Никитиче и Алеше Поповиче. |
Задание 7 | А этот вопрос, в отличие от предыдущего – о женщинах. Вот послушайте: На юге эти женщины были более привлекательными, нередко – молодыми вдовами; на севере – старые, толстые, как кадушка, бабы с седыми космами. Всех их одновременно можно было увидеть в окрестностях города Киева. А где именно? Кто эти женщины? Под Киевом, на Лысой горе. Именно там можно было наблюдать шабаш ведьм. |
Задание 8 | В благородном пансионе, где учился один из величайших русских поэтов, должность эконома занимал Александр Яковлевич Дуссет. Лишь у него одного в пансионе все графы о прохождении военной службы были заполнены до отказа: участник Отечественной войны 1812 года, Георгиевский кавалер. Этот человек, бывший к тому же превосходным рассказчиком, запал в память будущему поэту. Скажите, как в одном из своих известнейших произведений поэт обращается к герою, прототипом которого послужил Александр Яковлевич Дуссет? М.Ю.Лермонтов написал известное вам «Бородино», которое начинается обращением: «Скажите, дядя, ведь не даром…» |
Задание 9 | Из 19 века перенесемся в седую старину. Люди ее искали с давних времен, но в итоге пришли к выводу: « И твоя она, и моя она, и везде она, а нигде нет ее». Но уже в 11 веке любой желающий мог найти ее в суде. Причем не какую-нибудь, а именно свою, русскую. Назовите и вы ее. Это правда. «Русская правда» - древнейший русский памятник права, созданный Ярославом Мудрым |
Задание 10 | Если верить людям, домом этого убийцы могло считаться гнездо на 12 дубах, расположенных возле первой из дорог. Продемонстрируйте излюбленное оружие этого злодея. Соловей – разбойник, а его излюбленное оружие – свист. |
Задание 11 | Издавна Русь славилась своими праздниками. Рождество, Троица, Покров, Пасха… Традиционно на Руси праздники проходили весело, с играми, забавами. Как известно, в ночь на Ивана- Купалу молодые люди прыгали через костер. Однако нередко купальский костер заменяли кучей стеблей некоего растения. Уважаемые знатоки, скажите, какого? Это были стебли крапивы. |
Задание 12 | Пришел черед 12 вопросу, вот он: В середине 19 века военный генерал – губернатор Петербурга прославился тем, что был скор на расправу. Во время его управления людей и дело упрятывали за решетку, в полицейский карцер, прозванный в народе по его фамилии. Назовите фамилию генерал – губернатора. Карцер назывался кутузкой, а генерал-губернатора – Павел Васильевич Кутузов. |
Задание 13 | И, наконец, последний 13 вопрос: Русский народ всегда умел веселиться. Правда, иногда случалось непредвиденное. Что делали на Руси в домах, когда начиналась драка или разгульное застолье? Если веселье переходило разумные грани, или более того – начиналась драка – из дома выносили иконы, образа. Отсюда и выражение – «Хоть святых выноси!» |
Подведение итогов, награждение победителей | |
Заключительное слово учителя | Закончилась наша игра. Было задано 13 вопросов. И неважно, что на некоторые из них наши знатоки не смогли дать правильные ответы. Не результат – наш главный итог. Главное, что за время нашего общения мы многое узнали, причем не с помощью зубрежки, а играючи – в самом хорошем смысле этого слова. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...". Урок по литературе в 7 классе.
Данный урок проводится после завершения темы "Былины" в форме игры КВН....
Урок литературы в 6 классе по теме "Былины. "Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой"
Урок литературы в 6 классеТип урока: обобщение и закрепление материалаТема урока: Былины. Б...
Урок в 6 классе "Преданья старины глубокой"
Урок с привлечением краеведческого материала и музейных экспозиций....
Предания старины глубокой
Данное внеклассное мероприятие охватывает большой материал при изучении темы "Финно-угорские народы". Обучающиеся в ходе изучения курса "История и культура народов Марий Эл" воспринимают народный фоль...
Открытый урок по технологии "Преданья старины глубокой"
Постепенно забываются старинные песни, обряды, обычаи. Сегодня на уроке мы поговорим о них. Может быть, вам кое-что запомнится, а потом вы расскажите своим детям, споете колыбельную, загадаете з...
Творческий тренинг "Преданья старины глубокой"
Тренинг для юных журналистов....
Внеклассное мероприятие "Преданья старины глубокой""
В материале представлены задания для проведения внеклассного мероприятия по литературе для 5-6 классов....