"Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...". Урок по литературе в 7 классе.
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Толстоброва Наталья Валерьевна

Данный урок проводится после завершения темы "Былины" в форме игры КВН.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvn_byliny.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…»

Урок литературы в 7 классе.

Цели урока:

Познавательная: углубить представление учащихся о былинах как произведении народного творчества, о русских богатырях.

Развивающая: формировать  у школьников исторические представления; учить правильно и выразительно читать былины. 

Воспитательная: воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Тип урока: урок-игра (КВН).

Оборудование урока:

Былины (разные издания).

Картина Васнецова В. М. “Богатыри”.

Предварительное задание: каждой команде составить  кроссворд по теме «Былины»;

изучить дополнительный материал о сказителях былин;

прочитать былины.

Ход урока.

Как во малом во городе во Верхотурье

Собрано-то силушки черным-черно.

Там встречаются две рати богатырские.

Как одна-то дружинушка славная,

А другая-то дружина славнейшая.

Ой да вышли те дружины не на смертный бой, а на потеху,

На потеху себе и боярыням.

Уж боярыни вы солнцеликие,

Солнцеликие да чернобровые,

Не прогневайтесь на уменьице,

На мало уменье да стараньице.

Вы судите нас по чести, по совести,

Не с пристрастием, а с любовию.

Обращение к учащимся.

Ой вы гой еси, добры молодцы и молодушки!

Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую да складную.

  1. Представление команд.

Пожалуйста, представьтесь, дружинушки. (название, девиз, эмблема)

  1. Разминка.

Чтобы определить, чья дружина первой начнет потешный бой, отгадайте мои вы «загадочки».

  1. Узнайте былину по строчкам:
  • Говорили мужички ему черниговски:

Ты удаленький дородний добрый молодец,

Ай ты славный богатырь святорусский,

Прямоезжая дорожка заколодела,

Заколодела дорожка, замуравела.

                        («Илья Муромец и Соловей-разбойник»)

  • Повернулся он левым зверем,

Поскочил по сырой земли по темну лесу,

Заворачивал куниц, лисиц

И диких зверей, черных соболей.   («Вольга»)

  • Государь, князь Владимир киевский Всеслаевич!

Отпусти нас в чисто поле,

Мы тебе, государю,

Прямые вести отведаем…      («Богатырское слово»)

  1. О ком идет речь?
  • Из того ли-то из горда из Мурома,

Из того села да с Карачарова

Выезжал удаленький дородний добрый молодец.

                                  (Илья Муромец)

  • И рос богатырь до пяти годков,

Пошел богатырь по сырой земле;

Мать сыра-земля сколыбалася,

Звери в лесах разбежалися.        (Вольга)

  • Ай как только он ходил по честным пирам,

Спотешал как он да купцей, бояр,

Веселил как он их на честных пирах.      (Садко).

  1. Перед вами ряд слов, к которым нужно подобрать эпитеты, используемые в былинах.

1 команда

2 команда

Лук                           каленая

Стрела                     звериная

Рогатина                  разрывчатый

Щит                         слоновый

Береза                  лазоревые

Цветы                   темные

Леса                      покляпые

Поля                     чистые

В разминке победила команда ….., поэтому ей и начинать бой.

Итак, в бой.

  1. Состязание теоретиков.

- Кто из вас наиболее полно даст определение термину «былина»?        

- А от кого мы узнали о былинах? Конечно же от ученых, которые их собирали.

Сообщения об ученых-собирателях фольклора и сказителях.

  1. Конкурс чтецов-сказителей.

Былины обладали особым напевным ритмом. Исполнялись часто старцами под гусли. А из вас кто желает помериться силой?

Заиграл гусляр поумильному,

Заиграл гусляр да поуныльному,

И слушатели все да призаслушались.

  1. Художественный конкурс.

Перед вами картина В.Васнецова «Богатыри» и карточки с описанием характера. Определите характер каждого из богатырей.

  1. Решение кроссвордов.

Команды обмениваются кроссвордами, которые составляли заранее, отгадывают их.

Подведение итогов урока.

Запись домашнего задания (на выбор):

  • написать хвалебные слова соперникам былинным стихом;
  • сочинить синквейн;
  • нарисовать иллюстрации к былине.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 классе по теме "Былины. "Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой"

Урок литературы в 6 классеТип урока: обобщение и закрепление материалаТема урока:                    Былины. Б...

Литературно-музыкальная композиция "Дела давно минувших дней""

Литературно-музыкальная композиция «Дела давно минувших дней»...

"ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ"

Сценарий музыкально-литературной композиции, посвященной 200 летию войны 1812 года...

Дела давно минувших дней

Дела давно минувших дней...

Историко-краеведческий вечер: «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». ( страницы прошлого нашего города).

познакомить учащихся с историей своего города, народа, воспитание чувства гордости за дела своей страны, пробудить интерес к истории своего края....

Внеклассное мероприятие в 5 классе по литературе. «Дела давно минувших лет, преданье старины глубокой…»

Литературия – это целый мир, неизведанная страна, которую ещё никто не исходил от края и до края. А когда человек попадает в незнакомую местность, ему помогает карта «Преданье старины глуб...

Конспект урока музыки «Дела давно минувших дней…».

Рассмотреть воплощение победы добра над злом в опере М. Глинки «Руслан и Людмила»; познакомиться с жанром арии;Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с форм...