"Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...". Урок по литературе в 7 классе.
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Данный урок проводится после завершения темы "Былины" в форме игры КВН.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvn_byliny.docx | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…»
Урок литературы в 7 классе.
Цели урока:
Познавательная: углубить представление учащихся о былинах как произведении народного творчества, о русских богатырях.
Развивающая: формировать у школьников исторические представления; учить правильно и выразительно читать былины.
Воспитательная: воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Тип урока: урок-игра (КВН).
Оборудование урока:
Былины (разные издания).
Картина Васнецова В. М. “Богатыри”.
Предварительное задание: каждой команде составить кроссворд по теме «Былины»;
изучить дополнительный материал о сказителях былин;
прочитать былины.
Ход урока.
Как во малом во городе во Верхотурье
Собрано-то силушки черным-черно.
Там встречаются две рати богатырские.
Как одна-то дружинушка славная,
А другая-то дружина славнейшая.
Ой да вышли те дружины не на смертный бой, а на потеху,
На потеху себе и боярыням.
Уж боярыни вы солнцеликие,
Солнцеликие да чернобровые,
Не прогневайтесь на уменьице,
На мало уменье да стараньице.
Вы судите нас по чести, по совести,
Не с пристрастием, а с любовию.
Обращение к учащимся.
Ой вы гой еси, добры молодцы и молодушки!
Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую да складную.
- Представление команд.
Пожалуйста, представьтесь, дружинушки. (название, девиз, эмблема)
- Разминка.
Чтобы определить, чья дружина первой начнет потешный бой, отгадайте мои вы «загадочки».
- Узнайте былину по строчкам:
- Говорили мужички ему черниговски:
Ты удаленький дородний добрый молодец,
Ай ты славный богатырь святорусский,
Прямоезжая дорожка заколодела,
Заколодела дорожка, замуравела.
(«Илья Муромец и Соловей-разбойник»)
- Повернулся он левым зверем,
Поскочил по сырой земли по темну лесу,
Заворачивал куниц, лисиц
И диких зверей, черных соболей. («Вольга»)
- Государь, князь Владимир киевский Всеслаевич!
Отпусти нас в чисто поле,
Мы тебе, государю,
Прямые вести отведаем… («Богатырское слово»)
- О ком идет речь?
- Из того ли-то из горда из Мурома,
Из того села да с Карачарова
Выезжал удаленький дородний добрый молодец.
(Илья Муромец)
- И рос богатырь до пяти годков,
Пошел богатырь по сырой земле;
Мать сыра-земля сколыбалася,
Звери в лесах разбежалися. (Вольга)
- Ай как только он ходил по честным пирам,
Спотешал как он да купцей, бояр,
Веселил как он их на честных пирах. (Садко).
- Перед вами ряд слов, к которым нужно подобрать эпитеты, используемые в былинах.
1 команда | 2 команда |
Лук каленая Стрела звериная Рогатина разрывчатый Щит слоновый | Береза лазоревые Цветы темные Леса покляпые Поля чистые |
В разминке победила команда ….., поэтому ей и начинать бой.
Итак, в бой.
- Состязание теоретиков.
- Кто из вас наиболее полно даст определение термину «былина»?
- А от кого мы узнали о былинах? Конечно же от ученых, которые их собирали.
Сообщения об ученых-собирателях фольклора и сказителях.
- Конкурс чтецов-сказителей.
Былины обладали особым напевным ритмом. Исполнялись часто старцами под гусли. А из вас кто желает помериться силой?
Заиграл гусляр поумильному,
Заиграл гусляр да поуныльному,
И слушатели все да призаслушались.
- Художественный конкурс.
Перед вами картина В.Васнецова «Богатыри» и карточки с описанием характера. Определите характер каждого из богатырей.
- Решение кроссвордов.
Команды обмениваются кроссвордами, которые составляли заранее, отгадывают их.
Подведение итогов урока.
Запись домашнего задания (на выбор):
- написать хвалебные слова соперникам былинным стихом;
- сочинить синквейн;
- нарисовать иллюстрации к былине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 6 классе по теме "Былины. "Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой"
Урок литературы в 6 классеТип урока: обобщение и закрепление материалаТема урока: Былины. Б...
Литературно-музыкальная композиция "Дела давно минувших дней""
Литературно-музыкальная композиция «Дела давно минувших дней»...
"ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ"
Сценарий музыкально-литературной композиции, посвященной 200 летию войны 1812 года...
Дела давно минувших дней
Дела давно минувших дней...
Историко-краеведческий вечер: «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». ( страницы прошлого нашего города).
познакомить учащихся с историей своего города, народа, воспитание чувства гордости за дела своей страны, пробудить интерес к истории своего края....
Внеклассное мероприятие в 5 классе по литературе. «Дела давно минувших лет, преданье старины глубокой…»
Литературия – это целый мир, неизведанная страна, которую ещё никто не исходил от края и до края. А когда человек попадает в незнакомую местность, ему помогает карта «Преданье старины глуб...
Конспект урока музыки «Дела давно минувших дней…».
Рассмотреть воплощение победы добра над злом в опере М. Глинки «Руслан и Людмила»; познакомиться с жанром арии;Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с форм...