Урок литературы в 6 классе по теме "Былины. "Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой"
методическая разработка по литературе (6 класс)
Урок литературы в 6 классе
Тип урока: обобщение и закрепление материала
Тема урока:
Былины. Былинные герои.
«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя образовательная школа № 2»
Урок литературы в 6 классе по теме «БЫЛИНЫ»
с использованием компьютерной поддержки
Учитель
русского языка и литературы
I квалификационной категории
Сидоренко Галина Ибрагимовна
г. Мегион, 2011г.
Содержание урока литературы в 6 классе
«Былины»
Определите средства выразительности.ppt
Урок литературы в 6 классе
Тип урока: обобщение и закрепление материала
Тема урока:
Былины. Былинные герои.
«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»
Цели:
- Обобщить знания о былине, ее языке, построении и героях; закрепить знания об отличии и сходстве былины и сказки.
- Совершенствовать умения анализировать художественное произведение, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- Воспитание патриотических чувств, нравственных качеств на примере былинных героев.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, интерактивная доска (или экран). (Картины Васнецова, звукозапись исполнения былины, таблицы на слайдах, тесты, определение и кроссворд в интерактивном режиме).
Ход урока:
1. Актуализация
Побудительная мотивация
Звучит отрывок из былины в песенном исполнении, слайд «Гусляры», «Баян» Васнецова.
- Какое произведение вы услышали? БЫЛИНЫ
- Кого вы увидели на слайдах? Исполнители былин, гусляры, т.к. былины исполняли на гуслях - пели.
-Что необычного в этих песнях? напевность, особенный ритм, повторение отдельных слов.
-Что же называется « былиной»? (определение в интерактивном режиме)
Алёша Попович, Илья Муромец…. (Добрыня Никитич, Микула Селянинович, Святогор)
-Кто это? Продолжите ряд. Кто вам известен еще?
учитель зачитывает строки из былин
«Узнай героя»
- И он вез-то Соловья да в чисто поле,
И он срубил ему да буйну голову. (Илья Муромец)
- На своей ли кобыле соловенькой
Приехал ко сошке кленовенькой.
Он брал-то сошку одной рукой,
Сошку из земли он повыдернул. (Микула Селянинович)
- Как ухватит он за колпак да земли греческой,
Он шибнет во Змею да во проклятую –
Он отшиб Змеи двенадцать да всех хоботов. (Добрыня Никитич)
-В одной из былин говорится:
Высоки горы Сорочинские,
Темны леса Брянские,
Черны грязи Смоленские,
Быстры-светлы реки русские.
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
- Сегодня заключительный урок по изученным были нам, как бы вы предложили озаглавить урок, сформулируйте его тему:
«Былинные богатыри», «Могучие богатыри славной Руси».
Учитель предлагает проблемный вопрос:
« Кому из былинных богатырей вы бы поставили памятник?»
Сообщение темы и целей урока
2. Применение знаний в стандартной ситуации
-Рассмотрите картину Васнецова «Богатыри», кого вы увидели? Что можете о них рассказать? Соотнесите характерные черты героев и их имена.
На экране интерактивное задание на соответствие (характерные черты - имя богатыря).
Какие же черты вобрали в себя былинные герои?
Обобщение:
Богатыри – собирательные образы, т.е. образы, в которых народ воплотил доброту, силу, храбрость, выносливость, мудрость, смекалку, чувство собственного достоинства – все, что хотел видеть в защитниках Родины, богатырь – идеальный герой, воин-патриот.
- Скажите, с каким жанром УНТ схожа былина? (со сказкой)
- Что общего былины и сказки, а в чем отличие?
На слайде после высказываний детей появляются записи о различиях и сходствах.
Сказка | Былина |
1. Сказка – художественный фантастический рассказ волшебного или бытового характера. | 1. Описание подвигов богатырей. |
2. Главная черта-вымысел, фантастика. | 2. Былина отражает историческую реальность, но ей не свойственна точная передача исторических фактов. |
3. Сказка – прозаическая форма, сказки «сказывали» | 3. Былины – песенно-стихотворная форма, их пели или «сказывали» под гусли. |
4. Сказка-произведение развлекательного и поучительного характера. | 4. Былина – возвеличивание Руси, прославление ее героического прошлого. |
Общее
|
Интерактивное задание на определение постоянных эпитетов.
Слайд с текстами 1и 2 вариантов на определение средств выразительности речи:
-Прочитайте выразительно, о ком идет речь в отрывках? Какие подвиги богатырей описаны?
Тут оратай-оратаюшко На своей ли кобылке соловенькой Приехал ко сошке кленовенькой. Он брал-то ведь сошку одной рукой, Сошку из земли он повыдернул… | Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый, Во свои берет во белы он ручушки. Он тетивочку шелковеньку натягивал, А он стрелочку калёную накладывал, То он стрелил в того Соловья-разбойника Ему выбил право око со косицею…, |
Дети отмечают эпитеты, гиперболу, уменьшительные суффиксы.
Проверяем на слайдах.
Обобщение:
-С какой целью используются данные средства выразительности?
(показать богатырскую силу героев, высказывается отношение народа к героям).
3. Творческое задание (применение знаний в незнакомой ситуации)
Картина «Богатыри»
Дифференцированное задание.
1.Составить и записать «богатырский» словарь (меч булатный, палица, копьё, сапоги сафьяновые, тугой лук разрывчатый, стрелы каленые, шлем, кольчуга, конь вороной, богатырский и т.д.).
2. Придумать небольшой диалог с «богатырской» лексикой*.
Проверка устно.
Так какому былинному герою вы бы поставили памятник?
(дети высказывают свое отношение к былинным героям)
Учитель обобщает:
-Наверное, поставить памятник одному былинному герою – умалять достоинства других, не уступающим в силе доблести и славе. Памятник нужно поставить русскому слову в честь русской былины, который запечатлел образы всех былинных героев, защищавших родную землю от врагов, пахавших пашню, совершавших самые разные подвиги.
4. Проверка усвоения материала
Интерактивный кроссворд
- Древнее название былины (старины)
- Вступление, где обозначаются время и место действия: «Как во славном городе во Киеве…» (зачин).
- Художественный приём: «с горы на гору стал перескакивать, с холма на холмы перемахивать…»(гипербола)
- Средства выразительности: «старыя казак», «дороженька окольная» (эпитеты)
- Устаревшее название пахаря (оратай)
- Имя богатыря, сразившегося со Змеем. (Добрыня)
- Средство выразительности: «У оратая кобыла ступью пошла…у оратая кобыла грудью пошла…» (повторы)
Ученики записывают правильные ответы в тетрадь, проверяем с зкрана.
Итог урока: оценивание детей друг друга о работе на уроке.
R (рефлексия): Какие надписи вы бы оставили на придорожном камне?
(Н-р: Читайте былины: в них народ учит быть любить и защищать Родину.
Изучение былин помогает понять историю русского народа.
Былинные богатыри учат нас быть добрыми, сильным, смелыми.
Язык былин помогает услышать живую народную речь.)
Д/З: Написать былину, используя былинную лексику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...". Урок по литературе в 7 классе.
Данный урок проводится после завершения темы "Былины" в форме игры КВН....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/17/picture-65753-1379414832.jpg)
Урок в 6 классе "Преданья старины глубокой"
Урок с привлечением краеведческого материала и музейных экспозиций....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/11/picture-591720-1423672961.jpg)
Историко-краеведческий вечер: «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». ( страницы прошлого нашего города).
познакомить учащихся с историей своего города, народа, воспитание чувства гордости за дела своей страны, пробудить интерес к истории своего края....
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/10/picture-1261101-1623340942.jpg)
Внеклассное мероприятие в 5 классе по литературе. «Дела давно минувших лет, преданье старины глубокой…»
Литературия – это целый мир, неизведанная страна, которую ещё никто не исходил от края и до края. А когда человек попадает в незнакомую местность, ему помогает карта «Преданье старины глуб...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/10/picture-1353116-1633849777.jpg)
Конспект урока музыки «Дела давно минувших дней…».
Рассмотреть воплощение победы добра над злом в опере М. Глинки «Руслан и Людмила»; познакомиться с жанром арии;Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с форм...