Открытый урок по технологии "Преданья старины глубокой"
методическая разработка по технологии (8 класс) по теме

 

Постепенно забываются старинные песни, обряды, обычаи. Сегодня на уроке мы поговорим о них. Может быть, вам кое-что запомнится, а потом вы расскажите своим детям, споете колыбельную, загадаете загадку – и вот снова заживет новой жизнью культура русского народа, дошедшая до нас из глубины веков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по технологии25.61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок технологии в 8 – 9 классах

Тема: «Преданья старины глубокой»

Цели урока: 1. Расширить знания учащихся о старинных русских песнях, пословицах,

                                    поговорках, об обычаях и культуре русского народа;

                                2. Воспитывать у учащихся уважение к русской культуре;

                                3. Развивать у учащихся желание к выполнению художественно-прикладных

                                     работ в русских народных традициях.

Оборудование урока: на доске тема урока (буквы вырезаны из цветной бумаги), русские

                                                      сарафаны

                                                      для девочек, рисунки и плакаты с русской национальной одеждой,

                                                      старинные женские рубахи с вышивкой, старинный рушник, буханка

                                                      хлеба,  соль в солонке, самовар, заранее приготовленная выпечка.

Эпиграф:  «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета, достойно

                          завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем

                          культурном прошлом, о наших традициях, наших памятниках, литературе, языке,

                          живописи …»

                                                                                                              И.С. Лихачев

 

«Пусть ведают

Потомки православных

Страны своей

Минувшую судьбу, …»

                                   А.С. Пушкин

Ход урока.

Вступительная беседа учителя.

      Совсем недавно наша страна называлась СССР. И на Украине, и в Белоруссии, в Казахстане и в Киргизии, в Прибалтийских странах видно уважительное отношение людей к своей национальной культуре. На Украине, например, можно часто встретить людей в национальных костюмах. В Казахстане люди с гордостью, не стесняясь, ходят в стеганных халатах, меховых шапках, в сапогах даже летом. К большому сожалению, в России не принято ходить в национальной одежде. Ее можно увидеть только в музее, на картинке или во время выступления фольклорных ансамблей. Постепенно забываются старинные песни, обряды, обычаи. Сегодня на уроке мы поговорим о них. Может быть, вам кое-что запомнится, а потом вы расскажите своим детям, споете колыбельную, загадаете загадку – и вот снова заживет новой жизнью культура русского народа, дошедшая до нас из глубины веков.

     Прочитайте на доске слова великого русского поэта А.С. Пушкина.

Народный фольклор.

     Поэтичны и красивы наши народные песни.

Выходит хоровод девочек, одетый в русские костюмы. Поют русскую народную песню.

Долгоногий журавль                                       В дудочку играют.

На мельницу ездил,                                         Ай-люли, ай-люли

 На мельницу ездил,                                        В дудочку играют.

Диковинку видел.                                             Две сороки-белобоки

Ай-люли, ай-люли                                            Пошли танцевати.

Диковинку видел.                                             Ай-люли, ай-люли

Коза муку мелет,                                            Пошли танцевати.

Козел засыпает,                                              А сова из-за угла

Малые козляточки                                         Ногами топочет,

Муку выгребают.                                           Ногами топочет,

 Ай-люли, ай-люли                                          Головою вертет.

 Муку выгребают.                                          Ай-люли, ай-люли          

А барашки – круты рожки                          Головою вертет.

     Есть у нас задушевные и нежные колыбельные песни, которыми убаюкивали русские женщины своих детей.

Ой-люли, мое дитятко,                                    Ласточки спят все по гнездышкам.

Спи-тко усни, дитя материно.                      Касаточки спят все по кусточкам.

Все ласточки спят                                             Лисицы спят все по кусточкам

И лисицы спят                                                     Куницы спят все по норочкам.

Нашей Настюше                                                Соколы спят все по гнездышкам

Спать велят                                                       Соболи спят, где им вздумается.

Для чего, зачем                                                   Маленькие детки в колыбелях спят.

Настюше не спать?                                          Спи-тко, Настюша, си-тко дитятко родимое.

     Есть и веселые шуточные считалки, потешки, перекликухи. Девочки перекликаются друг с другом.

- Дома ль кум воробей?                                                - Попарила кумушка,

- Дома.                                                                                 Попарила голубушка.

- Что он делает?                                                             Его жар не берет,

- Болен лежит.                                                                 Только сердцу придает.

- Что у него болит?                                                     -  Дома ль кум воробей?          

- Плечики.                                                                        -  Дома.

- Сходи  кума в огород,                                                 - Что он делает?

  Сорви травы гречки,                                                  - Болен лежит.  

  Попарь ему плечики.                                                  - Что у него болит?

       - Попарила кумушка,                                                    - Пяточки.

         Попарила голубушка.                                                 - Сходи  кума в огород,

         Его жар не берет,                                                          Сорви травы мяточки,

  Только сердцу придает.                                               Попарь ему пяточки.

- Дома ль кум воробей?                                                - Попарила кумушка,

- Дома. Болен лежит.                                                     Попарила голубушка.

-  Что у него болит?                                                       Его жар не берет,

  - Животик.                                                                       Только сердцу придает.

-  Сходи  кума в огород,                                                                

    Сорви травы репейник,                                                                      

    Попарь ему животик.

     Есть у нас и смешные переклички.

- Абдул, чего губы надул?                                           - Тит,  иди молотить.

- Кафтан прожег.                                                         -  Брюхо болит.

- А дыра-то большая?                                                 - Тит, иди щи хлебать.

- Один воротник остался.                                         -  Где моя большая ложка?

                 ***                                                                                          ***

- Что везешь?                                                                 - Иван, скажи моей лошади

- Сено.                                                                                       «Тпру»

- Какое сено? Это же дрова.                                      - А сам чего?

- А коли видишь, чего спрашиваешь?                      - Губы замерзли.

     Есть в народном фольклоре считалки.

Шел баран по крутым горам.                                  Заяц белый,

Вырвал травку, положил на лавку.                        Куда бегал?

Кто ее возьмет -                                                          В лес дубовый.

Тот и вон пойдет.                                                        Что там делал?

                                                                                         Лыко драл.

                                                                                         Куда клал?

                                                                                         Под колоду.

                                                                                         Кто брал?

                                                                                         Радион – выйди вон.                                                                                                                                                            

     Пословицы и поговорки дошли до нас с давних времен. Это короткие, простые, но богатые по смыслу изречения. Они складывались народом еще до того, как появилась на Руси грамота. Народ, не умеющий, ни читать, ни писать, как бы создавал свою устную школу. В лучших своих пословицах народ передавал от отцов к сыновьям, от дедов к внукам свои заветные правила жизни, учил детей уму разуму. В народе бытовали сравнения:

Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

                                    ***

Красна речь с поговоркой.

                                  ***

Без углов дом не строится,

Без пословицы речь не молвится.

3. Класс делится на две команды, проводится Конкурс пословиц и поговорок.

- Семь раз отмерь, один раз отрежь.

- На охоту ехать – собак кормить.

- Длинная нитка – ленивая швея.

- Глаза боятся, а руки делают.

- Всякое дело терпеньем одолеть можно.

- Сделал дело, гуляй смело.

- Ленивому всегда праздник.

- Пироги на кустах не растут.

- Под лежачий камень вода не течет.

- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

4. Далее проводится Конкурс загадок.

Бабушка старая, вся белая.                                                            Гусек купается.

Лето придет не глядят на нее.                                                      Из рук не вырывается.

Зима настанет – обнимают ее.                                                      Часто на берег глядит.

                                           (ПЕЧЬ)                                                                                         (КОВШ)

Дуйся – не дуйся,                                                                           Мать толста,

Через голову суйся.                                                                       Дочь красна,

Попляши день деньской                                                              Сын храбер –

И пойдешь на покой.                                                                     Под небеса ушел.

                                     (РУБАШКА)                                                               (ПЕЧЬ, ОГОНЬ, ДЫМ)

5. Национальная одежда. Рассказ учителя и демонстрация.

      Национальная одежда – одна из ярких страниц художественного прошлого народа. В конце 19 начале 20 веков на территории Смоленской губернии существовало два основных комплекта женской крестьянской одежды: сарафанный и поневный. В  свою очередь сарафанный разделялся на два типа: косоклинный и прямой с лифом. Наш Гагаринский район относился в то время к северо-восточным уездам. В этих уездах был распространен тип женской одежды с косоклинным сарафаном. Этот сарафан имеет трапецевидный силуэт, состоит из двух передних и одного заднего полотнища, с обязательным наличием боковых, разной величины клиньев, сильно расширяющих сарафан к низу. Из заднего полотнища выкраивалась и маленькая спинка, переходящая в лямки.

     Сарафаны изготовлялись из домотканины (шерстяной или льняной). Цвета – черный, темно-синий. Сарафаны богато украшались нашивками: ленты, тесьма, позумент, шнуры, пуговицы. Украшался низ сарафана (несколько рядов горизонтальных нашивок), верх (проймы, лямки, спинка), спереди по центру (несколько рядов по вертикали).

     Рубаха – самая важная часть женской одежды. Они шились из льняной домотканины. Основа рубахи (стан) состоит из трех полотнищ.  Полики (плечевые вставки) прямые. Горловина сосборена туго по шее под узкую обшивку, разрез спереди с застежкой на одну пуговицу. Рукава прямые, очень широкие (девиц сравнивали с лебедушкой, поэтому рукава – это крылья) собраны под манжету. Рубахи украшались вышивкой: на поликах, обшивка горловины, верх и низ рукавов. Вышивка более ранняя – геометрические узоры, поздняя – растительный орнамент. Основной цвет вышивки – красный, дополнительные – желтый и синий.

     Головные уборы этого времени очень разнообразны: кокошники, сороки, ряски, повойники, чепцы. В Смоленской губернии распространение получил головной убор «косынка» сшитый из сатина, по краям украшался бусами, стразами, блестками, лентами.

     Важной частью костюма является пояс. На Смоленщине бытовали плетеные из цветных шерстяных нитей пояса (ширина 2 -3 см, повязывались чуть выше талии, концы сбоку).

     Мужской костюм отличался меньшим разнообразием. Он состоял из рубахи косоворотки, которая надевалась поверх штанов и подпоясывалась сплетенным поясом.

6. « Хлеб да соль ». Выступление учащихся с рецептами. Реклама стенной газеты « Крестьянская трапеза » .

     Исстари русский народ считался хлебосольным, то есть гостеприимным. Самыми ценными продуктами для простого человека всегда были хлеб и соль.

(Ученица в русском сарафане выносит на полотенце хлеб-соль, с низким поклоном ставит на стол.)

     Такое уважение к хлебу на Руси объясняется тем, что он был всегда символом не легкого крестьянского труда, благополучия и достатка.

     Русская кухня славится своими мучными и крупяными кушаньями – блинами, кашами, пирогами. Блины олицетворяют собой праздник проводов зимы и встречи весны – масленицу. Для приготовления блинов используют пшеничную, ржаную, гречневую, овсяную, рисовую муку. Предлагаем вашему вниманию несколько рецептов блинов.

       Блины заварные

Тесто: 4 стакана гречневой муки, 2-3 стакана воды, 2 стакана молока, 20-25 г дрожжей, 1 чайная ложка сахара, соль по вкусу.

Приготовление: всыпать в кастрюлю 2 стакана муки, обдать ее 2 стаканами кипятка, хорошо размешать, чтобы не было комков. Когда тесто остынет до температуры парного молока, развести в половине стакана теплой воды дрожжи, влить их в опару, опару хорошо взбить, накрыть полотенцем и поставить в теплое место. Когда опара увеличится в объеме в 2-3 раза, добавить в нее муку, молоко, соль, снова взбить и поставить в теплое место. Как тесто снова подойдет можно выпекать блины .

            Блины красные

Тесто: 800 г пшеничной муки, 800 г молока, 4 яйца, 50 г масла, 1 чайная ложка сахара, 1 столовая ложка соли, 20 г дрожжей.

Приготовление: в 600 г теплого молока растворить дрожжи и влить их в муку. Тщательно выбить тесто лопаткой. Поставить в теплое место, дать подняться.

 Размешать в 200 г теплого молока желтки и растопленное масло, добавить соль и сахар. Влить в тесто, размешать и дать подняться. Перед выпеканием блинов добавить в тесто взбитые белки.

              Блины морковные

Тесто: 4 большие моркови, 1.5 стакана молока, 100 г масла, 200 г манной крупы, 5 яиц, 1 ложку столовую сахара, соль по вкусу.

Приготовление: морковь уварить до мягкости, сделать из нее пюре и смешать с молоком, прибавить масло и крупу, вскипятить, дать остыть, прибавить желтки и сахар, хорошо размешать. Перед выпеканием добавить взбитые белки.

Блины. 

Обычай издавна такой,

Обряд заведенный не нами:

Весну с языческой мечтой

Встречали русичи блинами.

Обряд языческих письмен

Живет, хранимый вечно нами.

Он изменен и обновлен,

Но замечателен блинами.

     Учащиеся проводят рекламный ролик по стенной газете «Крестьянская трапеза».

Подведение итогов урока.

Урок заканчивается чаепитием.

 

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...". Урок по литературе в 7 классе.

Данный урок проводится после завершения темы "Былины" в форме игры КВН....

Урок литературы в 6 классе по теме "Былины. "Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой"

Урок литературы в 6 классеТип урока: обобщение и закрепление материалаТема урока:                    Былины. Б...

Урок в 6 классе "Преданья старины глубокой"

Урок с привлечением краеведческого материала и музейных экспозиций....

Презентация к уроку музыки в 3 классе "Напевы старины глубокой"

Работа посвящена изучению жанра былины, презентация составлена с применением технологии проблемного обучения....

Сказочно-былинный жанр Тема урока: «Преданья старины глубокой» 7 класс

Народные сказки – неисчерпаемый источник мудрости. Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы всем с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. С...

Конспект урока по чтению: «Уроки старины глубокой…»

Конспект урока «Уроки старины глубокой…» (по повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка», 9 класс, коррекционная школа)...