Сказочно-былинный жанр Тема урока: «Преданья старины глубокой» 7 класс
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему
Народные сказки – неисчерпаемый источник мудрости. Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы всем с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. Сказки интересны и литераторам и музыкантам и художникам. Они вдохновляли на написание поэм, сочинение балета и на живописные полотна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazochno-bylinnyy.doc | 324 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказочно-былинный жанр
Тема урока: «Преданья старины глубокой»
7 класс
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-экскурсия.
Цель: приобщение к общечеловеческим ценностям, популяризация чтения и изобразительной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
прививать интерес к чтению и изобразительной деятельности,
сформировать представление о сказочно-былинном жанре в живописи на примере творчества В.Васнецова, И.Билибина, М.Врубеля
Развивающие:
развивать память, внимание, воображение, умение анализировать.
Воспитательные:
формировать позитивное мировосприятие,
воспитывать любовь и интерес к народным и авторским произведениям по мотивам сказок,
прививать интерес к миру забытых образов и неиссякаемой народной фантазии.
способствовать воспитанию коммуникативных навыков, формированию лидерских качеств.
Задание: изображение сказочных, несуществующих животных и птиц путем соединения воедино элементов разных животных, птиц и растений.
Оборудование для учителя:. иллюстрации к сказкам для оформления помещения, музыкальные произведения,
Материал для учащихся: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд презентация
Музыкальный ряд: Д.Д. Шостакович, вальс «Шутка»
Литературный ряд:
- А.С.Пушкин отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».
План урока
План урока
1Беседа об особенностях сказочно- былинного жанра.
2.Рассказ – сообщение о жизни и творчестве И.Билибина, В.Васнецова, М.Врубеля.
3. Выполнение теста –задания.
4. Подведение итогов и анализ задания.
Ход урока
Мифологический жанр-жанр изобразительного искусства, посвященный событиям и героям, о которых рассказывают мифы древних народов. Мифы, легенды, предания есть у всех народов мира, и они составляют важнейший источник художественного творчества. Мифологический жанр зародился в позднеантичном и средневековом искусстве, когда греко-римские мифы перестают быть верованиями и становятся литературными рассказами с нравственно-аллегорическим содержанием
Путешествуем по лабиринтам давно прошедших времен, в мир забытых образов.
Сирин и Алконост
Птицы-девы – не единственные фантастические существа, знакомые русским людям.
Кентавр
Сфинкс
Русалки
А еще такие мифологические существа: Грифон – крылатый лев с головой орла «пришел» из Франции.
птица Феникс – из Китая. Всем известная Жар-птица и Дракон – крылатый змей из русских сказок.
Народные сказки – неисчерпаемый источник мудрости. Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы всем с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. Сказки интересны и литераторам и музыкантам и художникам. Они вдохновляли на написание поэм, сочинение балета и на живописные полотна.
Вам тоже предстоит сочинять и изображать, а так же показывать свои знания по литературе о сказках.
Сказки вдохновляли многих художников.
Только в сказке можно увидеть в небе быстро несущийся под облаками ковер-самолет или гуляя по лесу, встретить говорящего человеческим языком Серого Волка , а еще случайно набрести на ветхую избушку Бабы Яги.
Сказки были одним из любимых жанров А.С. Пушкина. Вам будут предложены по две строчки из сказки, в которых не дается цвет, его нужно найти на слайде и назвать.
А еще вспомнить название сказки А.С. Пушкина .
1.В руки яблочко взяла,
К ……… губкам поднесла,
Алый,
"Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"
2.Ступай себе в ……….. море,
Гуляй там себе на просторе
Синий,
«Сказка о золотой рыбке»
3.Петушок мой ………..
Будет верный сторож твой
Золотой
«Сказка о золотом петушке»
4.Глядь - поверх текучих вод
Лебедь ………. плывет.
Белый
«Сказка о царе Салтане...»
Если видим на картине
Фантастических зверей,
Русалок, леших, чертовщину,
Или трех богатырей .
Красную Шапочку с корзиной,
Иль дворец загадочный.
Помни, - у такой картины
Жанр былинно-сказочный.
Заданиями следующего конкурса будут картины русского живописца Виктора Михайловича Васнецова, который иллюстрировал множество русских народных былин и сказок.
Виктор Михайлович Васнецов (1848 — 1926) – знаменитый русский живописец. Этот незаурядный художник украсил сокровищницу отечественного искусства полотнами на исторические и фольклорные мотивы.
На раннем этапе творчества Виктора Михайловича отмечается искание сюжетов и мотивов. Его ранним картинам свойственны бытовые сюжеты, отразившиеся в полотнах «Военная телеграмма», «Балаганы в Париже», «С квартиры на квартиру», «Книжная лавочка».
Круг творческих интересов выдающегося художника составляли исторические, фольклорные, а позже и религиозные темы. Одним из самых знаменитых полотен великого русского живописца являются картины по мотивам былин и произведений для детей: «Богатыри», «Аленушка», «Иван-Царевич на Сером волке», «Кощей Бессмертный», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем».
Религиозная тематика наследия Васнецова отразилась в образцах стенной живописи во Владимирском соборе в Киеве, храме Воскресения (Спаса-На-Крови) в Санкт-Петербурге, храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Талант Васнецова проявился не только в создании картин и настенной живописи в храмах и соборах, но и в разработке проектов архитектурных сооружений, в частности, особняка И.Е.Цветкова, пристройки главного входа зала к зданию Третьяковской галереи, собора Святого Александра Невского в Москве и других зданий. Память о художнике сохраняется благодаря открытию и функционированию четырех музеев: в Москве, в Санкт-Петербурге, в Кирове и селе Рябово Кировской области. В последнем также находится памятник Виктору и Апполинарию Васнецовым – выдающимся деятелям русского художественного искусства.
«Богатыри» - за основу сюжета взята сказка «Три богатыря».
«Богатыри» (Холст, масло. 295,3 × 446 см) - одна из самых известных картин Виктора Васнецова (1848-1926). Великий русский художник работал над этой картиной почти двадцать лет и создал настоящий шедевр живописи, который вошёл в историю и сегодня представлен в Третьяковской галерее в Москве.
Картина «Богатыри» была написана 23 апреля 1898 года и тут же куплена П. М. Третьяковым. Здесь изображены три былинных богатыря, которые известны каждому школьнику в нашей стране. Посередине на чёрном коне находится Илья Муромец, рядом с ним Добрыня Никитич и Алёша Попович. В образе картины читается героизм, непоколебимость, боевое настроение и напряжённая атмосфера. Богатыри являются символом доблести и отваги русского войска. Былинные персонажи обозревают окрестности в поисках врагов, которые постоянно грозятся напасть на Великую Русь. Илья Муромец смотрит вдаль, прикрыв глаза от солнца ладонью, он вооружён копьём, палицей и щитом. Добрыня Никитич достаёт меч из ножен, тем самым показывая свою готовность к сражению. Алёша Попович держит в руках лук со стрелами. Пасмурное небо символизирует надвигающуюся опасность. Сам Васнецов так описывал свою картину: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?».
Данную картину считают символом преемственности богатырского прошлого и нового поколения. Герои старинных сказок высятся, словно неприступные горы. Рядом с ними растут молодые ёлочки и невысокая трава - аллегория нового поколения, чьими предками являются столь величественные богатыри, которые должны стать примером для подражания. Известно, что при написании картины, прообразом для Ильи Муромца стал крестьянин Иван Петров, который проживал во Владимирской губернии, одним из городов которой является Муром. Некоторые исследователи творчества Васнецова предполагают, что в лице Добрыни Никитича художник изобразил самого себя.
«Алёнушка»
Картина Васнецова Аленушка, навеяна лирически сказочным образом, по всем известной русской сказке Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, хотя прототипом к написанию этой картины была действительно реальная девушка, художник приметил в усадьбе Ахтырка, решив написать именно ее в своей задуманной картине. Образ этой простой русской девушки с несколько печально тоскливым взглядом, побудило Васнецова к созданию картины Аленушка, претворив в задуманной картине свой творческий окрас и лирическую сказочную взаимосвязь, от которой веет чисто русским духом. Сестрица Аленушка уставшая от поисков потерявшегося братца Иванушки, она в сиротливой позе сидит на на большом камне, грустно облокотившись наклоня голову на колено у мрачного пруда, в дремучем хвойном лесу, она одета в русском темносером обветшалом сарафане, босая, в ее глазах отражается грусть и печаль, где же ты мой братец Иванушка, может злая Баба Яга превратила братца в козленочка, все время не покидают Аленушку эти тревожные мысли, что не уследила за единственным братцем, даже сама природа грустит вместе с ней. В картине Васнецова Аленушка очень великолепно написан пейзаж в котором Аленушка тесно взаимосвязана с природой, которая тоже опечалена, как и наша героиня Аленушка. В картине Аленушка ни один фрагмет не отвлекает зрителя от главного, в то же время каждая деталь картины это материал для задумчивых размышлений. В те времена много сказок было сочинено народом и написано различными русскими писателями, но все эти сказки представлялись только мысленно в умах народа, в картине Аленушка художник сумел зрительно выразить живописными средствами свое произведение, как и во многих других его сказочных работах, насыщенных русской былинностью и русским духом.
Сам Васнецов так отзывался о своей картине:
«Аленушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё.
Работа была закончена зимой 1881 года в Москве, после чего Васнецов отправил её на Передвижную выставку.
Оригинал картины хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Викторина
- 1. Что в руках у Добрыни Никитича?
- 2. Какого цвета конь у Ильи Муромца?
- 3. Сколько лет писал картину «Три богатыря» В.М. Васнецов?
- 4. Какая обувь у Алёнушки?
- 5. Какого цвета костюм у царевны на картине «Иван царевич на сером Волке»
- 6. Какие птицы изображены на картине «Царевна- Лягушка»?
- Ответы на викторину:
- 1. (Щит и меч); 2. ( чёрный); 3.(17); 4. (босиком); 5. (голубое); 6. (Лебеди)
Билибин Иван Яковлевич(1876-1942г.) – именитый русский художник. Так же Иван Билибин известен как иллюстратор и оформитель театральных постановок.
Является ярким представителем «модерна» в русской графике, создал орнаментально –декоративный графически выразительный « билибинский стиль» книжной иллюстрации, основанный на стилизации мотивов народного лубка, вышивок, резьбы по дереву.
Достижения Ивана Билибина:
• Проиллюстрировал 17 книг, в основном на древнерусскую тематику
• Сделал эскизы декораций и костюмов к 18 популярным спектаклям
• Нарисовал ряд эскизов для православной церкви Александрии
Даты из биографии Ивана Билибина:
• 1876 г. появился на свет
• 1888 г. отправился в гимназию
• 1896 г. окончил гимназию с отличием
• 1898 г. стажировался в Мюнхене
• 1898 г. судьбоносный визит в деревню Егны и создание первых иллюстраций
• 1900 г. получил диплом юриста
• 1905 г. занялся карикатурой
• 1917 г. развод со второй женой
• 1936 г. возвращение на родину
• 1942 г. скончался в Ленинграде
Врубель Михаил Александрович (1856— 1910), художник.
Родился 17 марта 1856 г. в Омске, в семье военного юриста. Рисовать начал примерно в пятилетнем возрасте и время от времени брал уроки живописи. По желанию отца окончил юридический факультет Петербургского университета.
Осенью 1880 г. был принят в Академию художеств.
В 1884 г. Врубель уехал в Киев — для участия в реставрации Кирилловской церкви XII в. и росписи Владимирского собора. В Киеве написаны картины «Девочка на фоне персидского ковра» и «Восточная сказка» (обе 1886 г.). Особое место принадлежит иконостасу Кирилловской церкви. Для создания икон Врубель побывал в Венеции и копировал там фрески.
В Киеве произошло первое обращение художника к теме Демона, образ которого стал ключевым в творческом мировоззрении Врубеля. Сделанные им эскизы росписи Владимирского собора «Надгробный плач», «Ангел с кадилом и свечой» показались комиссии неканоническими, и в работе Врубелю было отказано.
В 1889 г. художник приехал в Москву; здесь он познакомился со знаменитым меценатом С. И. Мамонтовым, в доме которого жил и работал над «Демоном (сидящим)» (1890 г.), иллюстрациями к юбилейному изданию произведений М. Ю. Лермонтова (1891 г.).
Поначалу картины Врубеля враждебно восприняли даже образованные люди — настолько его искусство с острыми экспрессивными формами, отражающими трагизм авторского мироощущения и болезненный внутренний надлом, нарушало привычные нормы живописи. Непонимание его творчества сопровождало художника всю жизнь.
Врубель создал также ряд романтических декоративных панно: «Венеция» (1893 г.), «Испания» (1894 г.); триптихи для особняков А. В. и С. Т. Морозовых; картины «Микула Селянинович» и «Принцесса Грёза» для выставки в Нижнем Новгороде в 1896 г.
Многие наиболее яркие впечатления Врубель черпал в музыке, под влиянием которой родилось немало его работ, в том числе майоликовые скульптуры на темы опер «Снегурочка» и «Садко», панно «Богатырь», «Царевна Лебедь». Символическими являются полотна «Сирень», «Пан», «К ночи», а также «Демон поверженный» (1902 г.).
Врубель много раз переписывал эту картину, словно хотел досказать что-то важное. С 1902 г. начались долгие годы душевной блезни. В редкие просветы художник писал портреты, графические натюрморты, создал одну из лучших своих работ — пастель «Жемчужина» (1904 г.).
Неоконченным остался портрет поэта В. Я. Брюсова (1906 г.) — во время работы над ним Врубель ослеп.
14 апреля 1910 г. он скончался в Петербурге.
( Царевна-Лебедь из «Сказки о царе Салтане…».)
Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, она изображена на фоне спускающихся над морем сумерек и узкой полоски заката на горизонте. Это чарующий миф о высшей красоте, о тайне её проявления в мире. В эстетике символизма лебедь олицетворяет вдохновение, которое может и возвысить душу, и привести её к познанию тёмных, таинственных сторон жизни. Художник наделяет свой образ демоническими чертами. Царевна-Лебедь — существо двойственной природы, она олицетворяет две стихии — тёмную, холодную водную и одновременно устремленную ввысь воздушную, небесную. Художник пытается уловить момент превращения девы в птицу, чудесную метаморфозу форм, словно тающих в последних лучах заката. Он передаёт ускользающее движение уходящей царевны так, что изображение кажется бесплотным призрачным видением.
История создания
Премьера музыкальной драммы, которая вдохновила Врубеля, состоялась в Частной опере С. И. Мамонтова 21 декабря 1900 года. Врубель создал эскизы для декораций и костюмов, а партию Царевны-Лебеди пела его жена Надежда Забела-Врубель. Однако сохранились её фотографии в роли царевны, по которым видно, что художник достаточно далеко ушёл от натуры при создании своего произведения.
Картину художник написал на хуторе своих родственников, семейства художника Николая Ге близ станции Плиски в Черниговской губернии летом 1900 года.
Тестовое задание
- вариант
Кто из братьев Васнецовых создал картину «Богатыри»: Виктор или Аполлинарий?
По проекту, какого русского художника выполнен фасад здания Третьяковской галереи?
Сидящий, летящий, поверженный…И всё один и тот же персонаж одного и того же художника , только картины разные. Назовите художника и персонаж.
2. вариант
Кто из братьев Васнецовых написал картины «Московский Кремль при Иване Калите» и «Московский Кремль при Дмитрии Донском»: Виктор или Аполлинарий?
В 1896 г. Павлу Михайловичу Третьякову присвоили высокое звание «Почётный гражданин Москвы». Какой художник расписывал эту грамоту?
Назовите российского художника ,автора картины «Царевна Лебедь».
. Иллюстратор русских сказок, который очень щедро использовал орнамент в своих работах
Ответы
Виктор Васнецов.
Виктора Михайловича Васнецова.
Врубель Михаил Александрович.
Аполлинарий Васнецов.
Виктор Васнецов.
Врубель Михаил Александрович.
Итог урока.
Вопросы:
Чем различаются картины И.Билибина, и В.Васнецова?
Кто основные герои картин( люди или сказочные герои) ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...". Урок по литературе в 7 классе.
Данный урок проводится после завершения темы "Былины" в форме игры КВН....
Урок литературы в 6 классе по теме "Былины. "Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой"
Урок литературы в 6 классеТип урока: обобщение и закрепление материалаТема урока: Былины. Б...
Урок в 6 классе "Преданья старины глубокой"
Урок с привлечением краеведческого материала и музейных экспозиций....
Открытый урок по технологии "Преданья старины глубокой"
Постепенно забываются старинные песни, обряды, обычаи. Сегодня на уроке мы поговорим о них. Может быть, вам кое-что запомнится, а потом вы расскажите своим детям, споете колыбельную, загадаете з...
Открытый урок «Преданья старины глубокой…»
открытый урок...
Рабочая программа элективного курса по технологии для 8 класса "Предания старины глубокой"
Для любой культуры особое значение имеет познание и осмысление собственной старины истоков национальной культуры. Без знания своих корней и традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человек...
Внеклассное мероприятие в 5 классе по литературе. «Дела давно минувших лет, преданье старины глубокой…»
Литературия – это целый мир, неизведанная страна, которую ещё никто не исходил от края и до края. А когда человек попадает в незнакомую местность, ему помогает карта «Преданье старины глуб...