Конспект урока чтения в 9 классе "М.Горький "Песня о соколе" (Школа VIII вида)
план-конспект урока (9 класс) на тему
Конспект урока чтения с использованием элементов технологии критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока чтения в 9 классе | 28.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое образовательное учреждение
«Шадринская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №16»
Открытый урок
чтения и развития речи в 9 классе
по теме:
«М. Горький «Песня о соколе»
(с использованием элементов технологии критического мышления)
Провела: Марковских М.А.
2013-2014 уч.год
Тема: М.Горький. "Песня о Соколе" Слайд 1
Цели:
Образовательная: Учить сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения
Учить оценивать поступки героев, обосновывая свое мнение через работу с текстом, в беседе
Выявить в совместной деятельности авторскую позицию, основную идею произведения.
Коррекционная: Развитие эмоционально-волевой сферы.
Воспитательная: Воспитание чувства ответственности, точности и ясности речи.
Ход урока
- Орг.момент
– Ребята, послушайте, пожалуйста, высказывание скажите, как вы его понимаете:
Слайд 2
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте. И хотя криво, да сами» Дж. Лессинга
(Дети высказывают свое понимание цитаты)
– Скажите, легко ли размышлять?
– Сегодня на уроке я предлагаю вам поразмышлять о судьбе героев произведения М.Горького, себе, своей жизни, а также попытаться понять, в чем смысл жизни.
- Проверка домашнего задания
– Давайте вспомним биографию М.Горького. Для этого я предлагаю вам выбрать на слайде «Правильные и не правильные утверждения» (Приём «Правильные и не правильные утверждения»), которые относятся к биографии М.Горького. Не верные утверждения зачеркните.
Слайд 3
+ | Максим Горький – это псевдоним писателя. |
- | М.Горький начал работать с 28 лет (+ с 9 лет) |
+ | Он вышел из низов народных и поднялся на высокие вершины человеческой культуры |
- | М.Горький жил в 18 веке (+ в 20 веке) |
- | Написал произведение «Морская царевна» (Лермонтов) |
+ | В 15 лет поехал в Казань, чтобы получить образование |
+ | В 5 лет остался без родителей |
- Изучение нового материала
1 СТАДИЯ ВЫЗОВА
А) Актуализация знаний
Слайд 4 (тема урока) М.Горький «Песня о Соколе»
(приём «тонкие и толстые вопросы»)
- Кто является героем произведения?
- Что мы можем о нём узнать?
- Зачем нам это знать? (взять пример, расширить свой кругозор, стать умнее, оценивать свои и чужие поступки)
Б) Первичное знакомство с текстом
Словарная работа
В тексте вам встретится незнакомое слово
БРЕДНИ – это странные, лживые мысли.
Слайд 5
Предварительное чтение учителем 1 части произведения (стр.166-168)
2 СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
А) Синквейн
– Как мы с вами заметили, главные герои произведения – Уж и Сокол.
– Я предлагаю вам поработать в группах и дать им характеристику в виде Синквейна
1. | Герой | уж/сокол | |
2. | Характер героя (Какой?) | стр.170 Вопрос №8 | |
3. | Поступки героя (Что делал?) | глаголы стр. 166/168 | |
4. | Принципы жизни (Как?) | слайд 6 | |
5. | Отношение к герою (Да-Нет) | За или против |
Слайд 6
(При работе в группах дети используют текст. Учитель оказывает индивидуальную помощь)
Обратите внимание: произведение названо «Песня о Соколе», и хотя нет рифмы, есть ритм и следующие задание Ассоциации
Б) Ассоциация. Музыкальный образ
Подбери к музыке фразу
Слайд 7
- Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали в небо
- И было душно в ущелье тёмном и пахло гнилью
- А волны моря с печальным рёвом о камень бились
физминутка
А сейчас движение движение
Слайды 8, 9, 10
(обучающиеся слушают музыкальные фрагменты и подбирают подходящую фразу, движение)
В) Аналогия
В жизни часто так бывает, что одни люди смелые, гордые, а другие – трусливые и невежественные, мы с вами уже изучали произведения, в которых герои тоже разные.
Подберите аналогию: кто имеет статус «Сокола», а кто «Ужа» в предложенных произведениях.
Слайд 11
«Руслан и Людмила» | Черномор - |
Руслан + | |
«Баллада» | Дева _ |
Юноша + | |
«Злоумышленник» | Следователь + |
Денис Григорьев - | |
Вывод: в жизни бывают разные ситуации. Порой мы ведем себя, как ужи, иногда – как соколы.
Максим Горький жил в то время, когда в стране была революция, шли тяжелые бои, восстанавливали хозяйство. И если бы люди вели как ужи, возможно мы жили бы совсем по – другому. И, возможно, если бы не люди – соколы, которые умирали, чтобы доказать, что не надо опускать руки, надо бороться, стараться изменить жизнь к лучшему, у нас не было бы ни бесплатных учебников, ни бесплатных больниц.
Но это не значит, что все сразу должны стать соколами сейчас.
Можно быть обыкновенным, но помнить – что мы – люди и должны ими оставаться.
Г) Ролевое чтение (По карточкам у доски)
Подполз он ближе к разбитой птице, и прошипел он ей прямо в очи:
- Что, умираешь?
- Да, умираю! - ответил Сокол, вздохнув глубоко. - Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо... Ты не увидишь его так близко!.. Эх ты, бедняга!
- Ну что же - небо? - пустое место... Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно... тепло и сыро!
Так Уж ответил свободной птице и усмехнулся в душе над нею за эти бредни.
Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном и пахло гнилью.
И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы:
- О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я... к ранам груди и... захлебнулся б моей он кровью!.. О, счастье битвы!..
А Уж подумал: "Должно быть, в небе и в самом деле пожить приятно, коль он так стонет!.."
И предожил он свободной птице: "А ты подвинься на край ущелья и вниз бросайся. Быть может, крылья тебя поднимут и поживешь ты еще немного в твоей стихии".
И дрогнул Сокол и, гордо крикнув, пошел к обрыву, скользя когтями по слизи камня.
3 СТАДИЯ РЕФЛЕКСИЯ (устная рефлексия)
А) Вопросы «Толстые»
- Назовите героя произведения? (Сокол и Уж) (А в начале урока мы предположили что герой только один)
-А почему в названии произведения только один герой? (Он выражает смелость, храбрость, независимость)
- Что произошло с героем? (Он умер)
Б) Приём «Ключевые слова» Слайд 13
Предположите другой исход событий 1 части «Песни о Соколе» в соответствии с ключевыми словами
В) Давайте сделаем вывод, в чём же может быть смысл жизни. Для этого прочитайте высказывания в виде суждений, начиная фразу словами – живём, чтобы…:
Слайд 14
… быть успешными в делах, семье
… нести ответственность за себя, за других
… найти себя
… жить
… действовать
… работать
… быть счастливыми
– А какое высказывание ближе вам?
IV. Итог. Оценки.
– Ребята, я очень благодарна вам за сегодняшний урок. Но мне бы хотелось, чтобы вы продолжили размышления о теме, затронутой на уроке.
А что было с Ужом, после гибели Сокола, мы узнаем на следующем уроке.
Рефлексия.
– Ответьте, пожалуйста, на вопрос «С каким чувством вы уходите сегодня с урока?»
Слайд 15
- Восхищения
- Благодарности
- Удивления
- Презрения
- Согласия
- Разочарования
- Испуга
Всем спасибо. Урок окончен
Автор
Подполз он ближе к разбитой птице, и прошипел он ей прямо в очи:
- Что, умираешь?
- Да, умираю! - ответил Сокол, вздохнув глубоко.
- Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо... Ты не увидишь его так близко!.. Эх ты, бедняга!
- Ну что же - небо? - пустое место... Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно... тепло и сыро!
Так Уж ответил свободной птице и усмехнулся в душе над нею за эти бредни.
Уж
Подполз он ближе к разбитой птице, и прошипел он ей прямо в очи:
- Что, умираешь?
- Да, умираю! - ответил Сокол, вздохнув глубоко.
- Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо... Ты не увидишь его так близко!.. Эх ты, бедняга!
- Ну что же - небо? - пустое место... Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно... тепло и сыро!
Так Уж ответил свободной птице и усмехнулся в душе над нею за эти бредни.
Сокол
Подполз он ближе к разбитой птице, и прошипел он ей прямо в очи:
- Что, умираешь?
- Да, умираю! - ответил Сокол, вздохнув глубоко.
- Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо... Ты не увидишь его так близко!.. Эх ты, бедняга!
- Ну что же - небо? - пустое место... Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно... тепло и сыро!
Так Уж ответил свободной птице и усмехнулся в душе над нею за эти бредни.
Автор
Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном и пахло гнилью.
И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы:
- О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я... к ранам груди и... захлебнулся б моей он кровью!.. О, счастье битвы!..
А Уж подумал: "Должно быть, в небе и в самом деле пожить приятно, коль он так стонет!.."
И предложил он свободной птице: "А ты подвинься на край ущелья и вниз бросайся. Быть может, крылья тебя поднимут и поживешь ты еще немного в твоей стихии".
И дрогнул Сокол и, гордо крикнув, пошел к обрыву, скользя когтями по слизи камня.
Уж
Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном и пахло гнилью.
И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы:
- О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я... к ранам груди и... захлебнулся б моей он кровью!.. О, счастье битвы!..
А Уж подумал: "Должно быть, в небе и в самом деле пожить приятно, коль он так стонет!.."
И предложил он свободной птице: "А ты подвинься на край ущелья и вниз бросайся. Быть может, крылья тебя поднимут и поживешь ты еще немного в твоей стихии".
И дрогнул Сокол и, гордо крикнув, пошел к обрыву, скользя когтями по слизи камня.
Сокол
Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном и пахло гнилью.
И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы:
- О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я... к ранам груди и... захлебнулся б моей он кровью!.. О, счастье битвы!..
А Уж подумал: "Должно быть, в небе и в самом деле пожить приятно, коль он так стонет!.."
И предложил он свободной птице: "А ты подвинься на край ущелья и вниз бросайся. Быть может, крылья тебя поднимут и поживешь ты еще немного в твоей стихии".
И дрогнул Сокол и, гордо крикнув, пошел к обрыву, скользя когтями по слизи камня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока чтения в 6-ом классе школы-интерната VIII вида “Басня И.Крылова “Стрекоза и муравей”
Объяснение иносказательного поучительного характера басни (дать понятие “басни”).Развитие слухового и зрительного внимания, кратковременной памяти, абстрактного и логического мышления.Нравственн...
Использование инновационных методов и приемов на уроках чтения в старших классах С(к)ОУ VIII вида
Презентация содержит методы и приемы обучения полноценному навыку чтения в старших классах С(к)ОУ VIII вида. Они помогают разнообразить уроки чтения, сделать интересными и творческими....
Презентация к уроку чтения в 5 классе С(к)ОУ VIII вида по теме О. Тихомиров "Москва собирает войско".
Презентация к уроку чтения в 5 классе С(к)ОУ VIII вида по теме О. Тихомиров "Москва собирает войско"....
Презентация к уроку чтения в 5 классе С(к)ОУ VIII вида по теме О. Тихомиров "Куликовская битва".
Презентация к уроку чтения в 5 классе С(к)ОУ VIII вида по теме О. Тихомиров "Куликовская битва"....
Презентация к уроку чтения в 5 классе С(к)ОУ VIII вида по теме О. Тихомиров "Слава героям !"
Презентация к уроку чтения в 5 классе С(к)ОУ VIII вида по теме О. Тихомиров "Слава героям !"...
Конспект урока чтения в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Звук и буква Н"
Конспект урока для учащихся с легкой степнью умственной отсталости...
Конспект урока чтения и развития речи в коррекционной школе VIII вида на тему : А.П. Чехов «Лошадиная фамилия».
Тема: А.П. Чехов «Лошадиная фамилия». Цель: познакомить с содержанием рассказа А.П. Чехова ”Лошадиная фамилия”, раскрыть природу смешного в рассказе.Задачи: Образовательны...