Конспект урока чтения в 9 классе "М.Горький "Песня о соколе" (Школа VIII вида)
план-конспект урока (9 класс) на тему

Марковских Марина Анатольевна

Конспект урока чтения с использованием элементов технологии критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока чтения в 9 классе 28.44 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое образовательное учреждение

«Шадринская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №16»

Открытый урок

чтения и развития речи в 9 классе

по теме:

«М. Горький «Песня о соколе»

(с использованием элементов технологии критического мышления)

Провела: Марковских М.А.

2013-2014 уч.год

Тема: М.Горький. "Песня о Соколе"  Слайд 1

Цели:

Образовательная: Учить сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения

Учить оценивать поступки героев, обосновывая свое мнение через работу с текстом, в беседе

Выявить в совместной деятельности авторскую позицию, основную идею произведения.

Коррекционная: Развитие эмоционально-волевой сферы.

Воспитательная: Воспитание чувства ответственности, точности и ясности речи.

Ход урока

  1. Орг.момент                  

        – Ребята, послушайте, пожалуйста, высказывание скажите, как вы его понимаете:

Слайд 2

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте. И хотя криво, да сами»                                                                                                           Дж. Лессинга

(Дети высказывают свое понимание цитаты)

 – Скажите, легко ли размышлять?

 – Сегодня на уроке я предлагаю вам поразмышлять о  судьбе героев произведения М.Горького, себе, своей жизни, а также попытаться понять, в чем смысл жизни.        

  1. Проверка домашнего задания        

– Давайте вспомним биографию М.Горького. Для этого я предлагаю вам выбрать на слайде «Правильные и не правильные утверждения» (Приём «Правильные и не правильные утверждения»), которые относятся к биографии М.Горького. Не верные утверждения зачеркните.

Слайд 3

+

Максим Горький – это псевдоним писателя.

-

М.Горький начал работать с 28 лет (+ с 9 лет)

+

Он вышел из низов народных и поднялся на высокие вершины человеческой культуры

-

М.Горький жил в 18 веке (+ в 20 веке)

-

Написал произведение «Морская царевна» (Лермонтов)

+

В 15 лет поехал в Казань, чтобы получить образование

+

В 5 лет остался без родителей

  1. Изучение нового материала

1 СТАДИЯ ВЫЗОВА

А) Актуализация знаний

Слайд 4  (тема урока) М.Горький «Песня о Соколе»

(приём «тонкие и толстые вопросы»)

- Кто является героем произведения?

- Что мы можем о нём узнать?

- Зачем нам это знать? (взять пример, расширить свой кругозор, стать умнее, оценивать свои и чужие поступки)

Б) Первичное знакомство с текстом

Словарная работа

В тексте вам встретится незнакомое слово

БРЕДНИ – это странные, лживые мысли.

Слайд 5

Предварительное чтение учителем 1 части произведения (стр.166-168)

2 СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

А) Синквейн

– Как мы с вами заметили, главные герои произведения – Уж и Сокол.

 – Я предлагаю вам поработать в группах и дать им характеристику в виде Синквейна

1.

Герой

уж/сокол

2.

Характер героя (Какой?)

стр.170

Вопрос №8

3.

Поступки героя

(Что делал?)

глаголы

стр. 166/168

4.

Принципы жизни

(Как?)

слайд 6

5.

Отношение к герою

(Да-Нет)

За или против

 Слайд 6

(При работе в группах дети используют текст. Учитель оказывает индивидуальную помощь)        

Обратите внимание: произведение названо «Песня о Соколе», и хотя нет рифмы, есть ритм и следующие задание Ассоциации

Б) Ассоциация. Музыкальный образ

Подбери к музыке  фразу

Слайд 7

- Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали в небо

                                               - И было душно в ущелье тёмном и пахло гнилью

                                               - А волны моря с печальным рёвом о камень бились

физминутка

А сейчас движение  движение

Слайды 8, 9, 10

   (обучающиеся слушают музыкальные фрагменты и подбирают подходящую фразу, движение)  

В) Аналогия

В жизни часто так бывает, что одни люди смелые, гордые, а другие – трусливые и невежественные, мы с вами уже изучали произведения, в которых герои тоже разные.

Подберите аналогию: кто имеет статус «Сокола», а кто «Ужа» в предложенных произведениях.

Слайд 11

«Руслан и Людмила»

Черномор -

Руслан +

«Баллада»

Дева _

Юноша +

«Злоумышленник»

Следователь +

Денис Григорьев -

Вывод: в жизни бывают разные ситуации. Порой мы ведем себя, как ужи, иногда – как соколы.

 Максим Горький жил в то время, когда в стране была революция, шли тяжелые бои, восстанавливали хозяйство. И если бы люди вели как ужи, возможно мы жили бы совсем по – другому. И, возможно, если бы не люди – соколы, которые умирали, чтобы доказать, что не надо опускать руки, надо бороться, стараться изменить жизнь к лучшему, у нас не было бы ни бесплатных учебников, ни бесплатных больниц.

 Но это не значит, что все сразу должны стать соколами сейчас.

Можно быть обыкновенным, но помнить – что мы – люди и должны ими оставаться.

Г) Ролевое чтение (По карточкам у доски)

Подполз он ближе к разбитой птице, и прошипел он ей прямо в очи:

   - Что, умираешь?

   - Да, умираю! - ответил Сокол, вздохнув глубоко. - Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо... Ты не увидишь его так близко!.. Эх ты, бедняга!

   - Ну что же - небо? - пустое место... Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно... тепло и сыро!

   Так Уж ответил свободной птице и усмехнулся в душе над нею за эти бредни.

Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном и пахло гнилью.

   И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы:

   - О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я... к ранам груди и... захлебнулся б моей он кровью!.. О, счастье битвы!..

   А Уж подумал: "Должно быть, в небе и в самом деле пожить приятно, коль он так стонет!.."

   И предожил он свободной птице: "А ты подвинься на край ущелья и вниз бросайся. Быть может, крылья тебя поднимут и поживешь ты еще немного в твоей стихии".

   И дрогнул Сокол и, гордо крикнув, пошел к обрыву, скользя когтями по слизи камня.

3 СТАДИЯ РЕФЛЕКСИЯ (устная рефлексия)

А) Вопросы «Толстые»

- Назовите героя произведения? (Сокол и Уж) (А в начале урока мы предположили что герой только один)

-А почему в названии произведения только один герой? (Он выражает смелость, храбрость, независимость)

- Что произошло с героем? (Он умер)

Б) Приём «Ключевые слова» Слайд 13

Предположите другой исход событий 1 части «Песни о Соколе» в соответствии с ключевыми словами

В) Давайте сделаем вывод, в чём же может быть смысл жизни. Для этого прочитайте высказывания в виде суждений, начиная фразу словами – живём, чтобы…:

Слайд 14

…  быть успешными в делах, семье

…  нести ответственность за себя, за других

…  найти себя

…  жить

…  действовать

…  работать

…  быть счастливыми

– А какое высказывание  ближе вам?

IV. Итог. Оценки.

– Ребята, я очень благодарна вам за сегодняшний урок. Но мне бы хотелось, чтобы вы продолжили размышления о теме, затронутой на уроке.

А что было с Ужом, после гибели Сокола, мы узнаем на следующем уроке.

Рефлексия.

– Ответьте, пожалуйста, на вопрос «С каким чувством вы уходите сегодня с урока?»

Слайд 15

  • Восхищения
  • Благодарности
  • Удивления
  • Презрения
  • Согласия
  • Разочарования
  • Испуга

Всем спасибо. Урок окончен

Автор

Подполз он ближе к разбитой птице, и прошипел он ей прямо в очи:

   - Что, умираешь?

   - Да, умираю! - ответил Сокол, вздохнув глубоко.

- Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо... Ты не увидишь его так близко!.. Эх ты, бедняга!

   - Ну что же - небо? - пустое место... Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно... тепло и сыро!

   Так Уж ответил свободной птице и усмехнулся в душе над нею за эти бредни.

Уж

Подполз он ближе к разбитой птице, и прошипел он ей прямо в очи:

   - Что, умираешь?

   - Да, умираю! - ответил Сокол, вздохнув глубоко.

- Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо... Ты не увидишь его так близко!.. Эх ты, бедняга!

   - Ну что же - небо? - пустое место... Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно... тепло и сыро!

   Так Уж ответил свободной птице и усмехнулся в душе над нею за эти бредни.

Сокол

Подполз он ближе к разбитой птице, и прошипел он ей прямо в очи:

   - Что, умираешь?

   - Да, умираю! - ответил Сокол, вздохнув глубоко.

- Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо... Ты не увидишь его так близко!.. Эх ты, бедняга!

   - Ну что же - небо? - пустое место... Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно... тепло и сыро!

   Так Уж ответил свободной птице и усмехнулся в душе над нею за эти бредни.

Автор

Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном и пахло гнилью.

   И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы:

   - О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я... к ранам груди и... захлебнулся б моей он кровью!.. О, счастье битвы!..

   А Уж подумал: "Должно быть, в небе и в самом деле пожить приятно, коль он так стонет!.."

   И предложил он свободной птице: "А ты подвинься на край ущелья и вниз бросайся. Быть может, крылья тебя поднимут и поживешь ты еще немного в твоей стихии".

   И дрогнул Сокол и, гордо крикнув, пошел к обрыву, скользя когтями по слизи камня.

Уж

Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном и пахло гнилью.

   И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы:

   - О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я... к ранам груди и... захлебнулся б моей он кровью!.. О, счастье битвы!..

   А Уж подумал: "Должно быть, в небе и в самом деле пожить приятно, коль он так стонет!.."

   И предложил он свободной птице: "А ты подвинься на край ущелья и вниз бросайся. Быть может, крылья тебя поднимут и поживешь ты еще немного в твоей стихии".

   И дрогнул Сокол и, гордо крикнув, пошел к обрыву, скользя когтями по слизи камня.

Сокол

Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном и пахло гнилью.

   И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы:

   - О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я... к ранам груди и... захлебнулся б моей он кровью!.. О, счастье битвы!..

   А Уж подумал: "Должно быть, в небе и в самом деле пожить приятно, коль он так стонет!.."

   И предложил он свободной птице: "А ты подвинься на край ущелья и вниз бросайся. Быть может, крылья тебя поднимут и поживешь ты еще немного в твоей стихии".

   И дрогнул Сокол и, гордо крикнув, пошел к обрыву, скользя когтями по слизи камня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока чтения в 6-ом классе школы-интерната VIII вида “Басня И.Крылова “Стрекоза и муравей”

Объяснение иносказательного поучительного характера басни (дать понятие “басни”).Развитие слухового и зрительного внимания, кратковременной памяти, абстрактного и логического мышления.Нравственн...

Использование инновационных методов и приемов на уроках чтения в старших классах С(к)ОУ VIII вида

Презентация содержит методы и приемы обучения полноценному навыку чтения в старших классах С(к)ОУ VIII вида. Они помогают разнообразить уроки чтения, сделать интересными и творческими....

Презентация к уроку чтения в 5 классе С(к)ОУ VIII вида по теме О. Тихомиров "Москва собирает войско".

Презентация к уроку чтения в 5 классе С(к)ОУ VIII вида по теме О. Тихомиров "Москва собирает войско"....

Презентация к уроку чтения в 5 классе С(к)ОУ VIII вида по теме О. Тихомиров "Куликовская битва".

Презентация к уроку чтения в 5 классе С(к)ОУ VIII вида по теме О. Тихомиров "Куликовская битва"....

Презентация к уроку чтения в 5 классе С(к)ОУ VIII вида по теме О. Тихомиров "Слава героям !"

Презентация к уроку чтения в 5 классе С(к)ОУ VIII вида по теме О. Тихомиров "Слава героям !"...

Конспект урока чтения в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Звук и буква Н"

Конспект урока для учащихся с легкой степнью умственной отсталости...

Конспект урока чтения и развития речи в коррекционной школе VIII вида на тему : А.П. Чехов «Лошадиная фамилия».

Тема: А.П. Чехов «Лошадиная фамилия». Цель: познакомить с содержанием рассказа А.П. Чехова ”Лошадиная фамилия”, раскрыть природу смешного в рассказе.Задачи: Образовательны...