Конспект урока чтения в 6 классе ( коррекционная школа) В. Бианки " Декабрь"
план-конспект урока (6 класс)
Тема: В.Бианки «Декабрь»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: создание условий для формирования у обучающихся с ОВЗ представления о зиме и её первом месяце на основе имеющихся знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 37.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: В. Бианки «Декабрь», 6 класс.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: создание условий для формирования у обучающихся с ОВЗ представления о зиме и её первом месяце - декабре на основе имеющихся знаний, а также на основе восприятия новых произведений искусства.
Задачи:
образовательная: познакомить с произведением В.Бианки «Декабрь», продолжить работу над совершенствованием навыков правильного осознанного чтения;
коррекционно – развивающая: развивать у детей творчество, воображение, ассоциативное, образное мышление, фантазию, окоммуникативную и информативную компетентность, пространственную ориентировку, обоняние
воспитательная: воспитывать положительную мотивацию к учению, любви к природе, способствовать формированию положительных привычек поведения.
Тип урока: урок изучения нового материала, урок – проект.
Проектные цели:
- развитие связной устной речи;
- умение творчески работать по теме проекта;
- умение спрогнозировать свой продукт;
- воспитание чувство ответственности за продукт проекта
Оборудование: учебник чтения для 6 класса, индивидуальный раздаточный материал с заданиями для практической работы, портрет В. Бианки, презентация для интерактивной доски, проектор, ноутбук, ароматизированные подушечки, файл с музыкальным произведением, конфеты.
Ход урока
Этапы | содержание | примечание |
I. Организационный момент. | - Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть всех вас здоровыми и в хорошем настроении. Надеюсь, что это настроение останется с вами до конца урока. | |
Речевая гимнастика 1. | Р – Вначале урока подготовим себя к работе. 1. Упражнения на развитие дыхания «Снежинки». - Откиньтесь на спинку стула. Положите руку на живот, сделайте носом вдох так, чтобы вы почувствовали, что живот надувается шариком. А теперь сделайте через рот долгий выдох в сторону снежинок, чтобы живот сдулся. ( Выполняем 3 раза до исчезновения снежинок) 2. Артикуляционная гимнастика - Прочитайте стих про себя. - Прочитаем это стихотворение вслух (сначала слабочитающие ученики читают по одному, а затем класс читает хором) Слушайте друг друга, не спешите, четко проговаривайте все слова. Белый снег. Белый мел. | Слайд 1 Слайд 2 |
II. Проверка домашнего задания | А сейчас проверим домашнее задание. - На прошлом уроке мы с вами знакомились с правилами приветствия, читая рассказ, который называется «Здравствуйте». Что означает слово? (будь здоров) Сейчас я проверю, как вы были внимательны на прошлом уроке. Давайте решим тест и проверим ваши знания. - Выходя к доске читаете вслух вопрос и варианты ответов. Правильный ответ произносите и отмечаете нажатием пальца. - Вежливо поздороваться с друзьями, значит: а) хлопнуть приятеля по плечу; б) сказать «Привет» и улыбнуться; в) громко крикнуть «Здорово». - Вежливо поздороваться с девочкой значит: а) дернуть ее за косичку; б) пройти мимо не заметив; в) кивнуть и сказать «здравствуй». - Вежливо поздороваться со старшими значит: а) сказать «Здравствуйте» и добавить имя и отчество человека; б) пробежать мимо и буркнуть «Здрасьте»; в) спокойно сказать «Привет». -Ученица встречает в школе несколько учителей. Девочка кричит: а) здравствуйте Анна Николаевна; б) спокойно говорит всем «Здравствуйте». -Как называют человека, который умеет пользоваться правилами приветствия? (культурный, вежливый, воспитанный) - Молодцы. Не забывайте эти правила, пользуйтесь ими каждый день. | Слайд 3 Тест на интерактивной доске. Учащиеся выходят по одному |
III. Подготовка к восприятию материала (Погружение в проект) | - Ну, а сейчас мне хочется прочитать вам одно стихотворение, в котором поэт Георгий Ладонщиков тоже использует слово - приветствие. Послушайте его.
Вьется след замысловатый От полянки до холма. Мы для птиц кормушки ставим, - Кого приветствует в своем стихотворении поэт? - Как вы думаете, какое название у этого стихотворения? (Здравствуй, зимушка-зима!) - Почему поэт здоровается с зимой? (Зима только начинается) - -В каком месяце мы приветствуем зиму? |
|
IV. Сообщение темы и целей урока (Определение цели проекта, его названия) | - Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом «Декабрь». Откройте учебник на стр. 81. - Кто его автор? – Виталий Валентинович Бианки, русский писатель (Портрет писателя на доске). Мы уже знакомы с этим писателем. Какие рассказы мы уже читали в этом году? (мы в этом году прочитали его произведения: «Сентябрь», «Октябрь». В этих произведениях говорится о том, какое главное дело совершает природа в том или ином месяце) - О В. Бианки небольшой рассказ нам подготовил Ш. Артем. Виталий Валентинович Бианки (1894-1959)- известный русский писатель-натуралист, автор многих произведений для детей. Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты». Тридцать пять лет писал Бианки о лесе. Он написал такие книги, как «Лесные домишки», «Лесные разведчики», «Чей нос лучше», «Кто чем поёт» и др. - Кто такой натуралист? (человек, который любит природу, наблюдает за жизнью животных, за изменениями в погоде) - Я предлагаю сегодня и нам побыть в роли натуралистов и на основе наблюдений в ходе урока подготовить плакат – страничку о первом зимнем месяце на стенд для учеников младших классов, Мы не только соберем знания для себя, но и поделимся ими с младшими товарищами. - Как же мы назовем нашу страничку? Приклейте заголовок «Декабрь». - Итак, давайте отравимся на прогулку и посмотрим, что же происходит с природой в декабре. | Слайд 5 Сообщение ученика Каждому ученику на стол раздается подложка плаката – странички, клей Дети приклеивают «Декабрь» |
V. Первичное чтение Проверка первичного восприятия. | - А начнем мы нашу прогулку с чтения рассказа. - Послушайте. - Какой вам представилась природа в декабре? - Что вы запомнили? - Перед вами репродукции картин известного русского художников, Какая из них могла бы стать иллюстрацией к рассказу В. Бинки. Почему? - Правильно. Это картина И. Левитана, которая так и называется «Зима в лесу» - | Читает учитель Слайд 6 |
VI. Повторное чтение и анализ (Работа над проектом) Словарная работа | -Давайте вновь обратимся к нашему рассказу. Но сначала посмотрите на экран. Это слова из рассказа, прочитаем их. Студень Буйные Возродится Близится - А теперь прочитайте рассказ про себя, только читая, выполните следующее задание: найдите предложения с этими словами. - Прочитайте предложение с первым словом. Что обозначает это слово? (Студень – так в народе называют декабрь, так как этот месяц холодный, студеный) - Прочитайте предложение со следующим словом. Что значит выражение «буйные реки»? (Буйные – шумные, бурные) - Прочитайте предложение со следующим словом. Как вы думаете, что значит слово «возродится»? (Возродится – оживет) - Прочитайте предложение со следующим словом. Как вы понимаете слово «близится»? (Близится - становиться близким, приближается) - Как вы думаете карточку с каким словом надо приклеить во 2 ячейку. Почему? (Учитель раздает карточки со словами «студень») Приклейте. | На экране слайд 7 со словами Дети приклеивают «студень» |
Релакс (Прослушивание музыки) | - Продолжим нашу прогулку, а поможет нам в этом наше воображение и музыка. Я попрошу вас закрыть глаза, расслабиться, послушать музыку великого русского композитора И. Чайковкого и на мгновение перенестись в сказочный зимний лес. | Музыкальный файл |
Чтение и анализ произведения Ресурсный материал Составление картинного плана | -Давайте внимательнее понаблюдаем за жизнью в лесу. Прочитаем текст по частям. Сколько абзацев в тексте? - Прочитаем первую часть. - Какая пословица встретилась в этой части. Объясните её. - О декабре народом придумано немало и других пословиц. Вы знаете их? Откройте конверт под №3. Давайте познакомимся ещё с некоторыми из них. Прочитаем их вслух Декабрь –стужайло, на всю зиму землю студит. - Объясните смысл пословиц. - Выберите понравившуюся пословицу. В какую ячейку поместите карточку? Приклейте её в нужную ячейку. - Найдите в первом абзаце, как меняется природа с приходом декабря? Прочитайте. - Да, декабрь и снежный, и холодный. Давайте подберем еще слова, которые помогут нам описать декабрь. А поможет нам в этом Конверт №4. Прочитайте слова на карточках про себя. - На какой вопрос отвечают эти слова? К какой части речи они относятся? Выберите 3 прилагательные, которые, по – вашему, характеризуют декабрь. В какую ячейку будем приклеивать? Приклейте 3 выбранные вами карточки ячейку с названием, по вашему усмотрению. Снежный, холодный, голодный, красивый, морозный, сказочный, тёмный, радостный, последний, новогодний. - Прочитаем, что у вас получилось. -Продолжим работу с текстом дальше. Прочитаем второй абзац. - Как вы понимаете «многие животные и растения сумеют сохранить свою жизнь всю долгую зиму? (Они зимой не погибнут и доживут до весны) - А давайте подсмотрим за жизнью животных в зимнем лесу через волшебное стёклышко. Я предлагаю выполнить следующее задание: - По одному вы будете выходить к доске и передвигать волшебное стеклышко, следуя моей инструкции, тогда мы сможем отыскать спрятавшихся животных. ( Передвинь «Стёклышко» - в правый верхний угол, -в правый нижний угол, - в левый верхний угол, - в левый нижний угол, - в центр ) - Ребята, скажите, всех ли животных, что мы увидели сейчас через «волшебное стёклышко» вы действительно сможете встретить в декабре в лесу? Почему? - Вернемся к рассказу В. Бианки. Назовите день рождения солнца. (23 декабря). - Что начинается в природе с этого дня? (Начинает прибавляться день. И каждая минутка приближает нас к весне. Солнце будет с каждым днём светить и пригревать. Наконец придёт весна, и снова возродится жизнь). - Давайте прочитаем текст ( на карточках) 23 декабря – день рождения солнца. День спешит начать увеличиваться, и уже к Новому Году прибавится на целых 8 минут. В древности этот день считался праздником. Дети и взрослые прыгали через костер, водили хороводы, состязались в силе и смекалке. Световой день увеличивается, а значит, весна не за горами. -Почему 23 декабря – день рождения Солнца. - Приклеим картинку солнышка с цифрой 23 внутри. В какую ячейку? (5. День рождения солнца») - А теперь я проверю, хорошо ли вы работали на уроке. Посмотрите на экран, где для вас предложены картинки, подписанными предложениями из рассказа В. Бианки. Расположите картинки в правильном порядке. - Перескажите рассказ «Декабрь, опираясь на картинный план, который у нас получился. | Читает один ученик Дети читают карточки и объясняют
Дети выбираютприклеивают пословицу Дети выбирают и приклеивают слова Слайд 8 «Волшебное стёклышко» По очереди ученики выходят к доске и выполняют манипуляции по инструкции учителя. Дети приклеивают солнышко Слайд9 Ученики выходят к интерактивной доске и по порядку располагают картинки 1-2 ученика |
Итог | Ребята, скажите, какая ячейка на нашей страничке осталась не заполненной. А почему мы не можем обойтись без этой ячейки на нашей страничке? - Мне хотелось бы и вам создать сегодня новогоднее настроение, а помогут мне в этом чудесные мешочки. -Но сначала скажите, чем пахнет новогодний праздник? Определите запах синей подушечки.(ель) Чем пахнет оранжевая?(апельсин) Какой запах хранит голубая?(шоколад). Пусть не только запах, но вкус нового года создать праздничное настроение | Дети определяют чем пахнет мешочек Учитель угощает детей конфетами |
Домашнее задание Рефлексия | - А что ещё вам создает новогоднее настроение? Подумайте и нарисуйте дома в оставшейся ячейке. Домашнее задание – рисунок на тему «Новый год» А на следующем уроке мы с вами представим готовые странички и подарим их для стендов ребятам и учителям младших классах. - Нарядите елочку шарами. Если вам понравилось – повесьте шарик с улыбкой, если нет – «грустный» шарик. | Слайд 10 Дети наряжают ёлочку |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока чтения, 1 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока чтения для 1 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Работа над содержанием рассказа "Радостно светит ... ". В Приложении находятся картинки в уроку....
Конспект урока чтения, 2 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока чтения для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Сказка "Умелые руки"....
Конспект урока чтения, 3 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока чтения для 3 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Рассказ "Зимняя ночь". В Приложении находятся фигурки животных и картинка к рассказу....
Конспект урока СБО 6 класс коррекционной школы VIII вида. Тема: "Основные транспортные средства".
Конспект урока, презентация, раздаточный материал, приложение....
Конспект урока СБО 6 класс коррекционной школы VIII вида. Тема: "Значение закаливания организма".
конспект урока СБО в коррекционной школе 8 вида...
Конспект урока в 9 классе коррекционной школы: Трудовая дисциплина в трудовом законодательстве и на уроках трудового обучения
Конспект урока в 9 классе коррекционной школы: «Трудовая дисциплина в трудовом законодательстве РФ и на уроках трудового обучения».Организация учебного процесса. Метапредметное обучение....
Презентация к уроку чтения 6 класс коррекционная школа 8 вида Х.К.Андерсен "Ель"
В презентации использованы слайды на коррекцию и развитие памяти,внимания,зрительных восприятий,умения анализировать,сравнивать....