Конспект урока по литературе "Не остужайте свои сердца..." (по рассказу К.Паустовского "Телеграмма" 8 класс
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Сорокина татьяна Васильевна

Данный конспект урока поможет пробудить в детях чувства и желания пристально взглянуть на себя со стороны и задуматься над вопросом "Настоящая доброта... Какая она?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_paustovskomu.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока на тему: «Не остужайте свои сердца». (По рассказу К.Паустовского «Телеграмма», 8 класс)

Цели:

  1. Заставить задуматься над вопросом: «Настоящая доброта… Какая она?»
  2. Определить и обратить внимание на роль пейзажа в рассказе.
  3. Пробудить в детях чувства и желание пристально взглянуть на себя.

Оформление доски:

Высказывания  Л.Н.Толстого: « Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле» и

А.П.Чехова: « Не успокаивайтесь… Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро».

                                           Ход урока:

  1. Вступление. Слово учителя о писателе.

  1. Раздумья над словами В. Гиляровского, которые продолжают урок: «Любить человечество легко. Эта любовь ни к чему не обязывает. Другое дело любить одного человека, тут нужно многое: силы, внимание, забота, наконец, деньги».

- Как вы понимаете эти слова?

Размышления учащихся.

- Почему же все-таки Паустовский писал о людях простых и безвестных, о которых читаем мы с волнением, хотя в произведении нет острого сюжета, захватывающих происшествий? В чем дело?

Вывод. В необыкновенной любви к людям, в умении остановиться и внимательно всмотреться в то, что нас окружает.

- Настоящая доброта… Какая она?

Высказывания учащихся.

Подводит итоги беседы учитель чтением высказывания Л.Н.Толстого.

  1. Анализ и беседа по рассказу «Телеграмма»

- Как же создается эмоциональный фон рассказа уже в его начале?

- Как передается одиночество Катерины Петровны?

(Работа с текстом. Выборочное чтение)

- Какова роль пейзажа в этом эпизоде?

Вывод.  Метафора и олицетворение помогают нам понять настроение героини, ее переживания.

Письмо к дочери. Ученики зачитывают письмо.

- А что-то удивило в письме? (Смерть, природа-сад)

Вывод. Образ Катерины Петровны очень цельный. Она и окружающий мир – единое целое. Пейзаж – действующее лицо рассказа. Природа, которая остается с Катериной Петровной.

- А почему на страницах, рассказывающих о жизни Насти в Ленинграде почти нет описания природы?

Работа с текстом.

Вывод. Метафора «холодные глаза» помогают нам понять суть девушки.

- Можно ли говорить о черствости Насти, зная об ее участии в судьбе художника Тимофеева?

- Что позволяет нам думать о какой-то раздвоенности сознания Насти? (Отношение Насти к письму матери. Письмо читает не сразу. А прочитав, вслух размышляет: « Куда там ехать сейчас. Разве отсюда вырвешься?» А на самом деле ей просто не хотелось ехать, потому что переполненные поезда, пересадки, материнские слезы, скука.

Вывод. С одной стороны она смогла понять художника Тимофеева, его непростой характер, а с другой не почувствовала вовремя, что очень нужна матери, которая, возможно, умирала в те часы, когда ее хвалили за внимание к человеку.

Выборочное чтение. Телеграмма от Тихона.

Высказывания учащихся.

Вывод. Она так далека от матери, что не поняла, о ком говорится в телеграмме. И Паустовский подчеркивает ее недоброту, фальш. Когда сразу после ее мыслей: « Какая катя? Какой Тихон! Это не мне.» А после этого слова Художника Тимофеева. Чтение.

Вывод. Противопоставление этих слов бессердечному отношению героини к матери помогает понять ненормальность таких взаимоотношений. Такая жизнь. Когда приходится лгать самому себе и другим, когда. Заботясь о многих, не замечаешь. Как плохо самому близкому тебе человеку, и оправдываешь слепоту своей души ложью – такая жизнь ненормальна, она фальшива, неспокойна. Когда-то приходит прозрение.

- Как Паустовский подчеркивает изменения в поведении героини. Понявшей, что мать умирает?

(Выборочное чтение эпизодов: Взгляд Гоголя. Приезд  Насти в деревню. В доме матери.)

Вывод. В народе всегда отмечалась особая любовь матери к детям, в отличие от неблагодарности последних.

- Какие пословицы и поговорки записали вы о матери?

(Материнская молитва со дна моря вынимает. Материно сердце в детях, а детское в камне. Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет. И т.д.)

Обращение учителя к ученикам.

Очень жаль, что в сутолоке жизни и в спешке мы часто забываем о самых близких нам людях. Не об этом ли спрашивал С.Маршак: «А часто ли видел ты близких своих?»

Мне бы хотелось, чтобы вы тихим вечером посмотрели пристально на своих близких, постарались понять их, вовремя сказать доброе слово. На добрых людях все и держится.

- Как вы думаете, почему в конце рассказа автор показал молоденькую учительницу (противоположность Насти)?

(Учительница почувствовала вину за всех молодых.)

  И сама учительница воспитывает детей, учеников добрыми, отзывчивыми.

  Таких людей встретили мы на страницах рассказа.

- Как писатель изобразил их ?

Рассказы учащихся о Манюшке и Тихоне.

Вывод. Да, это простые русские люди, которых так любит Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но никогда не пройдут мимо чужого горя, всегда помогут.

Таковы и Манюшка, и Тихон, и почтарь Василий, и молодая учительница.

Работа с текстом. Сцена похорон. О родной земле.

Вывод. Эта земля родная не для Насти, а для этих обыкновенных русских людей, не растерявших ни терпения, ни чуткости, ни доброты…

  1. В исполнении учащихся звучит стихотворение А.Яшина «Спешите делать добрые дела».

  1. Заключительное слово учителя.

Пусть слова А.П.Чехова, послужившие эпиграфом к нашему уроку, будут напутствием, пожеланием в вашей дальнейшей жизни: «Не успокаивайтесь…Пока молоды, сольны, бодры, не уставайте делать добро».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование "Сохрани в своем сердце любовь"

Урок строится на анализе материалов (Интернет источников, краеведческой литературы и т.д.) о белгородских храмах. При подготовке к уроку создается презентация - коллективное творчество учителя и учащи...

Урок по литературе для 7 класса "Любить «всем теплом и светом своего сердца».(По рассказу А.П.Платонова «Юшка»)"

Урок - мастерская ценностных ориентаций с использованием технологии критического мышления. Содержит цель, задачи, планируемые результаты. Имеет следующую структуру: организационный этап, вводно - моти...

Конспект урока на тему: Булгаков. «Собачье сердце». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Тема: Булгаков. «Собачье сердце». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести. Цели: рассмотреть поэтику произведения «Собачье сердце», выявить, в чем проявляется...

План конспект урока " Первая помощь при остановке сердца"

Преставлен план-конспект урока по ОЖЖ для 11 классов" Первая помощь при остановке сердца". Струтрура урока в соответствиис требованиями ФГОС. Также разаработана технологическая карта для это...

Урок литературы в 7 классе " «Любить «всем теплом и светом своего сердца» (по рассказу А. П. Платонова «Юшка»)

Данный урок поможет учителю более подробно понять нравственные ценности главного героя рассказа Платонова. Используются эвристические методы преподавания предмета....