Конспект урока по литературе для 7 класса по произведению Л.Андреева "Кусака". Тема урока "Чувство сострадания к «братьям нашим меньшим», бессердечие героев"
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Цели урока:
1) развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
2) способствовать развитию речи учащихся;
3) развивать навыки составления плана по произведению и совершенствовать навыки анализа текста;
4) воспитать чувство сострадания и милосердия ко всему живому на земле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
and._urok.docx | 25.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока
Слайд №1 Чувство сострадания к «братьям нашим меньшим», бессердечие героев
Слайд № 2 Цели урока:
1) развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
2) способствовать развитию речи учащихся;
3) развивать навыки составления плана по произведению и совершенствовать навыки анализа текста;
4) воспитать чувство сострадания и милосердия ко всему живому на земле.
Ход урока.
I. Оргмомент.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших добрых глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мыслей,
И с пользой проведём урок.
Слайд №3 Ребята, эпиграфом к нашему уроку являются слова А. де Сент – Экзюпери из его замечательного произведения «Маленький принц»: «…не забывай: ты всегда в ответе за тех, кого приручил». Перед тем, как начать разговор по данной теме, послушайте стихотворение Грубова «Собачье сердце» и подумайте над вопросом: Что объединяет это стихотворение и прочитанный вами дома рассказ Л. Андреева «Кусака»?
От самолёта трап уходит
Взлохматив холку напослед,
От пса родного взгляд отводит
Его предавший человек.
А пёс ещё не понимает,
Он ждёт команды и молчит.
А самолёт уж в небе тает,
И белый след за ним кипит.
Собака села поудобней,
Где приказали ей сидеть.
Проходит время – пить охота –
Придётся потерпеть…
А к глотке подступали слёзы.
Он выполнял команду «ждать».
С такой отличной родословной
Нельзя при людях зарыдать.
И в голове его собачьей
Не умещается пока,
Что друг его сегодня бросил
И не окликнет никогда.
Уж пасть от жажды пересохла,
И мысли всё трудней собрать…
Искал в толпе лицо родное,
С надеждой продолжая ждать.
Смешались дни, смешались ночи…
И обходя его, толпа
Бросала хлебушка кусочки,
Которых ему есть нельзя.
Облезла шерсть, крошатся зубы…
Скиталец встал и напрямик –
Никто не скажет, что трёхлетка,-
На трассу выползал старик.
…Эх, люди, люди, мне вас жалко
И этот мир не для меня»-
Так думала три дня собака,
Хлебнувшая людского зла
Собрав остаток сил и злости,
С обочины, что было сил,
Под грузовик – и к Богу в гости
Он без приказа сам решил.
( Оба произведения – это горькое повествование о собаках, которых жестоко обидели люди).
_Слайд №3__ Какую же проблему поднимает автор? Актуальна ли она? Почему ? ( Проблема милосердия, сострадания актуальна. О ней нужно говорить. Проблема милосердия заглохла. Люди сегодня не хотят сопереживать чужую боль. Не умеют быть человечными, не всегда добры)
Жестокое обращение людей по отношению к «братьям нашим меньшим» является темой многих произведений.
___ Кто из русских писателей, кроме Л. Андреева, создал в русской литературе прекрасные образы четвероного друга?
( «Муму» И. С. Тургенев, «Каштанка» А. П. Чехов, «Белый пудель» А. И. Куприн, «Белый Бим чёрное ухо» Г. Н. Троепольский и др. )
--- Итак, какие чувства вы испытали, читая рассказ «Кусака»?
( Чувство жалости к Кусаке, и стыд за Лёлю и её маму; возмущение против жестокости людей; неравнодушие, ответственность, боль души ).
_ Какие слова сегодня на уроке будут у нас ключевыми?
Слайд № 4 ( Милосердие – готовность помочь кому – нибудь или простить кого – нибудь из сострадания, жалости.
Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим – нибудь несчастьем, горем.
Приручить ( кого, что ) – приручить к человеку, сделать ручным, послушным.
Приручиться – стать ручным, привыкнуть к человеку.)
Слайд № 5 Совместная деятельность
--- Какими способами писатель добивается от читателя чувства сострадания по отношению к Кусаке и подводит к мысли, что он несёт ответственность за тех, кого приручил?
Работа в группах
Слайд № 6
1 группа – исследователи:
__ Какой была жизнь бездомной Кусаки? Чего она была лишена? Как относилась к людям? ( Начало 1 главы)
__ Как происходило приручение Кусаки? (зачитать эпизод). Охарактеризуйте поведение собаки. Что с ней произошло, когда её впервые погладили, приласкали? Почему она уже никогда не сможет укусить человека? (стр. 93 уч. «Сперва они…)
__ Как изменился внешний вид Кусаки и её внутренний мир? Как собака выражала свою признательность? Как к ней относились хозяева дачи? ( гл. 3, начало)
__ Во время отъезда дачников, что происходит с Кусакой? ( Зачитать эпизод. Стр. 97 Снова пришли … и гл. 5)
Слайд №7
Вторая группа – психологи.
1. Отношение детей и взрослых к бездомной Кусаке до приезда дачников. (Гл. 1 От тёплых изб её отгоняли…)
2. Отношение к Кусаке дачников.
3. Кусака – игрушка для людей ( докажите примерами из текста)( стр. 95 Мама, дети! Смотрите…)
4. Почему дачники оставили Кусаку? Проследите по тексту, как меняется настроение Лёли, когда она узнаёт о предстоящей разлуке с Кусакой. Почему Лёля смирилась с расставанием? Сравните поведение Лёли во время приезда ( гл. 2 ) и во время отъезда ( гл. 4 ). Чем вы можете объяснить перемену настроения Лёли? В чём причина отказа Лёли от Кусаки?
Слайд №8
Третья группа – аналитики.
Составление плана по рассказу:
1. Бездомная собака.
2. Приручили.
3. «Всею своей собачьей душой расцвела Кусака». Собачье счастье.
4. Брошенная собака.
Как вы понимаете слова « всею своей собачьей душой расцвела Кусака»? ( У неё появилось имя, у неё есть друг и т. д., появился смысл жизни).
Слайд №9
Четвёртая группа – законодатели
Составление правил для людей, приручающих животных.
( Если вы приручили животное, не нужно относиться к нему, как к ненужному существу; надо о нём заботиться, кормить, не обращаться с ним грубо, ни в коем случае нельзя выбрасывать его на улицу, животное погибнет, потому что оно не привыкло жить без человеческой поддержки, ему будет очень больно, ибо всё живое имеет душу.)
Слайд №10
Пятая группа – творцы
Давайте посмотрим на слайд, как вы представили новую жизнь Кусаки
Слайд №11
Шестая группа – литераторы
« И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и громко завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой. Монотонный, угрюмо покорный шум дождя прорезал тьму и, замирая, понёсся над тёмным и обнажённым полем.
Собака выла – ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвётся к свету сама беспросветно – тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу.
Собака выла.»
__ Выписать художественные средства выразительности и объяснить цель их использования.
Слайд №12
В рассказе «Кусака» есть ещё одно действующее лицо. Это пейзаж.
__Какую функцию он выполняет?
Слайд №13
__ Как описание природы перекликается с описанием Кусаки?
( Стр.92, зимняя нчь…)
Слайд №14
__ Что изменилось в жизни Кусаки с приходом весны? ) Стр.92, наступила весна.., 93 ночью собака подкралась…)
Слайд №15
«Ночью собака подкралась к заснувшей даче и улеглась на своё место под террасой. Пахло людьми… она почувствовала запах душистого дёгтя, который «манил в светлеющую даль».
__ Какое значение имеют эти слова для понимания состояния Кусаки?
Слайд №16 – 17
«Жёлтыми огнями загорелась осень… Частыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их…» (Чтение гл. 4)
__ Какое настроение вызывают эти строки? Как это удаётся передать автору? (С помощью слов)
(Слушаем музыку)
Слайд №18
__ Какую картину вы увидели за звуками музыки? (Тёмную ночь. Дождь и сумрак. Никого нет кругом. Тревога. Одиночество. Краски неяркие)
__ Какие чувства собаки созвучны музыке? (Плач её собачьей души. Поиски людей, к которым собака привыкла.. Тревога и безысходность.)
__ С помощью каких средств это делает композитор? (С помощью звука).
__ Помогла ли вам музыка понять ту истину, которую искал Л. Андреев? (Да. Музыка подтверждает мысль Л. Андреева – нельзя быть жестоким. Ты отвечаешь за того, кого приручил.)
__ Как вы думаете, примирилась ли Кусака со свои одиночеством? (В основном нет. Невозможно забыть предательство, равнодушие.)
Слайд №19 Рефлексия.
_ Совпали ли ваши ожидания с тем, что было на уроке? Что ты хотел узнать? В начале урока мы говорили о том, что писатель утверждает, что всё живое «страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». Прав ли был писатель? Помог ли рассказ осознать своё отношение к животным? Как? Пробудилось ли в вашей душе милосердие и сострадание во время работы на уроке? Что значит быть милосердным? (Это одно из самых красивых слов. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. Любовь бывает разной. Бывает радостной. Бывает с заплаканным лицом. Ты не можешь пройти равнодушно. Быть милосердным или оставаться равнодушным – это твой выбор. Всё в твоих руках.
Послушайте притчу «Всё в твоих руках»
Жил в одном городе мудрец. Люди издалека приходили к нему за советом. Но в городе был один человек, завидующий его славе. Пришёл он на луг, поймал бабочку, посадил её между ладоней и подумал: «Пойду я к мудрецу и спрошу у него: «Какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?» Если скажет «живая», сомкну ладони, и бабочка умрёт. Скажет «мёртвая», я открою ладони, бабочка улетит. Вот тогда все и поймут, кто из нас умнее.
Так всё и случилось. Завистник пришёл в город и спросил у мудреца: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая?»
Тогда мудрец сказал: «Всё в твоих руках».
Быть милосердным и сострадательным – это твой уровень развития души. Но помни, что когда – то было сказано: «Животные препоручены нам Богом как наши друзья и наши слуги. Вместе с тем, мы их старые должники. И они ждут от нас избавления, ждут проповеди любви».
Слова учителя:
В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество,
Верность,
Братство,
А есть ещё:
Совесть, Честь.
Ах, если бы все понимали,
Что это не просто слова,
Каких бы мы бед избежали
АИ это не просто слова. А. Яшин.
Домашнее задание:
Напишите сочинение – рассуждение «Мы часто твердим, что собака – друг человека. Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?» ( По высказыванию Э. Асадова).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
Технологическая карта урока литературы в 7 классе "Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев в рассказе Л. Н. Андреева «Кусака»"
Цели:Образовательные:1) познакомить учащихся с историей создания рассказа «Кусака»;2) учиться различать добро и зло в понятийном плане; приводить примеры из личного опыта, характеризующие понятийные к...
Конспект урока по литературе 9 класс по произведению М.А.Шолохова "Судьба человека"
Этот урок учит анализировать художественное произведение, работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание;развивает аналитическое мышление, творческое воображение, устную ...
"Л. Н. Андреев «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим".
Цель урока: формировать умение определять тему, идею рассказа, характеризовать героев, использовать устное словесное рисование, кратко пересказывать эпизоды; учить создавать...
Конспект урока по литературе 9 класс М.Ю.ЛЕРМОНТОВ «Герой нашего времени»
ЦЕЛЬ УРОКА: 1. познакомить учащихся с прозаическим творчеством М.Ю.Лермонтова;2. дать понятие социально психологический роман;3. обзор и обсуждение романа;4. выявление читательской позиции учащихся;5....
Коррекционное занятие на тему "Давайте знакомиться" Зоопарк. Братья наши меньшие.
Название мероприятияКоррекционное занятие на тему: «Давайте знакомиться». «Зоопарк». Развитие ВПФ.Дата проведения и продолжительность30.09.22 40 минУчреждениеМБОУ СОШ № 109 2б ...