Технологическая карта урока "А.С.Пушкин "Бесы": миф или реальность" 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Технологическая карта урока литературы "А.С.Пушкин "Бесы": миф или реальность" .УМК "Школа 2100".Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_besy_-_son_ili_realnost.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы. 19.09.2015.
Учитель: Малахова И.В.
Класс: 6.
УМК: «Школа 2100», Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.
Тема: «А.С. Пушкин «Бесы»: сон или реальность?».
Тип урока. Урок «открытия» нового знания.
Цель урока. Познакомить с произведением А.С. Пушкина «Бесы»; учить видеть за строчками стихотворения чувства, переживания, настроение, реальные события и общечеловеческий смысл; обогащать словарный запас, работать над овладением учащимися художественными средствами языка; формировать навыки анализа стихотворения, воспитать восприятие текста, как произведения искусства.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
освоение способов решения проблем поискового характера;
овладение логическими действиями сравнения и анализа;
овладение приёмами смыслового чтения.
Умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Предметные результаты:
понимание содержания прочитанных художественных текстов и их устное воспроизведение;
освоение приёмов анализа и характеристики текстов художественного стиля;
использование приёмов изучающего чтения;
использование различных видов монолога;
создание устных монологических высказываний;
выступление перед аудиторией сверстников с небольшими устными сообщениями.
Термины, понятия: рефрен, антитеза, олицетворение, риторический вопрос, лейтмотив.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Материально - техническое обеспечение.
Книгопечатная продукция: учебник «Литература. Год после детства» 6 класс.1 часть. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства: аудиозапись чтения стихотворения М.М. Козаковым, иллюстрации Н.Карзина, В.Симакова, снимок палехской шкатулки.
Технические средства обучения: интерактивная доска.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | ||
II. Введение в тему урока. 3 минуты | -Добрый день, ребята. Сегодня мы познакомимся со стихотворением Александра Сергеевича Пушкина «Бесы», которое великий поэт написал в первую Болдинскую осень в 1830 году. Послушаем сообщение о том, что такое Болдинская осень в творчестве Пушкина. | Домашним заданием на урок для одного из учащихся стало сообщение о важном месте имения Большое Болдино для творчества А.С. Пушкина. Выступает с сообщением. | Коммуникативные УУД 1. Владеть монологической речью. 2. .Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. |
III. Создание проблемной ситуации, формулировка темы урока. 5 минут | -Итак, примите удобные позы для слушания, стихотворение «Бесы» А.С. Пушкина для вас исполняет Народный артист РСФСР Михаил Михайлович Козаков. -Какое настроение лирического героя передал нам чтец? -Чего же боится лирический герой? Запишем этот вопрос и попробуем ответить на него сейчас. -Что такое бесы? Мистические, выдуманные существа. -А что может путник увидеть в темноте? Пень, волк, что-то реально существующее. -Повторю свой вопрос: чего же боится лирический герой? Чего-то мистического или реального, вызванного сном или части реальности? Ответить мы сможем, только проанализировав это произведение. Запишем тему урока «А.С. Пушкин «Бесы»: сон или реальность». | Слушают аудиозапись выразительного чтения стихотворения М. М. Козаковым. Отвечают на вопросы учителя. Настроение нервное, меняющее от начала к концу стихотворения, от настороженности к истерике, ощущение постоянного страха Боится бесов (название стихотворения «Бесы» наводит на эту мысль) или чего-то, что увидел в темноте (подсказывает сюжет) Работают в тетради. | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. |
IV. Работа с текстом. 1. Работа с текстом до чтения. 2. Комментированное чтение. 20 минут 3. Работа с текстом после чтения. 6 минут | -Перескажите кратко сюжетный план стихотворения. -Прочитаем первую строфу стихотворения. Мчатся тучи, вьются тучи; -Какие изобразительные средства вы заметили? -Зачем нужны многократные повторы? Зачем повторы в строфе? Когда человек часто повторяет слова сам себе? -Повторением одних и тех же слов передаётся нарастающий страх лирического героя. -Для чего служит повтор, открывающий стихотворение? Сколько раз он повторяется? -Прочитаем 2 и 3 строфу стихотворения «Эй, пошел, ямщик!..» — «Нет мочи: Посмотри: вон, вон играет, -Кто появляется в этой строфе? -Какие изобразительные средства вы заметили? Для чего они нужны. -Прочитаем 4 строфу стихотворения. Мчатся тучи, вьются тучи; -Какие изобразительные средства вы заметили? Для чего они употреблены? -Прочитаем 5 строфу стихотворения. Вьюга злится, вьюга плачет; -Какие изобразительные средства вы заметили? Для чего они употреблены? -Кто такой «он», который «далече скачет»? -Прочитаем 6 строфу стихотворения. Бесконечны, безобразны, Закружились бесы разны, -Какие изобразительные средства вы заметили? Есть ли повторы в этой строфе? Для чего они употреблены? Вводится понятие «лейтмотив». Прочитаем 6 строфу стихотворения. Мчатся тучи, вьются тучи; -Какие изобразительные средства вы заметили? Для чего они употреблены? Каково настроение лирического героя. Каков итог стихотворения? Итак, ребята, стихотворение «Бесы» оканчивается тем, что лирический герой остаётся один на один с тучами бесов: он, они и бесконечные, заснеженные, безлюдные равнины. Самое время вернуться к вопросу нашего урока. Почему нарисованная Пушкиным картина страшна? Чего же боится лирический герой? Реальны его страхи или они вызваны сновидениями? -Человеку нельзя оставаться одному, у каждого из нас есть семь, друзья, которые помогают в трудные моменты. Если человек останется один, он столкнётся с тьмой. | Отвечают на вопросы учителя, читают стихотворение. Лирический герой едет куда-то ночью, зимой, в метель, непогода не позволяет добраться до места, он останавливается неизвестно где, посреди заснеженного поля, ему страшно. Отвечают на вопросы учителя. Многократные повторы в самой строфе («мутно-мутна», «еду, еду», «страшно, страшно»), строка «мчатся тучи, вьются тучи» повторяется в стихотворении. Когда хочет запомнить что-то или боится. Повторяется 3 раза, делит стихотворение на 3 составные части, возвращает героя к исходной точке. Читают стихотворение. Отвечают на вопросы учителя. Появляются ямщик и бес, который «кружит» ямщика. Бес играет с путниками, он всесилен – может быть и «верстою небывалой», и «искрой малой» (это антитеза) Читают стихотворение. Отвечают на вопросы учителя. Повтор из 1-й строфы, действие продолжается в том же поле, той же ночью, с теми же героями, они скачут по кругу, но силы на исходе, страх становится сильнее, «колокольчик умолк». Читают стихотворение. Отвечают на вопросы учителя. Олицетворение – вьюга становится живой, окружающая темнота оживает, это усиливает ощущение страха. Бес преследует путников, оказывается, что он не один. Читают стихотворение. Отвечают на вопросы учителя. Употреблено слово «мутный», которое перекликается с повторяющейся строкой «мутно небо, ночь мутна» - ничего не видно. Продолжается тема «кружения». Риторические вопросы передают безысходность происходящего, лирический герой не в силах ничего изменить. Читают стихотворение. Отвечают на вопросы учителя. Рефрен первой строфы передаёт ощущение кружения, кольца, круга. Всё перемешалось: мчатся тучи и бесы, кругом «мутно». Лирический герой окончательно заблудился. Вокруг ночь, страшные звуки, «неведомые» равнины и «беспредельная» вышина. Отвечают на вопросы учителя. Картина, изображённая в стихотворении имеет 2 плана: реальный (сюжетная линия- человек заблудился)и поэтический (человек один в всём мире), Картина страшна она из-за безысходности одиночества лирического героя, он один во всём мире, и выбраться не может из этого кружения. Лирический герой боится остаться один на один с тьмой, не с конкретным волком или воображаемым бесом, а стать одиноким, покинутым. | Познавательные УУД 1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную. 2.Пользоваться приёмами изучающего чтения. 3.Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 4.Осуществлять анализ и синтез. 5.Устанавливать причинно-следственные связи. 6.Строить рассуждения. Коммуникативные УУД 1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2.Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3.Оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации 4.Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 5.Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства. |
V. Рефлексия (Итог урока). 5 минут | Ребята, перед вами 3 иллюстрации к стихотворению А.С. Пушкина «Бесы»: Н. Карзина, В.Симакова и неизвестного автора рисунка на палехской шкатулке. Какая из иллюстраций, по вашему мнению, наиболее полно отражает основную мысль изученного нами стихотворения. Объясните свой выбор. | Выбирают иллюстрацию, высказываются. | Познавательные УУД 7.Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация). Регулятивные УУД 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 3. Соотносить цели и результаты своей деятельности. |
VI. Домашнее задание. 1 минут | Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина «Бесы». | Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта по истории России и краеведению 7 класс
Технологическая карта по истории России и краеведению для 7 класса с добавлением тем по антикоррупции....
Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе на тему "Прилагательное как часть речи" учитель русского языка и литературы Малина Е.В.
Подробная технологическая карта крока русского языка в 6 классе на тему "Прилигательное как часть речи" в рамках требований новых ФГОС...
Технологическая карта внеурочного занятия по географии в 5 классе по теме "Глобус и карта"(моделирование) ФГОС
Образовательные: · Сформировать знания о глобусе как модели Земли.· Расширить представления детей о глоб...
Технологическая карта урока "Home, sweet home" в 6 классе УМК М.З.Биболетовой, Р.Н. Трубаневой «Enjoy English» для 6 класса
Технологическая карта урока "Home, sweet home" в 6 классе УМК М.З.Биболетовой, Р.Н. Трубаневой «Enjoy English» для 6 класса...
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существи...
Технологическая карта «Dress right», Module 7 b 5 класс «Английский в фокусе», 5 класс
laquo;Dress right», Module 7 b5 классУрок открытия новых знаний«Английский в фокусе», 5 класс: учебник для общеобразовательных школ; Ваулина Ю.Е, Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс...
Технологическая карта конспекта урока по английскому языку (5 класс) по теме : «Правила, правила, правила» УМК Ю.А. Комаровой, И.В.Ларионовой, К.Гренджер Английский язык для 5 класса общеобразовательных учреждений
Технологическая карта конспекта урока по английскому языку (5 класс) по теме : «Правила, правила, правила»...