Конспект урока по проблеме формирования подростковой рефлексии:С любовью шутки плохи (по рассказу А.Чехова «Шуточка»).
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Курс литературы обладает большими возможностями для погружения в рефлексивный анализ, благожелательного исследования внутреннего мира человек, снижения аффективной окрашенности личностной рефлексии, а так же осуществление двух тактов произвольного действия развития личностной рефлексии: способности развития действий в упражнении и выделения этой способности после завершения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_8_kl_shutochka.docx | 25.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Воротилина Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Ириклинская средняя общеобразовательная школа»
Гайского городского округа Оренбургской области
Тема: С любовью шутки плохи (по рассказу А.Чехова «Шуточка»).
Цели:
- Формирование умения анализировать эпизод произведения.
- Обучение поисковому чтению.
- Конструирование поведения в комических ситуациях
Ход урока:
I. Орг. момент.
II. Вступительное слово учителя: Сегодня, надеюсь, вы будете активными на уроке, не только слушающими, но и говорящими, умеющими правильно высказать свою точку зрения, ведь по словам Франца: «Слова – тоже поступки».
Запись в тетрадях даты.
Во вступительной речи была ссылка на слова Франца. Кто сможет повторить их?
- Верно, ведь «Весёлые люди делают больше глупостей, чем грустные, но грустные делают большие глупости» Г.Клейст. (записано на доске)
- Найдите ключевые слова в этом высказывании.
Д: Весёлые – больше глупостей – грустные – большие глупости.
Д: Лучше быть весёлым и совершать мелкие глупости, так как они могут принести меньше вреда, и их легче исправить.
Таким образом, получается, что даже слова могут быть глупым поступком, а могут – шуткой. Знаю, что вы люди весёлые, а слова ваши – неглупые поступки. По словам Ф.Бэкона
«Уметь легко перейти от шутки к серьёзному и от серьёзного к шутке требует большого таланта» (записано на доске)
- Как вы понимаете эти слова?
Д: Уметь шутить - нужен талант.
Талант можно развивать.
Шутить надо учиться (нужно уметь).
(Вопрос о нахождении слов-опор опущен, так как дети это делают самостоятельно).
III. Лексическая работа:
- Шутка… дома вы просмотрели различные источники, знакомясь со значением этого слова.
- Каковы значения слова «шутка» согласно различным источникам?
- Напишите слова или сочетания слов, как вы понимаете слово «шутка». Покажите друг другу свои записи. (запись делается на отдельных листах тем цветом, который выбирают сами учащиеся).
- Посмотрите, что получилось. Таково наше представление о шутках.
- Прочитайте подборку фразеологических оборотов со словом «шутка».
Д: Шутка к добру не приведёт.
В шутках правды не бывает.
Умей шутить, умей и отшучиваться.
Шутил, шутил, да и вышутился.
С любовью шутки плохи.
За хлебом-солью всякая шутка хороша.
Шутки – баламутки.
Шутка – прибаутка.
Пошутить над собой.
- Как вы думаете, какая из них подходит к произведению Чехова?
- Так и назовём наш урок: С любовью шутки плохи. (запись темы).
- Сегодня на уроке предстоит выяснить, чем стала шутка для героев? Какую роль сыграла шутка, а именно всего 4 слова в жизни героини? Каким поступком стала шутка, так как (запись на доске).
Когда смех, шутка и юмор служат средством общения, тогда всё обстоит благополучно. Когда они делаются целью – тогда начинается умственное распутство.
Д. Писарев.
- О чём это высказывание? (один учащийся на доске подчёркивает слова-опоры и говорит свою интерпретацию).
Д: Благополучно, если шутка – общение, но распутство, если шутка – цель, то есть нельзя шутить специально.
- Все согласны с этим мнением?
- Какая пословица подходит к этому высказыванию?
Д: Умей шутить, умей отшучиваться.
- Получается, что слова – тоже поступки.
( Специально несколько раз прокручиваются высказывания о шутках для того, чтобы каждый учащийся смог выбрать позицию для себя).
IV. Работа над жанровыми особенностями.
- В центре внимания произведение А.Чехова «Шуточка».
- Определите жанр произведения.
- Почему рассказ называется не «Шутка», а «Шуточка»?
Д: Это приятное воспоминание, добрая шутка.
- Группа учащихся письменно рассуждали, чем отличается добрая шутка от злой.
Д: От доброй шутки весело, на неё не обижаешься. Злая шутка – насмешка, оскорбление. Злая шутка требует обратного злого действия.
- Итак, в центре нашего внимания рассказ Чехова «Шуточка». Допишем тему урока.
- Определим тему рассказа. Каков сюжет?
- Когда определён сюжет, предлагаю выбрать и записать эпиграф к уроку из тех высказываний, о которых мы говорили ( Д.Писарев, А.Франц, Г.Клейст, Ф. Бекон).
V. Анализ сюжетно-композиционных особенностей рассказа.
- Насколько верно понят вами сюжет поможет определить наш опросник. (вопросы распечатаны):
1. Сразу ли Наденька согласилась кататься с рассказчиком?
2. Скромной ли была Наденька?
3. Сознался ли герой в том, что шутил над Наденькой?
4. Была ли в жизни героя настоящая любовь?
5. Состоялась ли Наденька как жена, мать?
6. Смог ли забыть рассказчик Наденьку?
7. Смогла ли Наденька забыть рассказчика?
- Попробуем обосновать постановку + и -, используя речевые конструкции:
На доске: Не могу понять, как…
Готов разделить (беспокойство, смятение)…
Меня удивило…
Не пойму почему…
- Чтобы положительно ответить на вопросы нашего опросника, нужно иметь определённое чувство юмора. Проверим «Как у вас с чувством юмора?»
(вопросы распечатаны):
- Веришь ли ты, что смех продляет жизнь?
- Запоминаешь ли ты смешные случаи?
- Умеешь ли ты шутить весело и непринужденно?
- Любишь ли ты смотреть комедии?
- Как ты реагируешь на смех за кадром?
VI. Проверка дом. задания.
- Прочтите ключевые фразы героев, которые помогают понять их поведение. Дома вы заполняли таблицу, автор которой Буяльский Б.
Герои | Высказывания | При каких обстоятельствах | Характер интонации | Как дополняет характеристику |
Наденька | ||||
Рассказчик |
- Прочитайте, какие высказывания вы выбрали.
- Таким образом, намечены основные черты характеров героев.
VII. Анализ текста.
- Чтобы до конца понять, шутка героя была средством общения или распутством, проанализируем текст.
- Из скольких эпизодов состоит рассказ?
- Прослушаем выразительное чтение выбранных вами фрагментов рассказа.
- Какой из фрагментов не является эпизодом? Почему?
- Какой из эпизодов является наиболее ярким в нашей теме?
1 Анализ эпизода.
- Название эпизода. «Шутка рассказчика перед отъездом».
- Какие события происходят до этого эпизода.
Д: В рассказе Чехов повествует читателям о том, как главный герой признаётся в любви девушке ради шутки.
- Какие художественные детали подчёркивают подозрения мысли Наденьки.
Д: Именно ветер является деталью в произведении, а не скрип полозьев, свист в ушах.
- Оказывается, (на доске)
Страсти – это ветры, надувающие паруса корабля, ветер, правда, иной раз топит корабль, но без него корабль не мог бы плыть.
Ф.Вольтер
- Для чего автор использует приём умолчания.
- Что в эпизоде является кульминацией.
- Каково последующее значение этого эпизода.
- В качестве вывода предлагаю выписать одно из двух мнений литературоведов (на доске).
…зачем, хотя бы и в шутку доставлять другому человеку поводы к напрасным страданиям и сожалениям о невозможном?
А.Басаргин.
…как не весела жизнь вообще, если на всю жизнь… сохраняется какой-нибудь пустяк из дней юности.
А. Багданович.
2 Самостоятельный анализ эпизода. (работа в тетрадях)
- Что этот случай оставил в душе Наденьки? В душе рассказчика?
Д: У Наденьки появилась вера в себя, светлые воспоминания сохранились у неё на всю жизнь. У рассказчика так и не сложилась жизнь, а шутка навсегда осталась в памяти как нечто невозможное.
VIII.Знакомство с информацией публицистического стиля.
- Для одних любовь – шутка, для других – счастье, страсть, подобная ветру, а для учёных – химический процесс. Познакомимся с химическим составом процессов, происходящих внутри человека при влюблённости (тексты распечатаны).
Э.Фишер пишет о воздействии нейромедиаторов на мозг не просто животного, а человека. Итак, дофамин: «Повышенный уровень дофамина в мозгу вызывает исключительную фокусировку внимания, также как стойкую мотивацию и целенаправленное поведение. Это главная характеристика романтической любви»
«Одурманенный любовью рассматривает любимого как новое и уникальное. И дофамин связан с изучением новых стимулов».
«Повышенный уровень дофамина в мозгу вызывает веселье, а также другие чувства, о который рассказывают влюбленные — включая возрастание энергии, гиперактивность, бессонницу, потерю аппетита, учащенное дыхание и иногда манию, тревожность или страх».
«Участие дофамина может даже объяснить, почему пораженные любовью мужчина и женщина становятся так зависимы в их романтических отношениях и почему они жаждут эмоционального союза с предметом своей любви. Зависимость и страстное влечение являются симптомами аддикции — и все наиболее значимые аддикции связаны с повышенным уровнем дофамина»
Далее про норадреналин: «повышенный уровень этого стимулятора, как правило, вызывает веселье, прилив энергии, бессонницу и потерю аппетита — некоторые из важнейших характеристик романтической любви.
Повышенный уровень норадреналина помогает также объяснить, почему влюбленные в состоянии помнить мельчайшие детали поведения любимых и лелеют в памяти моменты, проведенные вместе. Это вещество связано с усилением памяти для новых стимулов»
Наконец, про серотонин: «Примечальный симптом романтической любви — беспрестанные раздумья о возлюбленном.
На основании всего этого Э.Фишер высказывает рабочую гипотезу: «Чувство эйфории, бессонница, потеря аппетита, также как прилив энергии, фокусировка внимания, активная мотивация и целенаправленное поведение, тенденция рассматривать любимую/любимого как оригинальное и уникальное, возрастание любовных страстей перед лицом несчастья, — все это может быть объяснено, частично, повышенным уровнем дофамина и/или норадреналина в мозгу. И свойственный влюбленным невроз навязчивости может быть обусловлен понижением уровня серотонина в мозгу.
(Упражнение на извлечение информации из небольшого текста публицистического стиля. Проверяется умение учащихся самостоятельно извлекать слова-опоры, смысл текста).
Упражнения на узнавания сигналов-опор, облегчающих поиск.
- Опираясь на факты, отражающие искомую информацию, найдите эту информацию в тексте.
- Найдите в конце каждого абзаца указания на проблематику.
- Опираясь на соответствующие средства, найдите авторские выводы по интересующему вопросу.
- Интересен ли вам этот вопрос.
- Найдите в первом (первых) абзацах каждой главы формулировку рассматриваемой проблемы. Встречались ли вы с аналогичной проблемой.
- Поделитесь впечатлениями о прочитанном. Можно ли эту теорию обосновать на примере текста?
(упражнение на присваивание новых знаний).
IX. Рефлексия.
- Как бы ты поступил на месте Наденьки?
- Влюблялись ли вы сами?
- Можете ли вы подшутить над человеком, который влюблён в вас?
- Можете ли вы отличить злую шутку от доброй?
Существует психологическая формула любви. По мнению американского психолога Шиндлера, счастлив в любви только тогда, когда любишь сам.
Это и есть формула счастья, так как, по мнению А.Чехова, в «любви важны вопросы личного счастья».
- Можно ли шутить с любовью?
X. Домашнее задание.
Рассуждение по одному из тезисов:
«Слова – тоже поступки»
.А. Франц
…зачем, хотя бы и в шутку доставлять другому человеку поводы к напрасным страданиям и сожалениям о невозможном?
А.Басаргин.
…как не весела жизнь вообще, если на всю жизнь… сохраняется какой-нибудь пустяк из дней юности.
А. Багданович.
Страсти – это ветры, надувающие паруса корабля, ветер, правда, иной раз топит корабль, но без него корабль не мог бы плыть.
Ф.Вольтер
Когда смех, шутка и юмор служат средством общения, тогда всё обстоит благополучно. Когда они делаются целью – тогда начинается умственное распутство.
Д. Писарев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 9- классе по теме: «Тема «маленького человека» в рассказе А.П.Чехова «Смерть чиновника», «Тоска»».
Знакомство с биографией и творчеством писателя, чтение и анализ рассказов «Смерть чиновника», «Тоска», помочь разобраться в психологии «маленького человека»...
Конспект урока "Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».
Обучающихся знакомятся с некоторыми чертами личности писателя, главными темами его творчества, историей создания рассказа, раскрываются духовные ценности, которые делают человека богаче и ...
Конспект урока по проблеме формирования национального самосознания :"Толерантен ли Пьер Безухов?"
Цель: * знакомство с понятием толерантность; * анализ литературного героя; * развитие способности к ...
Конспект урока Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»
Цель: раскрыть нравственные вопросы, которые ставит автор рассказа, сделать общие выводы по произведениюЗадачи: 1. отметить своеобразие языка рассказа,2....
Конспект урока «Нравственные проблемы рассказа Е.И.Носова «Кукла»
познакомить учащихся с творчеством писателя, ознакомить с идейно – нравственным содержанием рассказа Е.И. Носова «Кукла»;показать протест писателя против равнодушия, безр...
Конспект урока "Нравственные проблемы в рассказе "Кусака" Л. Андреева. 7 класс
Конспект урока "Нравственные проблемы в рассказе "Кусака" Л. Андреева. 7 класс. С применением технологии "Активные методы обучения"...
Конспект урока литературы в 5 классе (новый ФГОС). Тема: Л.Н. Толстой рассказ "Кавказский пленник": историческая основа, рассказ-быль, тема, идея рассказа
Данный урок является первым в цикле уроков по изучению рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". На этом уроке обучающиеся знакомятся с биографией писателя, исторической основой рассказа,...