Конспект урока по проблеме формирования подростковой рефлексии:С любовью шутки плохи (по рассказу А.Чехова «Шуточка»).
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Курс литературы обладает большими возможностями для погружения в рефлексивный анализ, благожелательного исследования внутреннего мира человек, снижения аффективной окрашенности личностной рефлексии, а так же осуществление двух тактов произвольного действия развития личностной рефлексии: способности развития действий в упражнении и выделения этой способности после завершения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_8_kl_shutochka.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Воротилина Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы

        МБОУ «Ириклинская средняя общеобразовательная школа»  

        Гайского городского округа Оренбургской области                                        

        Тема: С любовью шутки плохи (по рассказу А.Чехова «Шуточка»).

        Цели:

  1. Формирование умения анализировать эпизод произведения.
  2. Обучение поисковому чтению.
  3. Конструирование поведения в комических ситуациях

Ход урока:

I. Орг. момент.

II. Вступительное слово учителя: Сегодня, надеюсь, вы будете активными на уроке, не только слушающими, но и говорящими, умеющими правильно высказать свою точку зрения, ведь по словам Франца: «Слова – тоже поступки».

Запись в тетрадях даты.

Во вступительной речи была ссылка на слова Франца. Кто сможет повторить их?

- Верно, ведь  «Весёлые люди делают больше глупостей, чем грустные, но грустные делают большие глупости» Г.Клейст. (записано на доске)

- Найдите ключевые слова в этом высказывании.

                             Д: Весёлые – больше глупостей – грустные – большие глупости.

                              Д: Лучше быть весёлым и совершать мелкие глупости, так как они могут принести меньше вреда, и их легче исправить.

Таким образом, получается,  что даже слова могут быть глупым поступком, а могут – шуткой. Знаю, что вы люди весёлые, а слова ваши – неглупые поступки. По словам Ф.Бэкона

 «Уметь легко перейти от шутки к серьёзному и от серьёзного к шутке требует большого таланта» (записано на доске)

- Как вы понимаете эти слова?

                              Д: Уметь шутить -  нужен талант.

                                   Талант можно развивать.

                                 Шутить надо учиться (нужно уметь).

(Вопрос о нахождении слов-опор опущен, так как дети это делают самостоятельно).

III. Лексическая работа:

        - Шутка… дома вы просмотрели различные источники, знакомясь со значением этого слова.

-  Каковы значения слова «шутка» согласно различным источникам?

- Напишите слова или сочетания слов, как вы понимаете слово «шутка». Покажите друг другу свои записи. (запись делается на отдельных листах тем цветом, который выбирают сами учащиеся).

- Посмотрите, что получилось. Таково наше представление о шутках.

- Прочитайте подборку фразеологических оборотов со словом «шутка».

    Д: Шутка к добру не приведёт.

В шутках правды не бывает.

Умей шутить, умей и отшучиваться.

Шутил, шутил, да и вышутился.

С любовью шутки плохи.

За хлебом-солью всякая шутка хороша.

Шутки – баламутки.

Шутка – прибаутка.

Пошутить над собой.

- Как вы думаете, какая из них подходит к произведению Чехова?

- Так и назовём наш урок: С любовью шутки плохи. (запись темы).

- Сегодня на уроке предстоит выяснить, чем стала шутка для героев? Какую роль сыграла шутка, а именно всего 4 слова в жизни героини? Каким поступком стала шутка, так как (запись на доске).

 Когда смех, шутка и юмор служат средством общения, тогда всё обстоит благополучно. Когда они делаются целью – тогда начинается умственное распутство.

Д. Писарев.

- О чём это высказывание? (один учащийся на доске подчёркивает слова-опоры и говорит свою интерпретацию).

                             Д: Благополучно, если шутка – общение, но распутство, если шутка – цель, то есть нельзя шутить специально.

- Все согласны с этим мнением?

- Какая пословица подходит к этому высказыванию?

                             Д: Умей шутить, умей отшучиваться.

- Получается, что слова – тоже поступки.

( Специально несколько раз прокручиваются высказывания о шутках для того, чтобы каждый учащийся смог выбрать позицию для себя).

IV. Работа над жанровыми особенностями.

- В центре внимания произведение А.Чехова «Шуточка».

      - Определите жанр произведения.

      - Почему рассказ называется не «Шутка», а «Шуточка»?

                                Д: Это приятное воспоминание, добрая шутка.

     - Группа учащихся письменно рассуждали, чем отличается добрая шутка от злой.

                               Д: От доброй шутки весело, на неё не обижаешься. Злая шутка – насмешка, оскорбление. Злая шутка требует обратного злого действия.

- Итак, в центре нашего внимания рассказ Чехова «Шуточка». Допишем тему урока.

- Определим тему рассказа. Каков сюжет?

- Когда определён сюжет, предлагаю выбрать и записать эпиграф к уроку из тех высказываний, о которых мы говорили ( Д.Писарев, А.Франц, Г.Клейст, Ф. Бекон).

   V. Анализ сюжетно-композиционных особенностей рассказа.

- Насколько верно понят вами сюжет поможет определить наш опросник. (вопросы распечатаны):

1. Сразу ли Наденька согласилась кататься с рассказчиком?

2. Скромной ли была Наденька?

3. Сознался ли герой в том, что шутил над Наденькой?

4. Была ли в жизни героя настоящая любовь?

5. Состоялась ли Наденька как жена, мать?

6. Смог ли забыть рассказчик Наденьку?

7. Смогла ли Наденька забыть рассказчика?

- Попробуем обосновать постановку +  и  -, используя речевые конструкции:

На доске: Не могу понять, как…

                  Готов разделить (беспокойство, смятение)…

                  Меня удивило…

                  Не пойму почему…

- Чтобы положительно ответить на вопросы нашего опросника, нужно иметь определённое чувство юмора. Проверим «Как у вас с чувством юмора?»

 (вопросы распечатаны):

  1. Веришь ли ты, что смех продляет жизнь?
  2. Запоминаешь ли ты смешные случаи?
  3. Умеешь ли ты шутить весело и непринужденно?
  4. Любишь ли ты смотреть комедии?
  5. Как ты реагируешь на смех за кадром?

       VI. Проверка дом. задания.

- Прочтите ключевые фразы героев, которые помогают понять их поведение. Дома вы заполняли таблицу, автор которой Буяльский Б.

Герои

Высказывания

При каких обстоятельствах

Характер интонации

Как дополняет характеристику

Наденька

Рассказчик

- Прочитайте, какие высказывания вы выбрали.

- Таким образом, намечены основные черты характеров героев.

VII. Анализ текста.

- Чтобы до конца понять, шутка героя была средством общения или распутством, проанализируем текст.

       -  Из скольких эпизодов состоит рассказ?

      - Прослушаем выразительное чтение выбранных вами фрагментов рассказа.

- Какой из фрагментов не является эпизодом? Почему?

- Какой из эпизодов является наиболее ярким в нашей теме?

1 Анализ эпизода.

  • Название эпизода. «Шутка рассказчика перед отъездом».
  • Какие события происходят до этого эпизода.

                        Д: В рассказе Чехов повествует читателям о том, как  главный герой признаётся в любви девушке ради шутки.

  • Какие художественные детали подчёркивают подозрения мысли Наденьки.

                         Д: Именно ветер является деталью в произведении, а не скрип полозьев, свист в ушах.

      - Оказывается, (на доске)

 Страсти – это ветры, надувающие паруса корабля, ветер, правда, иной раз топит корабль, но без него корабль не мог бы плыть.  

Ф.Вольтер

  • Для чего автор использует приём умолчания.
  • Что в эпизоде является кульминацией.
  • Каково последующее значение этого эпизода.

- В качестве вывода предлагаю выписать одно из двух мнений литературоведов  (на доске).

…зачем, хотя бы и  в шутку доставлять другому человеку поводы к напрасным страданиям и сожалениям о невозможном?

А.Басаргин.

…как не весела жизнь вообще, если на всю жизнь… сохраняется какой-нибудь пустяк из дней юности.

А. Багданович.

2 Самостоятельный анализ эпизода. (работа в тетрадях)

- Что этот случай оставил в душе Наденьки? В душе рассказчика?

                              Д: У Наденьки появилась вера в себя,  светлые воспоминания сохранились у неё на всю жизнь. У рассказчика так и не сложилась жизнь, а шутка навсегда осталась в памяти как нечто невозможное.

VIII.Знакомство с информацией публицистического стиля.

- Для одних любовь – шутка, для других – счастье, страсть, подобная ветру, а для учёных – химический процесс. Познакомимся с химическим составом процессов, происходящих внутри человека при влюблённости (тексты распечатаны).

Э.Фишер пишет о воздействии нейромедиаторов на мозг не просто животного, а человека. Итак, дофамин: «Повышенный уровень дофамина в мозгу вызывает исключительную фокусировку внимания, также как стойкую мотивацию и целенаправленное поведение. Это главная характеристика романтической любви»

«Одурманенный любовью рассматривает любимого как новое и уникальное. И дофамин связан с изучением новых стимулов».

«Повышенный уровень дофамина в мозгу вызывает веселье, а также другие чувства, о который рассказывают влюбленные — включая возрастание энергии, гиперактивность, бессонницу, потерю аппетита, учащенное дыхание и иногда манию, тревожность или страх».

«Участие дофамина может даже объяснить, почему пораженные любовью мужчина и женщина становятся так зависимы в их романтических отношениях и почему они жаждут эмоционального союза с предметом своей любви. Зависимость и страстное влечение являются симптомами аддикции — и все наиболее значимые аддикции связаны с повышенным уровнем дофамина»

Далее про норадреналин: «повышенный уровень этого стимулятора, как правило, вызывает веселье, прилив энергии, бессонницу и потерю аппетита — некоторые из важнейших характеристик романтической любви.

Повышенный уровень норадреналина помогает также объяснить, почему влюбленные в состоянии помнить мельчайшие детали поведения любимых и лелеют в памяти моменты, проведенные вместе. Это вещество связано с усилением памяти для новых стимулов»

Наконец, про серотонин: «Примечальный симптом романтической любви — беспрестанные раздумья о возлюбленном.

На основании всего этого Э.Фишер высказывает рабочую гипотезу: «Чувство эйфории, бессонница, потеря аппетита, также как прилив энергии, фокусировка внимания, активная мотивация и целенаправленное поведение, тенденция рассматривать любимую/любимого как оригинальное и уникальное, возрастание любовных страстей перед лицом несчастья, — все это может быть объяснено, частично, повышенным уровнем дофамина и/или норадреналина в мозгу. И свойственный влюбленным невроз навязчивости может быть обусловлен понижением уровня серотонина в мозгу.

(Упражнение на извлечение информации из небольшого текста публицистического стиля. Проверяется умение учащихся самостоятельно извлекать слова-опоры, смысл текста).

Упражнения на узнавания сигналов-опор, облегчающих поиск.

  1. Опираясь на факты, отражающие  искомую информацию, найдите эту информацию в тексте.
  2. Найдите в конце каждого абзаца указания на проблематику.
  3. Опираясь  на соответствующие средства, найдите авторские выводы по интересующему вопросу.
  4. Интересен ли вам этот вопрос.
  5. Найдите в первом (первых) абзацах каждой главы формулировку рассматриваемой проблемы. Встречались ли вы с аналогичной проблемой.

- Поделитесь впечатлениями о прочитанном. Можно ли эту теорию обосновать на примере текста?

 (упражнение на присваивание новых знаний).

IX. Рефлексия.

- Как бы ты поступил на месте Наденьки?

- Влюблялись ли вы сами?

- Можете ли вы подшутить над человеком, который влюблён в вас?

- Можете ли вы отличить злую шутку от доброй?

Существует психологическая формула любви. По мнению американского психолога Шиндлера, счастлив в любви только тогда, когда любишь сам.

Это и есть формула счастья, так как, по мнению А.Чехова, в «любви важны вопросы личного счастья».

- Можно ли шутить с любовью?

X.  Домашнее задание.

Рассуждение по одному из тезисов:

 «Слова – тоже поступки»

.А. Франц

…зачем, хотя бы и  в шутку доставлять другому человеку поводы к напрасным страданиям и сожалениям о невозможном?

А.Басаргин.

…как не весела жизнь вообще, если на всю жизнь… сохраняется какой-нибудь пустяк из дней юности.

А. Багданович.

Страсти – это ветры, надувающие паруса корабля, ветер, правда, иной раз топит корабль, но без него корабль не мог бы плыть.  

Ф.Вольтер

Когда смех, шутка и юмор служат средством общения, тогда всё обстоит благополучно. Когда они делаются целью – тогда начинается умственное распутство.

Д. Писарев.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 9- классе по теме: «Тема «маленького человека» в рассказе А.П.Чехова «Смерть чиновника», «Тоска»».

Знакомство с биографией и творчеством  писателя, чтение и  анализ рассказов «Смерть чиновника», «Тоска», помочь разобраться в психологии «маленького человека»...

Конспект урока "Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».

Обучающихся  знакомятся с некоторыми чертами личности писателя, главными темами его творчества, историей создания рассказа,  раскрываются духовные ценности, которые делают человека богаче и ...

Конспект урока по проблеме формирования национального самосознания :"Толерантен ли Пьер Безухов?"

Цель:  * знакомство с понятием толерантность;             * анализ литературного героя;             * развитие способности к ...

Конспект урока Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Цель: раскрыть нравственные вопросы, которые ставит автор рассказа, сделать общие выводы по произведениюЗадачи: 1.     отметить своеобразие языка рассказа,2....

Конспект урока «Нравственные проблемы рассказа Е.И.Носова «Кукла»

познакомить учащихся с творчеством писателя,  ознакомить с идейно –  нравственным содержанием рассказа Е.И. Носова «Кукла»;показать протест писателя против равнодушия, безр...

Конспект урока "Нравственные проблемы в рассказе "Кусака" Л. Андреева. 7 класс

Конспект урока "Нравственные проблемы в рассказе "Кусака" Л. Андреева. 7 класс. С применением технологии "Активные методы обучения"...

Конспект урока литературы в 5 классе (новый ФГОС). Тема: Л.Н. Толстой рассказ "Кавказский пленник": историческая основа, рассказ-быль, тема, идея рассказа

Данный урок является первым в цикле уроков по изучению рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". На этом уроке обучающиеся знакомятся с биографией писателя, исторической основой рассказа,...