Конспект урока литературы в 9- классе по теме: «Тема «маленького человека» в рассказе А.П.Чехова «Смерть чиновника», «Тоска»».
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Знакомство с биографией и творчеством писателя, чтение и анализ рассказов «Смерть чиновника», «Тоска», помочь разобраться в психологии «маленького человека»;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_urok_po_chekhovu.docx | 25.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 9- классе по теме: «Тема «маленького человека» в рассказе А.П.Чехова «Смерть чиновника», «Тоска»».
Тип урока: сообщения и усвоения новых знаний.
Форма проведения: урок - ролевая игра.
Обучающие цели:
- организовать деятельность учащихся по добыче знаний в рамках темы: «Проявления великого дарования Чехова в ранних юмористических рассказах»;
- создать условия для работы в группах: познакомиться с биографией и творчеством писателя, чтение и анализ рассказов «Смерть чиновника», «Тоска», помочь разобраться в психологии «маленького человека»;
Цели, ориентированные на развитие личности учащегося:
1. создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения; находить в произведении непонятные места, задумываться над их художественным значением;
2. создавать условия для развития умения формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;
3. развитие творческих способностей.
Воспитательные цели:
- содействовать развитию умения общаться между собой;
- помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
- воспитание уважения к себе и другим людям; сочувствие и сострадание к ближнему.
Оборудование:
презентация «Жизнь и творчество А.П.Чехова»; выставка книг с произведениями Чехова; иллюстрации к рассказам и оформление их в виде презентаций; музыкальное сопровождение к презентациям.
Ход урока.
- Организационный момент.
Объявление цели урока , деление на группы и распределение обязанностей между членами группы:
1. группа «Антоша Чехонте»: произведение «Смерть чиновника».Каверзина В. (лидер группы ; роль автора при чтении по ролям и роль художника, ответственна за составление вопросов к произведению и за под ведение итогов урока в форме диалога «Разговор по телефону»), Данилов Ф. (роль генерала исполняет при чтении по ролям и роль художника, роль поэта, помогает составлять вопросы к произведению), Гердт К. ( ответственная за ведение «Листа успеха», член пресс-центра (фиксирует лучшие ответы учащихся своей группы), исполняет роль художника), Абрамович В.( роль художника и помогает фиксировать лучшие ответы), Коротков В.( роль художника, помогает составлять вопросы к произведению), Горбань С. (исполняет роль чиновника при чтении по ролям, роль художника, помогает составлять вопросы к произведению, роль поэта).
2.Группа «Человек без селезенки»: произведение «Тоска». Лидер группы Коротенко М. ( исполняет роль автора при чтении по ролям, ответственная за составление вопросов и подведение итогов «Разговор по телефону»),Тахватулин Ж.(исполняет роль Ионы при чтении по ролям, помогает при составлении вопросов, роль художника и поэта), Полис К.( ответственная за ведение «Листа успеха», роль художника и поэта, помогает при составлении вопросов , исполняет роль извозчика при чтении по ролям),Полозов Я.(исполняет роль дворника при чтении по ролям, роль художника и поэта, помогает при составлении вопросов), Чемоданов М.( исполняет роль длинного при чтении по ролям, роль художника и поэта, помогает при составлении вопросов), Болотный Д.( исполняет роль горбатого при чтении по ролям , роль художника и поэта, помогает при составлении вопросов).
2. Объяснение нового материала.
1.Показ презентации «Жизнь и творчество А.П.Чехова»
Ведут рассказ по ходу презентации лидеры групп ( первая часть –Каверзина В.; вторая часть- Коротенко М.).Презентации состоит из следующих слайдов:
1 слайд: «А.П.Чехов- художник мирового масштаба».
2слайд: «Таганрог- начало начал».
3 слайд: «Семья Чехова».
4 слайд: «Большую роль в жизни Чехова сыграли…».
5 слайд: «Образование».
6 слайд: «Талант Чехова».
7 слайд: «Работа в петербургском журнале «Осколки»».
8 слайд: «Тема « маленького человека»».
9слайд : «Путешествие на Сахалин».
10 слайд: «Путешествие по Европе».
11 слайд: «Общественная деятельность».
12 слайд: «Литературная деятельность в 80 – е годы».
13. слайд: «Драматургия Чехова».
2.Чтение по ролям рассказа «Смерть чиновника»- первая группа «Антоша Чехонте».
3. Чтение по ролям рассказа « Тоска» - вторая группа «Человек без селезенки».
3. Анализ произведений.
Первая группа составляет вопросы для второй группы по рассказу «Смерть чиновника».
Вопросы:
- Что послужило толчком к написанию рассказа «Смерть чиновника»?
- Что лежит в основе сюжета?
- Раньше писатели затрагивали тему « маленького человека»? Кто ? В каких произведениях?
- Толчком для Пушкина и Гоголя послужил анекдот. В процессе написания произведений анекдот уступил какому жанру?
- Чехов в рассказе «Смерть чиновника» на первый план выдвинул какой жанр?
- Из- за чего умер чиновник?
- Кого больше всего на свете боится чиновник?
- Какой чеховский чиновник?
- Какая у чиновника фамилия и что она означает?
- Можно представить себе, чтобы Вырин и Башмачкин сидели во втором кресле в театре и слушали , например, оперетту, смотря на сцену в бинокль?
- Кого видим в театре в чеховском рассказе?
С каких позиций Чехов показывает Червякова?
- Чем больше унижается Червяков , тем больше он становится каким?
- Что шокирует генерала в Червякове?
- Как вы понимаете выражение «психология маленького человека»?
- Пушкин , Гоголь , Достоевский показали каким
« маленького человека» в своих произведениях?
16.Трагична смерть Червякова?
17. Почему рассказ назван « Смерть чиновника»?
18. Тема «маленького человека» пройдет через творчество Чехова, но ей будет противопоставлена какая тема?
Вторая группа составляет вопросы для первой группы по произведению «Тоска».
Вопросы:
1.С чего начинается рассказ?
2. Какое создается настроение?
3. Кого везет Иона?
4.С кем встречается?
5.Этот окружающий мир как относится к Ионе?
6.Мир Иону отталкивает, а что он хочет от мира?
7.Что облегчит душу Ионы?
8. Над чем смеется Чехов?
9.Какой находит выход Иона, чтобы избавиться от тоски?
10.Кто отнесся к горю Ионы неравнодушно?
11.В начале и в конце рассказа лошадь и Иона вместе, но думы какие у них?
12.Как отнесется к этой сцене брат Чехова, Александр Павлович?
13.Эпиграф к рассказу взят откуда? Для чего? Зачем?
14.Почему люди в этом мире так одиноки и испытывают тоску?
15. «Печаль моя» не известна никому, кроме кого?
4.Показ презентаций по рассказам А.П. Чехова «Смерть чиновника» и «Тоска»(иллюстрации учащихся).
5.Поэтическая минутка: группы зачитывают сочиненные стихи на главных героев рассказа в юмористическом плане.
6.Рефлексия. Дается возможность оценки, само оценки, и взаимооценки деятельности каждого.
7.Подведение итогов: отчет о проделанной работе лидеров групп «Разговор по телефонов»
Листок успеха команды «Антоша Чехонте».
Фамилия Имя | Тест | Чтение по ролям | Ответы на вопросы | Иллю страции и их защита | Сочинение- рассуждения | Смешные истории | Составление вопросов | итог |
Каверзина | ||||||||
Данилов | ||||||||
Чемоданов | ||||||||
Горбань | ||||||||
Болотный | ||||||||
Полозов |
Листок успеха команды «Человек без селезенки».
Фамилия и имя | тест | Чтение по ролям | Ответы на вопросы | Иллюстра ции и их защита | Сочинение- рассуждение | Смешные истории | Составление вопросов | Итог |
Коротенко | ||||||||
Тахватулин | ||||||||
Полис | ||||||||
Гердт | ||||||||
Абрамович | ||||||||
Коротков |
Тест. 9кл.
- Когда и где родился А.П.Чехов?
1.В Москве (1891 г.) 2.В Таганроге (1860 г.)
3.В Орле (1818 г.). 4.В Шахматове (1880 г.).
- Чем владел в Таганроге его отец?
1.Бакалейной лавкой. 2.Золотыми приисками.
3.Торговыми рядами 4.Питейными заведениями.
- А.П.Чехов принадлежит, к какому сословию?
1.Дворянин. 2.Интеллигент.
3.Крестьянин. 3.Мещанин.
- Какое образование получил А.П.Чехов?
1.Варшавский университет. 2.Петербургскую гимназию и
Петербургский университет. 3.Греческую школу, гимназию,
Московский медицинский университет.
5. Что сыграло большую роль в жизни А.П.Чехова?
1.Друзья. 2.Увлечение медициной.
2.Театр и библиотека. 4.Живопись.
6. Как вы понимаете слово « псевдоним»?
1.Искусство слова. 2.Юмор.
3.Вымысел, ложь, имя. 4.Надпись.
7. В 1882 г. Чехов становится сотрудником, какого журнала?
- «Стрекоза». 2. «Осколки». 3. «Заика». 4. «Отечественные записки».
8. Сюжет произведений о «маленьком человеке» включает его встречу
«значительным лицом». В произведении Чехова «Смерть чиновника» Червяков встретился, с каким «значительным лицом»?
1.Офицером Минским. 2.С генералом Бризжаловым. 3.С Акакием Башмачкиным. 4.Самсоном Выриным.
9. Почему рассказ назван «Смерть чиновника»?
1.Умер чиновник. 2. Умер Человек. 3.Умер образ мысли, умерла психология «маленького человека». 4.Умер раб.
10. Где работал Чехов после окончания медицинского университета?
1.Врачом в Воскресенске. 2.Врачом в Москве. 3.Врачом в Орле. 4.Врачом в Мелехове.
11.В каком рассказе жизнь заключена, в какой - то футляр, ложных представлений, убивающих живое чувство?
1. «Студент». 2. «Анна на шее». 3. «Человек в футляре». 4. «Жена».
12. Какая пьеса Чехова потерпела неудачу?
1. «Вишневый сад». 2. «Чайка». 3. «Три сестры». 4. «Дядя Ваня».
13.Куда уехал Чехов для поправки здоровья?
1.В Ниццу ( Франция). 2.В Берлин (Германия). 3.В Ялту. 4.В Мелехово.
14.Кто был в то время руководителем Художественного театра?
1.Станиславский и Немирович- Данченко.2. М. Горький. 3. Ольга Книпер. 4. Ермолова.
15.Почему Чехов демонстративно уходит из Российской академии наук?
1.Исключен из Академии Горький.2. Исключен из Академии Бунин.
3. Исключен из Академии Некрасов. 4. Исключен из Академии Тютчев.
16.В каком немецком городе Чехова настигла смерть?
1.В Берлине 2. В Баденвейлере. 3. В Дрездане. 4. В Боне.
Resource id #876
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы в 10 классе: "Русская действительность конца XIX века в рассказе А.П.Чехова «Ионыч».
Урок литературы в 10 классе по рассказу А.П.Чехова "Ионыч", тема: "Русская действительность 19 века в рассказе". Технология "РКМЧП", технологическая стратегия "Чтение с остановками, или направле...
Конспект урока литературы в 10 классе "Проблемы экологии в коми прозе" (По рассказам П.Столповского "Замор" и "Заповедный путик")
Конспект урока литературы в 10 классе "Проблемы экологии в коми прозе" составлен на основе анализа рассказов коми писателя П.Столповского "Замор" и "Заповедный путик" с использ...
Конспект урока литературы в 8 классе "Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа" (по рассказу Л.Н.Тостого "После бала")
Данные урок интегрированный (литературно-музыкальное искусство), тем самым позволяет "погрузить" учащихся в неповторимую атмосферу русского бала XIX века, "услышать" мелодии вальса, мазурки, пол...
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ В ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ "АНАЛИЗ РАССКАЗА А.П.ЧЕХОВА "ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ"
УРОК РАЗРАБОТАН В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.НА УРОКЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ 3 СТАДИИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ:ВЫЗОВ,ОСМЫСЛЕНИЕ,РЕФЛЕКСИЯ.НА КАЖДОМ ЭТАПЕ ПРИМЕНЯЮТС...
Урок литературы в 11 классе"Зачем живет на свете человек?"(по рассказам Шукшина и Горького)
Разработка урока для подготовки 11 класса к ЕГЭ....
Конспект урока литературы в 5 классе (новый ФГОС). Тема: Л.Н. Толстой рассказ "Кавказский пленник": историческая основа, рассказ-быль, тема, идея рассказа
Данный урок является первым в цикле уроков по изучению рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". На этом уроке обучающиеся знакомятся с биографией писателя, исторической основой рассказа,...
Конспект урока литературы в 9 классе "М.А. Шолохов "Судьба человека". Проблематика и образы"
На уроке ведётся групповая работа. Каждая группа состоит из директора фильма, режиссёра, оператора и художника оп костюмам и гриму. Группам необходимо представить своё видение эпизода из рассказа М.А....