Конспект урока Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»
план-конспект урока (6 класс) на тему

Natalia Ivanova

Цель: раскрыть нравственные вопросы, которые ставит автор рассказа, сделать общие выводы по произведению

Задачи:

1.     отметить своеобразие языка рассказа,

2.     умение создавать устную характеристику героя,

3.     показать роль юмора в рассказе,

4.     развивать навыки самостоятельной и групповой работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_samoanaliz.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Цель: раскрыть нравственные вопросы, которые ставит автор рассказа, сделать общие выводы по произведению

Задачи:

  1. отметить своеобразие языка рассказа,
  2. умение создавать устную характеристику героя,
  3. показать роль юмора в рассказе,
  4. развивать навыки самостоятельной и групповой работы

Ход урока:

  1. Орг.момент
  2. Проверка домашнего задания (творческое задание – подготовить устный или письменный рассказ о герое, который вам особо запомнился)
  3. Работа по теме урока

Слово учителя

Основная тема многих рассказов Астафьева – тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, сделать его старше, поменять его жизненные взгляды и убеждения. Случай, описанный в рассказе, как раз из таких

Беседа

- Что является завязкой рассказа?

- Исполнилась ли мечта мальчика получить «пряник конем»?

- Несмотря на то, что ребенок все-таки получил пряник, давайте посмотрим, какой ценой этот пряник ему достался? Почему через много лет, после многих событий автор пишет: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»?

- Каким образом герой надеется осуществить свою мечту? («трудом своим заработать пряник» Трудом своим – инверсия)

- Обратимся к тексту. Какие важные детали вы можете отметить в описании дороги на увал? (битая посуда – признак бедности и неуважения к вещам, к труду. Хар-ка левонтьевских ребятишек)

- Как ведут себя по дороге соседские ребята? (пересказ, дополнения учащихся, работа с текстом)

- Как противопоставлены герои в эпизоде сбора ягод?

- Как герой оказался в зависимости от Саньки?

- Какие слова передают внутреннюю борьбу героя, прежде чем он отказался от того, чему учила бабушка?

- Как после этого развлекались ребята?

-Как левонтьевские ребята и рассказчик относятся к своим поступкам?

-Почему герой решил обмануть бабушку?

- Только ли страх перед бабушкой мучит героя? Как он меняется в ходе своих размышлений?

- Найдите в тексте описание рыбалки, летнего дня. Какова роль пейзажной зарисовки в рассказе? (мир природы, гармония летнего дня противопоставлены миру обмана и эгоизма, куда был вовлечен мальчик)

-Какова развязка истории? (выразительное чтение эпизода, в котором накал чувств героя достигает пика и он плачет)

4. Работа с иллюстрацией

- Удалось ли художнику Т.Мазурину точно описать героев рассказа? А вы так представляли себе эту сцену? Попробуйте устно описать ваши представления

5. Закрепление изученного материала

-Почему бабушка, несмотря на обман внука, купила ему «пряник конем»?

-Какие жизненные уроки извлек герой из этой истории?

6. Теория

Запишите определения следующих понятий: фабула, эпизод (стр.83)

Перескажите фабулу рассказа «Конь с розовой гривой»

7. Подведение итогов урока

Как вы понимаете смысл названия рассказа?

8. Домашнее задание

«Проект», стр.84 (составить словарь «сибирских» диалектов, местных слов, использованных в рассказе

Доклад по биографии В.Распутина (индивид.)

Читать «Уроки французского» В.Распутин

9. Выставление оценок

Самоанализ урока

 

   6 класс,

Литература,

Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Место данного урока в теме

Данный урок – второй и завершающий по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Особенности обучающихся

В 6 классе 3 человека слабоспевающих по данному предмету, поэтому в ходе урока предлагаются задания разного уровня сложности (от пересказа до анализа эпизода, выявление функции пейзажа и т.п.)

Соответствие цели и типу урока

Цель урока определяется учителем. Комбинированный урок, поэтому задачи урока и на выявление нового материала и на систематизацию и обобщение по всему произведению

Содержание урока

Содержание урока соответствует поставленной цели и задачам урока

Организационное начало урока

По причине достаточно большого домашнего задания, на его проверку отводится 5-7 минут в начале урока. Так как это второй урок по данному тексту, то все ребята прочитали произведение и готовы с ним работать

Мотивация

Эмоциональные отступления учителя позволяют настроить ребят на дельнейшую работу. Основная форма работы – беседа. Большинство учащихся были заинтересованы темой разговора, так как ситуация, анализируемая на уроке, позволяет высказать свою позицию по общим нравственным вопросам

Структура урока

Структура соответствует типу урока. Связи между этапами урока логичны

Методы обучения

На уроке применялись следующие методы:

Объяснительно – иллюстративный (беседа, самостоятельная работа)

Репродуктивный (пересказ)

Исследовательский (работа с текстом по поиску информации)

Формы обучения

Беседа, самостоятельная работа, пересказ, проверка домашнего задания, работа с иллюстрацией

Средства обучения

Учебник, текст произведения, иллюстрация

Дидактические принципы

- последовательности и систематичности;

- доступности;

- сознательности и активности;

- наглядности;

- связи теории с практикой;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей;

- переход от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации;

- переход от совместной деятельности к индивидуальной

Педагогические технологии

Технология продуктивного чтения;

Педагогика сотрудничества

УУД

Личностные (умение высказывать свою позицию), регулятивные (умение организовывать свою деятельность), познавательные (умение работать с текстом), коммуникативные (умение общаться, прислушиваться к чужому мнению)

Проверка усвоения учебного материала

Пересказ эпизода, ответы на вопросы

Работа с классом

Применялась диалоговая форма общения. Сочетание фронтальной и индивидуальной работы. Реализация дифференцированного обучения. Использование наглядного материала. Характер учебных заданий – репродуктивный. Система оценивания – учителем. Активность класс – 70%. Дисциплина в классе хорошая.

Психологические основы урока

Реализация развивающей функции обучения – внимание, воображение, память, мышление, речь.

Результативность урока

Запланированные результаты совпадают с целью урока: умение извлекать из текста необходимую информацию, задумываться над нравственными проблемами, поставленными автором; участвовать в коллективном диалоге, описывать иллюстрации и соотносить из с текстом произведения

Домашнее задание

Объяснено и задано до звонка

Подведение итогов деят-ти

Сделали общий вывод по произведению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и граждановедения в 6 классе «Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Название: «Жить надо по совести».

Цели урока - формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное р...

Урок-исследование по литературе в 6 классе "Уроки доброты и нравственности в рассказе В. П. Астафьева "Конь с розовой гривой".

Разные виды исследовательской работы на уроке: групповое исследование, коллективное исследование, индивидуальное исследование - подводят учащихся  к осмыслению нравственных уроков произведения: б...

Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Конспект занятия в технологии критического мышления

Цели урока:  Образовательные цели: Обеспечить усвоение учащимися понятий: «нравственность», «нравственные ценности». Рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе В.П. Астафьева «Ко...

Урок литературы в 6 классе. Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Методическая разработка урока по рассказу В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"  поможет молодому учителю наиболее полно проанализировать данное произведение....

«Уроки нравственности, уроки доброты в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Основное содержание темы урока  Нравственные проблемы рассказа, анализ поступков героев....