Конспект урока Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»
план-конспект урока (6 класс) на тему
Цель: раскрыть нравственные вопросы, которые ставит автор рассказа, сделать общие выводы по произведению
Задачи:
1. отметить своеобразие языка рассказа,
2. умение создавать устную характеристику героя,
3. показать роль юмора в рассказе,
4. развивать навыки самостоятельной и групповой работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_samoanaliz.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»
Цель: раскрыть нравственные вопросы, которые ставит автор рассказа, сделать общие выводы по произведению
Задачи:
- отметить своеобразие языка рассказа,
- умение создавать устную характеристику героя,
- показать роль юмора в рассказе,
- развивать навыки самостоятельной и групповой работы
Ход урока:
- Орг.момент
- Проверка домашнего задания (творческое задание – подготовить устный или письменный рассказ о герое, который вам особо запомнился)
- Работа по теме урока
Слово учителя
Основная тема многих рассказов Астафьева – тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, сделать его старше, поменять его жизненные взгляды и убеждения. Случай, описанный в рассказе, как раз из таких
Беседа
- Что является завязкой рассказа?
- Исполнилась ли мечта мальчика получить «пряник конем»?
- Несмотря на то, что ребенок все-таки получил пряник, давайте посмотрим, какой ценой этот пряник ему достался? Почему через много лет, после многих событий автор пишет: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»?
- Каким образом герой надеется осуществить свою мечту? («трудом своим заработать пряник» Трудом своим – инверсия)
- Обратимся к тексту. Какие важные детали вы можете отметить в описании дороги на увал? (битая посуда – признак бедности и неуважения к вещам, к труду. Хар-ка левонтьевских ребятишек)
- Как ведут себя по дороге соседские ребята? (пересказ, дополнения учащихся, работа с текстом)
- Как противопоставлены герои в эпизоде сбора ягод?
- Как герой оказался в зависимости от Саньки?
- Какие слова передают внутреннюю борьбу героя, прежде чем он отказался от того, чему учила бабушка?
- Как после этого развлекались ребята?
-Как левонтьевские ребята и рассказчик относятся к своим поступкам?
-Почему герой решил обмануть бабушку?
- Только ли страх перед бабушкой мучит героя? Как он меняется в ходе своих размышлений?
- Найдите в тексте описание рыбалки, летнего дня. Какова роль пейзажной зарисовки в рассказе? (мир природы, гармония летнего дня противопоставлены миру обмана и эгоизма, куда был вовлечен мальчик)
-Какова развязка истории? (выразительное чтение эпизода, в котором накал чувств героя достигает пика и он плачет)
4. Работа с иллюстрацией
- Удалось ли художнику Т.Мазурину точно описать героев рассказа? А вы так представляли себе эту сцену? Попробуйте устно описать ваши представления
5. Закрепление изученного материала
-Почему бабушка, несмотря на обман внука, купила ему «пряник конем»?
-Какие жизненные уроки извлек герой из этой истории?
6. Теория
Запишите определения следующих понятий: фабула, эпизод (стр.83)
Перескажите фабулу рассказа «Конь с розовой гривой»
7. Подведение итогов урока
Как вы понимаете смысл названия рассказа?
8. Домашнее задание
«Проект», стр.84 (составить словарь «сибирских» диалектов, местных слов, использованных в рассказе
Доклад по биографии В.Распутина (индивид.)
Читать «Уроки французского» В.Распутин
9. Выставление оценок
Самоанализ урока
6 класс,
Литература,
Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»
Место данного урока в теме | Данный урок – второй и завершающий по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». |
Особенности обучающихся | В 6 классе 3 человека слабоспевающих по данному предмету, поэтому в ходе урока предлагаются задания разного уровня сложности (от пересказа до анализа эпизода, выявление функции пейзажа и т.п.) |
Соответствие цели и типу урока | Цель урока определяется учителем. Комбинированный урок, поэтому задачи урока и на выявление нового материала и на систематизацию и обобщение по всему произведению |
Содержание урока | Содержание урока соответствует поставленной цели и задачам урока |
Организационное начало урока | По причине достаточно большого домашнего задания, на его проверку отводится 5-7 минут в начале урока. Так как это второй урок по данному тексту, то все ребята прочитали произведение и готовы с ним работать |
Мотивация | Эмоциональные отступления учителя позволяют настроить ребят на дельнейшую работу. Основная форма работы – беседа. Большинство учащихся были заинтересованы темой разговора, так как ситуация, анализируемая на уроке, позволяет высказать свою позицию по общим нравственным вопросам |
Структура урока | Структура соответствует типу урока. Связи между этапами урока логичны |
Методы обучения | На уроке применялись следующие методы: Объяснительно – иллюстративный (беседа, самостоятельная работа) Репродуктивный (пересказ) Исследовательский (работа с текстом по поиску информации) |
Формы обучения | Беседа, самостоятельная работа, пересказ, проверка домашнего задания, работа с иллюстрацией |
Средства обучения | Учебник, текст произведения, иллюстрация |
Дидактические принципы | - последовательности и систематичности; - доступности; - сознательности и активности; - наглядности; - связи теории с практикой; - учет возрастных и индивидуальных особенностей; - переход от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; - переход от совместной деятельности к индивидуальной |
Педагогические технологии | Технология продуктивного чтения; Педагогика сотрудничества |
УУД | Личностные (умение высказывать свою позицию), регулятивные (умение организовывать свою деятельность), познавательные (умение работать с текстом), коммуникативные (умение общаться, прислушиваться к чужому мнению) |
Проверка усвоения учебного материала | Пересказ эпизода, ответы на вопросы |
Работа с классом | Применялась диалоговая форма общения. Сочетание фронтальной и индивидуальной работы. Реализация дифференцированного обучения. Использование наглядного материала. Характер учебных заданий – репродуктивный. Система оценивания – учителем. Активность класс – 70%. Дисциплина в классе хорошая. |
Психологические основы урока | Реализация развивающей функции обучения – внимание, воображение, память, мышление, речь. |
Результативность урока | Запланированные результаты совпадают с целью урока: умение извлекать из текста необходимую информацию, задумываться над нравственными проблемами, поставленными автором; участвовать в коллективном диалоге, описывать иллюстрации и соотносить из с текстом произведения |
Домашнее задание | Объяснено и задано до звонка |
Подведение итогов деят-ти | Сделали общий вывод по произведению |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литературы и граждановедения в 6 классе «Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Название: «Жить надо по совести».
Цели урока - формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное р...
Урок-исследование по литературе в 6 классе "Уроки доброты и нравственности в рассказе В. П. Астафьева "Конь с розовой гривой".
Разные виды исследовательской работы на уроке: групповое исследование, коллективное исследование, индивидуальное исследование - подводят учащихся к осмыслению нравственных уроков произведения: б...
Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Конспект занятия в технологии критического мышления
Цели урока: Образовательные цели: Обеспечить усвоение учащимися понятий: «нравственность», «нравственные ценности». Рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе В.П. Астафьева «Ко...
Урок литературы в 6 классе. Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».
Методическая разработка урока по рассказу В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой" поможет молодому учителю наиболее полно проанализировать данное произведение....
Урок литературы в 6 классе по теме "Уроки нравственности" (по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой")
сценарный план урока...
«Уроки нравственности, уроки доброты в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
Основное содержание темы урока Нравственные проблемы рассказа, анализ поступков героев....
Урок по литературе "Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой""
Урок для учеников 6 класса по учебнику В.Я. Коровиной...