Конспект урока по проблеме формирования национального самосознания :"Толерантен ли Пьер Безухов?"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Цель: * знакомство с понятием толерантность;
* анализ литературного героя;
* развитие способности к эмпатии;
* развитие самосознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 19.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Воротилина Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Ириклинская средняя общеобразовательная школа»
Гайского городского округа Оренбургской области
Урок
Традиционная тема: "Духовные искания Пьера Безухова"
Предлагаемая формулировка: " Толерантен ли Пьер Безухов?"
Цель:
* знакомство с понятием толерантность;
* анализ литературного героя;
* развитие способности к эмпатии;
* развитие самосознания.
Ход урока:
- Организационный момент;
II. Вступительное слово учителя:
Честные люди - понимают других людей, которые умеют красиво говорить, красноречивы, порою не красноречивые, но умеющие красиво думать. Среди нас есть и те, и другие, но всех нас объединяет одна цель - цель сегодняшнего урока.
- В своей вступительной речи я сделала паузу на слове, которое было употреблено не совсем обычно. Каком?
- Так как мы продолжаем изучение романа Л.Толстого "Война и мир" разрешите прочесть такие слова: " Если все люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать то же самое".
- Так кто же они честные люди? (ответы учащихся)
- Из словаря С.И.Ожегова: " Честный:
1. Проникнутый искренностью и добротой, прямотой (честный человек); 2. Заслуживающий уважения, безупречный (честное имя).
- Таким образом, получается, что честные люди - безупречные. уважаемые. А уважают тех людей, кто обладает такими качествами, как доброжелательность, терпимость, взаимопонимание.
- Проверка домашнего задания.
- Дома вы сопоставляли эти понятия, поделитесь своими рассуждениями.
-Понятно, что в моральном контексте вы одинаково или почти одинаково понимаете обговариваемые качества. А известно ли вам, что эти качества объединены в одно абстрактное понятие? Какое?
- Толерантность. Еще 10 лет назад это слово не было известно. Что включает в себя это понятие? Обратимся к информации на карточке № 1 .
Карточка № 1
В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства. Отказ от доминирования и насилия. признание многомерности и сообразности человеческой культуры, норм. верований. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к ущемлению собственных интересов. Она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы, готовый, если потребуется, их защищать.
Толерантный человек способен понять и простить других людей, с уважением относится к чужим привычкам и ценностям.
Толерантность - лучшее качество человека, которое учит людей быть такими, какие они есть.
Толерантность, терпимость, доброжелательность, взаимопонимание - эти качества очень важны и должны присутствовать в каждом человеке.
- Отметьте в тексте самое удачное. на ваш взгляд, определение толерантности. Подчеркните ключевое слово в этом определении. Выпишите выделенное вами ключевое слово на доску, каждый своим цветным мелком.
- У нас получилась палитра понимания этого слова.
- Определение темы урока. Постановка цели и задач урока. Запись темы урока.
- Определив понятие толерантность, укажите героя, которому присущи эти качества.
- Сформулируйте тему урока в вопросительной форме (варианты ответов учащихся).
V. Объяснение нового материала.
- Группа ученых во главе с профессором Асмоловым составила перечень качеств, определяющих толерантность.
- Посмотрите на карточку № 2.
Карточка № 2
Определения толерантности
- Сотрудничество, дух партнерства.
- Готовность мириться с чужим мнением.
- Уважение человеческого достоинства.
- Уважение прав других.
- Принятие другого таким, какой он есть.
- Способность поставить себя на место другого.
- Уважение права быть иным.
- Признание многообразия.
- Признание равенства других.
- Терпимость к чужому мнению, верованию и поведению.
- Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.
- Попробуйте сопоставить эти качества с личностью Пьера. На карточках- информаторах № 3 есть подсказки-расшифровки определений.
Карточки-информаторы №3
- Стремление к соучастию с теми, кто делает одно дело. Понимание плюс сотрудничество - важные качества толерантной личности. Позитивное отношение ко всем, кто объединен одной задачей.
см. Эпилог - 1-14.
- Отсутствие оскорбительного намека, лексики. унижающей людей другой культуры; отсутствие негативной оценки, стереотипа, предубеждения. которые принадлежат другим.
см. 2-2-13
- Уважение человеческого достоинства, своего и чужого. Если достоинство есть совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе, то возможность уронить свое достоинство реальна уже при негативной оценке чужого достоинства.
см. т.2 - 2-5.
- Искреннее отношение к любому человеку независимо от пола, социальной принадлежности. Равноправный доступ к духовным благам
см. т.4- 4-13
- Проявления сочувствия, сострадания, искреннее сопереживание.
см. т. 2 - 5-22.
- Нетерпимость ведет к господству и уничтожению, отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов. Это противоположно толерантной личности.
см. т.4 - 4-13.
- Толерантный человек стремится понять последствия нетерпимости к любому чужому слову. Терпимость основывается на убеждении, что другой взгляд, другой образ ничуть не ниже.
см.т.2 - 2-2
- Часто люди получают прибежище для своих убеждений в группах или сообществах, стоящих ниже государства. Принятие того многообразия заключено внутри толерантного человека.
см. 2 - 3-7
- Толерантность дает возможность человеку осознать, что в благопристойном образе жизни должно быть наибольшее количество людей, поэтому необходимо вести такую общественную работу, результатами которой станет благоустройство неимущих.
см. 2 - 2-10
- Отвечая на вопросы, анализируя отрывки, можешь воспользоваться построением Я-сообщения: Я…(понял, усомнился, был удивлен и т.д.),
когда…(прочитал, перечитал сцену)…, потому что…(указать причины возникшего чувства), поэтому считаю…(следствие).
Вывод по этапам:
Таким образом, понятие толерантность имеет множество сторон. Толерантность - абстрактное понятие, оно малодоступно для измерения и наблюдения. К сожалению, критерии толерантности не всегда видны невооруженным взглядом. А так как Л.Толстой стремился показать внутренний мир героя многомерным и жизнеподобным, то личность Пьера для нас также является пока спорной с точки зрения толерантности.
VII . Работа с карточкой № 3.
- Обратите внимание на анкету в карточке № 3. Прошу вас поставить "+" в колонке А, напротив тех понятий, которые присущи Пьеру. В колонке Б - присущие вам
- Более толерантны вы, чем Пьер, или нет?
Карточка № 3
Черты толерантной личности. А Б
- Расположенность к другим.
- Снисходительность
- Терпение
- Чувство юмора
- Чуткость
- Доверие
- Альтруизм
- Терпимость к различиям
- Умение владеть собой
- Доброжелательность
- Умение не осуждать других
- Гуманизм
- Умение слушать
- Любознательность.
- В жизни человека бывают толерантные и интолерантные поступки. Перечитаем фрагмент объяснения Пьера с Элен.
- Как можно расценить поступок Пьера? Сделайте лингвостилистический анализ фрагмента. Как помогла эта работа понять по-новому замысел автора? (прослушиваются ответы учащихся)
- Таким образом, чтобы не совершать интолерантные поступки необходимо, прежде всего, уважать самого себя.
VIII. Домашнее задание: напишите рассуждение на тему: "Уважая себя- уважаешь других." ( Л.Толстой).
IX. Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование национального самосознания личности в процессе изучения языка как духовной ценности народа.
Выступление...
Презентация Формирование национального самосознания у школьников на примере народных традиционных ремёсел
Презентация Формирование национального самосознания у школьников на примере народных традиционных ремёсел...
Исследовательская работа «Влияние исторических событий на формирование национального самосознания»
Исследовательская работа по истории РоссииНаправление: «Из истории народной жизни Руси-России (быт, традиции, духовная жизнь)»Работа была представлена на конкурсе исследовательских работ шк...
Конспект урока по проблеме формирования подростковой рефлексии:С любовью шутки плохи (по рассказу А.Чехова «Шуточка»).
Курс литературы обладает большими возможностями для погружения в рефлексивный анализ, благожелательного исследования внутреннего мира человек, снижения аффективной окрашенности личностной рефлексии, а...
Методическое обеспечение процесса формирования национального самосознания через лингвостилистический анализ текста.
Только сочетание разнообразных приемов и методов обучения, тщательный подбор дидактического материала, поможет учителю воспитать яркую личность, сформировать национальное самосознание учащихся....
Выступление к презентации. Роль семьи в сохранении этнокультурных традиций и формировании национального самосознания подрастающего поколения
О важности сохранения семейных традиции и применение их в воспитании детей. Выступление к презентации....
Формирование национального самосознания и толерантности на уроках музыки.
В статье рассказывается о формировании национального самосознания школьников используя на уроках мордовскую музыку....