Конспект урока по проблеме формирования национального самосознания :"Толерантен ли Пьер Безухов?"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Цель:  * знакомство с понятием толерантность;

             * анализ литературного героя;

             * развитие способности к эмпатии;

             * развитие  самосознания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

Воротилина Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы

        МБОУ «Ириклинская средняя общеобразовательная школа»  

        Гайского городского округа Оренбургской области                                        

 Урок

Традиционная тема: "Духовные искания Пьера Безухова"

Предлагаемая формулировка: " Толерантен  ли Пьер Безухов?"

Цель:

* знакомство с понятием толерантность;

* анализ литературного героя;

* развитие способности к эмпатии;

* развитие  самосознания.

Ход урока:

  1. Организационный момент;

                II. Вступительное слово учителя:

Честные люди - понимают других людей, которые умеют красиво говорить, красноречивы, порою не красноречивые, но умеющие красиво думать. Среди нас есть и те, и другие, но всех нас объединяет одна цель - цель сегодняшнего урока.

- В своей вступительной речи я сделала паузу на слове, которое было употреблено не совсем обычно. Каком?

- Так как мы продолжаем изучение романа Л.Толстого "Война и мир" разрешите прочесть такие слова: " Если все люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать то же самое".

- Так кто же они честные люди? (ответы учащихся)

- Из словаря С.И.Ожегова: " Честный:

1. Проникнутый искренностью и добротой, прямотой (честный человек); 2. Заслуживающий уважения, безупречный (честное имя).

- Таким образом, получается, что честные люди - безупречные. уважаемые. А уважают тех людей, кто обладает такими качествами, как доброжелательность, терпимость, взаимопонимание.

  1. Проверка домашнего задания.

- Дома вы сопоставляли эти понятия, поделитесь своими рассуждениями.

-Понятно, что в моральном контексте вы одинаково или почти одинаково понимаете обговариваемые качества. А известно ли вам, что эти качества объединены в одно абстрактное понятие? Какое?

- Толерантность. Еще 10 лет назад это слово не было известно. Что включает в себя это понятие? Обратимся к информации на карточке № 1 .

Карточка № 1

    В научной литературе толерантность рассматривается,  прежде всего, как уважение и признание равенства. Отказ от доминирования и насилия. признание многомерности и сообразности человеческой культуры, норм. верований. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к ущемлению собственных интересов. Она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы, готовый, если потребуется, их защищать.

    Толерантный человек способен понять и простить других людей, с уважением относится к чужим привычкам и ценностям.

    Толерантность - лучшее качество человека, которое учит людей быть такими, какие они есть.

    Толерантность, терпимость, доброжелательность, взаимопонимание - эти качества очень важны и должны присутствовать в каждом человеке.

- Отметьте в тексте самое удачное. на ваш взгляд, определение толерантности. Подчеркните ключевое слово в этом определении. Выпишите выделенное вами ключевое слово на доску, каждый своим цветным мелком.

- У нас получилась палитра понимания этого слова.

  1. Определение темы урока. Постановка цели и задач урока. Запись темы урока.

    - Определив понятие толерантность, укажите героя, которому присущи эти качества.

- Сформулируйте тему урока в вопросительной форме (варианты ответов учащихся).

        V. Объяснение нового материала.

   - Группа ученых во главе с профессором Асмоловым составила перечень качеств, определяющих толерантность.

    - Посмотрите на карточку  №  2.

Карточка № 2

Определения толерантности

  1. Сотрудничество, дух партнерства.
  2. Готовность мириться с чужим мнением.
  3. Уважение человеческого достоинства.
  4. Уважение прав других.
  5. Принятие другого таким, какой он есть.
  6. Способность поставить себя на место другого.
  7. Уважение права быть иным.
  8. Признание многообразия.
  9. Признание равенства других.
  10. Терпимость к чужому мнению, верованию и поведению.
  11. Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.

- Попробуйте сопоставить эти качества с личностью Пьера. На карточках- информаторах № 3 есть подсказки-расшифровки определений.

Карточки-информаторы №3

  1. Стремление к соучастию с теми, кто делает одно дело. Понимание плюс сотрудничество - важные качества толерантной личности. Позитивное отношение ко всем, кто объединен одной задачей.

                                                         см. Эпилог - 1-14.

  1. Отсутствие оскорбительного намека, лексики. унижающей людей другой культуры; отсутствие негативной оценки, стереотипа, предубеждения. которые принадлежат другим.

                                                         см. 2-2-13

  1. Уважение человеческого достоинства, своего и чужого. Если достоинство есть совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе, то возможность уронить свое достоинство реальна уже при  негативной оценке чужого достоинства.

                                                                         см. т.2 - 2-5.

  1. Искреннее отношение к любому человеку независимо от пола, социальной принадлежности. Равноправный доступ к духовным благам

                                                                см. т.4- 4-13

  1. Проявления сочувствия, сострадания, искреннее сопереживание.

                                                                 см. т. 2 - 5-22.

  1. Нетерпимость ведет к господству и уничтожению,  отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов. Это противоположно толерантной личности.

                                                                  см. т.4 - 4-13.

  1. Толерантный человек стремится понять последствия нетерпимости к любому чужому слову. Терпимость основывается на убеждении, что другой взгляд, другой образ ничуть не ниже.

                                                                   см.т.2 - 2-2

  1. Часто люди получают прибежище для своих убеждений в группах или сообществах, стоящих ниже государства. Принятие того многообразия заключено внутри толерантного человека.

                                                                     см. 2 -  3-7

  1. Толерантность дает возможность человеку осознать, что в благопристойном образе жизни должно быть наибольшее количество людей, поэтому необходимо вести такую общественную работу, результатами которой станет благоустройство неимущих.

                                                                             см. 2 - 2-10

- Отвечая на вопросы, анализируя отрывки, можешь воспользоваться построением Я-сообщения: Я…(понял, усомнился, был удивлен и т.д.),

когда…(прочитал, перечитал сцену)…, потому что…(указать причины возникшего чувства), поэтому считаю…(следствие).

    Вывод по этапам:

    Таким образом, понятие толерантность имеет множество сторон. Толерантность - абстрактное понятие, оно малодоступно для измерения и наблюдения. К сожалению, критерии толерантности не всегда видны невооруженным взглядом. А так как Л.Толстой стремился показать внутренний мир героя многомерным и жизнеподобным, то личность Пьера для нас также является пока спорной с точки зрения толерантности.

   VII . Работа с карточкой № 3.

- Обратите внимание на анкету в карточке № 3. Прошу вас поставить "+" в колонке А, напротив тех понятий, которые присущи Пьеру. В колонке Б - присущие вам

- Более толерантны вы, чем Пьер, или нет?

Карточка № 3

Черты толерантной личности.                            А                              Б

  1. Расположенность к другим.
  2. Снисходительность
  3. Терпение
  4. Чувство юмора
  5. Чуткость
  6. Доверие
  7. Альтруизм
  8. Терпимость к различиям
  9. Умение владеть собой
  10. Доброжелательность
  11. Умение не осуждать других
  12. Гуманизм
  13. Умение слушать
  14. Любознательность.

- В жизни человека бывают толерантные и интолерантные поступки. Перечитаем фрагмент объяснения Пьера с Элен.

- Как можно расценить поступок Пьера? Сделайте лингвостилистический анализ фрагмента. Как помогла эта работа понять по-новому замысел автора? (прослушиваются ответы учащихся)

- Таким образом, чтобы не совершать интолерантные поступки необходимо, прежде всего, уважать самого себя.

VIII. Домашнее задание: напишите рассуждение на тему: "Уважая себя- уважаешь других." ( Л.Толстой).

IX. Итог урока.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Формирование национального самосознания у школьников на примере народных традиционных ремёсел

Презентация Формирование национального самосознания у школьников на  примере народных традиционных ремёсел...

Исследовательская работа «Влияние исторических событий на формирование национального самосознания»

Исследовательская работа по истории РоссииНаправление: «Из истории народной жизни Руси-России (быт, традиции, духовная жизнь)»Работа была представлена на конкурсе  исследовательских работ шк...

Конспект урока по проблеме формирования подростковой рефлексии:С любовью шутки плохи (по рассказу А.Чехова «Шуточка»).

Курс литературы обладает большими возможностями для погружения в рефлексивный анализ, благожелательного исследования внутреннего мира человек, снижения аффективной окрашенности личностной рефлексии, а...

Методическое обеспечение процесса формирования национального самосознания через лингвостилистический анализ текста.

Только сочетание разнообразных приемов и методов обучения, тщательный подбор дидактического материала, поможет учителю воспитать яркую личность, сформировать национальное самосознание учащихся....

Выступление к презентации. Роль семьи в сохранении этнокультурных традиций и формировании национального самосознания подрастающего поколения

О важности сохранения семейных традиции и применение их в воспитании детей. Выступление к презентации....

Формирование национального самосознания и толерантности на уроках музыки.

В статье рассказывается о формировании  национального  самосознания школьников используя на уроках мордовскую музыку....