Природа в поэзии русских авторов 19 века (на материале стихотворении Ф.И.Тютчева, А.А.Фета), урок 8 класс
презентация к уроку по литературе (8 класс) на тему

Носова Екатерина Александровна

Природа в поэзии русских авторов 19 века (на материале стихотворении Ф.И.Тютчева, А.А.Фета), урок  литературы в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poeziya_rodnoy_prirody_8_klass.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературе

 «ПОЭЗИЯ РОДНОЙ ПРИРОДЫ»

8 класс

Разработка учителя русского языка и литературы Носовой Е.А.

Цель урока:

  1. знакомство с творчеством поэтов 19 века,
  2. исследовательская работа, цель которой – самостоятельный вывод об особенности восприятия родной природы поэтами,
  3. отработка умений обобщить полученную информацию, лаконично передать ее одноклассникам, отвечать на вопросы (заполнение таблицы),
  4. работа со средствами художественной выразительности (особенно актуально, так как эти навыки пригодятся в 9 и 11 классах для сдачи ГИА и ЕГЭ),
  5. тренировка памяти (чтение стихов наизусть).

Оборудование:

  1. распечатки стихотворений, вопросов,
  2. рабочие тетради с теоретическим материалом,
  3. меловая или маркерная доска,
  4. интерактивная доска, компьютер (по желанию).
  5. Презентация и аудиозаписи стихотворений.

Ход урока:

Есть два варианта проведения этого урока: для кабинета, оборудованного интерактивной доской, и для кабинета, не оборудованного доской и компьютером.

Вариант №1:

  1. распределить класс на 5 групп;
  2. каждой группе выдать материал (стихотворения и вопросы);
  3. на анализ требуется 2 урока;
  4. домашнее задание: подготовить презентацию с ответами на вопросы, цитатами и иллюстрациями; выучить стихотворение наизусть для прочтения в классе;
  5. на следующем уроке: ответ группы, заполнение общей таблицы.

Вариант №2:

  1. распределить класс на 5 групп;
  2. каждой группе выдать материал (стихотворения и вопросы);
  3. на анализ требуется 2 урока;
  4. домашнее задание: выучить стихотворение наизусть для прочтения в классе;
  5. на следующем уроке: устно группа отвечает на вопросы, подтверждает их цитатами, ребята читают стихотворение наизусть, комментируют заполнение таблицы.

Слово учителя о биографии Ф.И.Тютчева. (Слайд 2).

- Тютчев родился в 1803 году в имении Тютчевых селе Овстуге на Брянщине. После окончания Московского университета Ф.И. Тютчев почти двадцать лет служил в русской дипломатической миссии за границей, в Мюнхене и Турине. В Россию он вернулся только в 1844 году и поселился в Петербурге. Изредка он приезжал в Овстуг. После южной природы Германии и Италии он словно по-новому увидел свои родные места и постарался передать их красоту и прелесть.

Работа с текстами и записями стихотворений.

Федор Иванович Тютчев

«Есть в осени первоначальной...»

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё – простор везде, –

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле...

Осенний вечер

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье - и над всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

***        

                

Как на небе звезды рдеют,

Как под сумрачным их светом

Нивы дремлющие зреют...

Усыпительно-безмолвны,

Как блестят в тиши ночной

Золотистые их волны,

Убеленные луной...

***

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-

Не мертвец и не живой -

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой -

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

ВЕСНА

Как ни гнетет рука судьбины,

Как ни томит людей обман,

Как ни браздят чело морщины

И сердце как ни полно ран;

Каким бы строгим испытаньям

Вы ни были подчинены,-

Что устоит перед дыханьем

И первой встречею весны!

Весна... она о вас не знает,

О вас, о горе и о зле;

Бессмертьем взор ее сияет,

И ни морщины на челе.

Своим законам лишь послушна,

В условный час слетает к вам,

Светла, блаженно-равнодушна,

Как подобает божествам.

Цветами сыплет над землею,

Свежа, как первая весна;

Была ль другая перед нею -

О том не ведает она:

По небу много облак бродит,

Но эти облака - ея;

Она ни следу не находит

Отцветших весен бытия.

Не о былом вздыхают розы

И соловей в ночи поет;

Благоухающие слезы

Не о былом Аврора льет,-

И страх кончины неизбежной

Не свеет с древа ни листа:

Их жизнь, как океан безбрежный,

Вся в настоящем разлита.

Игра и жертва жизни частной!

Приди ж, отвергни чувств обман

И ринься, бодрый, самовластный,

В сей животворный океан!

Приди, струей его эфирной

Омой страдальческую грудь -

И жизни божеско-всемирной

Хотя на миг причастен будь!

  1. Как описывает Тютчев осень? Какие средства художественной выразительности  использует автор чаще всего?
  2. В каком из данных стихотворений говорится о лете? Как вы это поняли? Какие чувства испытывает поэт, когда говорит об этом времени года? Какие средства художественной выразительности он использует?

Примечание: о лете говорится в стихотворении «Как на небе звезды рдеют», так как автор упоминает в нем о созревшей ниве. Скорее всего, это август.

  1. Как описывает Тютчев зиму и осень? Какие тропы использует в этих стихах?
  2. Какое общее настроение передают эти стихи? Как относится Тютчев к природе родной страны? Почему?
  3. Почему Тютчев так любит природу? С чем она становится для него едина?

Примечание: обратить внимание на преобладание в стихотворениях метафор и эпитетов, на особый образный язык Тютчева, который и отличает его от остальных поэтов. Можно сказать, что Тютчев и Фет – последние поэты – романтики 19 века. Они  пишут не о предреволюционных настроениях 19 века, а о природе и душе человека.

 Слово о биографии и поэзии Фета. (Слайд 9).

Афанасий Афанасьевич Фет

***

                

В вечер такой золотистый и ясный,

В этом дыханье весны всепобедной

Не поминай мне, о друг мой прекрасный,

Ты о любви нашей робкой и бедной.

Дышит земля всем своим ароматом,

Небу разверстая, только вздыхает;

Самое небо с нетленным закатом

В тихом заливе себя повторяет.

Что же тут мы или счастие наше?

Как и помыслить о нем не стыдиться?

В блеске, какого нет шире и краше,

Нужно безумствовать — или смириться!

ВЕСЕННИЙ ДОЖДЬ

Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым медом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

***

Непогода - осень - куришь,

Куришь - все как будто мало.

Хоть читал бы - только чтенье

Подвигается так вяло.

Серый день ползет лениво,

И болтают нестерпимо

На стене часы стенные

Языком неутомимо.

Сердце стынет понемногу,

И у жаркого камина

Лезет в голову больную

Все такая чертовщина!

Над дымящимся стаканом

Остывающего чаю,

Слава богу, понемногу,

Будто вечер, засыпаю...

***

Летний вечер тих и ясен;

Посмотри, как дремлют ивы;

Запад неба бледно-красен,

И реки блестят извивы.

От вершин скользя к вершинам,

Ветр ползет лесною высью.

Слышишь ржанье по долинам?

То табун несется рысью.

***

Есть ночи зимней блеск и сила,

Есть непорочная краса,

Когда под снегом опочила

Вся степь, и кровли, и леса.

Сбежали тени ночи летней,

Тревожный ропот их исчез,

Но тем всевластней, тем заметней

Огни безоблачных небес.

Как будто волею всезрящей

На этот миг ты посвящен

Глядеть в лицо природы спящей

И понимать всемирный сон.

  1. Как описывает Фет весну? Какие чувства передает он в своих стихах о весне? К чему призывает читателей? Какие средства художественной выразительности он использует? (Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, обращения, восклицания, риторические вопросы, иносказание).
  2. Как поэт описывает осень? Какое настроение он передает? Какие средства художественной выразительности использует?
  3. Так же проанализируйте стихи Фета о лете и о зиме.
  4. Почему поэт так любит природу? С чем она становится едина для Фета?

Примечание: обратить внимание на преобладание в стихотворениях метафор и олицетворений, на особый образный язык Фета, который и отличает его от остальных поэтов. Можно сказать, что Тютчев и Фет – последние поэты – романтики 19 века. Они  пишут не о предреволюционных настроениях 19 века, а о природе и душе человека.

План анализа лирического стиховторения.

I. Дата создания.

II. Реально-биографический и фактический комментарий.

III. Жанровое своеобразие.

IV. Идейное содержание:

1. Ведущая тема.

2. Основная мысль.

3. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике.

4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.

5. Преобладание общественных или личных интонаций.

6. Лирический герой.

V. Структура стихотворения:

1. Сопоставление и развитие основных словесных образов:

а) по сходству;

б) по контрасту;

в) по смежности;

г) по ассоциации;

д) по умозаключению.

2. Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза.

3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.

4. Основные особенности ритмики:

Ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.

5. Рифма и способы рифмовки.

Поэт

Отношение к каждому времени года

Особенности восприятия

Настроение

Средства художественной выразительности

Домашнее задание:

  1. Выучить стихотворение наизусть (Ф.И. Тютчев «Весна» 3 строфы; А.А. Фет «Непогода, осень – куришь…»).
  2. По желанию учителя: подобрать самостоятельно 7 стихотворений о природе, оформить их в виде брошюры. Одно из этих стихотворений проанализировать (история создания, тема, идея, композиция, настроение, средства художественной выразительности, размер, рифма, ритм).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...».

Урок по творчеству Ф.И.Тютчева. Анализ стихотворения "Есть в осени первоначальной..."...

Интегрированный урок на тему: “Природа в поэзии русских и английских авторов 19 в.”

Тема урока звучит так: « Природа в стихотворениях русских и английских поэтов 19 в.» (записывают тему урока). Сегодня мы возвращаемся к теме изображения природы в литературе. Только теперь обрат...

А. Фет. Страницы биографии. Тема природы в поэзии А. Фета на примере стихотворений «Ель рукавом мне тропинку завесила…» и «Ещё майская ночь».

конспект урока в 6 классе. Цели:познакомить с жизнью и творчеством Афанасия Фета,  воспитание интереса к лирике поэта на материале стихотворений "Ель рукавом мне тропинку завесила", "Ещу майская ...

Урок по теме "Природа в поэзии русских писателей 19 века и в музыке П.И.Чайковского"

интегрированный урок : литература + музыка Тема урока: Природа в поэзии русских поэтов 19 века и музыке П.И.Чайковского.Цель урока: Расширить  представление учащихся о творчестве  русск...

Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Чтение, анализ стихотворений Ф.И.Тютчева.(«Листья», «Неохотно и несмело…» и др.)

Технологическая карта урока по литературе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов" 6 класс...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе "Поэзия родной природы в творчестве русских поэтов 19 века"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС. Этот урок открытия нового знания о поэзии, продолжает серию уроков, обучающих анализу стихотворного текста. Использованы различные формы о...

Родная природа в поэзии В.И.Тютчева и А.А.Фета

Учащиеся совершенствуют навыки при анализе лирического произведения, при формулировании его темы, идеи, при определении изобразительно-выразительных средств языка; формируют комплекс речевых умений...