Природа в поэзии русских авторов 19 века (на материале стихотворении Ф.И.Тютчева, А.А.Фета), урок 8 класс
презентация к уроку по литературе (8 класс) на тему
Природа в поэзии русских авторов 19 века (на материале стихотворении Ф.И.Тютчева, А.А.Фета), урок литературы в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poeziya_rodnoy_prirody_8_klass.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по литературе
«ПОЭЗИЯ РОДНОЙ ПРИРОДЫ»
8 класс
Разработка учителя русского языка и литературы Носовой Е.А.
Цель урока:
- знакомство с творчеством поэтов 19 века,
- исследовательская работа, цель которой – самостоятельный вывод об особенности восприятия родной природы поэтами,
- отработка умений обобщить полученную информацию, лаконично передать ее одноклассникам, отвечать на вопросы (заполнение таблицы),
- работа со средствами художественной выразительности (особенно актуально, так как эти навыки пригодятся в 9 и 11 классах для сдачи ГИА и ЕГЭ),
- тренировка памяти (чтение стихов наизусть).
Оборудование:
- распечатки стихотворений, вопросов,
- рабочие тетради с теоретическим материалом,
- меловая или маркерная доска,
- интерактивная доска, компьютер (по желанию).
- Презентация и аудиозаписи стихотворений.
Ход урока:
Есть два варианта проведения этого урока: для кабинета, оборудованного интерактивной доской, и для кабинета, не оборудованного доской и компьютером.
Вариант №1:
- распределить класс на 5 групп;
- каждой группе выдать материал (стихотворения и вопросы);
- на анализ требуется 2 урока;
- домашнее задание: подготовить презентацию с ответами на вопросы, цитатами и иллюстрациями; выучить стихотворение наизусть для прочтения в классе;
- на следующем уроке: ответ группы, заполнение общей таблицы.
Вариант №2:
- распределить класс на 5 групп;
- каждой группе выдать материал (стихотворения и вопросы);
- на анализ требуется 2 урока;
- домашнее задание: выучить стихотворение наизусть для прочтения в классе;
- на следующем уроке: устно группа отвечает на вопросы, подтверждает их цитатами, ребята читают стихотворение наизусть, комментируют заполнение таблицы.
Слово учителя о биографии Ф.И.Тютчева. (Слайд 2).
- Тютчев родился в 1803 году в имении Тютчевых селе Овстуге на Брянщине. После окончания Московского университета Ф.И. Тютчев почти двадцать лет служил в русской дипломатической миссии за границей, в Мюнхене и Турине. В Россию он вернулся только в 1844 году и поселился в Петербурге. Изредка он приезжал в Овстуг. После южной природы Германии и Италии он словно по-новому увидел свои родные места и постарался передать их красоту и прелесть.
Работа с текстами и записями стихотворений.
Федор Иванович Тютчев
«Есть в осени первоначальной...»
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
Осенний вечер
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье - и над всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.
***
Как на небе звезды рдеют,
Как под сумрачным их светом
Нивы дремлющие зреют...
Усыпительно-безмолвны,
Как блестят в тиши ночной
Золотистые их волны,
Убеленные луной...
***
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
ВЕСНА
Как ни гнетет рука судьбины,
Как ни томит людей обман,
Как ни браздят чело морщины
И сердце как ни полно ран;
Каким бы строгим испытаньям
Вы ни были подчинены,-
Что устоит перед дыханьем
И первой встречею весны!
Весна... она о вас не знает,
О вас, о горе и о зле;
Бессмертьем взор ее сияет,
И ни морщины на челе.
Своим законам лишь послушна,
В условный час слетает к вам,
Светла, блаженно-равнодушна,
Как подобает божествам.
Цветами сыплет над землею,
Свежа, как первая весна;
Была ль другая перед нею -
О том не ведает она:
По небу много облак бродит,
Но эти облака - ея;
Она ни следу не находит
Отцветших весен бытия.
Не о былом вздыхают розы
И соловей в ночи поет;
Благоухающие слезы
Не о былом Аврора льет,-
И страх кончины неизбежной
Не свеет с древа ни листа:
Их жизнь, как океан безбрежный,
Вся в настоящем разлита.
Игра и жертва жизни частной!
Приди ж, отвергни чувств обман
И ринься, бодрый, самовластный,
В сей животворный океан!
Приди, струей его эфирной
Омой страдальческую грудь -
И жизни божеско-всемирной
Хотя на миг причастен будь!
- Как описывает Тютчев осень? Какие средства художественной выразительности использует автор чаще всего?
- В каком из данных стихотворений говорится о лете? Как вы это поняли? Какие чувства испытывает поэт, когда говорит об этом времени года? Какие средства художественной выразительности он использует?
Примечание: о лете говорится в стихотворении «Как на небе звезды рдеют», так как автор упоминает в нем о созревшей ниве. Скорее всего, это август.
- Как описывает Тютчев зиму и осень? Какие тропы использует в этих стихах?
- Какое общее настроение передают эти стихи? Как относится Тютчев к природе родной страны? Почему?
- Почему Тютчев так любит природу? С чем она становится для него едина?
Примечание: обратить внимание на преобладание в стихотворениях метафор и эпитетов, на особый образный язык Тютчева, который и отличает его от остальных поэтов. Можно сказать, что Тютчев и Фет – последние поэты – романтики 19 века. Они пишут не о предреволюционных настроениях 19 века, а о природе и душе человека.
Слово о биографии и поэзии Фета. (Слайд 9).
Афанасий Афанасьевич Фет
***
В вечер такой золотистый и ясный,
В этом дыханье весны всепобедной
Не поминай мне, о друг мой прекрасный,
Ты о любви нашей робкой и бедной.
Дышит земля всем своим ароматом,
Небу разверстая, только вздыхает;
Самое небо с нетленным закатом
В тихом заливе себя повторяет.
Что же тут мы или счастие наше?
Как и помыслить о нем не стыдиться?
В блеске, какого нет шире и краше,
Нужно безумствовать — или смириться!
ВЕСЕННИЙ ДОЖДЬ
Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
***
Непогода - осень - куришь,
Куришь - все как будто мало.
Хоть читал бы - только чтенье
Подвигается так вяло.
Серый день ползет лениво,
И болтают нестерпимо
На стене часы стенные
Языком неутомимо.
Сердце стынет понемногу,
И у жаркого камина
Лезет в голову больную
Все такая чертовщина!
Над дымящимся стаканом
Остывающего чаю,
Слава богу, понемногу,
Будто вечер, засыпаю...
***
Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба бледно-красен,
И реки блестят извивы.
От вершин скользя к вершинам,
Ветр ползет лесною высью.
Слышишь ржанье по долинам?
То табун несется рысью.
***
Есть ночи зимней блеск и сила,
Есть непорочная краса,
Когда под снегом опочила
Вся степь, и кровли, и леса.
Сбежали тени ночи летней,
Тревожный ропот их исчез,
Но тем всевластней, тем заметней
Огни безоблачных небес.
Как будто волею всезрящей
На этот миг ты посвящен
Глядеть в лицо природы спящей
И понимать всемирный сон.
- Как описывает Фет весну? Какие чувства передает он в своих стихах о весне? К чему призывает читателей? Какие средства художественной выразительности он использует? (Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, обращения, восклицания, риторические вопросы, иносказание).
- Как поэт описывает осень? Какое настроение он передает? Какие средства художественной выразительности использует?
- Так же проанализируйте стихи Фета о лете и о зиме.
- Почему поэт так любит природу? С чем она становится едина для Фета?
Примечание: обратить внимание на преобладание в стихотворениях метафор и олицетворений, на особый образный язык Фета, который и отличает его от остальных поэтов. Можно сказать, что Тютчев и Фет – последние поэты – романтики 19 века. Они пишут не о предреволюционных настроениях 19 века, а о природе и душе человека.
План анализа лирического стиховторения.
I. Дата создания.
II. Реально-биографический и фактический комментарий.
III. Жанровое своеобразие.
IV. Идейное содержание:
1. Ведущая тема.
2. Основная мысль.
3. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике.
4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
5. Преобладание общественных или личных интонаций.
6. Лирический герой.
V. Структура стихотворения:
1. Сопоставление и развитие основных словесных образов:
а) по сходству;
б) по контрасту;
в) по смежности;
г) по ассоциации;
д) по умозаключению.
2. Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза.
3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.
4. Основные особенности ритмики:
Ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.
5. Рифма и способы рифмовки.
Поэт | Отношение к каждому времени года | Особенности восприятия | Настроение | Средства художественной выразительности |
Домашнее задание:
- Выучить стихотворение наизусть (Ф.И. Тютчев «Весна» 3 строфы; А.А. Фет «Непогода, осень – куришь…»).
- По желанию учителя: подобрать самостоятельно 7 стихотворений о природе, оформить их в виде брошюры. Одно из этих стихотворений проанализировать (история создания, тема, идея, композиция, настроение, средства художественной выразительности, размер, рифма, ритм).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...».
Урок по творчеству Ф.И.Тютчева. Анализ стихотворения "Есть в осени первоначальной..."...
Интегрированный урок на тему: “Природа в поэзии русских и английских авторов 19 в.”
Тема урока звучит так: « Природа в стихотворениях русских и английских поэтов 19 в.» (записывают тему урока). Сегодня мы возвращаемся к теме изображения природы в литературе. Только теперь обрат...
А. Фет. Страницы биографии. Тема природы в поэзии А. Фета на примере стихотворений «Ель рукавом мне тропинку завесила…» и «Ещё майская ночь».
конспект урока в 6 классе. Цели:познакомить с жизнью и творчеством Афанасия Фета, воспитание интереса к лирике поэта на материале стихотворений "Ель рукавом мне тропинку завесила", "Ещу майская ...
Урок по теме "Природа в поэзии русских писателей 19 века и в музыке П.И.Чайковского"
интегрированный урок : литература + музыка Тема урока: Природа в поэзии русских поэтов 19 века и музыке П.И.Чайковского.Цель урока: Расширить представление учащихся о творчестве русск...
Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Чтение, анализ стихотворений Ф.И.Тютчева.(«Листья», «Неохотно и несмело…» и др.)
Технологическая карта урока по литературе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов" 6 класс...
Технологическая карта урока литературы в 8 классе "Поэзия родной природы в творчестве русских поэтов 19 века"
Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС. Этот урок открытия нового знания о поэзии, продолжает серию уроков, обучающих анализу стихотворного текста. Использованы различные формы о...
Родная природа в поэзии В.И.Тютчева и А.А.Фета
Учащиеся совершенствуют навыки при анализе лирического произведения, при формулировании его темы, идеи, при определении изобразительно-выразительных средств языка; формируют комплекс речевых умений...