А. Фет. Страницы биографии. Тема природы в поэзии А. Фета на примере стихотворений «Ель рукавом мне тропинку завесила…» и «Ещё майская ночь».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Батлук Наталья Викторовна

конспект урока в 6 классе. Цели:познакомить с жизнью и творчеством Афанасия Фета,  воспитание интереса к лирике поэта на материале стихотворений "Ель рукавом мне тропинку завесила", "Ещу майская ночь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_konspekt_uroka_po_fetu.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

А.А.Фет. Слово о поэте. Тема природы в поэзии А. Фета на примере стихотворений «Ель рукавом мне тропинку завесила…» и  «Ещё майская ночь».

Цели:

Образовательные:

- познакомить с жизнью и творчеством Фета, пробудить интерес к его лирике, помочь понять настроение, чувства поэта;

- совершенствовать умения выразительного чтения, навыки анализа поэтического текста;

- способствовать взаимосвязи интеллектуального и нравственного развития учеников, разнообразить формы взаимодействия и сотрудничества школьников на уроке (ученик-учитель, ученик-ученик);

Развивающие:

- развивать культуру читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции;

- развивать образное и аналитическое мышление;

- развивать навыки совместной работы, межличностного общения;

Воспитательные:

- воспитывать патриотические чувства;

- воспитывать эстетический вкус;

- формировать познавательную активность учащихся.

                                    Ход урока

1. Оргмомент.

Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь.

2. Работа по теме

а) Биография А. Фета

Афанасий Афанасьевич Фет (Фёт) родился 5 декабря ( 23                

ноября по старому стилю) 1820 года в усадьбе Новоселке, Мценского уезда, Орловской губернии. Поэт, мыслитель, публицист, переводчик.

Отец - Иоганн-Петер-Карл-Вильгельм Фёт (1789—1825), асессор городского суда Дармштадта.

 Мать - Шарлотта-Елизавета Беккер (1798—1844).

Учился в немецкой школе-пансионате в городе Верро (ныне Выру, Эстония), затем в пансионе профессора Погодина, историка, писателя, журналиста, в который поступил для подготовки в Московский университет. Окончил университет, где учился сначала на юридическом, а затем на филологическом факультете.

 Особое положение в семье повлияло на дальнейшую судьбу Афанасия Фета, он должен был выслужить себе дворянские права, которых его лишила церковь и в 1845 году Фет поступает на военную службу в один из южных полков.

 В 1850 в журнале "Современник", хозяином которого стал Некрасов, публикуются стихотворения Фета, которые вызывают восхищение критиков всех направлений. Он был принят в среду известнейших писателей (Некрасов и Тургенев, Боткин и Дружинин и др.), благодаря литературным заработкам улучшил свое материальное положение, что дало ему возможность совершить путешествие по Европе.

 В 1853 году Фета переводят в гвардейский полк, расквартированный под Петербургом. Поэт часто бывает в Петербурге, тогда - столице. Встречи Фета с Тургеневым, Некрасовым, Гончаровым и др. Сближение с редакцией журнала «Современник».

 С 1854 года служба в Балтийском Порту, описанная в его мемуарах «Мои воспоминания».

 В 1856 году печатает сборник Фета под редакцией И.С. Тургенева.

 В 1857 в Париже он женился на дочери богатейшего чаеторговца и сестре своего почитателя критика В. Боткина - М. Боткиной.

 В 1858 году поэт выходи в отставку в чине гвардейского штаб-ротмистра и поселяется в Москве. Служба в армии не вернула Фету дворянский титул. В то время дворянство давал только чин полковника.

 1859 - разрыв с журналом «Современник».

 1863 – выход двухтомного собрания стихотворений Фета.

 В 1867 году избран мировым судьей в Воробьевке на 11 лет.

 В 1873 году Фету возвращено дворянство и фамилия Шеншин, но литературные произведения и переводы поэт и в дальнейшем подписывал фамилией Фет.

 В 1877 году Афанасий Афанасьевич купил в Курской губернии деревню Воробьевку, где и провел остаток своей жизни, лишь на зиму уезжая в Москву.

 В конце 1870-х Фет с новой силой начал писать стихи.

 21 ноября 1892 — кончина Фета в Москве. По некоторым данным, его смерти от сердечного приступа предшествовала попытка самоубийства. Похоронен в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных.

2. Изучение новой темы

Ребята любите ли вы путешествовать? Ну, разумеется, любите? А куда и

как вам захотелось бы совершить свое бывают разными. И мы сегодня с вами

отправимся в  путешествие в мир красоты природы, и помогут его совершить

поэты, писатели, музыканты, художники.

 Природа – настоящий храм красоты, и не случайно все поэты, художники, музыканты черпали свои замыслы, наблюдая их в природном окружении.

Природа – любимая тема А.Фета. Неброская красота русской природы отражена в его поэзии  своеобразно. Фет замечает все оттенки природы, все ее звуки. Для него природа – источник радости, оптимизма, неожиданных открытий. Фет  создает целые циклы стихов: «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Вечера и ночи», «Море

а) Работа с текстом стихотворения.

Фет А. А. - «Ель рукавом мне тропинку завесила»

 Звуки природы послужили основой для создания многих музыкальных

 произведений. Природа мощно звучит в музыке.

Чтение текста учителем на фоне миниатюры П. И. Чайковского «Осень»

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -

Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом все гудёт и колышется,

Листья кружатся у ног.

Чу, там вдали неожиданно слышится

Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!

Мертвые что мне листы!

Кажется, издали странника бедного

Нежно приветствуешь ты.

б) актерское чтение

Учитель: А теперь послушаем это стихотворение в исполнении актера.

Обратите внимание как читает актер, какие строчки выделяет?

в) Анализ стих-я

Учитель: Что вы представили, когда услышали первую строку стихотворения?

Как вы думаете, о чём или о ком пойдет речь?

Ответы: лес; человек пробирается сквозь чащу деревьев….

г) Чтение стих-я уч-ся

д) . Словарная работа 

- Гудёт - издает гул, урчание;                          

- Рог- приспособление, с помощью которого охотники посылали друг другу сигнал;                                                                                                    -Сладостный - приятный, доставляющий удовольствие;                         -Глашатай - в старину вестник, всенародно объявляющий что-нибудь;

Учитель: Случалось ли вам быть в одиночку в осеннем лесу? Что вы чувствовали,

переживали?

Ответы: страх, радость, тревогу, спокойствие….

Учитель: А теперь посмотрим, как А.А. Фет передаёт состояние человека в осеннем лесу,

его переживания, настроения. Прочитаем внимательно первую строфу:

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, –

Я ничего не пойму.

Какие чувства испытывает герой, оставшись один в лесу?

Ответы: ему жутко, грустно, но в то же время весело.

Учитель: Вы правы, в осеннем лесу у одинокого человека возникло смешанное чувство грусти

и веселья, сам герой говорит: «Я ничего не пойму». Не потому ли чувство смешанное, что Фет

этой строкой создает атмосферу таинственности, сказочности? А строка «Ель рукавом мне тропинку завесила...» - явная метафора. Как вы думаете, что автор этим хотел передать?

Ответы: если нет вариантов, то реплика учителя: Может автор сравнивает ель с женщиной – колдуньей, которая преградила дорогу путнику, манит его

вглубь леса и закрывает от его взора лесные тропинки? А ветка ели – рукав её платья.

Учитель: Читаем 2-ю строфу:

Ветер. Кругом всё гудет и колышется,

Листья кружатся у ног,

Чу, там вдали неожиданно слышится

Тонко взывающий рог.

С какого слова – предложения начинается эта строфа? Как вы думаете, почему?

Ответы: со слова «ветер», возможно, автор показывает одиночество героя.

На какие части делится вторая строфа, и какое слово ее разделяет?

Ответы: строфа делится на две части: кругом всё гудёт и колышется и неожиданный звук

рога. Разделяет строфу слово «чу».

Учитель: Правильно. А к какой части речи оно (слово «чу») принадлежит? И с какой целью используется?

Ответы: Чу – междометие, которое означает призыв обратить внимание на какие-то звуки.

Междометие носит просторечный характер.

Учитель: А каким словом можно заменить это просторечное междометие?

Ответы: вдруг, слышишь….

Учитель: И что же герой неожиданно слышит?

Ответы: взывающий рог.

Учитель: Правильно. А что означает в осеннюю пору звук рога в лесу?

Ответы: если ученики не знают, то учитель объясняет.

Учитель: с помощью рога посылали сигналы друг другу охотники. Осенью открывался охотничий сезон, помещики съезжались вместе и с собаками

охотились на различного зверя, причем часто охота длилась много дней и

уходила довольно далеко от жилья. На охоте человек двигается, чувствует азарт и всеобщее движение, и переживание одиночества развеивается при воспоминании об охоте, от мысли о близком присутствии человека. Как вы понимаете значение «взывающий»?

Ответы: взывающий – обращаться с призывом, звать.

Учитель: Часто ли это слово «взывающий» употребляется в современной речи?

Постарайтесь подобрать к нему синонимы.

Ответы: Не употребляется, потому что высокого стиля. Синонимы: зовущий, зазывающий,

ведущий, вызывающий, приглашающий...

Учитель: Молодцы! Теперь читаем 3-ю строфу:

Сладостен зов мне глашатая медного!

Мёртвые что мне листы!

Кажется, издали странника бедного

Нежно приветствуешь ты.

Рассмотрим первую строку 3-ей строфы: «Сладостен зов мне глашатая медного!». Какова полная форма слова «сладостен»?

Ответы: сладостный.

Учитель: Верно. А, как вы думаете, в чем отличие значений прилагательных «сладкий» и «сладостный»?

Ответы: Сладкий – имеющий вкус, свойственный сахару или меду.

Сладостный – приятный, доставляющий удовольствие.

Учитель: Здесь зов «глашатая медного» – символ жизни, присутствия человека – противопоставлен символу угасания природы– «мертвым листам»

А теперь обратимся к двум последним строчкам стихотворения.

Кажется, издали странника бедного

Нежно приветствуешь ты.

К кому или к чему обращается герой в этих строчках?

Ответы: к глашатаю медному, то есть к рогу. Если нет ответа, то учитель поясняет.

Учитель: Наверное, герой обращается к рогу – глашатаю медному. Вы согласны?

Ответы: Да, согласны. Если нет, то слушает возможные варианты и их аргументацию.

Учитель: Как вы понимаете выражение странник бедный: «бедный» в значении «имеющий

мало денег» или «несчастный, одинокий»?

Ответы: несчастный, одинокий.

Учитель: Правильно. Молодцы! Мы с вами разобрали первое  стихотворение про осень. После осени наступает холодная зима, а после зимы теплая весна, которая радует нас зеленью листы и красотой природы. Май- последний месяц весны. Уже все расцвело, и природа благоухает своей красотой.

е) Работа с текстом стихотворения.   

Чтение текста учителем на фоне миниатюры П. И. Чайковского «Весна»

    «Еще майская ночь»

Какая ночь! На всём какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!

Какая ночь! Все звёзды до единой

Тепло и кротко в душу смотрят вновь,

И в воздухе за песнью соловьиной

Разносится тревога и любовь.

Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный

Застенчиво манит и тешит взор.

И радостен и чужд её убор.

Нет, никогда нежней и бестелесней

Твой лик, о ночь, не мог меня томить!

Опять к тебе иду с невольной песней,

Невольной - и последней, может быть.

Учитель: – Понравилось ли вам стихотворение?                                                          

                –  Какие чувства оно у вас вызывает?                                                                                                                                                        

                - Какую картину вы представили?

ж) Актерское чтение

з) Чтение текста уч-ся (уч-ся выразительно читают текст)

и)Словарная работа

- Нега - полное довольство, приятное состояние, блаженство;                                   -Манит-зовет;                                                                                                                            -  Безтелесый – не имеющий тела, духовный              

к) Анализ стихотворения

Учитель:   Перечитайте 1 строфу. - Чем восхищается автор?                                            

- Какое время года описывает автор?                                                                                          

-  Каким он представляет май?                                                                                                                                  

- Чего больше в этом стихотворении грусти или восторга?

- Какие литературные ассоциации вызывает у читателя название этого стихотворения?

-Каким настроением проникнуто стихотворение? Меняется ли настроение по ходу текста? Какой поэтический смысл придают тексту восклицательные интонации первой строфы?

-Почему майская ночь вызывает у лирического субъекта не только любовь, но и тревогу?

- Почему поэт сравнивает молодую листву берез с убором невесты? Какие противоречивые состояния души при этом выявляются?

- Каким мы видим лирического субъекта стихотворения? Какие чувства он испытывает и почему? Какие слова и выражения передают его состояние? (" Тревога и любовь ", " томить ", " с песней ", " и последней " и др.)

- В чем драматизм в изображении чувства в 4 строфе? Почему поэт идет " к ней " с " последней " песней?

А теперь посмотрите, как русскую природу представили художники.

И. Шишкин, И.Левитан, Саврасов. На полотнах Шишкина запечатлены

характерные виды восточно-европейской тайги.

 У русской природы было много певцов, но редко у кого из художников

 природа России была выражена с такой полнотой как у Левитана. Левитана

 называют открывателем красот нашей русской земли, тех красот, что лежат

 рядом с нами и каждый день и час доступны нашему восприятию. Его картины дают не только наслаждение глазу, они помогают понять и изучить

нашу Землю, ее природу. Нет на свете более гениального художника, чем сама природа. Все созданное ей – это настоящие щедевры. Художников

привлекают эти образы уголков нетронутой природы. На картинах многих русских художников изображены степные ландшафты с их еще не нарушенной девственной красотой. И  вы  сегодня убедились в том, что живописные образы дополняются поэтическими.

3.Подведение итогов

- Что вы сегодня узнали на уроке?

-Почему А.А. Фета называют певцом русской природы? Что нам дает чтение стихов этого поэта?»

4.Рефлексия 

«Пейзаж».  Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.Если вам было интересно на уроке, вы все поняли, поднимите левую руку. Если вам было скучно и непонятно, поднимите правую руку.

5.Домашнее задание

Выучить стихотворение на выбор

6.Выставление отметок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема любви в поэзии А.Фета.

Тема любви в поэзии А.Фета....

Тема любви в поэзии А.Фета.

Тема любви в поэзии А.Фета....

Тема любви в поэзии А.Фета.

Тема любви в поэзии А.Фета....

Конспект урока литературы "А.А.Фет. "Ель рукавом мне тропинку завесила..."

Конспект урока литературы "А.А.Фет. "Ель рукавом мне тропинку завесила...", "Ещё майская ночь". Природа как воплощение прекрасного." 6 класс...

План конспект - занятия по теме: «С. Есенин. Сведения из биографии. Тема природы и родины в лирике "

Конспект  для учащихся 10 класса,используется при изучении творчества С. Есенина...

Тема природы в поэзии И. А. Бунина. Стихотворение «Помню – долгий зимний вечер…»

Тема природы в поэзии И. А. Бунина.  Стихотворение «Помню – долгий зимний вечер…»...