Интегрированный урок на тему: “Природа в поэзии русских и английских авторов 19 в.”
план-конспект урока по английскому языку (6 класс) на тему

Евдокимова Светлана Владимировна

 

Тема урока звучит так: « Природа в стихотворениях русских и английских поэтов 19 в.» (записывают тему урока). Сегодня мы возвращаемся к теме изображения природы в литературе. Только теперь обратимся к творчеству не только русских поэтов, но и английских. Будем выразительно читать стихотворения на русском и английском языках  и их анализировать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока в 6-ом классе (урок литературы и английского языка)

Кунаева Е. В., учитель русского языка и литературы МОУ Гимназия №17;

Евдокимова С. В., учитель английского языка  МОУ Гимназия №17

Тема урока – “Природа в поэзии русских и английских авторов 19 в.”.

Познавательный аспект:

  1. познакомить уч-ся со стихотворениями о природе русских и английских              поэтов 19 в;
  2. открыть новую гармонию жизни через ее противоречия;
  3. расширить знания учащихся о традициях страны изучаемого языка и их взаимосвязи с культурой других стран и своей страны.

Учебный аспект:

  1. совершенствование навыков выразительного чтения и анализа стихотворений;
  2. формирование навыков аудирования;
  3. формирование навыков говорения на материале темы.

Развивающий аспект:

  1. развитие способности к языковой догадке, сопоставлению, анализу и сравнению;
  2. развитие способности к формированию выводов из прочитанного и услышанного;
  3. развитие способности к литературному переводу и сочинительству;
  4. создать благоприятные условия на уроке для восприятия пейзажной лирики;
  5. воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного.

Воспитательный аспект:

  1. воспитание положительного, уважительного и толерантного отношения к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого языка;
  2. воспитание умения общаться, принимать мнение другого, отстаивать свое;
  3. воспитание культуры общения на иностранном языке.

Вид используемых на уроке средств ИКТ – универсальные, ресурсы сети Интернет (в ходе подготовки к уроку), репродукции картин русских художников ( «Золотая осень» И. Левитана, «Золотая осень» В. Поленова, «Осень» С. Герасимова); аудиозаписи концерта А. Вивальди «Осень» , «Осенняя песня» П. Чайковского из альб. «Времена года»; компьютер, проектор.

Ход урока

1. Оргмомент. Нацеливание (на русск.языке, на англ.языке).

- Ребята, тема нашего урока звучит так: « Природа в стихотворениях русских и английских поэтов 19 в.» (записывают тему урока). Сегодня мы возвращаемся к теме изображения природы в литературе. Только теперь обратимся к творчеству не только русских поэтов, но и английских. Будем выразительно читать стихотворения на русском и английском языках  и их анализировать.

- Good morning, pupils.

- Today we have an unusual lesson. There are two teachers in the classroom. We are working in groups.

2. Вступительное слово учителя литературы (УЛ), учителя англ. языка (УА).

- Родная природа всегда была неисчерпаемым, бесконечным источником вдохновения поэтов. Русские и английские поэты изображают разные времена года в своих произведениях, выражая свое отношение к ним, любовь к родной земле.

3. УА проводит беседу о биографии англ. поэтов (У. Вордсворт, Д. Китс и др.), викторину-презент. Дети читают стихи на англ. языке, отвечают на вопросы по содержанию произв.

-Do you want to learn some facts about English poetry? (Слайд 1)

-What English poets do you know?

-Find them on the pictures. (Слайд 2) (Учащиеся соотносят портреты поэтов с их именами)

-Read the sentence and be ready to guess the poet. (Слайд 3) ( Учащиеся отгадывают имена английских поэтов)

(Слайд 4)

  • Now listen to your classmates reading the poems and think if they differ from one another. (Слайд 5-7) (Учащиеся читают стихотворения английских авторов)
  • What is common between all the poems that you have read? (Сайд 8) (Выделение общей темы «Природа»)

4. УЛ переходит к чтению и анализу стихотв. русских поэтов.

- Ребята, вы прикоснулись  к английской поэзии, прочитали стихотв., постарались выяснить, о чем эти произв. А теперь постараемся увидеть образы природы, созданные русскими поэтами. У каждого человека есть любимое время года. Любимое время года для А. С. Пушкина – осень. Именно этой поре  мы должны быть благодарны за многие произв. поэта, вошедшие в сокровищницу мировой литературы.

- Прежде, чем приступить к чтению стих. Пушкина, рассмотрим репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень»

Работа по картине И.И. Левитана “Золотая осень”.

- Почему картина называется « Золотая осень»?

- Какие краски можно различить на картине?

- Подумайте, с какими чувствами писал свою картину?

Вывод : Левитан очень любил русскую природу и не уставал повторять своим ученикам:

« Больше любви, больше поклонения природе!» Действительно, такой природе нужно поклоняться!

Работа над стихотворением А.С. Пушкина “Осень”.

 - А вот теперь давайте понаблюдаем, какие картины природы Пушкин создает в стихотворении « Осень» (отрывок из романа в стихах «Евгений Онегин»)

( Ученик читает отрывок из стихотворения наизусть).

- Все ли слова вам знакомы?

Объяснение значения некоторых слов, уточнение ответов, составление цепочек слов.( на доске)

очи –глаза;

багрец – багровый – багряный - красный

сень – покров деревьев; деревья образ. коридор

мгла – непрозрачный воздух.

После чтения первой строки учитель обращает внимание учеников на противоречивые, стоящие рядом фразы: “унылая пора” и “очей очарованье”. (Учитель просит высказать своё мнение по поводу этого.)

Ученики: Наверное, автор хотел начать своё стихотворение с того, что осень – действительно унылое время года, с холодами и дождями, с увяданием природы. Но уже в следующей фразе Пушкин показывает своё личное отношение к этой поре и что ему осень очень нравится.

Учитель: Автор не скрывает своего восхищения, оно выражено в восклицании поэта: “Очей очарованье!”

Учитель: Давайте посмотрим дальше, так ли это?

Ребята прочитывают следующие две строки и видят, что здесь автор прямо говорит о своей любви к этому времени года:

“Приятна мне твоя прощальная краса –

 Люблю я пышное природы увяданье…”

Учитель: А как вы объясните выражение: “прощальная краса” и “пышное природы увяданье”?

Ученики: Это пора золотой осени, такие картины мы видим и у художника И.И. Левитана “Золотая осень”.

- В эту пору деревья необычайно красивые, хотя эта красота – начало их увядания: листья облетают. Поэтому автор такое увядание природы называет пышным, то есть богатым.

- Несмотря на откровенную любовь к осени, в стихотворении мы видим и другие образы времен года, видим все времена года с их прелестями и недостатками. Например, лето — пора мух и комаров, весна теплая, но грязная, «…весной я болен» - говорит автор.( ученики находят в стих. ,зачитывают).

(- А какая тогда зима? )

- А как представлена зима в стихотворении? ( Зима- время спокойного и размеренного течения жизни. Кажется, что каждая строка о ней наполнена грустью о прошедшем творческом взрыве. )

- Пушкину нравится это снежное время:

Суровою зимой я более доволен,

 Люблю ее снега; в присутствии луны...

      - И все же осень — главная героиня стихотворения. Ей Пушкин признается в любви. Ее благодарит за то, что пробуждает музу в душе его, освежает и наполняет мыслями голову:

- Прочитайте строки.

И пробуждается поэзия во мне:

 Душа стесняется лирическим волненьем,

 Трепещет и звучит...

 И мысли в голове волнуются в отваге,

 И рифмы легкие навстречу им бегут,

 И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

 Минута — и стихи свободно потекут —

- Ребята, мы говорили с вами о том, что в стихотворении основное место занимают переживания и чувства лирического героя.

Работа над выразительно-изобразительными средствами стихотворения.

 Главную роль в описании осени играют эпитеты: «прощальная краса», «пышное природы увяданье», «свежее дыханье»…. Пушкин, словно кистью, рисует картину осенней природы

 Метафора «в багрец и золото одетые леса» позволяет мысленно представить почти сказочные лесные богатства болдинских мест осенью. Инверсия («Люблю я пышное природы увяданье») способствует поддержанию рифмы, из-за чего ритм стихотворения кажется более живым, динамичным.

 Обращение «Унылая пора!» частично олицетворяет осень, делая ее еще более живописной. Пушкин использует прием аллитерации (звукопись) для описания шума ветра: «В их сенях ветра шум и свежее дыханье». Большое количество глухих согласных звукоподражательно описывает шелест листьев и прохладу.

            Красочность и пышность увядающей осени Пушкина поражает наше воображение

Работа над стихотворением Уильяма Вордсворта «Сентябрь».

(УА) - Ребята, предлагаю вам сейчас сравнить стихотворение А. С. Пушкина «Осень» и отрывок из стихотворения английского поэта У. Вордсворта « Сентябрь». Для начала вы должны послушать стихотворение Вордсворта на его родном – английском -  языке.

( слушают аудиозапись)

Затем учитель литературы читает этот же отрывок в переводе Лукьянова.

- Каким настроением проникнуто это стихотворение?

- Какие мысли и чувства волнуют лирического героя в этом произведении? Зачитайте строки из стихотворения.

Обсуждение.

( Тоже, как и Пушкин, пишет об осени, восхищается ею. Вордсворт осенью слышит «святую песнь», которая «сто раз отрадней» музыки «весны и лета»).

Гимн Божеству гремит природа.

 И я, внимая песне той,

 Всё дольное отбросив долу

 И, чуждый мук борьбы земной,

 Несусь душой к Его престолу.

-  Вордсворт обожал природу и посвятил родным пейзажам множество своих произведений. Для него природа тоже была главным источником вдохновения

(УЛ) «Природы он рисует идеал» - однажды Пушкин написал в своем стих.

- Сравнит. таблица. «Общее в изображении осени в стих. двух поэтов» - название.

- Наша задача: найти общее в изображении осеннего пейзажа.

У. Вордсворт «Сентябрь»

А. Пушкин «Осень»

Природа прекрасна-общее, посередине

1. Божественное начало природы. «Гимн Божеству гремит природа»

Царственная природа. «В багрец и золото одетые леса»

2. Поэты любят осень – общее.

« Несусь душой…»

Любимое время года. « Очей очарованье»

3. Осень- время творческого подъема.

Творческое озарение « И пробуждается поэзия во мне…»

Вывод.

-Что общего в творчестве русских и английских поэтов?

( И русские,  и английские поэты  свои чувства , настроения, мироощущения передают через описание родной природы. Мир души человека  и мир природы взаимно отражаются, находятся в гармонии. Картины природы передают внутреннее состояние человека)

5. Итоговая работа.

- Сейчас вам предстоит выполнить письменную работу  на выбор: 1.  (дать развернутый ответ на вопрос «Какое влияние оказывает природа на человека?»  - на русском языке. 2. «Личное впечатление от прочтения стихотв. У. Вордсворта «Сентябрь»   - это на англ. языке.

- Но все это вы будете делать под музыку…

- Мне бы хотелось, чтобы вы услышали, как композитор рисует в музыке природу, как меняется музыка, какие инструменты звучат. Чтобы понять и почувствовать музыку, её нужно слушать в тишине.

6. Контроль выполненной работы.

 ( 1 ученик представляет работу на русском,  другой – на англ. языке)

7. Выставление оценок УА, выставление оценок УЛ.

8. Домашнее задание по литературе.

- Ребята, дома вы продолжите знакомство с творчеством русских поэтов 19 в.  Прочитать стих. и размышления литературоведа о них - стр. 303-308; выучить наизусть любое понравившееся стихотворение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме "Изобретения" в 9-м классе. Английский язык + информатика

Интегрированный урок по теме "Изобретения" проводился мной совместно с учителем информатики Андреевой О.А. в рамках районного семинара для руководителей ОУ Невского раона г.Санкт-Петербурга. Учащиеся ...

Интегрированный урок ( литература и английский язык). Природа в стихотворениях русских и английских поэтов 19 в.

Этот урок разработали учитель русского языка и литературы Кунаева Е. В. и учитель английского языка Евдокимова С. В....

Открытый интегрированный урок по теме «Праздничная английская и русская кухня» (английский язык - информационные технологии)

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект данного урока и презентацию, которую использовали при его проведении. Раскрытие данной темы продолжается в болге моей страничке, к тому же  я...

Интегрированный урок (русский язык, английский язык) по теме: «Роль причастий в русской и английской речи»

Урок разработан в соответствии с учебными программами по русскому языку (автор-составитель С.И. Львова, В.В. Львов М., Мнемозина, 2010) и английскому языку для учащихся 6 класса. Урок имеет цель...

Открытый интегрированный урок по теме" Природа. Времена года"

Интегрированный урок позволяет сделать процесс обучения доступным, увлекательным и эффективным. В ходе такого урока дети учатся ставить цель и планировать свою работу, проводить анализ....

Урок по теме "Природа в поэзии русских писателей 19 века и в музыке П.И.Чайковского"

интегрированный урок : литература + музыка Тема урока: Природа в поэзии русских поэтов 19 века и музыке П.И.Чайковского.Цель урока: Расширить  представление учащихся о творчестве  русск...

Природа в поэзии русских авторов 19 века (на материале стихотворении Ф.И.Тютчева, А.А.Фета), урок 8 класс

Природа в поэзии русских авторов 19 века (на материале стихотворении Ф.И.Тютчева, А.А.Фета), урок  литературы в 8 классе...