Урок по теме "Природа в поэзии русских писателей 19 века и в музыке П.И.Чайковского"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

мазуренко марина владимировна

интегрированный урок : литература + музыка

 

Тема урока: Природа в поэзии русских поэтов 19 века и музыке П.И.Чайковского.

Цель урока: Расширить  представление учащихся о творчестве  русских поэтов 19века, продолжить знакомство со стихами Тютчева, Фета, Лермонтова, начать знакомство с творчеством П.И.Чайковского, пробудить интерес учащихся к поэзии,  помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта и музыканта

Задачи: понаблюдать, как об одном и том же явлении природы поэты и композитор «говорят» по-своему, как в обыденном и неприметном кроется прекрасное; совершенствовать умение анализировать поэтический текст, развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово, развивать культуру общения и речи; воспитывать у учащихся чувство прекрасного.

Ход урока:

I. Орг.момент

II.  Работа по теме.

•        Вступительная беседа.

Я предлагаю вам прослушать музыку и включить немного свое воображение. (звучит произведение  Чайковского из цикла «Времена года. Весна»)

                - Какую картину вы представили, слушая данную музыку? (весна)

Да, действительно, это музыкальное произведение о весне, и принадлежит оно одному из выдающихся классических музыкантов нашей страны, имя которого в последнее время мы все чаще и чаще слышим  по радио, телевидению, читаем о нем статьи в газетах, журналах.

                - Кто знает, о ком идет речь? Как зовут этого музыканта? (Петр Ильич Чайковский)

Петр Ильич Чайковский – это наш земляк. И не случайно, мы сегодня завели речь о нем и наш урок начали с его произведения. В этом году ему исполнилось бы 175 лет.

                 - Мы сказали, что это произведение о весне. А как же называются картины природы? (пейзаж)

 Хорошо. Природа была и остается главной темой 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ    БЮДЖЕТНОЕ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПОЛОМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

СЕЛА ПОЛОМ  КЕЗСКОГО РАЙОНА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ:

«Природа в  поэзии русских поэтов 19 века и в музыке П.И.Чайковского»

Выполнил: учитель русского языка и литературы

Мазуренко Марина Владимировна

2015


интегрированный урок : литература + музыка

Тема урока: Природа в поэзии русских поэтов 19 века и музыке П.И.Чайковского.

Цель урока: Расширить  представление учащихся о творчестве  русских поэтов 19века, продолжить знакомство со стихами Тютчева, Фета, Лермонтова, начать знакомство с творчеством П.И.Чайковского, пробудить интерес учащихся к поэзии,  помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта и музыканта

Задачи: понаблюдать, как об одном и том же явлении природы поэты и композитор «говорят» по-своему, как в обыденном и неприметном кроется прекрасное; совершенствовать умение анализировать поэтический текст, развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово, развивать культуру общения и речи; воспитывать у учащихся чувство прекрасного.

Ход урока:

I. Орг.момент

II.  Работа по теме.

  • Вступительная беседа.

Я предлагаю вам прослушать музыку и включить немного свое воображение. (звучит произведение  Чайковского из цикла «Времена года. Весна»)

                - Какую картину вы представили, слушая данную музыку? (весна)

Да, действительно, это музыкальное произведение о весне, и принадлежит оно одному из выдающихся классических музыкантов нашей страны, имя которого в последнее время мы все чаще и чаще слышим  по радио, телевидению, читаем о нем статьи в газетах, журналах.

                - Кто знает, о ком идет речь? Как зовут этого музыканта? (Петр Ильич Чайковский)

Петр Ильич Чайковский – это наш земляк. И не случайно, мы сегодня завели речь о нем и наш урок начали с его произведения. В этом году ему исполнилось бы 175 лет.

             - Мы сказали, что это произведение о весне. А как же называются картины природы? (пейзаж)

 Хорошо. Природа была и остается главной темой композиторов, художников и, конечно же, поэтов. Их всегда  привлекала родная природа, лишенная  ярких, броских, экзотических красок. Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Природа в творчестве русских поэтов 19 века и в музыке П.И.Чайковского».(записываем тему урока в тетрадь).

Сегодня на уроке нам предстоит  познакомиться с творчеством П.И.Чайковского, прослушать несколько его произведений, познакомиться с пейзажной лирикой Фета, Тютчева и Лермонтова. Увидим, как изображают природу художники. Таким образом, сегодня мы перенесемся в мир музыки, мир красок и в мир звуков.

  • Знакомство с новым материалом

Раз мы уже начали разговор о великом музыканте, давайте послушаем сообщение об этом человеке. Сейчас Слава познакомит нас с краткой биографией Петра Ильича, остальные записываем в своих тетрадях основные моменты жизни музыканта (заранее подготовленный ученик знакомит с биографией П.И.Чайковского:

Петра Ильича Чайковского считают  мастером чарующей музыки. Родился он в г.Воткинске в 1840 году. В мальчике очень рано проявились необычайный слух и музыкальная память. В 1845 году окончил Петербургскую консерваторию. Годы упорного труда, вера в свой талант помогли Чайковскому стать известнейшим композитором. Музыкальный цикл «Времена года», написанный в 1876 году, стал настоящим шедевром мировой музыки. Пьесы цикла – лирические пейзажи в разное время года.)

Сам Пётр Ильич о природе говорил следующее: «Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало , приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе , тех неизъяснимо сладких опьяняющих впечатлений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, всё, что составляло убогий русский родимый пейзаж. Отчего всё это?»

В литературе 19 века немало поэтов, которые пишут о природе.

                    -  Каких поэтов, воспевающих природу вы знаете? (ученики перечисляют)

Тютчев и Фет -  это певцы родной природы. Их  считают мастерами пейзажной лирики. Эти талантливейшие поэты второй половины XIX века от внешнего мира, социальных проблем уходят в глубинные переживания души, обращаясь к возвышенным чувствам, красоте, которая, по их мнению, разлита в природе. Фет и Тютчев родом из Орловской губернии, певцы природы средней полосы России, т.е. они могли наблюдать такие же пейзажи, как и мы с вами.

Сейчас мы прослушаем стихотворение Тютчева «Первый лист»  и Фета «Первый ландыш» ( звучит запись стихотворений  из фонохрестоматии на фоне подборки  картин о весне)

              - В чем сходство этих двух  стихотворений?  О чем они? (о весне, жанр- пейзажная лирика)

              - Какие художественно-изобразительные средства языка используют авторы в своих произведениях? (олицетворения, эпитеты)

             -Назовите художественные образы стихотворений (ландыш и лист)

            - Скажите, только ли о природе эти стихотворения? (состояние лирического героя, радость души, связанная с приходом весны)

Весна - это символ молодости и жизни. Весной всё просыпается, обновляется, перерождается. И Тютчев, и Фет не рассматривают природу отдельно от человека.  Для них важна гармония души человека и природы. А вот как о пробуждении весны пишет П.И.Чайковский. (прослушивание музыки «Времена года. Апрель. Подснежник»)

           - Можно ли сказать, что эти три произведения: Тютчева, Фета и Чайковского – говорят нам об одном и том же? (да, о пробуждении природы после зимы)

Тема природы  не останавливается на весенней тематике. Много стихотворений и о лете, и об осени, и о зиме.

         -Давайте мы с вами вспомним изученные ранее, а может и не изученные, стихотворения об остальных временах года. (ученики называют стихотворения)

Я предлагаю вам прослушать музыку, а вы отгадайте, о каком времени года пойдет речь. (звучит музыка Чайковского из цикла «Времена года. Осень»)

     - Как вы определили, что именном об осени идет речь в этом произведении? (ученики высказываются)

    -К какому из стихотворений,  помещенных  в нашем учебнике, соответствует прослушанная музыка?( Лермонтов «Осень» и Тютчев «Осенний вечер»)

Давайте прослушаем эти два замечательных произведения( выразительное чтение стихотворений заранее подготовленными  учениками)

     - Какова идея каждого из этих стихотворений?

     - Можно ли сказать, что эти стихотворения одинаковые? Как к  этому времени года относится каждый  автор? (Лермонтов в осени видит не только прелесть, но и невеселые признаки увядания. Его больше привлекает темная и сырая осень, а не золото опадающих листьев. У Тютчева же все наоборот. Ему нравится светлость осенних вечеров. Он приводит параллель между природой и человеком.)

    - Кто является лирическим героем в этих  стихотворениях?

     - Какие образы здесь встречаются?

    - Какие выразительные средства присутствуют в произведениях?

    - Какая картина предстает перед вашими глазами после прочтения этих стихов? (ученики высказываются).

   

Оба эти  стихотворения написаны примерно в одно и то же время. Стихотворение  «Осень» в 1828 году, «Осенний вечер» - в 1830 году. И Тютчев, и Лермонтов тонко чувствовали красоту окружающей природы. Следует отметить, что пейзажная лирика занимает значимое место в отечественной литературе. Авторы этих произведений любили и понимали природу. Каждый из них был очень наблюдательным человеком по отношению к ней.

Красотой природы любовались и любуются не только поэты, но и музыканты и художники. . Давайте мы свами посмотрим на слайды и увидим, как эту прекрасную золотую пору изображают художники (на слайдах идет подборка картин русских художников об осени на фоне музыки Чайковского из осеннего цикла).

    - Что объединяет эти картины, стих-я  Лермонтова и Тютчева и  музыку Чайковского?

   - Похожи ли произведения разных направлений  искусства, описывающие одно и то же природной явление?

  • Подведение итогов.

Природа изображалась в лирике не просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но и неотъемлемой частью его души. Природа неотделима от чувства родной земли, связана с «малым домом» родного края и с «большим домом» - Отчизной, но у каждого поэта, либо музыканта, либо художника свое видение и отношение к русской природе.

Тема природы в творчестве русских поэтов на этом  не останавливается. Это бесконечное множество произведений.  Природа – это самый богатый источник для творений не только поэтов, но и музыкантов и живописцев. сегодня мы с вами в этом убедились.

Сегодня на уроке мы познакомились не только с произведениями   русских поэтов 19 века, но и узнали кто такой П.И.Чайковский, послушали несколько его чарующих творений.      Мы гордимся нашим земляком, его музыкой и творчеством, как и весь мир, восхищаемся его талантом. И сколько бы ни прошло лет, Чайковский нужен всегда, нужна его музыка, облагораживающая душу, сближающая людей, делая добрее весь мир.

  • Домашнее задание

Все мы разные, и восприятие мира, красоты, природы нами разное. У каждого из нас есть свое любимое время года. Хотя в каждой поре есть своя неповторимая прелесть и очарование. Я предлагаю вам выбрать для себя домашнее задание: выучить одно из стихотворений наизусть и проанализировать его письменно.

 

Список используемой литературы

1. Долбилова Ю.В. Нетрадиционные и игровые уроки по литературе / Ю.В. Долбилова. - Ростов н/Д: Феникс, - 2010. - 285с.

2. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по лоитературе. 8 класс. - М.: ВАКО, 2013. - 512с. - (В помощь учяителю).

3. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. 2-е изд. испр. и допол. - М.: "ВАКО", 2005, 416с. - (В помощь учителю)

4. Коллекция «Великие композиторы», том 7, П. И. Чайковский  «Времена года». – М.: 2009 г.

5. Коллекция «50 художников русской живописи», И. И. Левитан. - Спб.: 2010 г.

6. Литература. 8 класс: пеоурочные планы по учебнику В.Я.Коровиной, В.В.Журавлева, В.И.Коровина. Ч.II / авт.-сост. С.Б.Шадрина, - Изд.  3-е, испр. - Волгоград: Учитель, 2014. - 199с.

7. Литература 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. в 2 ч. Ч.II / авт. -сост. В.Я.Коровина [и др.] - 7-е изд. перераб. - М. : Просвещение, 2008. - 399с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока«Образ Петербурга в произведении русских писателей рубежа XIX-XX и XX-XXI веков»

Конспект урока«Образ Петербурга в произведении русских писателей рубежа XIX-XX и XX-XXI веков»,презентация,план-навигатор....

Урок-игра "Математические задачи от русских писателей"

Работа выполнена в табличном редакторе EXEL и содержит  знакомые математические задачи от русских писателей.Решив эти задачи ,учащиеся узнают  ,например,какого роста был Конек -горбунок и ка...

Уроки внеклассного чтения по творчеству русских писателей

Урок внеклассного чтения по творчеству русских и советских писателей для начальной школы...

Конспект урока в 5 классе по теме "Писатели и поэты о музыке и музыкантах".

Конспект урока в 5 классе по теме "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"....

Конспект урока по литературе "Любимые героини русских писателей" 11 класс

Урок по литературе о предназначении женщины в произведениях Пушкина, Толстого, Куприна....

конспект урока Новомученники и исповедники церкви Русской 20 века

краткое повествования о мученниках и исповедниках, жившие в 20 веке...

Поиски русскими писателями 2-ой половины 19 века «мировой гармонии». Уроки русской классической литературы. 10 класс

Презентация обзорного урока в конце года. Выстроена в свете требований ФГОС....