Литературная гостиная "Он пел Сибирь в стихах и прозе"
методическая разработка по литературе (7, 9, 10 класс) на тему
Материалы работы использовались для проведения Литературной гостиной к юбилею И.Д. Рождественского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Литературная гостиная "Он пел Сибирь в стихах и прозе..." | 27.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ «Он пел Сибирь в стихах и прозе…»
(Литературный праздник, посвященный юбилею И. Д. Рождественского)
Участники: ученики 7 – 11 кл
Цель: осветить тему памяти поэта Игнатия Дмитриевича Рождественского, познакомить учащихся с его творчеством, фактами биографии.
Задачи:
- Заинтересовать ребят разработкой и проведением данного мероприятия.
- Привлечь учащуюся молодежь к чтению произведений поэтов сибиряков.
- На примере творчества И.Д. Рождественского воспитывать у учащихся патриотическое отношение к своей малой Родине, к сибирской природе, к ее могучей красоте.
- Способствовать развитию творческих способностей учащихся.
Оформление:
Портрет поэта, годы жизни, Ф.И.О., гирлянда цветов, слова: «Он пел Сибирь в стихах и прозе…»;
Столик с книгами И. Д. Рождественского, свеча.
Журнальный столик со скатертью, настольная лампа, цветы;
Выставка рисунков по произведениям поэта
Видео ролик «Река Енисей» (The Yenisei river на портале Plus-Music)
Музыкальное сопровождение:
- «Серенада»
- «Ноктюрн»
1. Орг. момент.
Звучит музыка, Предлагается посмотреть видеоролик.
Ведущий (1): -Дорогие гости! Мы пригласили вас в зал. Сегодня это не просто зал. Это гостиная. Что такое гостиная? Гостиная - это комната для приема гостей. Наша гостиная необычная - литературная. Здесь мы будем вспоминать о большом, умном, внимательном человеке, нашем земляке, который сумел увидеть и прочувствовать всю пестроту и сложность русской действительности. В этом году ему отмечается юбилей – 105 лет. Имя этому человеку – Игнатий Рождественский.
Его творчество о нашем родном крае, его людях, об особенной сибирской природе, ее могучей красоте, о Енисее и его притоках.
2. Основная часть.
Звучит стихотворение «Мой край».
Чтец 1. Стихотворение «Мой край» (1947 г.) Игнатий Рождественский.
Стихотворение «Мой край»
Здесь у нас потоки буревые,
Соболя, пшеницы наливные,
Лиственницы, скалы, хрустали.
Здесь у нас морошка и черника,
Сливы, не боящиеся зим,
Люди здесь от мала до велика
Хлебосольством славятся своим.
Где найдешь места такие в мире!
Сколько птиц и рыбьих косяков!
Сколько леса, пашен и лугов!
Сколько светлой, необъятной шири!
Я себя не мыслю без Сибири,
Без моих родных Сибиряков!
Ведущий (2):-Давайте вспомним эпизоды из жизни поэта
Игнатий Дмитриевич Рождественский родился 10 ноября 1910 года в Москве, в семье, принадлежавшей к промышленной элите России. Его дед по матери – Николай Иванович Бландов был основателем первого в Москве молочного завода. Бабушка будущего поэта, Мария Евграфовна Бландова, писала книги для детей, дружила со многими известными литераторами своей эпохи, переписывалась с И.С. Тургеневым и даже написала о нем книгу «Воспоминания о Тургеневе». Ее переписка с В.Г. Короленко, долго хранившаяся в семье, теперь находится в фондах Государственной публичной библиотеки. Одной из первых в России она выступила за эмансипацию женщин.
Отец будущего поэта, Дмитрий Игнатьевич Рождественский, сочинял стихи, и хотя никогда их не печатал, сын Игнатий помнил многие из них наизусть. Его мать, Екатерина Николаевна, выпускница Сорбонны, знала несколько иностранных языков, любила и понимала музыку, хорошо разбиралась в искусстве. Она и привила первый интерес к поэзии своим детям.
Мальчик рос в атмосфере общей любви. В доме постоянно звучала музыка. Читались стихи. Велись разговоры об искусстве. На праздники устраивались спектакли, в которых участвовали домашние и их друзья. Наверное, там надо искать истоки его любви к поэзии, литературе, искусству, которая так ярко проявилась в нем, юноше, и уже не оставляла никогда.
Октябрьская революция 1917 года перевернула всю жизнь семьи. Семья Рождественских покидает Москву и переезжает в Красноярск, когда мальчику едва исполнилось 10 лет. Здесь, вскоре после приезда, тяжело заболевает и умирает его мать. Убитый горем отец оставляет семью… и становится священником в одном из приходов. С тех пор они больше не виделись. Детство кончилось.
Осиротевший Игнатий рано узнает, что такое скитание по чужим углам, забота о куске хлеба. С пятнадцати лет Игнатий Дмитриевич Рождественский начал самостоятельную жизнь: работал в геологоразведочной и переселенческой партиях, на фарфоро-фаянсовом заводе, прорубал в тайге просеки, помогал землемерам, строителям.
Под влиянием чтения и обилия жизненных впечатлений Игнатию захотелось писать самому. В декабре 1927 года в помещении редакции «Красноярский рабочий» собрались юноши и девушки, любящие литературу, в числе которых находился И. Рождественский. Они выпускали свой рукописный, хорошо иллюстрированный журнал, писали стихи о сборе металлолома, о непорядках в рабочих клубах, о первых тракторах и о многом другом. «Это была кипучая жизнь», - вспоминал впоследствии Рождественский.
В том же, 1927 году, когда Игнатию было 17 лет, в газете «Красноярский рабочий» появилось его первое печатное стихотворении «Полк обороны».
Чтец 2 Стихотворение «Полк обороны»
В конце двадцатых годов в Енисейской губернии, как и по всей стране, шла борьба с безграмотностью. И восемнадцатилетний Игнатий, только что получивший аттестат об окончании школы, уезжает в Новоселовский район ликвидатором безграмотности и учителем начальной школы деревни Камчатка. Потом переезжает в село Чалбышево Пировского района. В Чалбышеве Игнатий Рождественский встречает молодую учительницу Евгению Злотину…
Стала осень для нас весною,
Даже ветер колючий стих…
И тебя я назвал женою –
Самым нежным из слов людских.
Эти строчки появятся позже. Тогда же просто пришла любовь. Как оказалось, навсегда. Двух сыновей и трех дочерей воспитали они за долгую совместную жизнь. А любовная лирика поэта, до последней строчки посвященная жене, возможно, составляет лучшее, что он создал за более чем сорокалетнюю литературную деятельность.
Чтец 3. Стихотворение «Любовь у нас немножечко иная» (1942 год)
1936/37 учебный год Игнатий Дмитриевич начал в Игарке. Город еще только строился, и как учитель и поэт Рождественский отдал его становлению много сил. В эти годы он пишет про Заполярье, про Игарку.
Чтецы 4и 5. Звучат стихотворения «Торопится к морю волна Енисея», «Белая ноч»
В 1941 году Игнатий Дмитриевич выехал в Красноярск. С первых дней Великой Отечественной войны Игнатий Рождественский считал себя мобилизованным и призванным Родиной. Зрение не позволяло ему пойти на фронт. Но его военные стихи, пронизанные чувством истинного патриотизма и любви к Родине, попадали на передовую, согревали сердца фронтовиков. Стихи, проникнутые
острым чувством патриотизма, регулярно печатаются в сибирской периодике. Выходят три поэтические книги: «В боевом строю» (1942), «Ангара-северянка» (1943) и «Сердце Сибири» (1944).
Они посвящены подвигам красноярцев на фронтах Великой Отечественной войны, трудовой и нравственной доблести людей в тылу.
Чтец 6.
Мороз, метели, снега и рядом с этим всегда тепло человеческого сердца. Открытая доброта и щедрость северян, наверное, потому и стали для него поэтической темой, что были родственны его собственной душе. Он пишет о природе, но она слита с чувствами и желаниями людей: иногда это прямое иносказание, иногда какие-то черты сходства – и всегда восхищенное слово о родной земле и ее людях.
Чтец 7. Стихотворение «Встреча ангары с Енисеем» (1942 год)
Плодотворным для И. Рождественского стал послевоенный период. Каждая книга поэта, - как путешествие по краю. Игнатий Дмитриевич был бесконечно предан ему, считал себя сибиряком.
Ведущий (2):- «Он пел Сибирь в стихах и прозе…» сказал о поэте Г. Кублицкий.
Енисей стал для поэта символом его творчества. И еще он любил сибирскую природу, всю жизнь, восхищаясь ею как маленький ребенок, воспевая ее в своих стихах, он оставил нам радость встреч с тем, что увидел восторженно-проницательным взором поэта.
В Красноярске опубликованы «Полярные зори», «Мирная земля», «Встречи с тобой». В Иркутске - «На просторах Сибири». «Советский писатель» издает «Костер над Енисеем» (1950), «Тайга шумит»(1957), и «Костер на льдине» (1960).
Каждая книга поэта, – как путешествие по краю. Игнатий Дмитриевич был бесконечно предан ему, считал себя сибиряком, «и не рвался в теплую Москву», как писал в посвящении другу поэт Лев Ошанин, он не мог представить свою жизнь без ставшей родной Сибири.
Чтец 8. Стихотворение Саяны (1956 год)
Музыкальность его стихов привлекла многих композиторов: Дм. Покрасса, Ф. Веселкова, А. Шемрякова и других.
В память звучит песнь об Енисее, написанная им же – И.Д Рождественским.
Неутомимым тружеником прошел Рождественский весь свой жизненный путь. Он был награжден орденом «Знак Почета» и медалями. Самые последние книги поэта вышли в его родном Красноярске. О книге стихов «Поклон вам, милые края» (1969) можно говорить как о главной книге поэта. Это был последний поклон бесконечно любимой сибирской земле, прощание с Севером, тайгой, с Енисеем…
В1969 году И. Д. Рождественского не стало. У всех, знавших поэта, осталась память о нем как верном друге, вечном искателе и следопыте, влюбленном в жизнь и людей, обуреваемом жаждой знаний.
В Красноярске, на доме, где он жил, установлена мемориальная доска. С нее на прохожих глядит совсем не хрестоматийный портрет поэта, и каждый может прочитать строчки, ставшие девизом его жизни: «Я себя не мыслю без Сибири, без моих родных сибиряков».
Где еще найдешь края такие,
Хоть пройди полсвета, полземли?
3. Игра «Буриме» на тему «Сибирь»
_______________________________ замело
_______________________________ бело
_______________________________ край
_______________________________ рай
4. Чтение стихотворений собственного сочинения
- Учащиеся нашей школы написали собственные стихотворения на тему «Я не мыслю себя без Сибири». Давайте послушаем их.
- Чтецы (учащиеся читают стихотворения)
3. Рефлексия. Составление синквейнов по теме мероприятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О самом дорогом в стихах и прозе…
Урок развития речи в седьмом классе ( два урока) Форма: творческий практикум Тема: « О самом дорогом в стихах и прозе…» ( Тема Родины в нашем творчестве) Цели: Общие: развитие речи ( написан...
Мастер-класс (поэтическая мастерская):Стихи и проза.Ритм.Рифма.
Цели: 1. Познакомить с различиями стихотворной и прозаической речи; 2. Дать понятие ритма; ...
Методическая разработка литературной композиции "Мой Санкт - Петербург в стихах и прозе" для учащихся 2-х классов в ГПД
Данный материал можно использовать для открытых уроков, праздничных мероприятий, совместных классных часов с родителями или в в группе продлённогодня....
Межпредметный проект "Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень..."
Портфолио межпредметного проекта: визитка, реклама, стартовая презентация учителя...
Мастер-класс. Поэтическая мастерская "Стихи и проза. Ритм. Рифма".
Цель мастер-класса ознакомление и овладение приёмами стихосложения. Мастер-класс предназначен для взрослой аудитории слушателей....
Британия в стихах и прозе
сценарий мероприятия для начальных классов...
Легко ли стихи сочинять? (Чем отличаются стихи от прозы?)
Разработка урока для 5 класса по литературе "Легко ли стихи сочинять?( Чем отличаются стихи от прозы?)". В итоге дети должны научиться отличать стихи от прозы и развивать свои творческие способности, ...