Литературная гостиная "Он пел Сибирь в стихах и прозе"
методическая разработка по литературе (7, 9, 10 класс) на тему

Тетюхина Татьяна Николаевна

Материалы работы использовались для проведения Литературной гостиной к юбилею И.Д. Рождественского

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ «Он пел Сибирь в стихах и прозе…»

(Литературный праздник, посвященный юбилею И. Д. Рождественского)

Участники: ученики 7 – 11 кл

Цель: осветить тему памяти поэта Игнатия Дмитриевича Рождественского, познакомить учащихся с его творчеством, фактами биографии.

Задачи: 

  • Заинтересовать ребят  разработкой и проведением данного мероприятия.
  • Привлечь учащуюся молодежь к чтению произведений поэтов сибиряков.
  • На примере творчества И.Д. Рождественского  воспитывать у учащихся патриотическое отношение к своей малой Родине, к сибирской природе, к ее могучей красоте.
  • Способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Оформление: 

Портрет поэта, годы жизни, Ф.И.О., гирлянда цветов, слова: «Он пел Сибирь в стихах и прозе…»;

Столик с книгами И. Д. Рождественского, свеча.

Журнальный столик со скатертью, настольная лампа, цветы;

Выставка рисунков по произведениям поэта

Видео ролик «Река Енисей» (The Yenisei river на портале Plus-Music)

Музыкальное сопровождение:

- «Серенада»

- «Ноктюрн»

1. Орг. момент.

Звучит музыка, Предлагается посмотреть видеоролик.

Ведущий (1): -Дорогие гости! Мы пригласили вас в зал. Сегодня это не просто зал. Это гостиная. Что такое гостиная? Гостиная - это комната для приема гостей. Наша гостиная необычная - литературная. Здесь мы будем  вспоминать о большом, умном, внимательном человеке, нашем земляке, который сумел увидеть и прочувствовать всю пестроту и сложность русской действительности. В этом году ему отмечается юбилей – 105 лет. Имя этому человеку – Игнатий Рождественский.

Его творчество о нашем родном крае, его людях, об особенной сибирской природе, ее могучей красоте, о Енисее и его притоках.

2. Основная часть.

Звучит стихотворение «Мой край».

Чтец 1. Стихотворение «Мой край» (1947 г.) Игнатий Рождественский.

Стихотворение «Мой край»

Здесь у нас потоки буревые,

Соболя, пшеницы наливные,

Лиственницы, скалы, хрустали.

Здесь у нас морошка и черника,

Сливы, не боящиеся зим,

Люди здесь от мала до велика

Хлебосольством славятся своим.

Где найдешь места такие в мире!

Сколько птиц и рыбьих косяков!

Сколько леса, пашен и лугов!

Сколько светлой, необъятной шири!

Я себя не мыслю без Сибири,

Без моих родных Сибиряков!

Ведущий (2):-Давайте вспомним эпизоды из жизни поэта

Игнатий Дмитриевич Рождественский родился 10 ноября 1910 года в Москве, в  семье, принадлежавшей к промышленной элите России. Его дед по матери – Николай Иванович Бландов был основателем первого в Москве молочного завода. Бабушка будущего поэта, Мария Евграфовна Бландова, писала книги для детей, дружила со многими известными литераторами своей эпохи, переписывалась с И.С. Тургеневым и даже написала о нем книгу «Воспоминания о Тургеневе». Ее переписка с В.Г. Короленко, долго хранившаяся в семье, теперь находится в фондах Государственной публичной библиотеки. Одной из первых в России она выступила за эмансипацию женщин.

           Отец будущего поэта, Дмитрий Игнатьевич Рождественский, сочинял стихи, и хотя никогда их не печатал, сын Игнатий помнил многие из них наизусть. Его мать, Екатерина Николаевна, выпускница Сорбонны, знала несколько иностранных языков, любила и понимала музыку, хорошо разбиралась в искусстве. Она и привила первый интерес к поэзии своим детям.

           Мальчик рос в атмосфере общей любви. В доме постоянно звучала музыка. Читались стихи. Велись разговоры об искусстве. На праздники устраивались спектакли, в которых участвовали домашние и их друзья. Наверное, там надо искать истоки его любви к поэзии, литературе, искусству, которая так ярко проявилась в нем, юноше, и уже не оставляла никогда.

           Октябрьская революция 1917 года перевернула всю жизнь семьи. Семья Рождественских покидает Москву и переезжает в Красноярск, когда мальчику едва исполнилось 10 лет. Здесь, вскоре после приезда, тяжело заболевает и умирает его мать. Убитый горем отец оставляет семью… и становится священником в одном из приходов.  С тех пор они больше не виделись. Детство кончилось.

           Осиротевший Игнатий рано узнает, что такое скитание по чужим углам, забота о куске хлеба. С пятнадцати лет Игнатий Дмитриевич Рождественский начал самостоятельную жизнь: работал в геологоразведочной и переселенческой партиях, на фарфоро-фаянсовом заводе, прорубал в тайге просеки, помогал землемерам, строителям.

           Под влиянием чтения и обилия жизненных впечатлений Игнатию захотелось писать самому. В декабре 1927 года в помещении редакции «Красноярский рабочий» собрались юноши и девушки, любящие литературу, в числе которых находился И. Рождественский. Они выпускали свой рукописный, хорошо иллюстрированный журнал, писали стихи о сборе металлолома, о непорядках в рабочих клубах, о первых тракторах и о многом другом.  «Это была кипучая жизнь», - вспоминал впоследствии Рождественский.

           В том же, 1927 году, когда Игнатию было 17 лет, в газете «Красноярский рабочий» появилось его первое печатное стихотворении «Полк обороны».

Чтец 2 Стихотворение «Полк обороны»

В конце двадцатых годов в Енисейской губернии, как и по всей стране, шла  борьба с безграмотностью. И восемнадцатилетний Игнатий, только что получивший аттестат об окончании школы, уезжает в Новоселовский район ликвидатором безграмотности и учителем начальной школы деревни Камчатка. Потом переезжает в село Чалбышево Пировского района. В Чалбышеве Игнатий Рождественский встречает молодую учительницу Евгению Злотину…

Стала осень для нас весною,

Даже ветер колючий стих…

И тебя я назвал женою –

Самым нежным из слов людских.

           Эти строчки появятся позже. Тогда же просто пришла любовь. Как оказалось, навсегда. Двух сыновей и трех дочерей воспитали они за долгую совместную жизнь. А любовная лирика поэта, до последней строчки посвященная жене, возможно, составляет лучшее, что он создал за более чем сорокалетнюю литературную деятельность.

Чтец 3. Стихотворение  «Любовь у нас немножечко иная» (1942 год)

1936/37 учебный год Игнатий Дмитриевич начал в Игарке. Город еще только строился, и как учитель и поэт Рождественский отдал его становлению много сил. В эти годы он пишет про Заполярье, про Игарку.

Чтецы 4и 5. Звучат стихотворения «Торопится к морю волна Енисея», «Белая ноч»

В 1941 году Игнатий Дмитриевич выехал в Красноярск.  С первых дней Великой Отечественной войны Игнатий Рождественский считал себя мобилизованным и призванным Родиной. Зрение не позволяло ему пойти на фронт. Но его военные стихи, пронизанные чувством истинного патриотизма и любви к Родине, попадали на передовую, согревали сердца фронтовиков. Стихи, проникнутые

острым чувством патриотизма, регулярно печатаются в сибирской периодике. Выходят три поэтические книги: «В боевом строю» (1942), «Ангара-северянка» (1943) и «Сердце Сибири» (1944).

Они посвящены подвигам красноярцев на фронтах Великой Отечественной войны, трудовой и нравственной доблести людей в тылу.

Чтец 6.

Мороз, метели, снега и рядом с этим всегда тепло человеческого сердца. Открытая доброта и щедрость северян, наверное, потому и стали для него поэтической темой, что были родственны его собственной душе. Он пишет о природе, но она слита с чувствами и желаниями людей: иногда это прямое иносказание, иногда какие-то черты сходства – и всегда восхищенное слово о родной земле и ее людях.

Чтец 7. Стихотворение «Встреча ангары с Енисеем» (1942 год)

Плодотворным для И. Рождественского стал послевоенный период. Каждая книга поэта, - как путешествие по краю. Игнатий Дмитриевич был бесконечно предан ему, считал себя сибиряком.

Ведущий (2):- «Он пел Сибирь в стихах и прозе…» сказал о поэте Г. Кублицкий.

Енисей стал для поэта символом его творчества. И еще он любил сибирскую природу, всю жизнь, восхищаясь ею как маленький ребенок, воспевая ее в своих стихах, он оставил нам радость встреч с тем, что увидел восторженно-проницательным взором поэта.

В Красноярске опубликованы «Полярные зори», «Мирная земля», «Встречи с тобой». В Иркутске - «На просторах Сибири». «Советский писатель» издает «Костер над Енисеем» (1950), «Тайга шумит»(1957), и «Костер на льдине» (1960).

Каждая книга поэта, – как путешествие по краю. Игнатий Дмитриевич был бесконечно предан ему, считал себя сибиряком, «и не рвался в теплую Москву», как писал в посвящении другу поэт Лев Ошанин, он не мог представить свою жизнь без ставшей родной Сибири.

Чтец 8. Стихотворение Саяны (1956 год)

Музыкальность его стихов привлекла многих композиторов: Дм. Покрасса, Ф. Веселкова, А. Шемрякова и других.

В память звучит песнь об Енисее, написанная им же – И.Д Рождественским.

           Неутомимым тружеником прошел Рождественский весь свой жизненный путь. Он был награжден орденом «Знак Почета» и медалями. Самые последние книги поэта вышли в его родном Красноярске. О книге стихов «Поклон вам, милые края» (1969) можно говорить как о главной книге поэта. Это был последний поклон бесконечно любимой сибирской земле, прощание с Севером, тайгой, с Енисеем…

          В1969 году И. Д. Рождественского  не стало.   У всех, знавших поэта, осталась память о нем как верном друге, вечном искателе и следопыте, влюбленном в жизнь и людей, обуреваемом жаждой знаний.

           В Красноярске,  на доме, где он жил, установлена мемориальная доска. С нее на прохожих глядит совсем не хрестоматийный портрет поэта, и каждый может прочитать строчки, ставшие девизом его жизни: «Я себя не мыслю без Сибири, без моих родных сибиряков».

Где еще найдешь края такие,

Хоть пройди полсвета, полземли?

3. Игра «Буриме» на тему «Сибирь»

_______________________________ замело

_______________________________ бело

_______________________________ край

_______________________________ рай

4. Чтение стихотворений собственного сочинения

- Учащиеся нашей школы написали собственные стихотворения на тему «Я не мыслю себя без Сибири». Давайте послушаем их.

- Чтецы (учащиеся читают стихотворения)

3. Рефлексия. Составление синквейнов по теме мероприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О самом дорогом в стихах и прозе…

Урок развития речи в седьмом классе  ( два урока) Форма: творческий практикум Тема: « О самом дорогом в стихах и прозе…» ( Тема Родины в нашем творчестве) Цели: Общие: развитие речи ( написан...

Мастер-класс (поэтическая мастерская):Стихи и проза.Ритм.Рифма.

Цели:  1. Познакомить с различиями стихотворной и прозаической речи;           2. Дать понятие ритма;      ...

Методическая разработка литературной композиции "Мой Санкт - Петербург в стихах и прозе" для учащихся 2-х классов в ГПД

Данный материал можно использовать для открытых уроков, праздничных мероприятий, совместных классных часов с родителями или  в  в группе продлённогодня....

Межпредметный проект "Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень..."

Портфолио межпредметного проекта: визитка, реклама, стартовая презентация учителя...

Мастер-класс. Поэтическая мастерская "Стихи и проза. Ритм. Рифма".

Цель мастер-класса ознакомление и овладение приёмами стихосложения. Мастер-класс предназначен для взрослой аудитории слушателей....

Британия в стихах и прозе

сценарий мероприятия для начальных классов...

Легко ли стихи сочинять? (Чем отличаются стихи от прозы?)

Разработка урока для 5 класса по литературе "Легко ли стихи сочинять?( Чем отличаются стихи от прозы?)". В итоге дети должны научиться отличать стихи от прозы и развивать свои творческие способности, ...