Легко ли стихи сочинять? (Чем отличаются стихи от прозы?)
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Разработка урока для 5 класса по литературе "Легко ли стихи сочинять?( Чем отличаются стихи от прозы?)". В итоге дети должны научиться отличать стихи от прозы и развивать свои творческие способности, т.е. самостоятельно сочинять стихи. Цель урока: пронаблюдать над поэтической интонацией, звукозаписью, проследить за яркостью поэтического слова, вызвать желание попробовать написать стихи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stihi.docx | 18.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Легко ли стихи сочинять?
Чем отличаются стихи от прозы?
Цель урока: пронаблюдать над поэтической интонацией, звукозаписью, проследить за яркостью поэтического слова, вызвать желание попробовать написать стихи.
Ход урока:
- Розыгрыш. Отрывок из сказки Носова "Приключения Незнайки" (Как Незнайка стихи сочинял?)
Вы узнали героев?
Из какой они сказки?
В отрывке рассказывается как Незнайка стихи сочинял.
Как считает Незнайка, это просто?
А как Вы думаете?
А чем отличаются стихи от прозаической речи?
(Рифмой, ритмом)
А если есть ритм, есть рифма, это уже стихи?
Вспомните, какие стихи сочинил Незнайка.
В них есть ритм, рифма?
А почему же они возмутили товарищей Незнайки? (В них нет содержания)
А нравятся ли Вам стихи самого Цветика?
Вспомните, прочитайте и выскажите свое мнение о его стихах.
(Пустозвонство, надуманность)
Итак, что должно быть в стихотворении? (Смысл!)
Например, в стихотворении Даниила Хармса "Очень очень вкусный пирог!"
Подскажи слово!
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе (позвал)
Купил муку, купил творог
Испек рассыпчатый (пирог)
Пирог, ножи и вилки тут
Но что-то гости (не идут)
Я ждал пока хватило сил,
Потом кусочек (проглотил)
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту (съел)
Когда же гости подошли
То даже крошек (не нашли).
А чем отличается это стихотворение от стихотворений Незнайки?
(смешное, веселое, интересное)
Вы тоже пробовали дома написать веселые стишки по данному началу.
Посмотрим, что из этого получилось.
Петухи распетушились
Но подраться не решились.
Читаем с продолжением!
Среди белых голубей
Скачет шустрый воробей.
Головастики спешат
Превратиться в лягушат.
Хорошо, ребята, молодцы! Оказывается, писать стихи не такое уж трудное дело?
Посмотрим!
Прослушайте стихотворение Новеллы Матвеевой "Кораблик"
(Читает наизусть заранее подготовленный ученик).
Вам понравилось стихотворение? Чем?
Иллюстрации. Чья лучше?
На кого похоэ этот кораблик? (на человека)
Какими качествами обладает этот человек?
-независим, умен, наблюдателен.
Как вы думаете, какого возраста этот человек? (ребенок)
А в каком слове в стихотворении подсказка?
Сам - так обычно кто говорит?
Младшие братья и сёстры.
Где видно, что кораблик ведёт себя по-ребячьи? (корчил рожи...)
А какие строчки стихотворения показались вам необычными?
На мачты мотал (фразеологизм: мотать на ус)
И вулканы седыми бровями
Поводили при виде его.
-Почему нравятся эти строки?
-А как рассказывается о его встрече с другими кораблями?
-Посудачат. Подберите синоним. -Какое слово удачнее?
Послушаем еще раз стихотворение. В нём есть и ритм и рифма.
Но главное, в нем есть чувство.
Настроение, глубина мысли.
А вот еще одно стихотворение, его написал поэт Роберт Рождественский.
-Как бы вы его назвали?
-А как вы поняли, что это стихотворение не об одуванчике?
-А названо ли это слово в стихотворении?
-Что же нам помогает понять, о каком цветке идет речь?
-А теперь попробуйте описать ландыш?
-На что похожи цветки ландыша?
Чтение стихотворения Самуила Маршак "Ландыш"?
Какие чувства вызывает у вас стихотворение?
Чудно! Красиво!
-Найдите слова , которыми автор рисует ландыш.
-Какой приём используется? (метафора) Живой!
-Но ведь в стихах есть и полёт грусти. В каких строках?
А почему грустно? (хрупкость цветка - жизни)
-Значит, что еще должно быть в стихотворении? (чувство)
Итак, подведем итоги.
Что делает стихотворение стихотворением?
-ритм, рифма, содержание,чувство,настроение,мысли,красота.
И давайте в конце повеселимся.
Придумаем вместе смешное стихотворение.
Кот из дома - мыши в пляс
(Так случилось и у нас).
Кошка вышла погулять
Мыши (стали танцевать.)
Съели сыру полкило
(Пять минут всё заняло.)
НА столе стоял сервиз
(Уронили чашки вниз.)
А потом нашли будильник
(Запихнули в холодильник.)
Всё сломали в доме мышки,
(А потом погрызли книжки.)
В это время кот пришел
(Колбасы он не нашёл.)
Он за мышками гонялся
Так, (что даже запыхался)
Ни одну он не поймал,
Но по дому разогнал.
Дома: попробовать придумать стихотворение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Хорошие стихи не так легко писать».
Творческая лаборатория«Хорошие стихи не так легко писать».(Мероприятие проводится в рамках Всемирного Дня Поэзии, к 21 марта)....
Стихи для легкого запоминания неправильных глаголов
Стихи для легкого запоминания неправильных глаголов...
Проект подготовки и создания выставки художественных и поэтических работ учащихся с элементами игры «Писать стихи – моя стихия и рисовать моя стихия».
Выставка творческих и поэтических работ учащихся с элементами игры...
стихи для самых маленьких. цикл стихов: книжка малышка
стихи для самых маленьких -очаровательных малышей унесут вас в далекое детство, где вы вместе со своими малышами окажетесь во время прочтения стихов. Удачного путешествия![[{"type":"media","view_mode"...
Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л
Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина» « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...
Стихи о войне для школьников, которые легко и просто запоминаются
Стихи о войне для учащихся начальной школы, которые легко и просто запоминаются....
И.В. Гете Горные вершины. Легко ли быть переводчиком стихов?
И.В. Гете Горные вершины. Легко ли быть переводчиком стихов?...