Мастер-класс. Поэтическая мастерская "Стихи и проза. Ритм. Рифма".
материал на тему
Цель мастер-класса ознакомление и овладение приёмами стихосложения. Мастер-класс предназначен для взрослой аудитории слушателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-klass.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тазовская средняя общеобразовательная школа
Педагог дополнительного образования
Шпитонова Наталья Владимировна
МБОУ Тазовская средняя
общеобразовательная школа
п. Тазовский, 2014г.
Мастер- класс
Поэтическая мастерская
В рамках проведения Второго профессионального конкурса
педагогов дополнительного образования
«Моя профессия – педагог!»
Слайд 1
Тема: Стихи и проза. Ритм и Рифма.
Цель мастер- класса: ознакомление и овладение приемами стихосложения
Задачи: 1. научить различать стихотворный и прозаический тексты;
2. познакомить с ритмом, рифмой (её видами);
3. научить рифмовать слова, создавать буриме.
Педагог-мастер: Шпитонова Н.В.
Участники: педагоги образовательных учреждений
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал
Продолжительность мастер - класса: 20 минут
Ход мастер - класса
Слайд 2
Вступительное слово.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу показать вам, как впервые знакомлю воспитанников с прозаической и стихотворной речью, а также с основами стихосложения.
Почему этой теме я уделяю особое внимание?
Мне близка поэзия, люблю декламировать стихи, вижу творческий потенциал в своих воспитанниках, пытаюсь помочь раскрыть их таланты в стихосложении и художественном чтении.
Слайд 3
Я рада, что мои воспитанники стремятся понять стихи, учатся их слушать и слышать, развивают свой творческий потенциал.
I. Разминка «Имя – качество»
Прошу вас написать на визитке имя, по которому к вам можно обращаться. К имени придумайте и допишите качество (например, Катя – красивая). А вот и моя визитка – Наталья – мастер.
Слайд 4
II. Психологический настрой.
Мастер: Перед вами - 2 карточки (смайлики – настроение). Поднимите карточку, изображение на которой соответствует вашему настроению в данный момент. Спасибо.
Слайд 5
Введение в тему мастер – класса
Все, что перестает удаваться, перестает нас привлекать.
Франсуа де Ларошфуко
Вопрос-шутка
Мы на закате с поля возвращались,
Ядреным потом стылый воздух пах.
У каждого обветрено качалась
За плечом рубашка на граблях.
Назовите профессию человека, написавшего эти строки.
(Ответ: поэт)
III. Знакомство с прозаическим и стихотворным текстами.
Мастер: Сегодня мы с вами отправимся в поэтическую мастерскую. Но войти в неё непросто, надо раскрыть все тайны поэзии. А для этого надо усердно потрудиться.
Слайд 6
Тайна первая: наша речь.
Перед вами портреты трех известных людей. Назовите их.
(Сергей Есенин, Николай Гоголь, Михаил Лермонтов)
Все они – известные писатели.
Прослушайте два текста и определите:
- чем они похожи между собой и какие имеют различия;
- перу, какого писателя принадлежит один из предлагаемых тестов.
Чтобы лучше воспринять тексты, закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите.
- Одинокий парус белеет в голубом тумане моря. Интересно, что он ищет в далёкой стране? Что он кинул в родном краю?
- Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
- Чем похожи эти два текста? (Одинаков смысл, одинаковые картины)
- Чем они отличаются? (Второй текст звучит напевно)
Слайд 7
Слайд 8
- Кому из трех писателей принадлежит отрывок из стихотворения «Парус»? (М.Ю. Лермонтову)
Слайд 9
- Все ли писатели, из трех представленных вам писали свои произведения в стихотворной форме? (Нет. С. Есенин – в стихах, Н. Гоголь – в прозе,
М. Лермонтов – в стихах и прозе)
Слайд 10
- Сделайте вывод, как может быть организована наша речь? (проза и стихи; прозаическая и стихотворная речь)
Слайд 11
Тайна вторая: стихотворная речь.
IV. Знакомство с ритмом.
Мастер: Второй текст звучит ритмично. Где в жизни можно встретить ритм? (музыка, танцы, биение сердца, смена дня и ночи, смена времён года и т.п.)
Сделаем вывод, что же такое ритм?
Слайд 12
Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц.
Слайд 13
- Попробуем определить ритм этого стихотворения, с помощью хлопков, выделяя ударный слог (совместно с мастером)
Слайд 14
Вывод: В стихе это чередование ударного и безударного слога.
Тайна третья: рифма.
V. Знакомство с рифмой.
Мастер: Назовите ещё одно отличие стихотворного текста от прозаического (рифма).
Что же такое рифма?
Слайд 15
Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.
(от греч. рифмос – стройность)
Пришло время поиграть. Каждому из вас я буду называть слово, а вы попробуете придумать к нему рифму.
Игра «Найди рифму».
парта - …(карта)
ученик -…(озорник)
пенал - … (журнал)
указка - … (сказка)
ручка - … (штучка)
соль - …(фасоль)
доска - …(тоска)
диск - …(риск)
мир - …(пир)
поэт - …(секрет)
Мастер: Молодцы. Все справились. А сейчас мы узнаем, какой бывает рифма.
Рифмы бывают разные:
Чудесные и прекрасные,
Весёлые и озорные.
А нравятся вам какие?
В стихосложении существует 3 вида рифмы: перекрёстная, парная и опоясывающая (кольцевая).
Определяется вид рифмы по паре строк, окончания последнего слова в которых одинаковы по звучанию. Представим (условно) их как А и Б.
( раздать листы с четверостишиями для индивидуальной работы)
Слайд 16
Перекрёстная АБАБ
А У Лукоморья дуб зелёный;
Б Златая цепь на дубе том:
А И днём и ночью кот учёный
Б Всё ходит по цепи кругом
Слайд 17
Парная ААББ
А В темнице там царевна тужит,
А А бурый волк ей верно служит;
Б Там ступа с Бабою Ягой
Б Идёт, бредёт сама собой…
Слайд 18
Опоясывающая АББА
А И там я был, и мёд я пил;
Б У моря видел дуб зелёный;
Б Под ним сидел, и кот учёный
А Свои мне сказки говорил.
Мастер: А сейчас вы попробуйте сами определить вид рифмы.
Перед вами карточки с текстами, какая группа быстрее определит виды рифмы в них? Внимание! Вам предстоит не только правильно определить вид рифмы, но и постараться выразительно прочитать данное четверостишье. Сигналом для меня - задание выполнено – будет ваша поднятая вверх рука.
Игра «Кто быстрее?» (работа в группах)
- Жил-был добрый Царь Матвей,
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет,
А детей всё нет как нет. (парная)
- Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя. (перекрёстная)
- Я рос, как многие в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши. (опоясывающая)
- Школа моя деревянная!...
Время придет уезжать –
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать. (перекрестная)
- Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле,
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом. (парная)
- «Ты вразуми меня, герой, -
Со вздохом голова сказала, -
Твоя десница доказала,
Что я виновен пред тобой» (опоясывающая)
Мастер совместно с участниками соревнующихся групп определяет правильность ответа выступающей группы.
Слайд 19
Последняя тайна – буриме.
VI. Поэтическая мастерская (работа в группах)
Слайд 20
Мастер: А теперь мы отправимся в поэтическую мастерскую и сами попробуем сочинить стихотворение – буриме.
Буриме – в переводе с французского означает «рифмованные концы». Это давняя поэтическая забава, в которую играли, наверное, все, кто интересовался поэзией. Игра очень проста – задаются рифмы, которые надо разместить в конце строк создаваемого стихотворения.
Как вы думаете, для того чтобы быть поэтом, достаточно ли уметь рифмовать слова? (нет, нужно соблюдать чувство ритма и подбирать слова, подходящие по смыслу)
На полянку вышел зайка
Видит - там синичек стайка.
Он открыл свою шкатулку
Дал синицам с маком булку.
Слайд 21
Каждая группа выберет 1 пару рифмующихся слов на тему «Школа». Кто быстрее и лучше сочинит четверостишие?
1 группа: ручка - штучка, тетрадь – писать.
2 группа: книжки – малышки, урок – звонок.
(По завершению задания участники озвучивают свои четверостишия, голосуют за самые удачные смайликами).
VII. Итог мастер-класса
Мастер: Как часто мы думаем, что гениями рождаются? И написать стихотворение может лишь талантливый человек. Это верно, но лишь отчасти. Ведь работая над собой, постигая ту или иную «тайну», мы можем хотя бы прикоснуться к прекрасному, а может быть и стать творцом.
Слайд 22
Какие тайны стихосложения вы открыли для себя на мастер – классе «Поэтическая мастерская»?
Чему вы научились?
Слайд 23
Считаете ли вы, что добились определенного успеха в написании четверостиший?
Я желаю Вам успеха в вашей педагогической деятельности. Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый человек». А можно сказать так: «Успех воспитаннику создает педагог, который сам переживает радость успеха»
Слайд 24
VIII. Рефлексия.
Мастер: А сейчас, я попрошу вас поднять карточку – смайлик, соответствующую Вашему настроению по завершению мастер – класса (спасибо) и заполнить листок обратной связи.
Благодарю за активную совместную работу! Всего Вам доброго!
Приложение 1
Перекрёстная АБАБ
А У Лукоморья дуб зелёный;
Б Златая цепь на дубе том:
А И днём и ночью кот учёный
Б Всё ходит по цепи кругом
Парная ААББ
А В темнице там царевна тужит,
А А бурый волк ей верно служит;
Б Там ступа с Бабою Ягой
Б Идёт, бредёт сама собой…
Опоясывающая АББА
А И там я был, и мёд я пил;
Б У моря видел дуб зелёный;
Б Под ним сидел, и кот учёный
А Свои мне сказки говорил.
Приложение 2
Группа 1
- Жил-был добрый Царь Матвей,
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет,
А детей всё нет как нет
- Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.
- Я рос, как многие в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши.
Группа 2
- Школа моя деревянная!...
Время придет уезжать –
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.
- Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле,
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом.
- «Ты вразуми меня, герой, -
Со вздохом голова сказала, -
Твоя десница доказала,
Что я виновен пред тобой»
Приложение 3
Группа 1
Ручка - штучка, тетрадь – писать.
Группа 2
книжки – малышки, урок – звонок.
Приложение 4
Листок обратной связи
«____» ___________2014 г. Ф.И.О.___________________________________
Образовательное учреждение
Уважаемые коллеги! Выскажите свое мнение о проведенном мастер - классе. В первых двух вопросах обведите кружком степень удовлетворенности.
- Я извлек для себя много пользы.
5 4 3 2 1 0 (я не извлек(ла) для себя пользы)
- Я полностью удовлетворен своей работой на мастер –классе.
5 4 3 2 1 0 (я не удовлетворен(а) своей работой)
- На мастер – классе было для меня:
самым полезным ________________________________________
самым приятным _______________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс (поэтическая мастерская):Стихи и проза.Ритм.Рифма.
Цели: 1. Познакомить с различиями стихотворной и прозаической речи; 2. Дать понятие ритма; ...
Мастер- класс "Речь и ритм"
Описываются упражнения для развития интонационной стороны речи....
Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме: "Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа".
Поэзия - это ощущение собственного совершенства на фоне общего несовершенства мира... Как же привить интерес у наших учеников к ней? Данная презентация сформирует мотивацию у учащихся, поможет развить...
Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, виды рифмы.
Урок литературы для 5 класса в рамках ФГОС...
Презентация: мастер-класс «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки.»
Данный мастер-класс представляет собой практическое занятие с учителями музыки по теме «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки, посвященный знакомству...
Мастер-класс «Тайна поэтической лаборатории …»
Одно из направлений работы по формированию положительной мотивационной среды – это использование современных образовательных технологий. Одной из самых эффективных, по моему мнению, является тех...
Презентация. Ритм, рифма, размер. Двусложные размеры. 6 класс
Презентация. Ритм, рифма, размер. Двусложные размеры. 6 класс...