Контрольно-оценочные средства для промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по учебной дисциплине ОДБ.02 Литература для профессии СПО 38.01.02 Продавец, контролер-кассир
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе на тему
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ОДБ.02 Литература в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих 38.01.02 Продавец, контролер-кассир (социально-экономический профиль).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kos_po_literature.doc | 316 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное профессионального
образовательное учреждение Самарской области
«Отрадненский государственный техникум»
Комплект
контрольно-оценочных средств
для проведения промежуточной аттестации
в форме дифференцированного зачета
по учебной дисциплине ОДБ.02 Литература
Для профессии СПО:
38.01.02 Продавец, контролер-кассир (социально-экономический профиль)
Подготовила: Иванова Джульетта Ванцетьевна,
преподаватель русского языка и литературы
Отрадный
2015
Разработчики:
ГБОУ СПО
«Отрадненский техникум" преподаватель Иванова Д.В.
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ОДБ.02 «Литература» согласован и рекомендован к утверждению на заседании предметно-цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин ГБПОУ ОГТ
Протокол заседания ПЦК № 3 от «26» ноября 2015г.
Председатель ПЦК _______________Д.В.Иванова
I. Пояснительная записка
1.1. Нормативная база
Комплект контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по учебной дисциплине ОДБ.02 Литература разработан на основании следующих нормативных документов:
- ФГОС среднего общего образования в пределах ОПОП СПО с учетом профиля получаемого профессионального образования в соответствии с федеральными базисными учебными планами и примерными учебными планами для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1 312)
- Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ. 02 Литература
- Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации студентов СПО ГБПОУ ОГТ
1. 2. Общие положения
Дифференцированный зачет по литературе проводится за счет времени, выделяемого ФГОС СПО на промежуточную аттестацию.
Содержание проверочных материалов отвечает требованиям к уровню подготовки обучающихся, предусмотренным федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования и зафиксированным в рабочей программе учебной дисциплины ОДБ.02 Литература для профессий СПО. (Рекомендована Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.).
Дифференцированный зачет по литературе проводится с использованием проверочных материалов в виде набора контрольных заданий.
Проверочные материалы для проведения дифференцированного зачета по литературе с использованием набора контрольных заданий формируются из двух частей: обязательной, включающей задания минимально обязательного уровня, правильное выполнение которых достаточно для получения отметки «3» («удовлетворительно»), и дополнительной части с более сложными заданиями, выполнение которых позволяет повысить отметку до «4» или «5».
Проверочная работа оценивается в баллах, сопровождается таблицей критериев оценки ее выполнения и шкалой перевода баллов в отметки по пятибалльной системе. Результаты дифференцированного зачета по литературе признаются удовлетворительные, если обучающийся получил отметку не ниже «3» по пятибалльной шкале.
II. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
2.1. Область применения
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ОДБ.02 Литература в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих 38.01.02 Продавец, контролер-кассир (социально-экономический профиль).
2.2. Сводные данные об объектах оценивания, основных показателях оценки
Таблица 1
Результаты освоения учебных достижений (объекты оценивания) | Основные показатели оценки результатов | ||
Знать/понимать | |||
З1 | Образную природу словесного искусства. | Осознание своеобразия и богатства литературы как вида искусства. | |
З2 | Содержание изученных литературных произведений. | Анализ и интерпретация изученных произведений, ключевых эпизодов и сцен литературных произведений. | |
З3 | Основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв. | Биографические сведения из жизни и творчества изучаемых писателей XIX – XX вв. | |
З4 | Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений. | Взаимосвязь литературного процесса с историческим процессом; основные черты реализма, романтизма, модернизма. | |
З5 | Основные теоретико-литературные понятия. | Освоение теоретико-литературных понятий | |
Уметь: | |||
У1 | воспроизводить содержание литературного произведения; | воспроизводить конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события) литературного произведения; | |
У2 | анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка; | применить сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного произведения; характеризовать следующие его компоненты: проблематика и идейный смысл, система образов, особенности композиции, средства изображения образов-персонажей; | |
У3 | анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; | дать оценку эпизоду (сцене) изученного произведении, объяснить его связь с проблематикой, установить значение в произведении; | |
У4 | соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; | объяснить связь произведений со временем написания и нашей современностью; соотнести изученное произведение с литературным направлением эпохи; определить «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; | |
У5 | определять род и жанр произведения; | охарактеризовать родовые и жанровые признаки художественного произведения; | |
У6 | сопоставлять литературные произведения; | объяснить сходство и различие произведений разных писателей; | |
У7 | выявлять авторскую позицию; | выявить авторское отношение к изображенному в художественном произведении; | |
У8 | аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; | дать аргументированную оценку изученному произведению на основе личностного восприятия; | |
У9 | писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы; | написать рецензию на изученные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы; |
2. 3. Содержание и структура проверочной работы
В проверочную работу по литературе включено 20 заданий с выбором ответа из 4-х предложенных, 4 задания открытого типа, требующих краткого ответа, и одно задание открытого типа с развернутым ответом (эссе).
Проверочная работа по литературе состоит из трех частей.
Часть 1 (А1 – А20) содержит задания с выбором ответа. К каждому заданию дается 4 ответа, из которых только один правильный. Первая часть проверяет усвоение обучающимися учебного материала на базовом уровне сложности.
Часть 2 (В1 – В4) содержит задания с кратким ответом.
Часть 3 (С1) – это задание открытого типа с развернутым ответом, проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. Распределение заданий по частям проверочной работы с указанием первичных баллов представлено в таблице 1.
Таблица 2
Части работы | Число заданий | Максимальный первичный балл | Тип заданий |
Часть 1 | 20 | 20 | С выбором ответа |
Часть 2 | 4 | 8 | С кратким ответом |
Часть 3 | 1 | 10 | С развёрнутым ответом |
Итого | 25 | 38 |
При составлении проверочной работы используется перечень элементов содержания по литературе.
Предлагаемый перечень элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе базового уровня (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427).
Проверяемые элементы содержания
Таблица 3
Элементы содержания, проверяемые заданиями КОС для дифференцированного зачета по учебной дисциплине ОДБ.02 «Литература» | |
1 | Сведения по теории и истории литературы |
1.1 | Художественная литература как искусство слова |
1.2 | Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм). |
1.3 | Жанры литературы: роман, роман – эпопея, повесть, рассказ, драма. |
1.4 | Авторская позиция. Сюжет. Композиция. Система образов. |
1.5 | Проза и поэзия. |
1.6 | Литературная критика |
2 | Из литературы первой половины XIX века |
2.1 | А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник». |
3 | Из литературы второй половины XIX века |
3.1 | А.Н. Островский. «Гроза». |
3.2 | И.А.Гончаров. «Обломов». |
3.3 | И.С. Тургенев. «Отцы и дети». |
3.4 | Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо». |
3.5 | М.Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пескарь». |
3.6 | Л.Н. Толстой. «Война и мир». |
3.7 | Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание». |
4 | Из литературы конца XIX – начала XX века |
4.1 | А.П.Чехов. «Ионыч». |
4.2 | И.А. Бунин. «Господин из Сан - Франциско». |
4.3 | А.И. Куприн. «Гранатовый браслет». |
5 | Из литературы первой половины XX века |
5.1 | М. Горький. «Старуха Изергиль». |
5.2 | А.А. Блок. «Двенадцать». |
5.3 | В.В. Маяковский. «Облако в штанах». |
5.4 | С. Есенин. «Анна Снегина» |
5.5 | М. Шолохов. «Тихий Дон» |
5.6 | М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» |
5.7 | А.Солженицын. «Один день Ивана Денисовича». |
6 | Из литературы второй половины XX века |
6.1 | В. Кондратьев. «Сашка» |
6.2 | В. Быков. «Сотников» |
6.3 | В. М. Шукшин. «Чудик» |
6.4 | В. Высоцкий, Б. Окуджава |
Обобщенный план экзаменационной работы
Для формирования вариантов проверочной работы по литературе разработан обобщенный план проверочной работы, представленный в таблице.
Таблица 4
№ задания | Проверяемые элементы содержания | Освоенные умения | Усвоенные знания |
А1 | И.С. Тургенев «Отцы и дети» | У1 | З2 |
А2 | М. Булгаков «Мастер и Маргарита» | У2 | З2, 5 |
А3 | Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» | У3 | З2 |
А4 | Биографические сведения из жизни и творчества изучаемых писателей XIX – XX вв. | У2 | З3 |
А5 | Литературные направления и течения | У2 | З4 |
А6 | Л.Н. Толстой. «Война и мир». | У1 | З2 |
А7 | Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо». | У4 | З3 |
А8 | Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо». | У1 | З2 |
А9 | С. Есенин. Поэзия | У2, 4 | ЗЗ |
А10 | Проза | У2 | З2 |
А11 | Сюжет | У1, 2, 4, 6 | З1, 5 |
А12 | Поэзия | У1, 5 | З2, 3 |
А13 | Литературная критика | У2 | З1, 5 |
А14 | Л.Н. Толстой. «Война и мир». | У1, 3 | З2 |
А15 | М. Горький «Старуха Изергиль» | У2 | З4 |
А16 | И.А. Бунин «Господин из Сан–Франциско» | У4 | |
А17 | Авторская песня | У5 | З3 |
А18 | В.М. Шукшин «Чудик» | У2 | З2 |
А19 | А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича» | У3,4 | З2, 4 |
А20 | Произведения о Великой Отечественной войне | У1, 2 | З2 |
В1 | Литературные направления | У4, 8 | З4, 5 |
В2 | Жанры литературы, система образов | У4, 5 | З2, 5 |
В3 | Средства характеристики персонажей | У3, 4 | З3 |
В4 | Тематика, проблематика | У3 | З3, 5 |
С1 | Письменный ответ на вопрос | У2,3, 5. 7. 9 | З2 |
Всего заданий 25, из них по типу заданий: А – 20, В – 4, С – 1. Максимальный первичный балл за работу – 50 Общее время выполнение – 90 мин. |
2.4. Процедура проведения дифференцированного зачета
На выполнение письменной проверочной работы отводится 90 минут.
Для проведения дифференцированного зачета по литературе с использованием проверочных материалов в виде набора контрольных заданий каждому обучающемуся выдаётся:
- текст с одним из четырех вариантов письменной проверочной работы;
- шкала перевода баллов в отметки по пятибалльной системе;
- инструкция по выполнению проверочной работы;
- лист для черновика.
Все задания обучающийся выполняет на печатных листах.
Перед началом выполнения письменной проверочной работы преподаватель контролирует заполнение личных данных обучающихся, знакомит обучающихся со структурой проверочной работы, с критериями оценивания её результатов.
Обучающимся поясняется, что проверочная работа состоит из двух частей: обязательной и дополнительной. В обязательную часть включены задания минимального обязательного уровня, а в дополнительную часть – более сложные. Выполнение каждого из заданий оценивается в баллах. Количество баллов, которое можно получить за правильное выполнение того или иного задания, проставлено в скобках рядом с его номером. Баллы, полученные за все выполненные задания, суммируются.
Шкала перевода баллов в отметки по пятибалльной системе показывает, сколько баллов необходимо набрать, чтобы получить отметку «3», «4» или «5». Шкала остаётся открытой для обучающихся в течение всего времени проведения дифференцированного зачета, они могут ориентироваться на неё в ходе выполнения проверочной работы.
Обучающиеся должны начинать выполнение проверочной работы с заданий обязательной части. Для получения удовлетворительной отметки необязательно выполнять все задания обязательной части, но только после выполнения достаточного для получения удовлетворительной отметки количества заданий обязательной части обучающийся может переходить к заданиям дополнительной части, чтобы повысить оценку до «4» или «5». Обучающийся может начинать выполнение работы с любого задания с нужным количеством баллов.
III. Контрольно-измерительные материалы для проведения письменного дифференцированного зачета в виде набора контрольных заданий
3.1. Краткая инструкция для обучающихся по выполнению проверочной работы в виде набора контрольных заданий
1. На выполнение письменной проверочной работы по литературе отводится 90 минут.
2. Работа выполняется на печатных листах.
3. Перед началом выполнения проверочной работы:
- заполните лист с личными данными под руководством преподавателя;
- внимательно ознакомьтесь с заданиями;
- ознакомьтесь со шкалой перевода баллов в отметку по пятибалльной системе.
4. Проверочная работа состоит из 2-х частей: обязательной и дополнительной. Обязательная часть содержит задания минимально обязательного уровня, дополнительная часть – более сложные задания.
В проверочную работу включено 25 заданий. Обязательная часть содержит 20 заданий, дополнительная часть – 5 заданий.
5. Выполнение каждого из заданий проверочной работы оценивается в баллах, которые приведены в скобках около номера задания. Если приводится неверный ответ или нет никакого ответа, Вы получаете 0 баллов. Баллы, полученные за все выполненные задания, суммируются. Шкала перевода баллов в отметку по пятибалльной системе показывает, сколько баллов достаточно набрать, чтобы получить отметку «3», «4», «5». Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов!
6. Начинать работу нужно с заданий обязательной части, выполнение которой оценивается на «3». Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
7. После того, как Вы наберете необходимое количество баллов для удовлетворительной отметки, переходите к выполнению заданий дополнительной части, чтобы повысить отметку до «4» или «5». Проследите по шкале перевода баллов, сколько заданий нужно выполнить правильно, чтобы получить «4» или «5», выберите задание с нужным количеством баллов.
Желаем удачи!
3. 2. Текст экзаменационной работы
Вариант 1
Часть I
При выполнении заданий этой части в под номером выполняемого вами задания (А1 – А20) поставьте знак «x», номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. |
А1 | Кому принадлежит высказывание? «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». |
1) Павлу Петровичу Кирсанову 3) Евгению Базарову
2) Николаю Петровичу Кирсанову 4) Аркадию Кирсанову
А2 | Кто, по-вашему, главный герой романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»? |
1) Воланд 3) Маргарита
2) Мастер 4) Понтий Пилат
А3 | Раскольников в разговоре с Соней настаивает: «Разве ты не то же сделала? Ты тоже преступила… Смогла преступить». В чем принципиальная разница между преступлением Сони Мармеладовой и Раскольникова? |
1) Соня принесла в жертву себя, Раскольников – другого человека.
2) Соня переступила через себя, она мучительно страдает от сознания своей греховности.
3) Раскольников, переступив через другого, не ставит под сомнение «право» на преступление.
4) Для этих героев моральный закон относителен.
А4 | Кто из писателей начала прошлого века вернулся из эмиграции за год до смерти? |
1) И.А. Бунин 3) А.И. Солженицын
2) Б. Пастернак 4) А.И. Куприн
А5 | Определите ведущий художественный метод в прозе XX века. |
1) Романтизм 3) Модернизм
2) Классицизм 4) Реализм.
А 6 | С какого эпизода начинается действие романа Л.Н. Толстого «Война и мир»? |
1) с описания войны
2) с описания вечера у А. П. Шерер
3) с характеристики семьи Ростовых
4) с описания Петербурга
А 7 | Николай Алексеевич Некрасов, автор поэмы-эпопеи «Кому на Руси жить хорошо» |
1) совершил кругосветное путешествие на фрегате «Паллада»
2) участвовал в обороне Севастополя
3) был редактором журнала «Современник»
4) был влюблен в Полину Виардо
А 8 | Продолжите предложение. Действие поэмы «Кому на Руси жить хорошо» происходит … |
1) в Москве
2) в Калинове
3) «в каком селе – угадывай»
4) в Петербурге
А 9 | Как назывался первый сборник стихотворений С. Есенина? |
1) «Персидские мотивы»
2) «Радуница»
3) «Москва кабацкая»
4) «Небесный барабанщик»
А10 | Укажите писателей второй половины 19 века, в названии произведений которых есть противопоставление. |
1) А.Н.Островский, И.С.Тургенев, М.Е.Салтыков - Щедрин
2) И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой
3) И.А.Гончаров, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов
4) Л.Н.Толстой, Н.С.Лесков, И.С.Тургенев
А11 | Назовите произведения, в которых мотив странствий играет важную роль в организации сюжета. |
1) «Гроза», «Очарованный странник»
2) «Очарованный странник», «Кому на Руси жить хорошо»
3) «Кому на Руси жить хорошо», «Гроза»
4) «Ионыч», «Очарованный странник»
А12 | Кому из русских поэтов принадлежат слова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»? |
1) А.С.Пушкину 3) Ф.И.Тютчеву
2) Н.А.Некрасову 4) М.Ю.Лермонтову
А13 | Укажите, кто из русских критиков назвал героиню драмы А.Н.Островского «Гроза» «лучом света в темном царстве». |
1) В.Г.Белинский 3) Н.Г.Чернышевский
2)Н.А.Добролюбов 4)Д.И.Писарев
А14 | Как был наказан Долохов (Л.Н.Толстой «Война и мир») за шутку с квартальным? |
1) выслан из Петербурга
2) разжалован в рядовые
3) не был наказан, так как дал взятку
4) не был наказан, так как имел поддержку среди власть имущих
А15 | М. Горький «Старуха Изергиль». Как звали возлюбленного Изергиль, ради которого она совершила главный в ее жизни подвиг? |
1) Данко 3) Аркадэк
2) Яков Маканин 4) Ларра
А16 | Какова основная идея рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан – Франциско»? |
1) описание путешествия богатого американского туриста через Атлантику
2) разоблачение революции в России
3) философское осмысление человеческого существования
4) восприятие американцами Советской России
А17 | Кто из перечисленных бардов не является представителем авторской песни? |
1) А. Вертинский 3) В. Высоцкий
2) А Галич 4) С. Есенин
А18 | Какое произведение принадлежит перу В.М. Шукшина? |
1) «Ионыч» 3) Чистый понедельник»
2) «Суламифь» 4) «Чудик»
А19 | А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича». Какое качество не присуще Шухову? |
1) здравый смысл
2) житейская мудрость
3) высокая нравственность
4) лень
А20 | Кого герой повести В.Кондратьева «Сашка» должен был довести до штаба полка? |
1) Зину 3) немца
2) комбата 4) ротного
Часть II
При выполнении заданий этой части запишите Ваш ответ либо словом, либо словосочетанием в печатный лист. |
Прочитайте приведённый ниже фрагмент и выполните задания В1 – В4 |
- Вот мы и дома, – промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. – Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.
– Поесть действительно не худо, – заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван. – Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. – Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами. – Вот кстати и Прокофьич. Вошел человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошел к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.
– Вот он, Прокофьич, – начал Николай Петрович, – приехал к нам наконец... Что? как ты его находишь? – В лучшем виде-с, – проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. – На стол накрывать прикажете? – проговорил он внушительно. – Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?
– Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, – прибавил он, снимая с себя свой балахон.
– Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?
– Да, надо почиститься, – отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошел в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил
юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов. Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, – руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать». - Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман. – Я уже думал, что вы не приедете сегодня, – заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. – Разве что на дороге случилось? – Ничего не случилось, – отвечал Аркадий, – так, замешкались немного.
В1 | Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество И.С. Тургенева и принципы которого нашли своё воплощение в «Отцах и детях». |
В2 | К какому жанру относится произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети»? |
В3 | Как называется средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности («На вид ему было лет сорок пять…»)? |
В4 | Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. |
ПЕРСОНАЖИ ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА
А) Евгений Базаров 1) получает ранение на дуэли
Б) Николай Кирсанов 2) женится на сестре Одинцовой
В) Павел Кирсанов 3) умирает от тяжёлой болезни
4) делает Фенечку законной женой
Часть III
Для ответа на задание этой части используйте предложенный текст. С какой целью писатель использует портретную характеристику героев? |
С1 |
Составьте письменный ответ на данный вопрос в объеме 5 – 10 предложений.
Работа, написанная без опоры на данный прочитанный текст, не оценивается.
Если письменный ответ представляет собой пересказ или полностью переписанный исходный текст, то такая работа оценивается нулем баллов.
Письменный ответ на вопрос пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант 2
Часть 1
При выполнении заданий этой части в под номером выполняемого вами задания (А1 – А20) поставьте знак «x», номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. |
А1 | Какая реплика НЕ принадлежит Базарову? |
1) «Рафаэль гроша медного не стоит…»
2) Ей бы только шлейф сзади носить да корону на голове».
3) …а из меня лопух расти будет».
4) «Вы, на мой вкус, здесь лишний; я вас терпеть не могу, я вас презираю…»
А2 | Определите главного героя романа «Мастер и Маргарита», о котором говорится: «Не то что встать, - ему казалось, что он не может открыть глаз, потому что, если он только это сделает, сверкнет молния и его голову тут же разнесет на куски». |
1) Иешуа 3) Понтий Пилат
2) Мастер 4) Крысобой
А3 | Что позволяет говорить о трагической теме образа Сони Мармеладовой? |
1) Соне Мармеладовой чуждо сознание греховности.
2) Соня Мармеладова уверена, что спасает своих родных от голода.
3) Моральный закон для Сони, преступившей его, становится относительным.
4) Чувство любви к ближним неотвратимо ведет героиню к нарушению морального закона.
А4 | Кому из русских писателей XX века была присуждена Нобелевская премия? |
1) Б. Пастернак 3) М. Шолохов
2)В. Быков 4) М. Булгаков
А5 | В русле какого направления работали писатели-прозаики начала XX века? |
1) Реализм 3) Модернизм
2) Романтизм 4) Классицизм
А 6 | Какое сражение помогло Андрею Болконскому прийти к мысли, что нужно жить по-другому? |
1) Шенграбенское 3)Аустерлицкое
2) Бородинское 4) смотр в Брауна
.
А 7 | Произведение Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» |
1) роман – эпопея 3) поэма – эпопея
2) рассказ – эпопея 4) повесть – эпопея
А 8 | Кого первого встретили мужики в поэме «Кому на Руси жить хорошо»? |
1) купчину толстопузого 2) помещика
2) крестьянку, Матрену Тимофеевну 4) попа
А 9 | С какой литературной группировкой модернизма связано творчество С. Есенина в 1920 – гг.? |
1) кубофутуристы 3) символисты
2) имажинисты 4) акмеисты
А10 | Кого из русских писателей называли «Колумбом Замоскворечья»? |
1) И.С.Тургенев 3) Л.Н.Толстой
2) А.Н.Островский 4) Ф.М.Достоевский
А11 | Не имеет отношения к повести «Ионыч» А.П.Чехова следующий персонаж |
1) Лопахин 3) Буркин
2) Котик 4) Старцев Дмитрий
А12 | Кто является автором следующих строк «Умом Россию не понять, //Аршином общим не измерить://У ней особенная стать -//В Россию можно только верить»? |
1) А.С.Пушкин 3) Ф.И.Тютчев
2)Н.А.Некрасов 4) А.А.Фет
А13 | В произведениях какого автора основными художественными приемами являются гипербола, фантастика, гротеск? |
1) И.А.Гончаров 3) М.Е.Салтыков - Щедрин
2) Н.А.Некрасов 4) А.П.Чехов
А14 | Кто из героев романа Ф.М.Достоевского задавался вопросом «Тварь ли я дрожащая или право имею»? |
1) Соня Мармеладова 3) Р.Раскольников
2) Петр Лужин 4) Лебезятников
А15 | Какому герою пьесы М. Горький «На дне» принадлежат слова «Человек – это звучит гордо»? |
1) Сатину 3) Актеру
2) Луке 4) Бубнову
А16 | К какому из перечисленных эпических жанров принадлежит произведение И. А. Бунина «Господин из Сан – Франциско»? |
1) новелла 3) повесть
2) рассказ 4) очерк
А17 | За описанием быта пассажиров «Атлантиды» кроется авторское |
1) уважение к сильным мира сего
2) равнодушие к человеку и человечеству
3) неприятие ценностей буржуазного мира
4) насмешка над героями
А18 | Какой из поэтов не принадлежит к Серебряному веку? |
1) К. Бальмонт 3) А. Фет
2) Н. Гумилев 4) А. Блок
А19 | Какая проблема не поднята в произведении А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»? |
1) проблема человеческого достоинства
2) проблема экологии
3) проблема отношений между человеком и государством
4) проблема отношения к труду
А20 | Кому герой повести В.Кондратьева «Сашка» решает достать валенки с Овсянниковского поля? |
1) сменщику 3) фрицу
2) ротному 4) себе
Часть II
При выполнении заданий этой части запишите Ваш ответ либо словом, либо словосочетанием в печатный лист |
Прочитайте приведённый ниже фрагмент и выполните задания В1 – В4 |
- Ну, начинать! – сказал Долохов.
- Что же, - сказал Пьер, все также улыбаясь. _ Становилось страшно. Очевидно было, что дело, начавшееся так легко, уже никогда не могло быть предотвращено, что оно шло само собою, уже независимо от воли людей, и должно было совершиться. Денисов первый раз вышел вперед к барьеру и провозгласил:
- Так как противники отказались от примирения, то не угодно ли начинать: взять пистолеты и по слову три начинать сходиться.
- Г…раз! Два! Три! – сердито прокричал Денисов и отошел в сторону. Оба пошли по протоптанным дорожкам всё ближе и ближе, в тумане узнавая друг друга. Противники имели право, сходясь до барьера, стрелять, когда кто захочет. Долохов шел медленно, не поднимая пистолета, вглядываясь своими светлыми, блестящими, голубыми глазами в лицо своего противника. Рот его, как и всегда, имел на себе подобие улыбки».
- Так когда хочу – могу стрелять! – сказал Пьер, при слове три быстрыми шагами пошел вперед, сбиваясь с протоптанной дорожки, и шагая по цельному снегу. Пьер держал пистолет, вытянув вперед правую руку, видимо боясь, как бы из этого пистолета не убить себя самого. Левую руку он старательно отставлял назад, потому что ему хотелось поддержать ею правую руку, а он знал, что этого делать нельзя. Пройдя шагов шесть и сбившись с дорожки в снег, Пьер оглянулся под ноги, опять быстро взглянул на Долохова и. потянув пальцем, как его учили, выстрелил. Никак не ожидая такого сильного звука, Пьер вздрогнул от своего выстрела, потом улыбнулся сам своему впечатлению и остановился. Дым, особенно густой от тумана, помешал ему в первое мгновенье; но другого выстрела, которого он ждал, не последовало. Только слышны были торопливые шаги Долохова, и из-за дыма показалась его фигура. Одной рукой он держался за левый бок, другой сжимал опущенный пистолет. Лицо его было бледно. Ростов подбежал и что-то сказал ему.
- Не…е…т, - проговорил сквозь зубы Долохов, - нет, не кончено, - и сделав еще несколько падающих, ковыляющих шагов до самой сабли, упал на снег подле нее. Левая рука его была в крови, он обтер ее о сюртук и оперся ею. Лицо его было бледно, нахмурено и дрожало.
- Пожалу… - начал Долохов, но не смог сразу выговорить – пожалуйте, договорил он с усилием. Пьер, едва удерживая рыдания, побежал к Долохову и хотел уже перейти пространство, отделяющее барьеры, как Долохов крикнул: - К барьеру! – и Пьер, поняв, в чем дело, остановился у своей сабли. Только 10 шагов разделяло их. Долохов опустился головой в снег, жадно укусил снег, опять поднял голову, . поправился. Подобрал ноги и сел, отыскивая прочный центр тяжести. Он глотал холодный снег и сосал его; губы его дрожали, но всё улыбаясь; глаза блестели усилием и злобой последних собранных сил. Он поднял пистолет и стал целиться.
Л.Н.Толстой «Война и мир»
В1 | Назовите жанр произведения, из которого взят приведенный фрагмент. |
В2 | Как в литературоведении называется изображение душевной жизни человека, смены душевных состояний, характерное для творчества Л. Н. Толстого? |
В3 | Как называется изображение внешности героя в литературном произведении: «Долохов шел медленно, не поднимая пистолета, вглядываясь своими светлыми, блестящими, голубыми глазами в лицо своего противника. Рот его, как и всегда, имел на себе подобие улыбки»? |
В4 | Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. |
ПЕРСОНАЖИ ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА
А) Пьер 1) пишет царю прошение о помиловании в связи с делом «провианте»
Б) Денисов 2) обыгрывает в карты Николая Ростова
В) Долохов 3) в плену у французов знакомится с Платоном Каратаевым
4)жалеет и прощает Анатоля Курагина
Часть III
Для ответа на задание этой части используйте предложенный текст. С какой целью писатель использует портретную характеристику героев? |
С1 |
Составьте письменный ответ на данный вопрос в объеме 5 – 10 предложений.
Работа, написанная без опоры на данный прочитанный текст, не оценивается.
Если письменный ответ представляет собой пересказ или полностью переписанный исходный текст, то такая работа оценивается нулем баллов.
Письменный ответ на вопрос пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3.3. Критерии оценки экзаменационной работы в виде набора контрольных заданий
Выполнение каждого задания проверочной работы в виде набора контрольных заданий подлежит оцениванию в баллах. Далее полученные баллы суммируются и переводятся в отметки по шкале перевода баллов в отметки по пятибалльной системе.
Часть 1
За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.
Если указаны два и более ответа (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует, ставится 0 баллов.
Часть 2
За каждый правильный ответ на задание В1, В2, В3, В4 ставится 3 балла, за неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.
Таблица 5
Часть 3
№ | Критерии оценивания ответа на задание С1 | Баллы |
I | Содержание письменного ответа | |
К1 | Обучающийся верно ответил на вопрос, используя фрагмент текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием текста нет. | 2 |
Экзаменуемый неверно ответил на вопрос, составил пересказ. | 0 | |
II | Речевое оформление | |
К2 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
Письменный ответ обучающегося характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. | 2 | |
Письменный ответ обучающегося отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи | 0 | |
III | Грамотность | |
К3 | Соблюдение орфографических норм: | |
орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) | 2 | |
допущена 1 ошибка | 1 | |
допущено более 1 ошибки | 0 | |
К4 | Соблюдение пунктуационных норм: | |
пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) | 2 | |
допущены 1 – 2 ошибки | 1 | |
допущено более 2 ошибок | 0 | |
К5 | Соблюдение языковых норм: | |
грамматических ошибок нет | 2 | |
допущены 1 – 2 ошибки | 1 | |
допущено более 2 ошибок | 0 | |
К6 | Соблюдение речевых норм: | |
Допущено не более 1 речевой ошибки | 2 | |
допущены 2 – 3 ошибки | 1 | |
допущено более 3 ошибок | 0 | |
Максимальное количество баллов за всю письменный ответ (К1 – К6) | 16 |
Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для письменного ответа объёмом 5 – 10 предложений.
Если письменный ответ на вопрос представляет собой полностью переписанный исходный текст, то такая работа по всем аспектам проверки (К1– К6) оценивается нулем баллов.
Шкала перевода баллов в отметку по пятибалльной системе
Таблица 6
Отметка | Необходимое количество баллов |
«3 («удовлетворительно») | 20 - 24 |
«4» («хорошо») | 25– 34 |
«5» («отлично») | 35 - 44 |
3. 4 Ответы (ключи)
Ответы
Часть I
№ | Вариант 1 | № |
А1 | 3 | А1 |
А2 | 2 | А2 |
А3 | 1 | А3 |
А4 | 4 | А4 |
А5 | 4 | А5 |
А6 | 2 | А6 |
А7 | 3 | А7 |
А8 | 3 | А8 |
А9 | 2 | А9 |
А10 | 2 | А10 |
А11 | 2 | А11 |
А12 | 2 | А12 |
А13 | 2 | А13 |
А14 | 2 | А14 |
А15 | 3 | А15 |
А16 | 3 | А16 |
А17 | 4 | А17 |
А18 | 4 | А18 |
А19 | 4 | А19 |
А20 | 3 | А20 |
Часть 2
№ | Вариант 1 |
В1 | реализм |
В2 | роман |
В3 | портрет |
В4 | А3, Б4, В1 |
Ответы
Часть I
№ | Вариант 2 | № |
А1 | 4 | А1 |
А2 | 2 | А2 |
А3 | 2 | А3 |
А4 | 3 | А4 |
А5 | 1 | А5 |
А6 | 2 | А6 |
А7 | 3 | А7 |
А8 | 4 | А8 |
А9 | 2 | А9 |
А10 | 2 | А10 |
А11 | 1 | А11 |
А12 | 3 | А12 |
А13 | 3 | А13 |
А14 | 3 | А14 |
А15 | 1 | А15 |
А16 | 2 | А16 |
А17 | 3 | А17 |
А18 | 3 | А18 |
А19 | 2 | А19 |
А20 | 2 | А20 |
Часть 2
№ | Вариант 2 |
В1 | роман - эпопея |
В2 | психологизм |
В3 | портрет |
В4 | А3, Б1, В2 |
3. 5. Зачетная ведомость
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачёта по учебной дисциплине обществознание основной профессиональной образовате
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины обществознаниеКОС включают контрольные матер...
Контрольно-оценочные средства для промежуточной аттестации в форме экзамена (изложение) по учебной дисциплине ОУД. 01 Русский язык и литература для специальности СПО 22.02.06 Сварочное производство
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ОУД. 01 Русский язык и литература в ...
КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ для текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по ОП. 05 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Комплект оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации в формедифференцированного зачета по учебной дисциплине ОП.05 Безопасность жизнедеятельности разработан в соотв...
Программа промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по дисциплине Иностранный (английский) язык, специальность Сестринское дело (базовая подготовка) очно-заочная форма обучения, 1 курс
Форма проведения дифференцированного зачета - письменная. Для подготовки к зачету студентам предлагается краткое содержание учебной информации, банк заданий в тестовой форме без эталонов ответов. Соде...
Комплект оценочных средств для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по образовательной учебной дисциплине ОУДб.04 и ОДБ.04 История
Комплект оценочных средств для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по образовательной учебной дисциплине ОУДб.04 и ОДБ.04 История...
Комплект оценочных средств для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по ОГСЭ.02 история
Дифференцированный зачет по ОГСЭ.02 история на 48 ч КОС тесты...
Контрольно-измерительный материал для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета (контрольная работа) в рамках образовательных программ среднего профессионального образования (ППССЗ) по учебной дисциплине ОУД.11 ЭКОЛОГИЯ
Комплект измерительных материалов предназначен для оценки результатов освоения образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ОУД.11«Экология».КИМ вкл...