Конспект урока на тему "Два поэтических мира"
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
Развивать умение слушать, анализировать, выразительно читать; совершенствовать навыки монологического высказывания.
Закрепить умение работать с художественной и справочной литературой.Заинтересовать учащихся, вызвать у них желание больше узнать о поэтах и их творчестве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Слайдовая презентация | 1.7 МБ |
Конспект урока | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А.С.Пушкин И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал! М.Ю. Лермонтов Настанет день – и миром осужденный, Чужой в родном краю, На месте казни - гордый , хоть презренный – Я кончу жизнь свою…
Пророк- предсказатель будущего Десница – правая рука Серафим - ангелы высшего чина; они изображаются в виде мужчин с шестью крыльями Глагол – слово, речь Внял – услышал Отверзлись - открылись
-преображение человека в пророка -ясный гармоничный мир -богатство, разнообразие мира -торжество настоящей и будущей жизни -мир отвергает пророка для службы человечеству «мир страданий и слез» -контраст света и тени, добра и зла отрицание жизни, несмотря на утверждение высших ценностей
1 .Устный ответ на вопрос учебника: В чем суть размышлений поэта о жизни, поэзии,любви ( с использованием стихов, опубликованных в хрестоматии). 2.Выбрать и выучить одно из лирических стихотворений М.Ю.Лермонтова
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 9 классе
Тема: Два поэтических мира. А.С. Пушкин и М.Ю.Лермонтов
Цели: 1.Систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
2. Развивать умение слушать, анализировать, выразительно читать; совершенствовать навыки монологического
высказывания.
3.Закрепить умение работать с художественной и справочной литературой.
4.Заинтересовать учащихся, вызвать у них желание больше узнать о поэтах и их творчестве.
Оборудование: выставка работ обучающихся, выставка книг, посвященная творчеству поэта, презентация.
Ход урока
- Вступительное слово учителя.(слайд1)
-А. С.Пушкин и М. Ю. Лермонтов - великие русские поэты. Их поэзия - воплощение свободолюбия, патриотизма, мудрости и гуманных чувств русского народа, его могучих творческих сил.
Два поэтических мира, два гения России.
Сегодня нам предстоит выяснить, в чем заключается существенное различие двух поэтов?
В чем особенность лирики поэтов?
Каково лирическое «я» у А.С. Пушкина и М. Ю.Лермонтова?(слайд 2)
- -Творчество А.С.Пушкина было стремительным движением, тесно связанным с его судьбой, с общественной и литературной жизнью России в первой трети 19 века. Жизнь и поэзия сливались в одно целое. Поэзия определила его судьбу.(слайд 3)
Слово нашим биографам.
Ученик- биографическая справка об А.С.Пушкине,( слайды 3,4,5)
Учитель. Никогда ни в одной из литератур мира не бывало примера, чтобы один великий подхватил знамя поэзии, выпавшее из рук другого чтобы он нес его по завещанному пути и сам пал бы на поединке с теми же силами.
Лермонтов не был лично знаком с Пушкиным, но мог и умел его ценить.
Ученица - биографическая справка об М. Ю. Лермонтове (слайды 6,7)
Учитель – Короткую жизнь прожил М.Ю. Лермонтов. А творческая деятельность писателя продолжалась 13 лет. За это время он занял одно из выдающихся мест в русской литературе. Завершил развитие русской романтической поэмы и заложил основы русского реалистического романа. Само время определило проблематику творчества Лермонтова.
- Учитель. В чем особенность лирики поэтов? (слайд 6, сравнит. таблица)
Ученица рассказывает о лирике А.С.Пушкина.
Ученица рассказывает о лирике М.Ю.Лермонтова.
Учитель. К лирике Лермонтова, больше чем к Пушкинской применено понятие «лирический герой». Герои лермонтовских стихотворений обладают некими абстрактными чертами. Он уверен в своей избранности (слайд 7 отрывок из стихотворения).
А тема одиночества особенно сильна в образе романтического героя.
Продолжает ученица (слайд 8 ,отрывок из стихотворения)
- Учитель – А что говорят критики о поэтическом творчестве Пушкина и Лермонтова? Обратимся к статье в учебнике литературы на стр. 252 под названием «Два поэтических мира»
-Как В. Г.Белинский охарактеризовал пафос лирики Пушкина и лирики М.Ю.Лермонтова?
-Как исследователь Д.Муравьев объясняет отличие поэзии Пушкина и Лермонтова? Может нигде так отчетливо не выступала противоположность двух поэтических миров, как в «Пророке» А.С. Пушкина и «Пророке» М.Ю.Лермонтова.
Предлагаю прослушать стих-ние А.С. Пушкина «Пророк».
(звучит стихотворение «Пророк») (слайд 9, 10).
- Каким будет пейзаж на картина? До самого горизонта – песчаное безжизненное пространство и только одно живое существо – кто? (Путник).
-Каким мы его изобразим? (слайды11 со словами)
Ученица – рассказывает о стихотворении .
А теперь прослушаем стихотворение М.Ю.Лермонтова «Пророк»
(звучит стихотворение «Пророк»)(слайд12).
Учитель. Ребята! Давайте вспомним, кто такие пророки?
Ученики. Пророк - это человек, наделенный сверхъестественным даром.
Предвидеть и предсказывать события, явления и предостерегать людей от ошибок.
Учитель. Кто выступает в качестве пророка в стихотворениях Пушкина и Лермонтова?(Поэт)
Учитель.Схожи ли сюжеты в стихотворениях? ( Сюжеты разные. Пушкинский - становление поэта, а Лермонтовский это жизнь поэта, ставшего пророком. В основе пушкинского пророка – книга пророка Исайи, Лермонтов обратился к «Книге пророка Иеремии» и к «Плачу Иеремеи». Лермонтов выбрал трагический сюжет: непонимание во взаимоотношениях прока и тех, кому он хотел служить.)
Учитель: Как создают образ пророка поэты?
Ученик. Пушкинский пророк преображается духовно, а у Лермонтова есть портрет пророка. Его видят со стороны. И этот портрет вызывает сочувствие. Пушкинский пророк торжественен, а Лермонтовский -суров.
Учитель. Что открылась поэту пророку в стихотворении?
Ученик – Гармония мира открылась лирическому герою в стихотворении Пушкина. Он готов встрече с людьми, готов «глаголом жечь сердца людей».
Лермонтовский герой увидел» Страницы злобы и порока». Он не принят людьми.(слайд 13, таблица)
Вывод:Мысль Лермонтова никогда не застывает, не образует законченной системы тезисов. Не стоит ждать от лирики Лермонтова готовых ответов, выводов, итогов. Почти каждое его стихотворение – арена отчаянного спора идей, «боренья дум», незавершенного и открытого.
-Найдите в Стихотворении подтверждение этих слов.(слайд со строками)
5. Подведение итога урока
Итак, в чем же суть различия двух поэтов?
Слово нашим экспертам(выступления учеников).
6.Комментарий оценок .
7.Домашняя работа:1.Прочитать статью в учебнике.2. Подготовить рассуждение о том, насколько различны два великих поэта - Пушкин и Лермонтов.3.Выучить стихотворение «Пророк»(на выбор)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе "Страна большого Хапи"
Повторительно-обобщающий урок по разделу "Древний Египет"...
конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме «Вторая война Рима с Карфагеном»
Урок из цикла "Пунические войны" по истории Древнего мира в 5 классе...
конспект уроков по теме "Население мира"
Конспекты уроков по теме " Население мира", возможно сопровождение презентацией учащихся, предусмотрена работа с опережающим домашним заданием,уроки построены с использованием элементов технологии тво...
Конспект урока по истории Древнего мира: "Вечный город и его жители"
План-конспект урока по истории Древнего мира с использованием ЭОР....
План-конспект урока "Паразитизм в растительном мире. Карантинные паразитические организмы Ставропольского края"
Урок элективного курса "Экология растений с флористическим анализом растительности Ставрополья".Учащиеся узнают об особенностях паразитических организмов и их значении в практической деятельности чело...
План- конспект урока по литературе"Поэтическое мастерство А.С. Пушкина." Песнь о вещем Олеге".
План- конспект урока по литературе " Поэтическое мастерство А.С. Пушкина."Песнь о вещем Олеге"....
Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс. Тема урока: «Путешествие в Александрию Египетскую».
Цели урока: Закрепить изученный материал о походе Александра Македонского на Восток. Узнать об особенностях города, основанного Александром – Александрии Египетской.Сегодня мы с вами отправимся ...